Monday, April 19, 2010

Призадумалась я, а в каких, собственно, я отношениях со страной, где я родилась? Штукатурю я себе потихоньку гараж (работа-то монотонная, размышлять под нее удобно) и думаю. Вот Нина спрашивает: чем ты так восхищаешься, поместив рассказ о том, что советская история космонавтики сплошь фальсифицирована. Мол, что ты такая злая на страну, где родилась?
Злая ли я?

Заглянув к себе глубоко в душу, я не нахожу пышущей злобы. Тогда что же? Почему я публикую такие разоблачительные статьи? И стало мне интересно, а в чем же причина. Потекли воспоминания моих взимоотношений с советской властью, моего рождения в стране, школьных пионерско-комсомольских лет, когда я, как человек веселый и энергичный, жила на вся катушку и впитывала в себя вся пропагнду изо всех рупоров советской власти, и когда родители предпочитали молчать и никогда не высказывать своего опытного взгляда и мнения на жизнь, дабы не наблюдать эффект павликов морозовых в собственной семье.
То, что масса граждан СССР узнала в перестройку, я успела прочесть через самиздат за много лет до того. Миф о строительстве коммунизма и внутренней тупиковой экономической политикe у нас в семье уже был разоблачен, и именно поэтому после тяжелейших колебаний и страха перед жуткими репрессиями мы все же преодолели себя и подали документы на выезд. Мы поднялись и встали с единицами других на борьбу за право на выезд. Злилась ли я тогда? Те долгих 7 лет травли, прослушивания, подглядывания, вышвыривания мужа с работы, бесконечных собраний на работе и потом разговоров в кулуарах, инициируемых сотрудниками и приятелями: а куда вы едете? Тебе там прийдется зарабатывать только клеветой на родную страну, ибо ничем другим тебе там работать не дадут.
Или еще перспектива, к-ю особенно часто продавали мне: тебе же там прийдется быть проституткой, на большее ты и не рассчитывай! или еще более изощренный вариант: тебя же там замучит тоска по русской березке, по русской культуре... Чего только не было?! Мы-то были среди тех, Андрей, кто пробивал свободный выезд за пределы страны всем, таким же как и вам. Чтобы вы, когда захотели, могли просто получить в'ездную визу в другую страну и далее в зависимости от скорости вращения бюроктатической машины, получить свое разрешение и выехать. Чтобы нынче тысячи граждан СНГ могли поехать в отпуск заграницу, в любую страну, с которой налажены туристические связи.
А нам-то приходилось быть предельно аккуратным во всем, чтобы ГБ не могло ни к чему прицепиться и с легкостью упрятать мужа за решетку. В те времена у них была именно такая тактика: мужа, не считаясь с возрастом и здоровьем ссылали (как произошло с Феликсом Кочубиевким, например), а жену с детьми просто травили через политически-активных сотрудников и соседей. Детей избивали в школе руками других детей, мягко направленых учительницей - яростной коммунисткой. Моих детей били.
Да, приходилось нам изучать букву закона и соблюдать все-все-все, чтобы ГБ-стам приходилось бы изощраться, чтобы состряпать дело, а мы надеялись на потепление политических отношений с Западом, на первые ростки демократии, на помощь американских сенаторов, на мировое общественное мнение. И слава богу, вырвались.
Злость - чуство сильное, мощное, забирающее много энергии у человека, который злится. Кто долго злиться, у того не хватает энергии ни на что, особенно если предмет злобы велик. И, повспоминавши, я не нашла в себе злости. Было упорство страждущего выжить, вырваться, и надо было беречь силы, экономить - ведь никто не знал, на сколько лет это растянется. Я наблюдала людей, сидящих в отказе по 17 лет, которые сходили с ума, я лицезрела развалившиеся семьи при помощи аккуратной спекуляции ГБ-стких органов, читала письма тех, кто вырвался даже из лагерей за кордон. К моменту появления Горбачева мы уже сидели несколько лет в отказе. Его болтовня была откровением и звуком надежды для миллионов, однако очень быстро мы с Яном поняли, что мало что изменится в принципе в этой стране.
