Friday, February 27, 2009

Про автобусную жизнь

В продолжение поста Андрея Панкова - зарисовка про транспорт, а вернее про автобусную жизнь пассажиров из пригородов, к-е ездят на работу в City, т.е Большой Город.
Я езжу на автобусе в гигантский город, и все здесь ужасно текучее, т.е мало постоянных пассажиров приходит на одну и ту же остановку (а автобус тут останавливается у каждого столба). Делает он штук 40 таких остановок, выскакивает на highway и несется на один из
главных автовокзалов в NYC - New York City. Там даже выгрузка не происходит на одном месте: автобусы прибывают с разных направлений в огромных количествах и разбегаются по 4-м этажам для выгрузки-загрузки новой порции пассажиров. Выгрузка может производиться только там, где есть платформа для пешеходов (требования безопасности), и это означает, что штук 20 автобусов выстраиваются один за другим у платформы, открывают двери, и люди начинают выходить. Когда впереди освобождается немного места, все автобусы закрывают двери и продвигаются вперед на пару метров, опять открывают двери и т.д. Если автобус разгрузился, он об"езжает впереди стоящие и через левую полосу немедленно едет на свою платформу для след. загрузки. Водители даже на минутку не выходят. У них есть спец. расписание, по к-му они имеют право на перерыв на нес-ко мин, и для этого есть спец. платформы на этаже, где можно оставить автобус, сбегать в туалет и перехватить кофе и обед.
Внутригородские автобусы перевозят в среднем 75,000 пассажиров в день, а пригородные доставлят около 1,000,000. Обслуживать 9 миллионный город - это не семечки лузгать вам, ребятки.
Вечером картина другая. В час пик автобусы, в основном все они - экспрессы, подходят - отходят один за другим, и тем не менее очередь на каждый рейс вытягивается на сотни метров, вьется через этажи, и что меня не перестает восхищать, так то, что американцы честно становятся в конец очереди и никогда, представляете, никогда(!) не лезут без очереди, даже к своим друзьям, которые пришли раньше, и ставши к ним, можно было бы попасть на более ранний автобус. А перебросившись парой приветствий, отправляются в хвост очереди.
Эта ситуация повторяется и когда неск-ко пассажиров скопилось на остановке в маленьком городке, а не на гигантском вокзале, в ожидании автобуса. Когда автобус подходит, заходят в него четко согласно той очередности, как появлялись на остановке: кто пришел раньше, тот и зайдет вперед.
В часы пик постоянно курсируют экспрессы, к-е как бы выхватывают штук 20-30 остановок из общего маршрута и уходят с него на шоссе, зато как только это время прошло, ползет простой автобус через весь маршрут, и он может насчитывать более сотни остановок.
Так вот, из-за того, что эскпрессов много, и ходят они с перерывом в 5-10 мин, поэтому частенько пассажиры садятся то на один то на другой автобус, а также из-за того, что ожидают автобуса в очереди, стоя один за другим, возможности общения и наблюдения резко снижены.
Опять же я практически всегда, чтобы поменьше тратить времени на дорогу, захожу в автобус тогда, когда все сидячие 49 мест заняты ( в автобусе есть табло с к-ом занятых мест) - разрешено не более 23-м пассажирам ехать стоя, то я поджидаю момента, когда водитель подает сигнал для таких вот желающих, и прыгаю в "стоячие места".
Так что как бы и некогда особо наблюдать за людьми, но все равно есть уже кто-то, кого ты встречаешь и узнаешь, и это чуство, когда ты как бы читаешь пару страниц из книги чужой жизни, а потом ты ее теряшь и продолжаешь додумывать развитие сюжета,- постоянно меня преследует. Я частенько заговариваю сама с людьми, но ведь и это только крохи их той замечательной книги, что называется Жизнь. Иногда ты невольно становишься слушателем телефонного разговора, но только одной его половины. Бывает также что люди смотрят на своих модерновых телефонах кино, но тебе-то звука не слышно, и тоже как-бы половина от всего лишь доступна.
Многое можно узнать о человеке по тому, как он одет, как двигается, что и как говорит, особенно если встречаешь его частенько, но все это лишь макушка айсберга. Мне это всегда было интересно, да только я обычно езжу одна, и не с кем поделиться моими замечательными догадками :-)
А еще у меня хобби такое есть, и получается это непроизвольно, что я как-то легко замечаю закономерности (patterns).
Вот к примеру, едешь ты в автобусе, сидишь на сидении ближе к проходу, а место у окна освободилось. Если входит негритянка, она обязательно полезет через тебя на это место у окна, хотя рядом будет свободное место у прохода. Почему? Наверное, женщины как бы дольше хотят отмщения за все обиды и унижения, к-е выпали на долю их народа. Однако если сравнить количественные потери негров и евреев, то у евреев как бы гораздо больше поводов, чтобы отмстить за несправедливости, но почему-то они никогда на обидах не замыкаются, на такие мелочи не размениваются, а продолжают себе жить дальше, обучая своих детей, что таить обиды - это плохо, какие бы несправедливые они бы не были.
Опять же если вошел в автобус латино, он никогда в жизни не полезет через тебя к сидению у окна, даже если это будет единственное свободное на весь автобус. Может он просто нелегал и инстинктивно хочет оставаться в тени, а может просто даже не может сказать по-английски, мол, пропусти меня к окошку и т.д.
Молодежь ходит по городу и ездит в транспорте практически всегда с заштукатуренными наушниками ушами, откуда несется музыка такой громкости, что тебе все-все слышно, но заткнуть ее нельзя, вечно что-то быстренько стучат по микроскопическим клавиатурам своих элетронных устройств. Мужчины с бизнессменовской наружностью утыкаются в World Street Journal, азиаты - в свои газетки с иероглифами, женщины среднего возраста, к-х значительно меньше, чем всех других - или читают New York Times, или дремлют, или по телефону болтают. Всегда есть исключения из правил в любой категории, но в целом пассажиры в автобусах в основном одинокие создания, крайне редко вступающие в общение с себе подобными.
И наверное даже больше: чем больше город, тем более разобщенно живут в нем люди, каждый сам по себе.

