Sunday, January 07, 2018

Про европейский сервис - "до кучи"

Занялась наведением порядков среди черновиков. Обнаружила сей летний пост. Сначала хотела выкинуть, а потом подумала, пусть будет "до кучи", побухтела на бельгийцев, а теперь и на немцев. Да и себе будет напоминаловка не расслабляться и не думать, что весь мир устроен таким образом, чтобы обеспечить прекрасный сервис всем клиентам без исключения.
Поехали.
Июнь 2017г.

На сей раз немцы удивили. Прилетели мы из Мадрида в аэропорт Кельна. Дело было за полночь. Быстренько сообразили, где же поезда до города. Из четырёх автоматов по продаже билетов один завис, второй сожрал несколько монет и заткнулся на последней монете у желающего купить билетик прямо передо мной. В оставшиеся два выстроилась длинная очередь. И все же мы успели купить билетик на поезд в 0:24, следующий поезд был в 1:26. На табло была указана платформа, и большинство людей шло именно на неё. Я на всякий случай переспросила пару человек, или мы на верном пути. Таки да.
Стоим. По аудио системе начали передавать какое-то сообщение, но акустика настолько жуткая, что все слова сливались в гул, невозможно было даже различить , на каком языке было об'явление. Смотрю, народ потянулся к эскалатору и стал переходить на другую платформу. Та пара, у которой я переспрашивала, подошли к нам и сказали, что поезд подадут на другую платформу. Ок. Вот спасибо, что сказали!
И мы тоже перешли. Прошли на середину платформы. Тут снова об'явление с тем же гулом, и тут начинается комедия: на ту платформу, куда мы вначале и устремились, как раз прибывал поезд. Вся толпа, что перешла послушно на другую платформу, бросилась на эскалатор. Те, что были ближе к эскалатору, уже спускались по другому эскалатору, бежали к стоящему поезду, который остановился на приличном отдалении от эскалатора. Всякие там старушки и прочая гружённая багажом молодежь неслись из последних сил. Перед нами девушка замешкалась и упала на эскалаторе. Кое-как ее подняли, и толпа бросилась через ее чемодан и сумку, бегом-бегом. Даниэль потянул себе спину и на два дня был напрочь нейтрализован лежанием в кровати, ибо было ему жутко больно. Обмазывали его мазями и массажировали, пришлось ему отлеживаться в горячей ванне.
Сказать честно, такого я уже очень давно не встречала в моих traveling experiences ни в одной стране, даже в разгильдяйской Италии.
Опять же такой подход к обслуживанию пассажиров стал для меня подсознательно просто жутким нарушением логики: как такое возможно вообще?!
Это я перечитывала свои заметки и вдруг вспомнила, как же я сама металась за автобусами в свою бытность жития в России. Там такое было самой обычной нормой. Автобусы были жутко переполненными, водитель или недоезжал до остановки или проезжался на много дальше; те, кто помоложе и налегке успевали добежать и втиснуться на ходу в от'езжающий автобус. Старики, мамки с детьми, груженые тяжелыми сумками не имели абсолютно никакого шанса.
Что интересно, осуждать такое положение вещей даже и не приходило а голову.

А вот и другой отпускной случай: в Дюссельдорфе наш рейс на New York был в 11:30 утра. Мы прибыли в аэропорт как обычно за 3 часа, на всякий случай,- и не прогадали. Полтора часа простояли в очереди на security check, у них работали только две линии. Очередь растянулась, извиваясь, и потерялась в недрах аэровокзала. Обслуге не было никакого дела до того, сколько людей томятся в очереди и нервничают, успеют или нет на посадку, продираются поближе, вынуждены об'яснять другим людям, почему они лезут без очереди и прочее. Каждый служащий усиленно изображал занятость своим важным делом, проявлять инициативу, видимо, тут карается законом или какие ещё санкции у них там есть. Но вся эта бодяга так и ползла без намёка на улучшение ровно 1.5 часа для нас.
Плевать им на то, какой сервис в целом получают люди, и какое мнение об их аэропорте создаётся у пассажиров.
Но веселее всего оказалась организация службы таможни.
Если ты купил что-то в стране, где ты не живешь, то тебе вернут налог на покупку, который платят граждане той страны, где ты сделал покупку. Тебе однако надо выполнить пару формальностей, а именно подойти к клерку таможни, чтобы поставить на формуляре печать. Так это работает в любой стране мира, ничего тут нового или особого нет.
В Дюссельдорфе два терминала. Наш рейс был по случаю из терминала А, а печать сию надо получать в терминале В. Но это ещё пол беды. Нашел контору, а там никого нет, и никто не сидит, зато есть телефон у двери, и там написано, что печати можно получить только за 30 мин до начала boarding, но ни минутой раньше. Подходившие люди все до единого пробовали позвонить по телефону, как иx и просила надпись, и все до единогo явились значительно раньше, чем 30 мин до boarding time. Казалось просто по этой статистике уже было понятно, что служба налажена плохо, без учета типичного поведения людей, и надо немедленно ее подстроить для удобства пассажиров. Но.
Собралась просто гигантская толпа, было человек 20 на самолёт со временем boarding start at 9:55, они звонили по несколько раз, а никто все равно не шёл. Наконец появились два мужика с опозданием на 23 минуты. Нет, они не извинились за опаздание. С типично-совковским хамством начали "обслуживать" клиентов.
Далее вообще была комедия, ибо в очереди оказалось несколько китайцев, которые закупили по десятку швейцарских часов. Китайцы по-немецки ни бум-бум, плохо понимают английский, а то, что они сами пытаются выкрикнуть по-английски, чтобы об'ясниться с таможенниками, служаки не понимают, и никто из очереди их тоже не понимает, накал страстей растёт, ибо люди уже нервничают всерьёз и просто боятся опоздать на свой рейс.
В общем мой boarding time started at 10:40, и я просто молча отвалила, не дожидаясь конца спектакля. Подумала, себе дешевле будет спокойно зайти в самолёт, нежели дожидаться той печати, которая мне вернёт пару десятков долларов.
Не ожидала я такой организации процесса от немцев, совсем не ожидала...
От себя тоже не ожидала, что так легко привыкну к нормальному обслуживанию , и что меня так сильно заденет полное отсутствие уважения к интересам клиентов, на деньги которых собственно вся служба этих транспортных компаний и живет.

