Wednesday, March 20, 2013

"Дурак - умный"


Был у нас такой предмет по программе, Функциональный Анализ, и прислали к нам его читать свежеиспеченного выпускника НГУ, Васильчика. Невысокого роста, в помятой рубашке, он с тоской осознал, что его первое рабочее место отдаляет его от мечты произвести нечто значительное в науке, потому как надо просто читать лекции, и аудитория не состоит на 100% из гениев. К такой карьере Васильчик видимо морально не приготовился, тоска его стала преобразовываться в раздражение и нервный тик. Лекции его тоже оказались под влиянием такого настроения, и постепенно стали скучными не только для него,
но и для большинства студентов. Есть такая незримая связь между творцом и теми, кто потребляет труды его творений: если человек любит свое дело, он делает его так, что другие под влиянием его вдохновения заинтересовываются и вот уже, удивляя себя и других, вдруг достигают интереснейших результатов.
Васильчик был из других, он как-то создавал эффект, к-ый наоборот вселял тоску. Мало кто понимал его предмет, и он воспринимался как очередной барьер из великого множества формул на пути движения к заветному финишу, диплому. Появляясь на кафедре в очередной раз и бросая быстрые взгляды в аудиторию своими маленькими темными глазками, он стучал мелом по доске, а его спина презрительно корчилась, мол с какими же идиотами мне приходиться иметь дело.
Моя школьная одноклассница, Света, училась на физтехе и жила в нашей общаге на третьем этаже. Когда я заходила к ней в гости, меня всегда поражала атмосфера какой-то напряженки в воздухе их физтеха: там беспрерывно решался вопрос: дурак ли такой-то. Особо тяжело приходилось девчонкам, их там были считанные единицы на весь факультет, и они были под постоянным обстрелом этих риторических вопросов. Почему, зачем?
Может быть в те времена все были зачарованы наукой и бесконечными возможностями, к-е она сулила тем, кто отличился? Не знаю. Может парням казалось, что только они имеют право на научные открытия. Надо сказать и по сей день женщине значительно труднее сказать свое слово в науке, да и в других "мужских" профессиях. Но всем, кто хоть как-то "засветился" на дурака на физтехе, приходилось несладко. Он становился всеобщим посмещищем до момента, пока не находился другой кандидат на "дурака".
Но есть люди более чувствительные и просто толстокожие. Света была несомненно из первых. Мы обе закончили физмат школу. Она очень любила физику. Хотя мы в школе и прошли огромный объем материала, и это был хороший фундамент для института, она была очень эмоциональной девочкой, нo на 3-м курсе она просто сошла с ума. Около года она была в психдиспансере, потом появилась опять в институте и даже закончила его, но ее характер резко изменился. Вместо веселой и энергичной очень способной девчонки, хохотушки, она превратилась в тень, ходила медленно, говорила тихо, совсем не улыбалась.
Так опять про Васильчика: он мне на редкость сильно напоминал "стиль физтехa", где без этой сортировки "дурак - умный" ну просто нет возможности жить и двигаться дальше.
Я все время на лекциях удивлялясь, Почему надо затянуть все вокруг паутиной презрения к тем, кто сразу же не понял, не "схватил на лету" твою гениальную мысль? A почему нельзя просто рассказать про то, что ты знаешь? Рассказать от души, поделиться своими знаниями без прицельной критики того, кто пришел слушать.
Мир должен быть разнообразен, не все должны априори великолепно знать математику. А может этот идиот в математике печет такие пироги, что пальчики оближешь?! Пироги, испеченные с любовью, ведь совсем другой вкус умеют...
Математики ведь тоже люди, и они очень чутко различают, когда их любят, а когда и презирают.
Сдала я его экзамен на четверку и решила себе, что в один прекрасный день я сяду и все разберу сама, для себя.
И что вы думаете? Так и сделала. В 1978, когда я родила вторую дочку, я взяла толстую книгу по фунциональному анализу и с огромным удовольствием ее проработала за свой послеродовой отпуск. Повезло мне с характером второй дочки - она была на редкость спокойной, таких можно хоть 10 раз подряд рожать, а не то, чтобы там фунциональный анализ изучать. Оказалось что в функциональном анализе все просто и элегантно, да еще и интересно. Мне не пришлось себя силой загонять дочитывать книжку.
Вот и спрашивается, сколько таких васильчиков в нашей жизни отбивает нам вкус к делу?
И зачем их вообще к студентам подпускать?!