4 comments:

  1. А я думаю, что дело тут не в обиде какой-то нации на кого-то, просто некоторые люди любят больше в автобусах сидеть возде окна. Я сама к этой категории отношусь. [Сидя возле окна можно как бы отгородиться ото всех...А если приходится каждый день проводить в автобусе 1-3часа времени, то поездки и попутчики ... утомляют, хотя я с интересом всегда смотрю вокруг ... ].
    НС

    ReplyDelete
  2. А ты, Надя, поставь с собой такой эксперимент:
    Вот ты входишь с совершенно пустой автобус. Где ты сядешь? Понятное дело, на свое самое любимое место, и если ты часто ездишь в автобусах, у тебя скорее всего такое есть - у окна, посередине автобуса, на заднем сидении, поближе к двери и т.д.
    А теперь условия меняем: твое любимое место занято, а есть нес-ко сидений, где по 1 пассажиру уже сидит, и одно сидение совершенно пустое. Ты куда сядешь: вторым на полузанятое сидение или же пойдешь к тому единственному сидению и сядешь у окна?
    Вот >80% людей идут именно на это пустое сидение.
    И наконец мы прибыли и к нашему случаю, когда есть несколько сидений у прохода свободных, и одно сидение у окна свободно, но человек, к-й загораживает подход к этому вожделенному сидению дремлет. На какое же ты пойдешь?
    Инстинктивно основная масса людей выберет вариант, где интеракция с незнакомцем, а также сопряженные с этим даже маленькие неудобства, причиненные другим, будет минимальной.
    Без того, чтобы меня обвинили в расизме, просто небольшой экскурс в историю Америки. Люди, к-м за 40 еще хорошо помнят на себе, как не смотря на декларацию равенства рас, негров травили, избегали в школе, на работе, не пускали в клубы и рестораны, но уже не покушались на жизнь безнаказанно, тем не менее им чинили препоны при приеме в колледжи, на работу, учителя в школе вещали о том, как те и эти д. б каждый в своей среде, брак между белыми и черными был событием, к-е сотрясало обе стороны родственников и т.д.
    Когда ты живешь в городе, где в общем-то нет такого гигантского количества людей разных рас, национальностей, культур и обычаев, то достаточно трудно вообразить все эти, скажем нюансы, соседствования, с к-ми сталкиваются люди в Нью Йорке.
    Но так как это город с максимально высоким % разных наций и народов мира, то здесь все постепенно выварились в котле выживания среди других, к-е сильно от тебя отличаются, и явно ты не видишь как в общем-то люди с большим трудом переносят представителей других культур с их обычаями и стилем поведения. В Нью Йорке ты не сможешь просто жить, если на все отличия обращать внимание. А неприятие уходит глубже, на подкорку, и вылазит совершенно импульсивно.
    Если, например поехать в штат Мэрилэнд, то там живут в основном белые, так например азиатам, чтобы купить квартиру или дом в районе, где хорошая школа, практически не возможно: просто не продают. У меня там как раз знакомые китайцы живут, перехали из нашего городка туда, потому как муж там работу нашел. Уж и намыкались они со своим гениальным сыном, ибо купить дом смогли только там, где школа плохая, а в частную школу его не брали. Мать его мне столько слез выплакала о несправедливостях, что они перетерпели. Так мы с ней стратегию вместе отрабатывали, как ее сына пропихнуть в лучшую школу, чтобы те не смогли ему отказать. Он-таки был принят в ту школу после 3-х лет попыток. Ему 13 лет, и он сдал уже экзамены за всю среднюю школу на отлично. А теперь аппроксимируй, Надя, ск. же обыкновенному ребенку надо корячиться, чтобы приняли...
    Кстати, эти китайцы уже перетянули туда ее брата семью и две семьи друзей за последние 3 года, и по моему сценарию пропихивают своих деток в ту же школу... Хорошо это или плохо? Не знаю. Я не националистка. Я просто чуствую боль этих людей, как свою. Мальчик этот - лучший друг Даниэля, и они до сих пор ездят в гости на каникулы друг к другу.
