Wednesday, January 16, 2013

Число Данбара

Около 10 лет тому назад британский эволюционный психолог Робин Данбар заинтересовался, а сколько поздравительных рождественских открыток посылают/получают англичане, другими словами он начал изучать а каково максимальное к-во социальных связей может построить и поддерживать человек, т.е. не просто бросить там фразу, понятную по нашим временам, "у меня 5,000 friends in Facebook", a именно, о каком к-ве человек нам по-настоящему есть дело, а это не просто список ничего не говорящих nicknames.

Эксперимент с рождественскими открытками тем и хорош был, что каждая открытка стОит небольшую, но все же какую-то сумму, а также и почтовая марка, да и к тому же текст надо писать своей рукой, а не просто "copy-paste". При огромной многотысячной выборке эксперимента результат оказался интересным: человек поддерживает в среднем социальные отношения со 153.5 человек, т.е. грубо - 150. Это число и получило название "Dunbar Number".
Оказалось, что охотничьи сообщества в Англии имеют в основном не более 150 членов, самоуправляемые коммюнити в самых разнообразных областях людской деятельности в Англии тоже крайне редко превышают число 150, а когда подбираются к 200, то обычно они раскалываются в результате внутренних противоречий  на две независимые.
Вы спросите, а как же с гигантскими корпорациями? А оказывается, не смотря на определенные бенефиты крупных компаний в каждой отрасли, для того чтобы эффективно фунционировать, они имеют структуру в виде отделов или branches или специализируются в определенном спектре производства. Вот эти-то более мелкие социальные структуры внутри гигантских концернов, опять же имеют тенденцию раскалываться, когда число их членов начинает отличаться сильно в большую сторону от 150.
Пришел Данбар к такому результату совсем с другой стороны: его отец работал инженером электриком в Танзании, а парень с детства интересовался наблюдением за социальным поведением у обезьян, в частности, как обезьяны ухаживают друг за другом, вылавливая блох друг у друга. Оказалось, что это не только процесс соблюдения гигены, а опеделенная социальная структура. Далее он обратил внимание, что чем больше по об'ему мозг других стадных животных, тем больше "социальных связей" они могут поддерживать.
Жить стадом проще с одной стороны, особенно когда дело касается поиска пропитания и защиты от внешних факторов, а с другой стороны надо каким-то образом выживать внутри стада, потому что приходится следить и реагировать на тех, кто норовит обжулить других или силой урвать то, что ему вроде как не полагается. Да-да, у обезьян это тоже присутствует. Обрабатывать все эти сценарии, вернее множество сигналов, к-е они производят, нужен мозг, конкретно отдел мозга neocortex, и большой по об'ему, потому что социальное поведение переменчиво и полно сюрпризов.
Данбар построил математическую модель, предсказывающую размер стада в зависимости от об'ема мозга. И наконец мы прибыли на конечную станцию нашего поезда: не смотря на фантастический прогресс в технологии, Homo Sapiens, ограничен в своих возможностях поддерживать в среднем ~147.8 социальных связей, т.е. таких людей, с к-ми он лично знаком, и с к-ми ему относительно легко общаться. Это гигантское число по сравнению с бабунами, у к-х оно 8-10, и все это потому, что у людей есть речь, возможность читать, говорить, обсуждать, сплетничать и т.д.
В 2010 сэр Данбар получил приглашение о сотрудничестве с Facebook-ом, и хотя он остается по-прежнему профессором кафедры в Оксфорде, тем не менее он теперь активно работает и с нашим пацаном, Марком Цукербергером.
Последние его исследования человеческих социальных связей выделяют группу в 3-5 ближайших друзей. Далее следует круг от 12 до 15 человек, события в жизни (такие смерть) к-х нас затрагивают эмоционально в серьезной степени. Следующим числом идет 50, к-е человек поддерживает как в профессиональной жизни (если это создание своего нового бизнеса), так и в  общении, связанным с его хобби. Один и тот же человек об'единяется в различные социальные структуры в процессе своей жизни, однако по теории Данбара все равно получается, что один человек не может поддерживать > ~150 активных социальных контактов.
Почему же Facebook  заинтересовался этой теорией? Очень просто: если знать точно о лимитах человеческих возможностей, то уже легче строить архитектуру, например, рекламы, зацепляя одного и публикуя у него то, что ему нравится, рассчитывать, что его виртуальные друзья заинтересутся тем же...
Теория Данбара не об'ясняет, почему, она просто стоит структуры и экстраполяции, к-м находится множество примеров.
(The Dunbar Number, From the Guru of Social Networks )

