Wednesday, October 31, 2012

Путеводитель по Израилю

Если вы помните, почему я в Риме-то оказалась, то и с получением подарков ко дню рождения оказалось все в порядке: Не забыли про меня :-) Как только я явилась к своим друзьям в гости в Иерусалим, а там меня встречают с шарфиком шелковым с росписью ручной работы по нему, и что же вы думаете? Цвета на нем, как будто специально подобраны к моему итальянскому костюмчику цвета морской волны. А делают такие шедевры в "Яд ле-Кашиш"- такое место, где старички с талантами к живописи, скульптуре, и вообще к любому прикладному творчеству могут себе самовыражаться, а те,
к-е такую организацию создали, да их самих господь обделил творческими талантами, зато подкинул он им маркетинговых, открыли сеть магазинов по всему миру, и эти вещи там и продают, а выручку потом авторам вручают,- правда я не знаю, насколько %% они там договаривaются, справедливо ли или же по-драконовски... Наша знакомая, когда прибыла в Израиль в 90-х годах в качестве свежей иммигрантки, еще была далека от возраста стариков, но как-то "наступила" на эту организацию, а была она художница, вот какое-то время их семья и кормилась с продаж ее работ именно через эту сеть. А мы, когда появляемся в Иерусалиме, обязательно что-то там покупаем в качестве сувениров, ибо это - очень тонкие и берущие за душу вещи, а не ширпотреб, к-й арабы суют вам в Старом городе за очень даже не малые деньги. Но как вы уже заметили, вся наша семья у арабов ничего и никогда не покупает, ну просто ничего, и т.о. материально их не поддерживает. Как мы их различаем? Даже не знаю, что вам и сказать, а я их мгновенно отличаю от представителей любой национальности и в любой точке мира...
А что евреев что ли нельзя поддержать? Тем более что они международным терроризмом и не занимаются, детей своих не посылают со взрывчаткой на поясе подрывать себя и других, ни за что, а просто из ненависти, в заложники не захватывают никого. А лично мне это очень даже симпатично. Так что буду и впредь продолжать свой бойкот арабским товарам.
И даже хуже того: за Обаму НЕ проголосую 2 ноября, ибо он как раз имеет по отношению и к Израилю и к евреям весьма противовоположное мнение.
 Вы подумаете, мол, какое приятное совпадение получилось с шарфиком-то, ну а я загадочно промолчу, утаив свое собственное толкование, ибо все это не иначе, как божий перст!
Ну к шарфику еще в придачу бирюзовый портмоне кожанный(!) меня ждал, и традиционное яблочко, как символ нового еврейского года. Ну скажите, не зальет ли ваше сердце теплая волна счастья, когда про вас вспомнят на другом конце планеты?!
Получила в подарок к своему дню рождения от другой моей подруги в Израиле эту книгу, надо сказать, как нельзя вовремя, ибо ездила я как раз для "сидурим", (см. значение сего слова в посте). А в Израиле это не просто, и не легко, а иногда аж выть хочется от тех самых сидурим, особенно если потратил массу времени, а воз и ныне там, и на каждого бюрократа у тебя уже накипело много чанов отменных выражений, к-е готовы сорваться с твоих уст и затопить весь мир...
И, похоже, надо снова тащиться из Америки, чтобы хоть как-то тот воз столкнуть с места в нужном тебе направлении и в нужный час... Да, и это вместо того, чтобы потратить отпуск да и заработанные денюжки на скольжение по каналам Венеции под звуки заказанной хоть и не для тебя лично, но все же серенады, или вместо там вдыхания запаха лаванды в Провансе, или где-то там еще, куда давно хотелось и мечталось - жизнь-то ведь очень коротка... :-(
Но стОит тебе начать читать ту книгу, и вместо проклятий в адрес Израиля и его бюрократии в душу твою спускается покой и счастье. И в конечном счете, это более здоровый образ мыслей, не правда ли?
Мы - за прагматизм, даже в такой затейливой форме!
Так что, что бы мы делали без друзей на этом свете?!
Но вот прочла книгу, и вроде как жизнь снова засияла многоцветием красок. Да здравствуеют творчество и таланты!
.........  Далее текст не мой, а честно взятый с интернета .......
Но я же знаю, что если и дашь тут линк, а не весь текст сплошняком, редко кто потрудится кликать на тот же линк. Но мне все-таки кажется, что после стольких толковых слов вам тоже захочется ту книжку в руки взять и прочесть :-)