До меня вот сейчас дошло, что свои отношения с советской властью я скорее могу сопоставить с длительной и изнуряющей борьбой с многоголовым драконом. Он не просто нападает и мигом пожирает тебя, а так медленно испепеляет тебя своим мертвящим дыханием, когда ты годы тратишь на бессмысленную борьбу за существование, элементарный быт, когда людей натравливают друг на друга, и они оголтело уничтожают друг друга, донося один на другого, когда спиваются поголовно поколения за поколениями и т.д.
Похоже, что вот такое сравнение, как многолетнее преодоление дракона, где его головами были мифы, миф о лучшей жизни, миф о равенстве и братстве, миф о нужности образованных людей стране и еще масса мифов поменьше, я скорее и вижу свои отношения со страной, где я родилась. Мне казалось, что я прочла и ознакомилась с массой источников и все мифы уже в большей или меньшей мере развеялись для меня еще в период проживания там.
Однако с переездом в Израиль я стала живым свидетелем раскрытия мифа о миролюбивой внешней политики СССР и позже СНГ. Это не только гигантское к-во публикаций документов, с которыми я познакомилась и тщательно прочла, это прежде всего советское оружие, которым обстреливают Израиль, это ракеты "Скад", которыми бомбили в том числе и персонально меня и мою семью и продолжают обстреливать СНГ-шными катюшами Израиль и по сей день. Это не просто проданное арабам оружие - американцы торгуют оружием направо и налево, это и тщательно продуманное натравливание арабских стран именно на Израиль. Без вмешательства СНГ в арабо-израильский конфликт он бы не унес столько душ с обеих сторон! Это и поставки советских военных советников, летчиков, офицеров и низшего офицерского состава в арабские армии, ибо те сами не в состоянии эффективно использовать это вооружение.
Практически все самые реакционные режимы мира поддерживает СНГ и поныне. Это противоборство СНГ с демократией Запада и из страха удержать географически огромные территории, это и потому, что народ и по сей день в СНГ не имеет никакой возможности противостоять этим вмешательствам и влиять на внешнюю политику своей страны.
Вот и еще одна голова дракона - долой.
Вот нашла я себе работу по профессии, построила прекрасную профессиональную карьеру, переучившись и сменивши профориентацию трижды - голова дракона с плеч. Никому даже в голову не пришло нанимать меня, чтобы я клеветала на Советский Союз, он сам себя показал в такой красе, что никакая клевета бы до этого не додумалась бы - еще одна голова дракона - с плеч. Вот прощло много лет, а ни разу не затосковалось мне по русским березкам, да и тысячам другим иммигрантов тоже - еще одна драконья башка прочь!
Живу вот я теперь в США. Почему? А я злилась на Израиль, что не может он предотвратить арабский террор. Делает ничтожно мало, чтобы приостановить поток арабов, ежедневно приезжающих на территорию Израиля на работу и провозящих бомбы для массовых терактов в огромных количествах. Это ведь не только дело правительства. Дело в том, что если ты нанимаешь на работу арабов из соседних стран, ты, как работодатель, не платишь налогов на заработную плату с ними. Дешевая рабсила. Один экономит на этом, а другого подрывают в автобусе. Вот где я злилась на отсутствие солидарности самих евреев внутри страны, на нежелание чуствовать боль соседа, потерявшего родного человека в очередном теракте!
Так чтобы не исходишь от злости, я нашла себе работу в Америке и уехала, кстати, меня гнал страх, что моих детей убьют. Ян категорически не желал уезжать. Убили его. А нет у меня нынче никакой злости на Израиль. Ни на арабов - они биологические роботы в моем понимании.
И что интересно, из израильтян никто и никогда ко мне не цепляется за этот переезд. Я бываю в Израиле часто, и здесь у меня много друзей, с к-ми у нас в корне разные взгляды на израильскую политику. Злость моя прошла довольно быстро, когда я поняла, живя издали, как трудно крошечному Израилю сражаться с такими гидрами.