    Почему белые так не хорошо себя ведут? А у них причина есть. Про азиатов идет дурная слава, что детей они своих дрючат, и они у них только и учатся. В то время как белые считают, что детство - оно для игр дано. Когда азитатские детки приходят в школу, то белые дети рядом с ними выглядят глупее на порядок. Уже во многих городках в Калифорнии, да и в нашем городе картина такова, что стоит неск-им азиатским семьям поселиться, как они тут же перетягивают своих друзей и родственников, и лет через 10 уже 50-70% в школе - азиаты. Белые начинают быстро продавать свои дома и уезжают в другие места. Вслух или там открыто в печати это никто не обсуждает (лет 8 назад я прочла об этом большую статью в World Street Journal - газета серьезная для людей бизнеса, а не желтая бульварная пресса), но явление имеется. Вот в Мэрилэнде все белые, совершенно не сговариваются, а просто "не пропускают". И таких вот разных меж-национальных трений, крупных и мелких, всегда много.
    Это ло исключительно проблемы капиталистического строя?
    Я не думаю. Это все природа человеческая. Она просто или процветает или уходит в подполье при разных социальных строях.
    Я-то со своей закалкой полученной при социализме, спокойно обхожу все эти бюрократические заковырки, и что смешно, я еще и 10-то лет здесь не живу, а народ ко мне ходит толпами советоваться, что и как делать в той или иной ситуации. И не получала я здесь образования, и телевизора я не смотрю, и газеты читаю редко, а вот с советским-то багажом, как же победить бюрократов, могу обычно подсказать человеку, что и как делать.
    Американские бюрократы - это вовсе и не страшно!

    Просто повнимательнее приглядишься, и уже замечаешь сколько же всего есть на белом свете...
    До сих пор % безработных черных значительно выше, чем белых. Масса причин в этом, и в том, что черные имеют более низкий квалификационный уровень, не смотря на то, что довольно много негров пробились на верх общества. В соседнем городе с нами, на 1 ученика тратят значительно больше денег, чем в нашем городке(только что прочла в воскресной газете), а % детей, к-е заваливаются на экзаменах % на 30 больше, чем у нас. Там в основном негры живут. Они традиционно считают себя жертвами, а такая жизненная психология ведь редко заставляет человека "рвать когти". Зачем? Мне обязаны. Кто? Да все! Обидели ведь нас.
    Черным дают гос. стипендии в колледжах всем подряд - лишь бы учились, им государство оплачивает до 90% за квартиру, им дают талоны на бесплатную еду, бесплатное мед. обслуживание. Им не выгодно самим зарабатывать даже среднюю зарплату, тогда все льготы у них забирают.
    Где-то по большому счету это вредно для людей, когда им все валится с небес, и они ничего не должны делать, чтобы эти получить, но кого это волнует? Общество откупилось от них. Если им ничего не давать, то преступность вырастет, ибо нищие от отчаяния начинают грабить и убивать.
    А работать самим и просто так - не охота.
    Тема эта очень сложная, и однозначных ответов нет ни на один вопрос.
    Но вот если заходит негритянка, к-ая где-то в возрасте 30-50, она в %90 полезет через любого пассажира именно к окну, и я полагаю не потому, что она именно любит там сидеть, а именно чтобы причинить неудобство другому, особенно белому. Если сидит другой черный у прохода, то она всегда вежливо спросит. Такие вот дела.
    Я на них не в обиде. У меня есть нес-ко сотрудников-негров, один высокообразованный мэнэджер с зарплатой около $200,000, и еще одна женщина, тоже специалист по качеству - среднее звено управления. Мы с ними этот феномен обсуждали как-то, и они сами понарасказали мне массу подобных стереотипов своих же черных.
    Что поделаешь, у каждой расы есть свои бзыки...

