Tuesday, January 20, 2015

В детском музее

Поехали к Ане забирать свою собаку. Пока мы по отпускам раз'езжали, наш Спарки погрыз Дафнины паралоновые коврики с буквами, прогрыз насквозь свою очередную dogbed, и Ане пришлось шить ему другую, пометил Анин дом еще на раз - ведь с тех пор, как он там оставался, они что-то достроили-перестроили, покрасили и прочее, и дом стал ему опять не знакомым.
Вот по этим причинам у нас и нет особо большого количества друзей, желающих взять нашего Спарки на время нашего отсутствия. Только Аня с Джейсоном и привечают нашу псину. Спарки наш умница и славный пес, но эти недостаки перевешивают почти все его достоинства :-(
Собачьи пансионы нам никак не подходят по причине того, что мы взяли его из собачьего приюта, в самый последний день его (на вольере, где он бегал, уже была табличка, что если его сегодня не заберут, его усыпят), и несколько лет у нас ушло, чтобы собака перестала метаться, когда ее просто в машину садят, а не то, что опять в клетки-вольеры рядом с другими собаками, которые воют от тоски и страха, что их хозяева бросили...
Раньше мы оставляли ключи, и Даниэлевы друзья приходили выгуливать собаку, а теперь они все раз'ехались по стране по колледжам да университетам. (А вот вам пост про то, как Спарки появился в нашем доме)

Только Даниэль вошел в дом, как Спарки бросился к нему, и уж они там обнимались-целовались!
Между тем он не преминул в очередной раз исхитриться и выкусить из Дафниной ручонки хлебушек, как бы она от него его ни прятала. Мама не разрешает Дафне бегать с едой по дому, говоря, мол, Спарки у тебя ее отберет. Дафна "прячет" еду у себя на голове, подняв ручонку кверху - так собака не достает. Но вот она забудется-отвлечется, а Спарки начеку и был таков! Так что Дафне приходится или слушаться маму или улучшать свои skills в конкуренции с шустрой собакой. Но они с ней друзья - Дафна научилась почесывать у него за ушками, приговаривая "Sparky-Barkie", нежно его гладить и обнимать, хотя, нет-нет, да и постукивать его прилично, но Спарки себя в обиду не дает, сначал рычит негромно, но в конце концов может и прилично куснуть.
Так и идет процес взaимоного обучения-привыкания.
По прибытии мы поехали в Бостон, чтобы дать Ане возможность подготовиться к лекциям. Джейсон выгрузил меня и Дафну у Children Museum, и поехал с Даниэлем немного отдохнуть от женского общества.
Эти музеи со времен, как я водила в подобный Даниэля, прилично изменились. Тот, в который мы ходили в Нью Джерси, ориентировался больше по ролевому профилю. В небольшом помещении была старая пожарная машина и одежда пожарников, пошитая по детским размерам, чтобы дети могли перевоплотиться с бОльшей достоверностью в пожарников. Там был и врачебный кабинет со скелетом и белыми халатиками, была и TV студия, - в общем, были условия, где дети могли бы поиграть в разные профессии.