Помните эфект, как надо смотреть на картину: надо отойти от нее подальше. Вот я отошла от двух стран подальше: от СНГ и от Израиля.
Невооруженным взглядом видно, что мои симпатии на стороне Израиля. Ничего не поделаешь. Меня очаровала эта крошечная мужественная страна, где не бросают раненого солдата на поле боя, а любыми силами вытаскивают даже убитых солдат с собой. Где за пленного еврея ведут по многу лет лет международные переговоры с арабами и выменивают на сотни и тысячи террористов, сидящших в израильских тюрьмах за теркаты. Безумие? Нет. Там дорожат людьми и борются за каждого.
Там нет смертной казни даже террористу, убившему десятки евреев зараз. Считается, что жизнь даже такого - священна, и что насилие порождает насилие. Моральность торы. Поиск справедливости.
Вот это меня и очаровывает. И еще многое другое. Согласитесь, что СНГ есть чему поучиться и израильтян...
Хотя и тысячи недостатков в Израиле раздражают. Ничего с этим не поделаешь. А живу в Америке. Убивают здесь пореже. Я не такая мужественная, хоть и стыдно в этом признаться, а так оно и есть.
Подолгу злиться на что-то глупо, ибо сама по себе злость ничего не меняет, только полностью уничтожает тебя самого.
А вот миф об успехах советской науки для меня все же оказался сюрпризом. Уехавши из СССР, я перестала пристально следить за его судьбой, я не знаю ни современных артистов, ни писателей ни политических деятелей. Некогда мне. Мне жить надо.
А вот с этим интервью с журналом "Огонек" - очередная голова дракона с плеч. Время от времени я читала то тут, то там и о Гагарине и о разных махинациях с научными открытиями, но это все как-то было в общем ключе с общим направлением.
Однако я преклоняюсь перед людьми, к-е кропотливо собирают публикации, сухие факты, в данном случае научные патенты - во имя истины, потом вдруг становится очевидна картина очередной мировой фальсификации. Почему задело меня? А я поучаствовала в одном научном проекте для космической станции "Мир", и очень этим гордилась в глубине души - как же! я тоже имею свой личный вклад в успех советской космонавтики. Мне никогда даже в голову не приходило, какой человеческой ценой тот успех может быть построен.
Человек всегда чуствует погано, когда его обкрадывают или обдуривают.
Да. Если вы мне расскажете, что у вас под'ем настроения и воодушевление после того как вас обдурят, то позвольте мне вам не поверить... Но что бы не случилось, а жизнь берет свое, и вам приходится "зажевать".
Зажевывает и целая страна годы позора - смотрите на Германию. Зажевала и Америка, отбомбивши Хиросиму и Нагасаки.
Я вот к примеру, не хочу потратить всю свою жизнь на исследование политики держав. Однако и стоять совсем в стороне я считаю безнравственным. Пока мы так стоим, брезгливо оттопыривая губы: Фи! Политика - это грязное белье! Пользуюясь вашим равнодушием и "щепетильностью", энергичные подонки подминают под себя страны и народы, уничтожают миллионы. В том числе и ваших прямых родственников.
Когда грязные делишки политиканов вытаскивают на свет, тем быстрее они поджимают хвост, и чем чаще это происходит, тем чище политическая линия государства. В конечном счете пора задумываться нам всем о судьбе всей планеты, а не сидеть по углам: меня это не касается.
Нина, а ведь ты можешь восхищаться на своем блоге тем, что тебя затрагивает, и вовсю. Может быть ты поведаешь миру о том, что-то такое о нынешней жизни своей страны, что такие, как я, и не знают просто потому что не знают ничего о тех изменениях, которые произошли у вас в стране, а может жизнь в СНГ за 22 года действительно стала и моральее и сытее и достойнее, чем та, которую помню я.
А я порадуюсь вместе с тобою.
Имигранты такие, как я, четко разграничивают в своей памяти строй и стандарты поведения людей, которые тот строй породил, от которого они уехали, и друзей, людей, с которыми они дружили, с которыми их связывают прекрасные отношения.
Всего доброго, друзья!