    ReplyDelete
  3. Знаете Ира, я не расист (по большому счету ;-), но я могу понять людей из Мериленда. Люди хотят сохранить стиль жизни, не хотят вздрагивать - не забыли ли запереть дверь? Конечно, в таком котле как Америка это все противоречиво, без иммигрантов она бы не была Америкой. Когда мы переехали, мои соседи услышали наш европейский акцент и пришли изъявлять свою радость по этому поводу. Потому что им приятно когда соседи стригут газон и растят цветы на фронт ярде, и неприятно когда на соседнем фронт ярде, заросшем сорняками, валяются куски мебели - помните, я рассказывал про своих арабов-соседей? А китайцы - вы сами говорите, один завелся - через год их будет сто. Хотя, китайцы как соседи мне вполне нравятся, они тихие и чистоплотные. Один недостаток - если завелся один... см. выше. А вот у нас на улице недавно тенанты появились черные, всего одна семья - и что вы думаете? На второй день толпа черных тинейджеров шлялась по нашему маленькому серклу, прямо по газонам, орала и махала руками. ну совсем почему-то мне это не нравится.

    ReplyDelete
  4. Хочу предложить запоздалый отклик на тему общественного транспорта - наверное, его никто не увидит, но на всякий случай...
    Ира, я вдруг сопоставил твой рассказ про автобус с обстановкой в нашей электричке и понял, что ты может видишь ситуацию только с одной стороны. Вот посмотри, что происходит у нас. У нас сравнительно новая линия. Сначала людей ездило мало, потому что люди привыкли использовать другие станции, к тому же было недостаточно поездов и они ходили редко. Теперь ввели дополнительные поезда и потихоньку пассажиров стало больше. В результате ты не можешь уже развалиться на сиденье на двоих, и возможно должен ехать с соседом. Но некоторые люди ну просто никак не могут примириться с отнятым комфортом. Ведь на 100% вагон очень редко набивается, и они наверное думают: "Если кто-то будет ехать без соседа, то почему не я!?" И вот они применяют две уловки для того, чтобы остаться в одиночку. Одна уловка - поставить на сиденье рядом с собой дипломат, сумку или зонтик. Эта уловка довольно грубая, потому что всем известно, и кондукторами периодически повторяется по радио, что ты не можешь занимать своей кладью место нужное другому пассажиру. Но эта уловка работает, потому что во всяком противостоянии вежливого человека и нахала обычно, увы, побеждает нахал. Если ты хочешь сесть на место, куда нахал положил дипломат, тебе нужно всего-навсего, смотря куда-нибудь в сторону, трепещущим голосом сказать "Позвольте..." - и дипломат тут же будет убран. Но ты проходишь через позор этого "Позвольте" и через необходимость целый час ехать рядом с этим человеком! И вот вежливые и хорошие люди здесь проходят тест на принципиальность (или агрессивность?): одни считают, что должны пойти на такой микроконфликт, чтобы наказать нахала, а другие уныло идут дальше в поисках места (часто возмущаясь в душе собственной "беспринципностью").
    А вторая уловка чуть похитрее: человек, который не хочет ехать с соседом, садится не у окошка, а у прохода. Тут расчет опять же на то, что интеллигентный, вежливый человек постесняется побеспокоить и пройдет мимо. И они бы конечно в большинстве своем проходили мимо, если бы в игру не вступал вышеописанный фактор принципиальности – тут, принося себя в жертву борьбе за справедливость, интеллигентный человек зверским голосом говорит «Позвольте!» и неуклюже протискивается к окошку. Признаюсь, что я выбирал «конфликтный» вариант всего два-три раза на тысячу своих поездок, но справедливым гневом по поводу людей, не желающих делить со мной сиденье, я пылаю всегда. Автобус – это немножко другая ситуация, чем электричка, и ты возможно садишься у прохода просто потому, что тебе скоро выходить. Но тетка которая со злобным видом протискивается к окошку может думать иначе. На всякий случай представь, что вместо черной тетки мимо тебя протискивается к окошку разьяренный Виталик Комаровский, и ты возможно поймешь юмор этой ситуации. 8-)))

    ReplyDelete