6 comments:

  1. Очень интересно! Спасибо большое, Ирина, за полезную информацию! Удачи Вам, радости и вдохновения! Теплый привет из заснеженного Екатеринбурга! Будьте здоровы, берегите себя!

    ReplyDelete
  2. Ирина, всегда - пожалуйста.
    Мне тоже приятно, что вам понравилось.
    Много всего интересного вокруг, да не хватает времени описывать :-

    ReplyDelete
  3. Крайне интересно. Я и раньше читал что-то подобное, есть такой сетевой фольклор про законы развития корпораций (автор не Мерфи, а другой кто-то, я забыл фамилию, вроде Паркинсон) который утверждает, что что любая компания может эффективно работать пока в ней численность не достигла 300 человек. Я думаю, что это число - 150 - ближе к истине. Дальше начинается конфликт интересов и все такое.
    Кстати, первый закон этого забытого мной автора гласит, что любая компания, созданная для чего-то конкретного (например, выпускать велосипеды), через определенный срок забывает об этом и начинает функционировать исключительно на самоподдержание и собственное благо.
    Ира, давно хотел задать вам вопрос: вы твердый знак (ъ) в своих текстах не используете (а используете вместо него апостроф) потому что его нет в раскладке вашей клавиатуры, или это род языкового импрессионизма как мои запятые вернее их отсутствие?

    ReplyDelete
  4. Мне кажется, что и 150 - это скорее преувеличение. Но в целом, теория очень интересная. Фейсбуковцы молодцы - все продумывают до мелочей, с привлечением специалистов.

    ReplyDelete
  5. Импрессионизм я люблю, но не влюблена в него до безумия :-). У меня к нему есть свои претензии, но это никак не связано с виртуальной клавиатурой, на к-й я стучу тексты на русском языке, winrus.com, Phonetic: YaZHert
    Пошла смотреть, а есть ли там "ъ", оказалось, что есть!
    Из данного эксперимента немедленно последовал ответ: стучу-то я быстро, времени у меня никогда нет, и простая лень поискать "ъ" и была главной движущей силой, чтобы про меня могли подумать, что я как бы применяю "род языкового импрессионизма" :-)
    Попробую теперь сосредоточиться на правильном пути... :-)))))

    ReplyDelete
  6. Facebook не зря насобирал миллионы users. Он оч. удобен именно для того, чтобы поделиться огромным к-вом фотографий, это и была их главная цель. А писать там помногу оч. неудобно, да и меня раздражает то, что какие-то совершенно неинтересные мне "друзья друзей" всякую ерунду понапишут, а она у меня на wall постоянно вылазит.
    С моей точки зрения фасебуковцам еще есть над чем работать, прежде чем я ими всерьез заинтересуюсь...:-)
    Мне больше нравится стиль блогов, где м. писать ск. хочешь, и кстати, blogspot, потому что я не хочу разгребать ленту подписки и пролистывать километры мне неинтересных постов, как в liveJournal.com, поэтому я никого не "задруживаю", и никого не надо "отдруживать".
    Выбираю себе интересные журналы в blogs list, и читаю, когда мне удобно и в порядке, к-й мне удобен. Перестал блог интересовать, я спокойно его линк убрала из своего списка. Человек не знает об этом, потому что все эти действия только на моем "жизненном пространстве происходят, и ему не обидно.
    Facebook account только потому и имею, чтобы Ларисины работы видеть, ибо она через свой как раз и сделала себе прекрасную рекламу, ибо она его использует исключительно в рекламных целях.

    ReplyDelete