Tuesday, January 20, 2015

В детском музее

Поехали к Ане забирать свою собаку. Пока мы по отпускам раз'езжали, наш Спарки погрыз Дафнины паралоновые коврики с буквами, прогрыз насквозь свою очередную dogbed, и Ане пришлось шить ему другую, пометил Анин дом еще на раз - ведь с тех пор, как он там оставался, они что-то достроили-перестроили, покрасили и прочее, и дом стал ему опять не знакомым.
Вот по этим причинам у нас и нет особо большого количества друзей, желающих взять нашего Спарки на время нашего отсутствия. Только Аня с Джейсоном и привечают нашу псину. Спарки наш умница и славный пес, но эти недостаки перевешивают почти все его достоинства :-(
Собачьи пансионы нам никак не подходят по причине того, что мы взяли его из собачьего приюта, в самый последний день его (на вольере, где он бегал, уже была табличка, что если его сегодня не заберут, его усыпят), и несколько лет у нас ушло, чтобы собака перестала метаться, когда ее просто в машину садят, а не то, что опять в клетки-вольеры рядом с другими собаками, которые воют от тоски и страха, что их хозяева бросили...
Раньше мы оставляли ключи, и Даниэлевы друзья приходили выгуливать собаку, а теперь они все раз'ехались по стране по колледжам да университетам. (А вот вам пост про то, как Спарки появился в нашем доме)