И даже в таком варианте родители валом валили в такие музеи, ибо их детям там очень нравилось. Теперь же этим музеям дан большой приоритет, они перебрались в новые многоэтажные здания, и здесь собрано все, о чем можно только подумать, чтобы развивать в детях какие-либо способности: в любую погоду есть всяческие горки, стены-скалы для карабканья вверх и веревки от потолка до полу, есть сооружения высотой в 3 этажа, где есть самые разные препятствия для ползущих вверх, и с'езжающих вниз.
 Есть помещения для музыкальных игр, научных исследований, экспериментов с водой, светом, к-е обычно предлагает museum of science. Есть игры с динозаврами, и прочими артефактами, к-е предлагает обычно museum of natural history и т.д.
Для самых маленьких есть зал, который имеет все, что обычно предлагает gymboree. Есть несколько больших помещений для детей до 3-х лет, где тоже представлено "оборудование",  имитирующее кухню, дом, супермаркет - все со своими атрибутами, реальную машину с заправкой ее бензином, везде масса кнопок, каждая из которых издает звук или играет песню. И здесь детям никто не мешает копировать действия взрослых, которые они наблюдают постоянно вокруг себя.
Мы с Дафной прошлись по первому этажу, но там играли детки постарше, и она только наблюдала, потом поднялись на 2-й этаж к ее сверстникам, и тут она ожила. Она очень хорошо вступает в различные "диалоги" с другими детьми, делится с ними игрушками, которых там великое множество, помогает другим деткам освоиться с новой для них ситуацией, показывает, какие кнопки жать, как крутить колесо, чтобы музыка играла и т.д. Потом мы перешли в kомнату, где всякие дидактические игры, подготавливающие ребенка к школе: крупные puzzles на подбор формы и цвета, сортировка игрушек по типу, цвету и размеру, геометрические фигуры и т.д.
Я с удивлением заметила, что абсолютно все эти activities не вызывают у нее затруднения. Единственно, чего она пока не умеет, так это выложить свое имя из букв - просто ее никто этому и нe учил, как другие родители делают в этом музее. Так Дафна тут же стала помогать мальчику составить "Ryan", подавая какие попало буквы, и была озадачена, что его мама ждала от сына найти правильную букву. Но она очень внимательно слушала, что говорит та мама.
 Что еще был приятно наблюдать, так в каждой из этих комнат есть книжный уголок с удобными пуфами для сидения. Дафна первым делом шла именно в этот угол, находила сначала известные ей книжки (а Аня ей читает массу книг, своих и библиотечных, она, собственно, читала ей еще в период беременности), а потом подносила мне новые книжки почитать. Только "начитавшись", она переключалась на другие дела. В kindergarten секции был уголок аудио книги - там Дафна устроилась, надев наушники, взяла книжку и стала разглядывать картинки, переворачивая страницы. Похоже, что она следовала повествованию, а не просто ворочала страницы туда-сюда. Сотрудница музея, работающая в этой секции, подошла ко мне с удивлением сказать, что многие дети, к-е значительно старше нашей Дафны, а вообще не знают, что такое аудио-книга, и как ее слушать, а Дафна такая маленькaя, и так хорошо знает.
На что я ответила, что книги окружают этого ребенка с раннего младенчества, мама ей ставит постоянно и музыку, и музыкально-литературные композиции, которые она скачала с интернета на iPhone, подключенный к стерео системе. Перед сном есть конечно, bed-time story. Зато вот телевизора ребенок практически не знает, хотя он в доме и есть. Я и то читаю, (хотя не каждый день, но все же) по-русски, когда приезжаю или по skype из своего дома. Вот ребенок и полюбил чтение и книги, и это совершенно естественно.
Два часа мы провели в Children Museum, как единый миг. Сели в машину, ребенок тут же отрубился - переутомился впечатлениями.
Я давай рассказывать Джейсону, какой у них великолепно развитый для своего возраста ребенок. А он мне и говорит, что в садике Дафну перевели из группы детей 2-3 года в группу детей 3-4 года, потому что в своей ей уже нечему учиться. Вот так так!
И это же надо?!
Если глянуть со стороны - бедного ребенка сдали в ясли в возрасте в 2.5 месяца, мать выезжат из дому с ней в 6:30 утра, чтобы успеть на работу. Бабушка и дедушка со стороны папы, хоть и живут на той же улице и не работают, а особо помогать и посидеть с ребенком, позаниматься с ней чем-то полезным, почитать книжку или взять на дет. площадку - не торопятся. Папа работает по 12 часов в сутки, мама преподает в старших классах математику, три различных уровня, advanced, regular and easy, статистику - advanced. Все эти уроки же готовить надо, а потом и проверять и домашние задания детей, и контрольные. С осени начала преподавать еще и в университете математику. Теперь ей предложили преподавать и статистику в универе, курс который ведь надо сначала приготовить. А еще Аня поступила в аспирантуру и учится там, что тоже требует и времени и концентрации на этом, и там тоже ей надо делать и дом. задания и проекты.
Если же учесть, что Аня и Джейсон все эти 4 года достраивают и перестраивают свой дом, делают очень много сами, на что уходит много их сил да и времени, то и встает вопрос: а как это у них получились такие результаты с ребенком, тем более, что никто не ставил целей гнать ребенка по ускоренной программе?
Ответ надо искать в том, что каждая свободная минута времени используется с толком, время - самая большая драгоценность, которой мы владеем. Если что надо делать по хозяйству или home improvement, то делать это надо "вместе" с ребенком, т.е. он тут же крутится рядом с тобой, ему или купили или сделали такие же "инструменты", с ним разговаривают, об'ясняют, как и что надо делать, и как правильно делать. Вот даже такая вроде мелочь: Аня попросила Даниэля сделать для Дафны свой "письменный стол" рядом с ее столом, чтобы та могла "делать все, как мама" - т.е. у Ани будет хотя бы еще пара минут позаниматься своей учебой или работой, потому что Дафна будет сидеть рядом, и у нее будут и листы бумаги, и карандаши.  С ребенком ведь можно постоянно вести образовательную работу: вот надо его купать ежедневно, так в ванне стоит корзинка с резиновыми писклявыми утятами и мамой уткой - всего 12 штук. Родители их выстраивают один за другим на бортике ванны и считают до 12, а потом сбрасывают по одному в воду и считают, сколько же осталось (счет в обратном направлении), да на трех языках. Мама-утка - она большая, а утята - они маленькие. Вот вам и сортировка по величине и сравнение "больше-меньше". Вот собрались печь печенья, а их же можно делать и круглыми, и квадратными, и прямоугольными, и трапеции тоже можно с'есть, когда они вкусные! - и так во всем. Даже езда в пробках тоже может сойти за "quality time", потому что в это время можно и стихи наизусть читать ребенку, и петь песенки, а можно ставить заранее припасенные диски с audiobooks, а можно и просто говорить ребенку что-то. Он прислушивается к твоему голосу, он знает, что это именно ему говорят, и чувствует и твое внимание, и твою любовь. А ведь это самое главное условие для всего остального, в том числе и для развития навыков, нужных в школе.