Monday, September 22, 2014

А на кладбище все спокойненько... - 2

Начало тут.
Интересна символика могильных камней. Часто выгравировывают на могильном камне English ivy, вьюн, листики которого имеют 3 острых конца, к-е символизируют trinity, бог-отец, бог-сын, и святой дух.
Этот вьюн - вечнозеленое растение и не гибнет даже в суровые морозы (какие они тут суровые?! Ну -15), и если вьюн карабкается по стенам, он создает причудливые сплетения и узоры, совсем как человеческая жизнь.
Еще один символ кладбищенских декораций - покрывало, разделяющее жизнь от смерти.
Его вы найдете и на постаменте, и ниспадающим с гробницы, и покрывающим чашу жизни или чашу с пеплом. В те не столь уж и давние времена художники и скульпторы имели определенные символы для создания настроения и передачи зрителю информации. Нынешние инсталяции  и performaces не заморачиваются никаким символизмом в расчете на неподготовленную публику: таким образом создатели могут быстренько наваять сотни "произведений искусства", и зрители не задержатся разглядывать-обдумывать "творения" - экспресс-сервис.
Может быть поэтому модерновые творения обычно и не вызывают у меня никакого настроения и не задерживают моего внимания ни на минуту? Да, а вот раньше все эти мелочи были нужны и важны.
Интересна могила Andrew Carnegy. На семейном участке похоронен он с женой и четверо его верных слуг и домохозяек. Их дочь похоронена в другом месте. Чтобы их могилы не были легкой наживой для жуликов, вскрывавших могилы (чтобы продать труп медикам для исследований, в частности ), состоятельные люди заказывали небольшой бетонный склеп. Склепы Andrew и Louise
соединены небольшим бетонным туннелем, они и после смерти не хотели расставаться. Семья Carnegie прибыла в Америку, когда он был маленьким мальчиком. Пока его мать торговала в маленькой лавочке, он работал на текстильной фабрике, менял пустые бобины на те, что с нитками. На такую работу брали только маленьких и худеньких, потому что подлезть между двигающимися деталями ткацкого станка взрослый не мог. Опасная и ничтожно оплачиваемая работа. Но он выдержал, выбрался в мэнэджемент, позже смог открыть с приятелем свое предприятие, поверил, что в железных конструкциях - будущее промышленности. Занимался исследованиями, как сделать железо более прочным и не ржавеющим. Стал сталелитейным магнатом Америки. Он поддерживал рабочее движение и профсоюзы, однако на своих предприятиях конфликтовал со своими рабочими и выжимал из них столько же, как и с него самого, когда он был в их шкуре в детстве.
Денег просто так он никому не жертвовал, он считал, что надо не раздавать деньги, которые просто развращают людей, а надо дать денег, чтобы человека научить делу, тогда он сам себе заработает на жизнь. Он считал, что если человек умирает очень богатым, то это грех. Карнеги успел передать 2/3 своего мульти-миллионного состояния на библиотеки, колледжи, музыкальные заведения и на здравоохранение по всей Америке. Могила его предельно проста, только кельтский крест, и больше ничего. Однако потомки любят его, и оставляют щедро монетки на его мемориальной плите - считается, что это приносит удачу.
Вот еще один памятник, семьe Jones. Его именем названы улицы, я по такой улице каждый день езжу с работы, но я не знала, чем этот человек знаменит. Оказывается, ему принадлежит идея создания department store, в эквиваленте для русско-язычных, ЦУМ или ГУМ. Он был весьма успешным бизнессменом, создал целую сеть таких магазинов по всей стране и после своей смерти оставил свой бизнесс и понемногу денег четырем сыновьям, а основную сумму денег завещал жене. Детки, к тому моменту уже взрослые мужчины, успешно спустили отцовский бизнес и судили свою мать, за то, что она "присвоила" их деньги. Суд проиграли. Так получилось, что мать пережила двух своих сыновей, один умер в 46, а второй в 50 лет. Она же и заказала этот памятник. Не помня зла, она попросила скульптора сделать обоим сыновьям по барельефу с медальоном, где ангел возносят младенца в небеса. Наверное, такими ей было легче вспоминать о них...
Люди тщеславны. При жизни они пытаются разными путями выделиться из себе подобных, и после смерти их претенциозные надгробия, статуи и мавзолеи старaются изо всех сил, чтобы и последующие поколения помнили их заказчиков. Конечно, позволить себе такие монументы может далеко не каждый. Если прикинуть, а мог ли прадед Рокфеллер, основатель нефтяной империи США, потягаться с пирамидой Рамзеса, то наверное, запросто мог. И не хуже. Просто мода на пирамиды отошла.
Ну а вот его внук Вильям за два года построил маленький мавзолей, сначала для жены, но с перспективой и для себя. К мавзолею от дороги ведет гранитная плита. Огромная. Монолитная. А что? Он заплатил, ему вытесали и привезли. А как? Это уже не его дело. весит, между прочим, 32 тонны, но зато цельная.
Напротив рокфеллеровского мавзолея стоит другой, поменьше, очень напоминающий мусульманский мавзолей, однако на христианском кладбище нет бусурман, тут с этим спокойно - отпевают покойников в Old Dutch Church, что у южных ворот кладбища. В этом мавзолее покоятся члены семьи John Dustin Archbold, который был одним из яростных соперников Рокфеллеров, когда те начали скупать мелкие компании по переработке нефти под свою компанию, Standard Oil, и т.о. создавать монополию на продажу нефтепродуктов в Америке. Рокфеллеры сделали ход конем и
предложили ему пост CEO, Cheaf Executive Officer в своей компании. Контракт был настолько заманчив, что тот согласился. Работая на своего работодателя, человек должен демонстрировать лояльность хозяину компании, и одним конкурентом стало меньше.
В своем мавзолее Арчболд заказал выгравировать символы всех известных религий, а звезда Давида - внутри мавзолея у его изголовья.
А под этим раскидистым деревом похоронены бывший владелец Lyndhust Castle, George Merritt,
тот самый, который заказал построить башню в замке, чтобы он мог оттуда смотреть на звезды через свой телескоп. Видите, их надгробия тоже в готическом стиле.
Меня привлекает в этих кратковременных погружениях в историю то, что я начинаю узнавать людей, их друзей, врагов, чуствовать атмосферу их времени. Страсти отбушевали, и все как бы теперь об'яснимо и легко связуемо, одно с другим. И даже больше, я, не человек их круга, а вот узнаю подробности жизни многих поколений этих семей. Но что мне интересно в этих музеях, так это уже больше не просто экспонаты, это вещи, рассказывающие о живых людях, их устремлениях, страстях, трагедиях и мелодрамах.
На этом кладбище похоронено много известных людей, судьбы которых замечательны и интересны. Но, пожалый, на сегодня хватит.
В октябре у них есть ночные экскурсии, где каждый участник получает керосиновую лампу освещать себе дорогу, и вся группа движется в ночи от могилы к могиле. Меня как-то никогда не пугали все эти истории про мертвецов. Сходить, что ли, проверить?
А вы бы пошли?

No comments:

Post a Comment