10 comments:

  1. Ира,
    по поводу Дойче Бан-а и аэропортов скажу. Минимум раз в месяц проходят забастовки сотрудников авиа и жд-транспорта.
    Отменяются рейсы, ICE стоят на путях намертво, если нет возможности добраться самолётами - народ прыгает в поезда и наоборот, образование толп и бардака соответственно.
    Германия настолько мобильная страна, что случись перебой, в течение одного часа образуется адский хаос, разрулить который с минимум потерь - высший пилотаж.
    Второе - периодически находят подозрительные пакетики, мешочки, что автоматом означает оцепление территории, перевод составов на другие пути и задержки с отправлением. Это дело не объявляют, дабы не создавать панику.
    Поломка автоматов по продаже билетов-сладостей-воды, дело житейское. Обязательно найдется человек, который будет жать на все кнопки, стучать и трясти, а учитывая отдельных представителей фигнестрадающей молодежи, сломать аппарат скуки ради - запросто.
    Всяко бывает, жаль, что так вам "повезло")))

    ReplyDelete
    Replies
    1. river_pebbleJanuary 08, 2018 8:09 AM
      Конечно, такое случается везде, только объявляют обычно заранее, и не только через аудио систему, а обязательно по электронным табло. И это бывает, когда один поезд занимает данную платформу, а следующий прибывает.
В нашем случае абсолютно все платформы были пустые. Не приятно было и то, что поезд остановился очень далеко от эскалатора, который и был единственным способом перебраться с одной платформы на другую. Предыдущий поезд проехал и остановился удобно для пассажиров.
Меня поразило в этой ситуации нежелание вообще предпринимать какой-либо инициативы: вот я, машинист, прибыл по расписанию, в упор никого и ничего не вижу. А эти люди, которые бегают, падают, суетятся, меня вообще не интересуют.
День, про который я написала, вовсе не был днём забастовки, это был обычный нормальный рабочий день. И даже не каникулы, когда жуткий наплыв туристов, начало июня.
У нас за такое отношение к пассажирам немедленно бы подали на транспортную компанию "class action" иск в суд, и выиграли бы тут же, ибо люди пострадали, потому что падали, на чемоданы наступали - значит вещи могли переломать. И компании пришлось бы выплачивать компенсацию. 
Я уже 18 лет пользуюсь mass transit в Америке, но ни разу не столкнулась с подобным случаем. Хотя наверняка у людей были похожие ситуации и тут.
Например в NYC очень старое метро, и часто поезда перекидывают на другие маршруты. Если произошло поломка, то это сообщение передаётся многократно по аудио системе, на электронном табло, и ещё и служащий пройдёт повторит. Тоже балаган создается, ибо в NYC счёт пассажиров идёт на миллионы, но именно поэтому подобные ситуации отрегулированы.
Если обнаружен какой-то подозрительный предмет, немедленно полиция все перекрывает, тут же объявляют, как можно добраться в разных направлениях в свой пункт назначения. В случае с терроризмом, так и вообще бесплатно развозят народ.
Однажды по вине оператора пассажирский паром столкнулся с другим судном, пострадавшим выплачена компенсация, поезда дважды за последние 19 лет сходили с рельсов по вине операторов, несколько человек погибли, опять же суд присудил компенсацию семьям погибшим и пострадавшим.
      В США вообще все конфликты разбираются через суд, что может и напрягает, но зато нет жалоб в профсоюз, местком или ЖКО,- стало быть если доказана вина одной стороны, та обязана компенсировать ущерб.
      В целом это очень дисциплинирует общество, и каждый на своём месте делает свою работу.
Оператор метро или поезда не имеет права открывать двери, не доведя поезд до правильной отметки на платформе. Если пассажир бежит, то поезд подождёт и т.д.
Понятное дело, в городах миллионниках таким вещам уделяется особое внимание, но у меня, видимо, сработал шаблон, что немцы народ педантичный, и организация тут должна быть на высоте,- потому такой балаган просто не вписался в мою действительность.
Но народ тоже система динамичная, и его поведение меняется со временем, тем более, что ни одна европейская страна более не может похвастаться "чистотой нации"