6 comments:

  1. Мне кажется вы напрасно думаете, что вытаскивание на свет махинаций российской власти что-то там изменит. Никто там особо и не скрывается. Тысячу лет в стране царит казнокрадство, вранье и беспредел, и ничегошеньки ничьи публикации не изменят. Одного посадят - пять новых придут. "Гласность и перестройка" только наплодила новых воров и беспредельщиков.
    А обвинения задним числом, когда уже все закончилось, напоминают махание кулаками после драки. Моя российская жизнь тоже была не сахар , и у меня самого периодически появляется желание плюнуть на порог еще раз и еще раз, но как-то меня с детства учили, что это некрасиво и неправильно.

    ReplyDelete
  2. Я тоже призадумался, а в каких я отношениях с Россией сейчас? И решил так, что ни в каких. Вообще.

    ReplyDelete
  3. Я сначала задумался а из-за чего же был Ирин горячий спор с нашими новосибирскими сокурсницами, и понял, что вовсе не из-за космоса.
    Я думаю,что он был из-за нашей привычки ассоциировать страну с ее строем, правителями, политикой и пропагандой. И потом горячо любить или горячо ненавидеть этот строй.
    Увы, с годами становишься настроен скептически и не веришь в идеальные страны. Везде казнокрадство, взятки, политиканство. И (соглашаясь с Андреем), практически ничего нельзя изменить. А когда осознаешь, что изменить ситуацию не можешь, есть такой выход: голосовать ногами. Вот это мы и сделали - кто по разу, кто по два.
    И это нормально, ведь железного занавеса уже нету, и человек может просто искать, где лучше ему или его семье.
    И сейчас думая про Россию я предпочитаю думать не про правительство, КГБ, или миллионеров, а думать про друзей и про хороших добрых людей, которых мне повстречалось немало. Об этом как раз и написала Ира в конце своего длинного размышления.

    ReplyDelete
  4. Андрей и Виталик, спасибо за комментарии - они помогают продумать еще раз то, что высказано в самом посте.
    Вот я снова переспрашиваю себя, а действительно ли я хочу плюнуть еще и еще раз на ту страну, к-ю оставила в 1988 году? Все же нет. Вырвавшись из нее ценою неимоверных усилий и тяжелой борьбы, мы с Яном плотно прикрыли за собою дверь. У нас не было родственников в Израиле, ка к-х можно было рассчитывать, наши друзья по политической борьбе, к-е нанесли нам визит сразу же по приезде, как оказалось, в огромном печальном большинстве за редкими исключениями, отдали все силы на борьбу за выезд, и в Израиле у них уже не было энергии найти себе место под солнцем, работу, которая бы их достойно содержала и т.д. В лучшем случае один из супругов нашел себе какую-то работу или открыл маленький бизнес. Мы прибыли в период страшного экономического застоя и интифады - это когда убивают на улицах города, но тогда правда арабы зарезали по 3-5 человек просто на улицах города или рассыпали небольшие мины в виде детских игрушек по дет. площадкам, и у детей отрывало руки, сносило взрывом лицо, и т.д. - масштабы убийств были невелики, но на меня действовали жутко.
    Некогда было мне поливать ненавистью СССР, а надо было срочно вживаться, учить иврит, искать способ прокормиться (у нас же еще напоследок ГБ-сты и чемоданы попридержали на 3 месяца, как вы помните), не было денег, не было необходимых вещей, а это, знаете ли - не сахар, особенно когда у тебя двое детей.
    Засучив рукава, не давая себе сопли собирать в кулак, тщательно игнорируя других иммигрантов из СССР, тех что безумно полюбили вдруг оставленную страну, и тех, что возненавидели ее еще больше, мы инстинктивно общались только с теми, у кого психика здоровая, т.е людьми из других стран, - нам нужно было понять и научиться жить нормально. Смеху ради, про нас за спинами поговаривали, что они, мол, идиоты, ничего плохого замечать в Израиле не желают, а посмотрите, какая это ужасная страна!...
    А мы продирались к своей светлой жизни. Результат появился: и Ян (через 2 месяца), и я (через 13 месяцем после прибытия в страну) оба нашли работу по профессии, купили 4-х комнатную квартиру в Иерусалиме, обставили ее всю(!) за 3 месячных моих (просто крошечных) зарплат абсолютно новой мебелью - вот это да! (просто это говорит, что мебель-то там относительно дешевая) ну и через 2 года - подержанную машину, а уж через 3 года впервые выехали в Европу, Париж, Амстердам, Берлин.
    В свое время Саша Короткевич еще в 1972 году сказам мне: "Ты, Ирка, человек активного сочуствия. Тебе очень нелегко прийдется в жизни".
    Так оно и есть.