Только Даниэль вошел в дом, как Спарки бросился к нему, и уж они там обнимались-целовались!
Между тем он не преминул в очередной раз исхитриться и выкусить из Дафниной ручонки хлебушек, как бы она от него его ни прятала. Мама не разрешает Дафне бегать с едой по дому, говоря, мол, Спарки у тебя ее отберет. Дафна "прячет" еду у себя на голове, подняв ручонку кверху - так собака не достает. Но вот она забудется-отвлечется, а Спарки начеку и был таков! Так что Дафне приходится или слушаться маму или улучшать свои skills в конкуренции с шустрой собакой. Но они с ней друзья - Дафна научилась почесывать у него за ушками, приговаривая "Sparky-Barkie", нежно его гладить и обнимать, хотя, нет-нет, да и постукивать его прилично, но Спарки себя в обиду не дает, сначал рычит негромно, но в конце концов может и прилично куснуть.
Так и идет процес взaимоного обучения-привыкания.
По прибытии мы поехали в Бостон, чтобы дать Ане возможность подготовиться к лекциям. Джейсон выгрузил меня и Дафну у Children Museum, и поехал с Даниэлем немного отдохнуть от женского общества.
Эти музеи со времен, как я водила в подобный Даниэля, прилично изменились. Тот, в который мы ходили в Нью Джерси, ориентировался больше по ролевому профилю. В небольшом помещении была старая пожарная машина и одежда пожарников, пошитая по детским размерам, чтобы дети могли перевоплотиться с бОльшей достоверностью в пожарников. Там был и врачебный кабинет со скелетом и белыми халатиками, была и TV студия, - в общем, были условия, где дети могли бы поиграть в разные профессии.
И даже в таком варианте родители валом валили в такие музеи, ибо их детям там очень нравилось. Теперь же этим музеям дан большой приоритет, они перебрались в новые многоэтажные здания, и здесь собрано все, о чем можно только подумать, чтобы развивать в детях какие-либо способности: в любую погоду есть всяческие горки, стены-скалы для карабканья вверх и веревки от потолка до полу, есть сооружения высотой в 3 этажа, где есть самые разные препятствия для ползущих вверх, и с'езжающих вниз.
 Есть помещения для музыкальных игр, научных исследований, экспериментов с водой, светом, к-е обычно предлагает museum of science. Есть игры с динозаврами, и прочими артефактами, к-е предлагает обычно museum of natural history и т.д.
Для самых маленьких есть зал, который имеет все, что обычно предлагает gymboree. Есть несколько больших помещений для детей до 3-х лет, где тоже представлено "оборудование",  имитирующее кухню, дом, супермаркет - все со своими атрибутами, реальную машину с заправкой ее бензином, везде масса кнопок, каждая из которых издает звук или играет песню. И здесь детям никто не мешает копировать действия взрослых, которые они наблюдают постоянно вокруг себя.
Мы с Дафной прошлись по первому этажу, но там играли детки постарше, и она только наблюдала, потом поднялись на 2-й этаж к ее сверстникам, и тут она ожила. Она очень хорошо вступает в различные "диалоги" с другими детьми, делится с ними игрушками, которых там великое множество, помогает другим деткам освоиться с новой для них ситуацией, показывает, какие кнопки жать, как крутить колесо, чтобы музыка играла и т.д. Потом мы перешли в kомнату, где всякие дидактические игры, подготавливающие ребенка к школе: крупные puzzles на подбор формы и цвета, сортировка игрушек по типу, цвету и размеру, геометрические фигуры и т.д.
Я с удивлением заметила, что абсолютно все эти activities не вызывают у нее затруднения. Единственно, чего она пока не умеет, так это выложить свое имя из букв - просто ее никто этому и нe учил, как другие родители делают в этом музее. Так Дафна тут же стала помогать мальчику составить "Ryan", подавая какие попало буквы, и была озадачена, что его мама ждала от сына найти правильную букву. Но она очень внимательно слушала, что говорит та мама.
 Что еще был приятно наблюдать, так в каждой из этих комнат есть книжный уголок с удобными пуфами для сидения. Дафна первым делом шла именно в этот угол, находила сначала известные ей книжки (а Аня ей читает массу книг, своих и библиотечных, она, собственно, читала ей еще в период беременности), а потом подносила мне новые книжки почитать. Только "начитавшись", она переключалась на другие дела. В kindergarten секции был уголок аудио книги - там Дафна устроилась, надев наушники, взяла книжку и стала разглядывать картинки, переворачивая страницы. Похоже, что она следовала повествованию, а не просто ворочала страницы туда-сюда. Сотрудница музея, работающая в этой секции, подошла ко мне с удивлением сказать, что многие дети, к-е значительно старше нашей Дафны, а вообще не знают, что такое аудио-книга, и как ее слушать, а Дафна такая маленькaя, и так хорошо знает.
На что я ответила, что книги окружают этого ребенка с раннего младенчества, мама ей ставит постоянно и музыку, и музыкально-литературные композиции, которые она скачала с интернета на iPhone, подключенный к стерео системе. Перед сном есть конечно, bed-time story. Зато вот телевизора ребенок практически не знает, хотя он в доме и есть. Я и то читаю, (хотя не каждый день, но все же) по-русски, когда приезжаю или по skype из своего дома. Вот ребенок и полюбил чтение и книги, и это совершенно естественно.
Два часа мы провели в Children Museum, как единый миг. Сели в машину, ребенок тут же отрубился - переутомился впечатлениями.
Я давай рассказывать Джейсону, какой у них великолепно развитый для своего возраста ребенок. А он мне и говорит, что в садике Дафну перевели из группы детей 2-3 года в группу детей 3-4 года, потому что в своей ей уже нечему учиться. Вот так так!
И это же надо?!
Если глянуть со стороны - бедного ребенка сдали в ясли в возрасте в 2.5 месяца, мать выезжат из дому с ней в 6:30 утра, чтобы успеть на работу. Бабушка и дедушка со стороны папы, хоть и живут на той же улице и не работают, а особо помогать и посидеть с ребенком, позаниматься с ней чем-то полезным, почитать книжку или взять на дет. площадку - не торопятся. Папа работает по 12 часов в сутки, мама преподает в старших классах математику, три различных уровня, advanced, regular and easy, статистику - advanced. Все эти уроки же готовить надо, а потом и проверять и домашние задания детей, и контрольные. С осени начала преподавать еще и в университете математику. Теперь ей предложили преподавать и статистику в универе, курс который ведь надо сначала приготовить. А еще Аня поступила в аспирантуру и учится там, что тоже требует и времени и концентрации на этом, и там тоже ей надо делать и дом. задания и проекты.
Если же учесть, что Аня и Джейсон все эти 4 года достраивают и перестраивают свой дом, делают очень много сами, на что уходит много их сил да и времени, то и встает вопрос: а как это у них получились такие результаты с ребенком, тем более, что никто не ставил целей гнать ребенка по ускоренной программе?
Ответ надо искать в том, что каждая свободная минута времени используется с толком, время - самая большая драгоценность, которой мы владеем. Если что надо делать по хозяйству или home improvement, то делать это надо "вместе" с ребенком, т.е. он тут же крутится рядом с тобой, ему или купили или сделали такие же "инструменты", с ним разговаривают, об'ясняют, как и что надо делать, и как правильно делать. Вот даже такая вроде мелочь: Аня попросила Даниэля сделать для Дафны свой "письменный стол" рядом с ее столом, чтобы та могла "делать все, как мама" - т.е. у Ани будет хотя бы еще пара минут позаниматься своей учебой или работой, потому что Дафна будет сидеть рядом, и у нее будут и листы бумаги, и карандаши.  С ребенком ведь можно постоянно вести образовательную работу: вот надо его купать ежедневно, так в ванне стоит корзинка с резиновыми писклявыми утятами и мамой уткой - всего 12 штук. Родители их выстраивают один за другим на бортике ванны и считают до 12, а потом сбрасывают по одному в воду и считают, сколько же осталось (счет в обратном направлении), да на трех языках. Мама-утка - она большая, а утята - они маленькие. Вот вам и сортировка по величине и сравнение "больше-меньше". Вот собрались печь печенья, а их же можно делать и круглыми, и квадратными, и прямоугольными, и трапеции тоже можно с'есть, когда они вкусные! - и так во всем. Даже езда в пробках тоже может сойти за "quality time", потому что в это время можно и стихи наизусть читать ребенку, и петь песенки, а можно ставить заранее припасенные диски с audiobooks, а можно и просто говорить ребенку что-то. Он прислушивается к твоему голосу, он знает, что это именно ему говорят, и чувствует и твое внимание, и твою любовь. А ведь это самое главное условие для всего остального, в том числе и для развития навыков, нужных в школе.

