Wednesday, October 22, 2014

Иммигрантские метаморфозы - 2

Начaло тут...
Мою дочь пригласили попреподавать математику в воскресной корейской школе в ее бытность проживания в New Jersey. Она там года 4 вела занятия, 2 урока по 3 часа с 5-ти минутной переменкой ( Вот скажите, как можно столько времени высидеть?! Я, например, так не могу!)
Эта школа - дополнительные занятия, как бы дрессировка к поступлению в колледж для старших, и для улучшения оценок в обычной школе - для младших. Название школы отражает хорошо ее суть: Elite Academy. Как она нахваливала учеников в своих классах! Говорит, что сколько ни задашь домашнего задания - им все мало! Об'ясняешь материал,- гробовая тишина, и ученики тебе смотрят в рот, ловят каждое твое слово, куда по классу не пройдешь, все головы учеников за тобой мгновенно поворачиваются. В общем, учителю - полный кайф!

А вот в еврейской частной школе она преподавала в будние дни - дети вечно с учителем в какие-то споры ввязываются, какие-то нетрадиционные решения задач подсовывают и доказывают, что они правы. Мамаши вмешиваются в преподавание, дают свои советы, как именно найти подход к их замечательному и не пOнятому ребеночку, как именно надо об'яснять ту или эту тему. Директор обеспокоен тем, чтобы и дети, и их родители были довольны процессом обучения в школе.  И нельзя детей заваливать домашней работой, потому что у них есть и музыка, и спорт, и едут они на каникулы к тем родственникам, или на этот слет, или у них большой play-date, или они уже занимаются исследованиями в госпитале или в страховой компании, или работают с бедными детьми по выходным, помогая им подтянуться в школе и прочая. Еще они обязательно едут в кэмп, чтобы общаться с другими детьми и иметь кайф - ведь это же детство! А в еврейские праздники, которых жутко много, вообще работать нельзя. И по шабатам тоже нельзя работать.
Что интересно, среди евреев и по сей день процент ученых, врачей, адвокатов, людей творческих профессий, достигших потрясающих результатов, чрезвычайно высок, зато о самоубийстве среди них не говорят, если и есть случаи, то они крайне редки.
Один мой знакомый приехал из очередной бизнес-командировки в Китае и рассказал, что увидел в витрине книжного магазина в Пекине Тору, переведенную на китайский. Зашел полюбопытствовать. Владелец магазина охотно об'яснил, что эта книга пользуется огромным спросом. Китайцы решили, что просто прочитав Тору, они тут же поумнеют на пару порядков и станут такими же успешными, как и евреи.
Им невдомек, что религиозные евреи читают Тору по главе в неделю, всю свою жизнь, и никогда - в одиночку. А всегда with study group, они задают вопросы, пытаются углядеть новый для них затаенный смысл, заложенный в короткой главе, потому что они считают, что Бог не зря им эту информацию подает, она зашифрована, и ее надо понять и приложить эти знания к современной действительности. И каждый год начинают ту же самую книгу читать опять, и выискивать скрытый смысл, и опять же не в одиночку, а вместе - "team work", стало быть в современной терминологии.
 У евреев задать вопрос - дело обычное, что по большому счету отрицает подхалимаж, ибо "questioning authority". 4-х летний ребенок спрашивает наравне со взрослыми, и никто не имеет права высмеивать "глупые вопросы". Т.о. мыслить, а не слепо зазубривать - это основная формула еврейского образования. В израильских компаниях на meetings шумно, люди спорят, даже кричат, босс - не босс, каждый имеет право говорить и критиковать другие мнения, не важно, кем они высказаны.  В такой обстановке наиболее интересной идее есть шанс пробиться в жизнь.
Вот и имеют процветающее государство, не смотря на непрерывные нападения арабов.
Да, а преподавать еврееям не легко, очень даже не легко, надо постоянно "быть в форме".
Однако тот, кто получил традиционное еврейское образование, всегда скажет, что это серьезный плюс по сравнению с людьми, которые выросли в полном послушании и повиновении старшим...
:-)
Еще немного о различном поведении разных групп людей, эссe про автобусы . Там особо интересны комменты, хоть и длинноваты :-)