      Delete
    2. А вот поломка автоматов путём стучания по ним у нас практически исключена. И опять же из-за того, что если тебя застали за актом вандализма над чужой собственностью, получишь несколько лет тюрьмы. У нас нынче очень распространены видеокамеры и у бизнесов, и в частных домах, посему такой факт как вандализм над автоматами по продаже билетов просто исчез.
      Я сама покупаю регулярно билеты на междугородний автобус, и уже даже не помню, чтобы автомат не работал. Как этого добиваются? Я даже не знаю.
      Может где-то на захолустном полустанке такое и случается, я уже и не помню подобного.
      Только читаю в новостях, что турникеты в НЙ метро нынче заменят на другой тип, где механически двигающихся частей будет значительно меньше. Это обойдётся в $ХХ миллионов, зато сэкономятся деньги на их ремонте, и т.д.

      Delete
  2. Мы в Англии бегали с пути на путь, ожидая электричку. Только еще и по лестнице без эскалаторов. Наверно везде такое случается.
    А возврат налогов, по-моему, можно сделать уже дома, взяв в аэропорту бланки. Я своему шефу в Москве как-то делала. Правда история умалчивает, вернули ли ему деньги))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Возврат денег, Оля, в принципе не возможен, если отсутствует именно вот эта печать о том, что пассажир посетил таможню, покидая страну, гражданином которой он не является.
      А таможня имеет список бизнесов, которые имеют право возвращать уплаченные уже покупателем деньги за налог на покупку.
      Эти бизнесы обязаны заключить договор с налоговой инстанцией страны. Т.о. Далеко не за каждую покупку, сделанную вами в чужой стране, вы можете получить возврат налога на покупку или сервис.
      Если вы хотите оное получить, то перед приобретением товара надо спросить, или вам магазин заполнит необходимые документы. Если да, то вы их сохраните вместе с чеком. Именно эти бумаги вы предъявите клерку таможни. Он поставит на них печать.
      Вы улетите в свою страну и вышлите оригиналы этих проштампованных документов по указанному адресу. Спустя приличное время вы получите чек от сети магазина, где вы сделали покупку. С этим чеком пойдёте в свой банк, чтобы выяснить, как его можно вложить на ваш счёт, ведь он же другой валюты.
      Кстати, если вы покидаете одну из стран европейского союза, а живёте в другой, вам таможня печать не поставит.

      Такая вот канитель. Если суммы возврата небольшие, то овчинка выделки не стОит
      :-))

      Delete
    2. О, спасибо. буду знать! Но реально - канитель))

      Delete
    3. Жуткая канитель! Спасибо, Ира, разъяснила.

      Delete
    4. В некоторых странах налог на покупки или сервис около 20%, тогда даже небольшой shopping вас подтолкнёт на эти приключения.
      Я отношусь к бюрократии спокойно, (я же project manager, а он следит, чтобы все все сделали вовремя и напоминает про сроки :-))), поэтому пару раз доводила сей процесс до конца.
      Но опять же, перед тем, как нырять в него, всегда подумаю 7 раз...
      :-))

      Delete
  3. Мы тоже бегали. В Испании. В аэропорту. То туда, то сюда. В целом вышло около 10 часов. Посидим-побегаем. Там много чего было, кроме пробежек. Остались грустно-смешные воспоминания и никакого желания ехать туда еще. Теперь я стала намного спокойнее к сервису. Но за шикарным, думаю, отправилась бы в юго-восточную азию. Хотя, кто его знает, может, и там тоже возможны пробежки))

    ReplyDelete
  4. Девушки, убедили!
    Хотя мне вообще-то шикарный сервис и не нужен был, а просто нормальный :-)))
    В Азию вот ехать неохота: туда же сутки лететь на перекладных, и столько же обратно. А у американцев отпуска короткие...

    ReplyDelete