Страну мою на карте обнаружив,
На внешние размеры не смотри:
По площади ничтожная снаружи,
Она зато огромна изнутри.
Эта книга — о любви. Нетрадиционной по российским меркам, в которой бывает неудобно и неловко признаваться. Эта книга о любви к евреям и Израилю, но не тяжелой, пафосной и выстраданной, а легкой, ироничной, все понимающей, прощающей и очень человечной. Так можно любить женщину, с которой прожил вместе 30 лет и давно знаешь все ее недостатки, слабости и даже глупости. И неважно, что характер непростой, что временами сварлива и эгоистична, отдельными частями излишне корпулентна и не умеет готовить так, как мама. Любовь – малообъяснимое чувство, и недостатки ее порой даже цементируют.
Книга называется «Путеводитель по стране сионских мудрецов», и написали ее широко известный на просторах еврейской ойкумены автор «гариков», бывший москвич Игорь Губерман и художник, выпускник Мухинского училища в Петербурге, ныне профессор иерусалимской академии художеств «Бецалель» Александр Окунь. Оба давно и разнообразно работают в паре, удачно связывая воедино, как сладкое и острое в кугеле, московскую иронию, ухарство и широту с петербургской стильностью и глубиной.
В этом путеводителе нет карт и туристских маршрутов, нет строгих дат и выверенных исторических данных. Непринужденно и без лишнего пиетета нам рассказывают историю маленького, гордого и очень упрямого народа от Авраама до Ариэля (Шарона), при этом, кажется, никого не забыв: ни патриархов с женами, ни пророков, ни отважного и терпеливого Моисея, которого Господь таки уговорил взять заповеди, причем совершенно бесплатно.
«Поначалу запретов было ужас как много, но Моисей знал свой народ, поэтому отчаянно торговался и сумел крепко снизить их число.
Не забыты герои, цари и дамы их сердец: гроза львов и филистимлян Самсон и коварная, искушенная в ласках Далила; первый еврейский царь Саул и автор литературных бестселлеров, перенесший столицу в Иерусалим Давид, его возлюбленная – высмотренная в водах пруда красавица Вирсавия, и муж ее Урия. И вот уже появляется Соломон — дитя страсти Давида и Вирсавии. И строит Соломон грандиозный Храм — спасибо медным копям, обеспечившим процветание страны. Кроме этого, Соломон продолжил дело папы и по литературной линии, сочинив два нетленных шедевра: «Песнь песней» и «Экклезиаст». Ну и кольцо с надписями «Все пройдет/И это пройдет» – тоже немаловажный факт его биографии. А затем приходят непрошенные гости Навуходоносор и Кир, Александр Македонский и Тит, и все чего-то хотят от крошечных Иудеи и Галилеи, и рушат Храм, и грабят города, и уводят пленных, но евреи возвращаются и начинают все по новой: строить, сеять, защищаться и верить. Одно и то же — тысячи лет, правда с некоторыми перерывами. Удивительное постоянство, если учесть непредсказуемую и противоречивую еврейскую ментальность. А что было дальше, знают уже все: Иоахим и Анна родили Марию, Мария родила Иисуса, и началась новая эра.
Все эти рассказы прослаиваются бесчисленными байками, анекдотами, случаями из жизни и «гариками», что придает основному блюду приятную наваристость и остроту. Вот, например, иллюстрация к вопросу о монополии ортодоксов на устройство жизни в Израиле.
&&Провозгласив государство, Бен-Гурион принялся сколачивать коалицию, и тут-то оказалось, что без религиозных партий к власти ему прийти не удастся. Власть Бен-Гурион упускать не собирался, а религиозные партии готовы были продаться сионистам за подходящую цену. Ценой стало прекращение работы, торговли и движения транспорта по субботам, религиозные праздники были провозглашены государственными, а свиней изгнали начисто (последнее, по счастью, получилось очень относительно). А главное — постановили, что все вопросы касаемо иудейской веры и всего, что с ней связано (а связано с ней все), являются монополией ортодоксального иудаизма, а не мерзких реформистов или консерваторов, чтоб ноги их здесь не было, и вообще ни дна им, ни покрышки! Бен-Гурион вздохнул, подписал и произнес историческую фразу: «Я в синагогу не хожу, но синагога, в которую я не хожу, — это ортодоксальная синагога»… И все время у религиозных болит сердце от того, что государство устроено не по законам Торы. А у светских болит сердце от ужаса, что им устроят государство по законам Торы. Короче говоря, у всех оно болит.»
Попутно, почти невзначай, нас вводят в сложный и пестрый мир разнообразных религиозных течений:
«В XVIII веке произошло нечто новенькое: появились хасиды. Если все упростить до предела, то новшество хасидов заключалось в идее, что для близости к Богу ученость необязательна, можно и без нее. Появившись на свет, хасиды тут же образовали дворы, во главе каждого из которых стоял вождь — цадик. Для того, чтобы их не путали, хасиды придумали форму, указывающую на принадлежность к тому или иному двору. Таким образом появились на свет разнообразные меховые шляпы — высокие цилиндрические, плоские блином, а также разные штаны — чуть ниже колена и длинные, лапсердаки и халаты разного покроя и т.д. Помимо выдающегося вклада в искусство высокой моды, хасиды прославились сочинением притч и баек, удивительным образом сходных с дзен-буддистскими историями. А это веское подтверждение гипотезы, что японцы являются одним из потерянных колен Израилевых.»
Не забывают авторы и о здоровье читателей-путешественников, утомленных древностями и концентрацией истории на каждом квадратном метре.
«Неподалеку от Тверии находятся дивные серные источники Хамат Гадер, здесь римляне устроили вторые по размеру римские купальни во всем мире. Где находятся первые — нам неизвестно, да и зачем нам знать, когда и со вторыми хорошо? Целительность этих источников, адский запах серы и зрелище окутанных горячим паром голов с выпученными глазами заставляют нас уверенно рекомендовать это место для посещения. Излечив хвори, можно заодно посмотреть крокодилью ферму и выступление ученых попугаев.»
Тем, кто устал от пищи духовной, предлагается глава о хлебе насущном — неповторимой и проверенной веками кухне разных еврейских народов, живших и живущих ныне на территории Израиля. Каждая этническая группа евреев считала своим долгом разнообразить вопросы еврейского питания. И все же победа осталась за Востоком: пита, хумус и фалафель — три источника и три составные части повседневной гастрономии.
В общем, тем не перечесть: история, экономика, религия, искусство, музыка, страстные еврейские романы — с Россией, Испанией и Германией. Но главное, что хотели донести до нас авторы путеводителя: несмотря ни на что, "жизнь в этой балаганистой, шумной, суматошной и опасной стране доставляет им немыслимое наслаждение, которым они рады поделиться с другими легкомысленными и не слишком умудренными людьми, которых, слава Богу, еще много в наш рациональный и разумный век."

No comments:

Post a Comment