17 comments:

  1. you make me sound like a super woman... ;-) I don't know if I'll pull it off much longer!
    Thank you for taking Daphna to Children's Museum! She loves it!

    ReplyDelete
  2. Hу и что бы я так суетилась? :-)
    Я тут про Дафну пишу, а не про superwoman!

    ReplyDelete
  3. Очень тронула судьба Спарки. Как вы его вовремя спасли.
    И музеи для детей просто потрясающие. Даже и не знала, что такое бывает) Чудо чудесное.
    С удовольствием читала про Дафну и ее воспитание-развитие. Вы мне уже писали немного об этом. И вот теперь - более подробно. Всегда интересно, а как другие родители организуют воспитательный процесс. Спасибо большое!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Насчет Дафниного развития и воспитания я пишу как предлог, чтобы только поместить очередную серию фотографий с ней :-)
      А вообще вы уже, наверное, обратили внимание, как много этот ребенок ездит, куда его родители таскают, да и я тоже. Научно этот метод развития ребенка называется "exposing the child to the world diversity", а попросту это из серии "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"
      Когда ребенок соприкасается с чем-то сам, все его ресурсы интенсивно обрабатывают информацию и пытаются приспособиться и выработать реакцию, защитную (бежать! тут опасно!) или вступить в ситуацию (как тут интересно! я тоже хочу делать так!)
      Если даже просто таскать ребенка по ботаническим садам, зоопаркам, музеям, концертам да и вообще, куда вам заблагорасудится, и при этом об'яснять и подбадривать, это немедленно скажется на его общем развитии. Ну а уж если ребенку можно тут же активно задействовать новые skills, то это всегда более эффективно.
      Люди говорят: ну зачем везти такого малыша в ХХХ? Он же все равно ничего не запомнит!
      Действительно, мой сын, например в 3-х летнем возрасте был в Швейцарии, но он абсолютно ничего не помнит. Зато все поездка была для него мощным толчком к собственному жизненному опыту: вот в долине было и тепло и зелено, кругом цветочки, а поднялись на машине на перевал, и кругом лежит снег. Вот тебе и демонстрация природных зон.
      Если же молча ребенка таскать с места на место - то это только сплошные мытарства. Но если об'яснять, рассказывають, заострять внимание, то, конечно, результат будет поразительный.
      Это как если вы приехали, например в Рим, сами и просто бродите по улицам или развалинам. Конечно интересно. Но если с вами прекрасный знающий гид, который умеет рассказать вам про историю этих мест, жизнь людей, их страсти, которые приводили к разрушительным войнам или истории о великой любви - то даже и нечего спрашивать, какой вариант вам больше понравится!!

      Delete
    2. Я вот тоже за то, чтобы детей с собой брать. Смотрю на французов, они везде с собой детей берут, и в отпуск, и на экскурсии, и в рестораны, и в магазины. В итоге дети очень социализированы, воспитаны и вежливы. И готовы к жизни в обществе.

      Delete
    3. Американцы тоже берут детей с собой, собственно, практически нигде нет запрета привести ребенка с собой, разве что в игорные дома, да клубы " для джентельменов" ( попросту, бордели)