    ReplyDelete
  5. Продолжение :-)
    Да, я пропустила весь этот экстаз перестройки: а что еще такого разоблачат?! Можно было бы мне логически домыслить, каково было людям СССР жить в этом во всем несколько лет подряд, когда нечего есть, а зато разоблачений - как грязи, и как им осточертели все эти разоблачения.
    Извиняюсь, я про это не подумала. Я жила в другом измерении. Там взрывали автобусы, пропадали без вести люди, а потом находили их изувеченные трупы. Мне эта боль резала по сердцу. Да, я там приняла самое активное участие в политической жизни страны, ходила на бесчисленные демонстрации, марши по 15-20 км с плакатами, голосовала за "Моледет". Я всегда активо жила и активно помогала тем, кто нуждался. Свой письменный иврит отшлифовала, корректируя незнакомым олимам их resume,- проф. биографию при поиске работы, опекала семьи совершенно чужих мне людей и т.д.
    Когда же после 11 лет такой интенсивной борьбы я поняла, что израильтяне не хотят бороться, а согласны отдать все, лишь бы прекратить тер. акты, я поняла, что это тупик, и в течение года полностью отключилась от прежней жизни, выучила английский настолько, чтобы сдать online экзамен на отлично и нашла работу в Америке.
    Да, у каждого свой запас прочности.
    И я проголосовала ногами. А Израиль постепенно находит выход из ситуации, просто жизни одного человека не всегда по силам решить такие колоссальные задачи, как изменение политического курса страны.
    Политический строй страны - штука колоссально важная, и от удачного строя зависят абсолютно все граждане.
    Опять же со своей активной формой сочуствия позвольте мне с вами не согласиться, что молчание и умалчивание в политике - дело созидательное.
    В каждой стране проживает великое разнообразие характеров и энергетического уровня людей, в том числе и настоящей России, и в США, и в Израиле. Я давно научилась не ассоциировать со строем все в общей куче, и людей, и политику, и экономику, и менталитет...
    У меня и по сей день большинство друзей - русскоговорящие, не смотря на мое стремление заводить себе друзей среди местных. Общаяясь, мы никогда не поливаем грязью огульно просто так, чтобы поплескаться эмоциями. Поверьте, у умных и интересных людей всегда есть темы более притягательные, чтобы обсудить их при встрече. Встречи так нечасты, а больше в моей жизни - это работа, быт, дети...
    Для меня подобные разоблачения - это процесс осмысливания реальности и в частности строя, чудовищных последствий для людей, к-е живут в нем, а также урок для следующих поколений, к-м мы оставим этот мир, это еще и страстное желание предупредить подобное в будущем.

    ReplyDelete
  6. Что-то я разговорилась.
    Неправда, что везде и всюду только воровство, казнокрадство и махинации. Вернее, они везде есть и будут - это природа человеческой психики.
    А вот в Америке и в Израиле их на пару порядков меньше, чаще садят за решетку виноватых, это и богатеи и бедняки. Вот Мадофа засудили за крупнейшие финансовые махинации с конфискацией всего его имущества, вот целые компании, как Энрон или Голдман Сакс засудили с принуждением выплаты гигантских штрафов. Вот в защиту мелкого consumera заставили кредитных карт компании изменить штрафные санкции для тех, кто не вовремя заплатил месячные ваносы и т.д.
    Это не абсолютная справедливость, нет,- ее в принципе быть не может, но это стремление к справедливости в действии.
    Мне это нравится больше, и жить в такой стране значительно легче и морально, и материально.
    Но такой люксус не упал с небес просто так. За него тяжело боролись тысячи безвестных вам людей задолго до нашего рождения. А мы теперь можем принимать результаты этой борьбы как должное.
    Наш черед настал улучшать мир, а это дается тоже только борьбой и отстаиванием своих взглядов.
    А как это сделать, если все молчат в тряяпочку?

    ReplyDelete