Tuesday, December 23, 2014

Рождественский Кельн

В чужом городе приятно оказаться с кем-то, кто тебя поводит и покажет город, который именно тебе интересен. В Кельне у нас был прекрасный гид, Сфен, главный реставратор Кельнского собора.
Его идея была в том, чтобы сначала погулять по городу и его романским церквям, потом заглянуть на рождественкий базар, а на закате и в сумерках подняться на самый верх собора и поглядеть вниз и вокруг. А уж ночью покататься на коньках на рождественском катке. В перерывах - перекусывание в местах приятных, но не особо дорогих. В общем чего еще может пожелать модерновый странник?!
И пошли мы соглано плану...

Приходишь в очередную церковь, а твоего спутника здесь все знают, открывают старинным ключом какую-нибудь боковую или подвальную дверку, а он по пути рассказывает, что вот это скульптура Девы Марии 11-го века, и как он ее в таком-то году лазером отчищал от копоти свечей и окаменевшей пыли целых 3 месяца, а потом реставрировал, потом покрывал защитным слоем и т.д. А вот эта церковь стоит на фундаменте той, что была здесь в самом начале тысячелетия. Эти фрески удалось восстановить, потому что сохранились гравюры с оригинальных, а вот эту скульптуры не будут восстанавливать, потому как нет ее нигде ни на картинах, ни на старинных фото,-нигде. У немецких реставраторов общий подход к реставрации таков, что если нет никаких сохранившихся свидетельств, как произведение выглядело в лучшие свои дни, они не имеют права прилеплять ни нос, ни руки, ни даже складки одежды скульптуре на свой страх и риск. И нечего тут со своей фантазией соваться.
С фресками ситуация такова, что если фрагмент можно восстановить, то его и приведут в порядок, а на остальном пространстве оставят белое пятно пустой штукатурки,- считается, что так честнее, нежели "роспись под правду".
Очистка сульптур и лепных украшений ведется нынче лазерами. Затем "возвращают" краски, свойственные той эпохе, когда и было создано произведение.
Тут кстати можно и немного отклониться в сторону и об'яснить, а отчего же в таком великом почете были невесты христовы среди христианок и почему много девственец так страстно жаждали быть женами Христа. Оказывается не последнюю роль играл семейный бизнес и традиция сыну жениться и приводить жену в родительский дом, оставаясь в семейном деле и умножая семейный капитал. Дочь же надо было выдавать замуж с приданным, таким образом изымая наличные из того же бизнеса. Как-то так невзначай и получалось, что незачем тратиться на дочек, и деньги останутся при семье, и если ее с детства уговорить об общественной роли невесты Христовой, то и почет тебе, и слава, и денюжки целы...
Если вы обратили внимание, у христиан, а католики среди них весьма многочисленная братия, в большом почете всякие мощи. Ради того, чтобы заполучить даже часть кости каких-нибудь святых, идут на все. Так, в кельнском соборе хранятся останки тех самых волхвов, что пришли к Деве Марии на поклон с дарами на рождение Христа. Один из комплектов костей был элементарно украден рьяным католиком в давние времена, и именно по сему случаю и началось возведение собора. Можете себе представить, какое столпотворение сейчас и в самом соборе и вокруг, где толпа, отдавшая дань святому, предается земным весельям по распиву немецкого глинтвайна и пивка, заедая все выпитое традиционными свиными колбасками с капустой, которые в изобилии продаются на рождественском маркете вокруг.
Не даром утверждают, что немецкие рождественские маркеты самые раз-самые в Европе, как нынче модно говорить, "аутентичные": у них и красочное оформление каждого ларька, и практически все сувениры сделаны именно в Германии, и зачастую их делают тут же на глазах у публики.
Сфен привел нас между делом в Базилику Св. Урсуллы, где находятся останки 11,000 девственниц. Легенда гласит, что когда британскую принцессу Урсулу хотел взять в жены губернатор Мериадок, она отправилась по морю к жениху в сопровождении якобы 11,000 девственниц, но их застал страшный шторм. Она решила отправиться паломницей в Рим ибо их корабль выдержал шторм, и они не погибли.
Однако Папа Сирикус почему-то невзлюбил сию идею, и всех их казнили, обезглавили, а остaнки погребли в общей могиле.
Много лет спустя Урсула была об'явлена святой, В ее честь возвели базилику, а в специальной "золотой" комнате из костей тех девственниц выложили всяческие орнаменты на стенах. Кости сложены в черепах многочисленных бюстов, выставленных в той палате, и вообще во вcяких других сосудах и человеческих черепах. Жуть. Ну не понимаю я этих узоров с целью создания орнаментов, не важно каких ради целей.
Но паства любит. И тянется с отдаванием почестей и раздуванием легенд... Да-да. Народу надо хлеба и зрелищ, и кости вполне подойдут для этой цели.