      Delete
  4. Насчет Спарки - когда мы решили подарить Даниэлю собаку ( а он боялся собак панически, и они всегда его кусали), то я договорилась с детьми, что породистую мы покупать не будем - чистопородные собаки подвержены массе заболеваний, а у меня нет денег на их лечение у местных ветеринаров, строящих себе хрустальные замки, ибо плата, к-ю они берут за услуги, просто на небесах.
    Поэтому мы приехали в приют брошенных животных. Я сказала детям, что большую собаку мы не будем брать, боялась, что не хватит денег на прокорм (тогда компания, где я работала, была уже на грани развала), а маленьких декоративных собачек, которых берут в дом дамы как часть интерьера, я просто не люблю.
    Когда пришли в приют, там все собаки, когда ты шел от вольера к волеру, тут же начинают выть и так страстно гавкать, они же понимают, что эти люди пришли, чтобы кого-то взять к себе, что я тут же сказала детам, мол быстренько берите какую-нибудь собачку средней величины с умными глазами.
    Схватили Спарки. Нас спрашивают: "А вы знаете, что это за порода?" Отвечаю: "Конечно!", хотя, конечно, и понятия не имели, чтобы поскорее оттуда отвалить. А они принялись нас отговаривать, что эта собака вам весь дом разорит, ковры и мебель разорвет, что она бросается на детей и т.д. Но мы свои $100 заплатили и, нас оттуда смыло.
    Вот уже ровно 7 лет, как он у нас.
    Мебель не порвал, потому что я постановила в наше отсутствие он отправляется в подвал. Это закон в нашей семье, и никаких отступлений. Там у нас family room с коврами д.б. обязательно закрыта, а ему остается большой loft, laundry room с плиткой на полу и лестница с ковровым покрытием. Спарки сначала погрыз ковровое покрытие на 2-х ступеньках, но я его наказала, и он теперь их не трогает. Только спит на самой вехней ступеньке, пока нас дома нет. Ночью он спит в моей спальне на очередной dog bed, которая может продержаться даже и пару месяцев, но он все равно ее прикончит. Ему же нужно быть вблизи людей, иначе он скучает. Однако если его оставить один на один с любой dog bed в подвале, он с ней расправляется за пару минут, а потом опять идет спать на ступеньку
    :-)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я тоже за строгость в общении с собаками. Иначе сначала слишком балуешь, а потом со слезами или руганью расхлебываешь. А так, если собака безобразничает в рамках дозволенного, то почему бы и нет. Про нашего Элиота вы, наверно, читали. Хоть и попортил много чего, но это было ожидаемо и вполне в рамках)))

      Delete
    2. Да, конечно, я читала все посты при Эллиота и сопереживала вам, только не комментировала.
      В нашем случае мы, конечно, не ожидали от Спарки такой эффективности в уничтожении собственной подстилки. Проконсультировалась со спецами, порылась на интернете, но ничего не нашла. Сначала покупала ему новые, потом поняла, что это все проваливается в черную дыру со страшной скоростью. Остановились на том, что пока нас нет дома, он спит на ступеньке с ковровым покрытием, как он сам и выбрал. Зато на ночь - с люксом в моей спальне, на очередной подстилке, которые я теперь шью, используя синтетический пух из предыдущей.
      Если кто знает, как отучить собаку от уничтожения подстилок, буду весьма признательна.
      :-)

      Delete
    3. У него это скорее нервное (снимал стресс, разрывая подстилку), переросшее в привычку.
      Если услышу где-нибудь эффективный способ - всенепременно сообщу))

      Delete
  5. Какая же она сладкая. Так хочется её потискать, понюхать.
    Ты так хорошо пишешь. Надо книжку делать. Написано просто, увлекательно, жизненно. Спасибо.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Книгу писать - надо все перелопачивать, в другом формате переписывать, да и не поместишь в ней целый веб альбом...
      Даже и на электронную публикацию надо много времени уделить, а где то время взять?!

      Delete
  6. Лола, а теперь, когда она может уже хоть как-то об'сниться с тобой, так и вообще получается уже общение.
    Вчера по скайпу с ней разговариваю, а она первым делом спрашивает "А где Sparky-Barkie?"
    Подзываю собаку и показываю её
    Ребенок заливается таким счастливым смехом, что твою усталость после рабочего дня как рукой сняло

    ReplyDelete
  7. Как они быстро растут. Муся только вчера была лялькой...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Лола, совершенно точно! Вчера мне попалась фотография 4-х летнего сына на празднике в детском саду, и я вспомнила до мельчайших подробностей тот утренник. Кажется все это было вчера

      Delete
  8. Я так расхвали ли Бостонский Children Museum, что в эту субботу к Ане прилетела ее подруга детства, так она решила с ней пойти в этот музей, мол пока ребенок будет занят, они смогут на общаться. Подались сразу в "научную" секцию. Дафна три часа там осваивала все подряд с большими детьми. На следующий день Джейсон повез ребенка туда же, чтобы Аня могла позаниматься и лекции подготовить, приезжают, а там программа, посвященная японской культуре, поделки аригами, концерт барабанного ансамбля.
    Короче ребенок был три раза в том же музее и ни разу в одном и том же месте! Она теперь с восторгом восклицает "Children Museum"

    ReplyDelete