6 comments:

  1. Мне кажется человеку, как стадному животному, глубинно свойственно самоутверждаться засчет других, независимо от уровня образования. Вы ж читали наверное эти теории про альфу и омегу в стае? Только долгое существование в условиях развитой культуры как-то это свойство смягчает. Например, хорошая семья. Или страна с долгой культурной историей. Оно все равно существует и тогда, только в смягченной форме. Homo homini lupus est.

    ReplyDelete
  2. Ира как ты все помнишь?

    ReplyDelete
  3. Тома, привет.
    Этот пост я написала давно, лет 6 тому назад, я просто перетаскиваю свои студенческие воспоминания с нашего общего блога, потому что там давно никто ничего не писал, и гугл уже те блоги заморозил, скоро совсем поуберут с интернета. а мне эти воспоминания дороги, потому что они из нашей молодости.
    Случай со Светой меня тогда настолько сильно поразил, что я его помню отчетливо, для меня это была так страшно - я никогда раньше встречала людей, впавших в глубочайшую депрессию. Это было ужасно. Практически год спустя, как она попала в психушку на полгода и вышла оттуда тенью, у нас появился Васильчик. М.б. я восприняла его через чур эмоционально, но тогда он мне показался одним из тех, кто таких светок дотюкивает.
    Понятное дело, в жизни выживают те, кто силен духом, но мне ее было очень жалко, потому что она была умницей, может быть не такой гениальной, чтобы блистать и всех сражать наповал своими идеями, но и наш институт вовсе не был кузницей спец. научных кадров, где суждено было выжить только 3-5 гениям...

    ReplyDelete
  4. Конечно читала я про альф и омег. И даже больше: я знакома с экспериментами, а можно ли омегу превратить в альфу, если он/она уже взрослый человек. И ответ: конечно да. Многочисленные эксперименты подтвердили это. Если омега-персона (омега = "козел отпущения") попадает в среду, где его поощряют, не унижают и не издеваются над ним, то с небольшой психологической поддержкой вначале он раскрывает свой настоящий потенциал, и достигает вершин в областях, о к-х даже и не мог помыслить изначально, ибо был выпихан средой на роль постоянного омеги.
    Просто в среде, где формируется юношеский характер, я бы желала не встречать васильчиков.
    Когда человек возмужал и готов к таким встречам, то ему они уже не страшны, я так думаю.
    Только ведь вопрос, а как этих васильчиков отфильтровать?! :-)

    ReplyDelete
  5. Я снова про память, и как это я про этот случай помню.
    Ассоциативная память у многих людей очень устойчивая, и она практиски одна из последних ослабляется, когда человек впадает в дементию(старческий маразм). Сильнейшие эмоциональные потрясения, будь то радостные или трагичные, человек помнит до мельчайших подробностей, даже запахи, цвет и фактуру одежды, взгляд, свет - все, что от рядового случаю мгновенно стирается в памяти, потому что этот случай как раз и не задел эмоционально.

    ReplyDelete
  6. Тома, пошла в твой блог, почитала, фотки посмотрела. Как ты прекрасно выглядишь, и у тебя, и у твоего сына, и твоего мужа такие светлые, добрые лица, и особенно глаза,- одно удовольствие смотреть! Ведь твоя сестра моложе тебя, а сейчас ты - просто красотка рядом с ней. Молодец, вот что значит заниматься спортом всю жизнь, да и любовь человека молодит! :-)
    Хотела тебе в личку написать, а ты со своего рабочего мэйла последний раз прислала мне где-то в 2009г. А я не помню, или есть у тебя свой личный адрес.
    Пожалуйста, черкни мне пару строк в личку.

    ReplyDelete