Wednesday, May 15, 2019

La Rochelle

Погуляли по дворцам и паркам, а теперь поедем на побережье Атлантического океана.
Поселение La Rochelle появилось в девятом веке. Расположенный в Бискайском заливе, город был почти отрезан от остальной части суши соляными копями и болотами. Римские солдаты все-таки добрались и сюда, а для обеспечения солдат вином(!) были привезены, уже из Испании, чубуки виноградных лоз, и постепенно этот край превратился в винодельческий, а вот римляне ушли.

Относительная изоляция из-за болотистой местности обеспечила городу спокойное развитие, и к концу средневековья он превратился в один из процветающих во Франции за счет экспорта своего вина и соли. Город практически не платил королевские налоги, а экономическая жизнь коммуны регулировалась советом из 100 членов, возглавляемым мэром.
Несколько браков заключенных состоятельными семьями La Rochelle с английскими лордами привели город под английское правление с 1360 по 1453 год, что глубоко внедрило англосаксонские традиции, особенно религиозные. Город славился своей независмостью и был оплотом протестантов с середины XVI века.
Французскому королю Людовика XIV это явно не давало покоя, и ему удалось подчинить себе La Rochelle. После годовой осады королевскими войсками город сдался в 1628г, и он устроил там кровавую резню.
После этого весь регион был милитаризован, а Людовик XIV решил тут построить королевские верфи. La Rochelle старинный город, застраивался с давних времён без архитектурного плана, улочки у него узенькие, дома теснятся.
В течение следующих трех веков новый город заложили рядом, в 30 км, Rochefort, и в его доках было построено, оснащено и спущено на воду 550 кораблей, которые прославили французский флот на века. Несколько доков сохранили, и они являются частью музея мореходства.
Хоть я и явилась туда поздно вечером, но меня поразила громада этих вырытых гигантских ям, ярусами спускающиеся ступени, и я тут же вообразила, как тут кипела работа, и сколько же людей было тут занято!
Сами постройки доков выполнены с явной гордостью за то, чем тут будут заниматься. А ведь эта традиция так и сохраняется поныне: владелец компании, которая впереди планеты всей в какой-нибудь технологии ведь всегда заказывает свои офисы у известных архитектурных компаний.
Истории многих кораблей весьма интересны. Так фрегат Hermiona был спущен на воду в 1779 году, и он доставил генерала Лафайета в Америку, чтобы помочь в американской революционной войне против Великобритании. Корабль сел на мель и потерпел крушение четыре года спустя, но в 1997 году было решено построить его реплику, а в 2015 году новая Hermiona завершила тот же переход через Атлантику, что и оригинал в 18 веке.
В 1666г король решил построить канатно-веревочную фабрику для оснастки военных кораблей, Здание фабрики в 374 м опиралось на дубовые плоты, которые удерживало его на болоте. Стали выращивать коноплю для производства веревок и канатов, а из волокон конопли скручивали 200-метровую оснастку на парусные корабли.
Нынче здание давно «посадили» на столбы в осушенной почве, где оно и стоит поныне.
 У самого порта тоже масса интересных историй. После того, как крестоносцы захватили Иерусалим, группы паломников со всей Западной Европы устремились на Святую Землю. Французский рыцарь Гуго де Пайенс основал военный орден для защиты этих паломников,назвав его Бедными рыцарями Храма(Temple) царя Соломона, а членов своего ордена - тeмплиерами. Орден был официально одобренен католической церковью, и щедрые пожертвования начали поступать со всей Европы. Орден Темплиеров очень скоро стал весьма богатым и влиятельным, что совсем не нравилось французким королям.
Филипп IV из корысти и в борьбе за влась об'явил орден темплиеров вне закона. Чтобы спасти свои сокровища от разграбления королем, темплиераы переправили бОльшуя их часть в Англию кораблями как раз из порта La Rochelle. Филипп IV же приказал арестовать оставшихся темплиеров, а руководителей ордена после страшных
пыток сожгли на костре.
В 16-м и 17-м веках La Rochelle на севере была оплотом гугенотов. Деревня Брауге была превращена в одно большое укрепление кардиналом Ришелье как оплот католицизма. Пока религиозные войны сотрясали Францию, La Rochelle мирно торговал со всем миром: к 1720 году коньяк составлял 37 процентов от общего объема экспорта, а работорговля с Вест-Индией дала торговому сообществу новую жизнь.
Французская революция (1789-1799) тоже обошла его стороной, однако наполеоновские войны 1805-1815 привели торговлю города в жалкое состояние на более чем на сотню лет. Только во второй половине XIX века La Rochelle снова стала процветать и опять за счет в торговли. Со всего мира прибывали корабли, а с товарами люди прихватывали и диковинные растения. Постепенно был создан парк Charruyer, который стал планомерно засаживаться экзотическими растениями в 17 и 18 веках. Одним из ответственных за это был ботаник Чарльз Плумиер, который открыл бегонию и назвал ее в честь интенданта Rochefort Мишеля Бегона. В оранжерее парка, Conservatoire du Begonia,
 содержится самая большая в Европе коллекция с более чем 2,0000 видами и гибридами бегонии.
Французские сады - это тщательно распланированные и урашенные в строгом порядке геометрических фигур подстриженные аккуратно растения, призванные демонстрировать красоту и экзотику природы.
Парк имеет отдельные сады с морской тематикой и назван в честь кораблей, которые вернулись из Нового Света с экзотическими растениями. Jardin de la Galissonnière - это райский сад магнолий, названный в честь человека, который впервые привез эти семена в Европу из Америки в 1711 году. В Jardin des Amériques - лабиринт из тисового дерева, посвященный легендарным французским морским сражениям.
Как центр морской коммерции, город La Rochelle смог развиваться, умело защищаясь от нападений со стороны океана. В XIV веке были возведены 3 башни, Башня Фонаря, бывший маяк, который служил тюрьмой; Цепная башня, ранее использовавшаяся как входные ворота в порт. Ночью между ней и башней Святого Николая была натянута большая цепь, чтобы закрыть порт, чтобы защитить город от опасностей и вторжений со стороны моря.
Гуляя по городу, я конечно же попыталась сунуться в Cathedralе St. Lоuis, но центральный вход был заперт.
Город небольшой, видимо туристский сезон еще не начался, потому он и в полудреме. Улочки очень узенькие, но в центре много галерей с магазинами, чтобы покупатели в любую погоду могли свободно перемещаться из магaзина в магазин, не замочившись под дождем. Я такие галереи впервые увидала в Швейцарии, а потом во многих старинных городах их нахожу. Бродила с брощюркой, отыскивала интересные исторические места и здания, вдруг слышу, органист репетирует в церкви, а дверь узенькая в собор. Толкнула, вошла. Очень красивый и просто-таки гигантский собор для такого небольшого города. Походила в полном одиночестве, посидела-послушала пассажи невидимого органиста, вышла на улицу. Так как я прозевала время нормального обеда, пришлось перекусывать crepes с шоколадом и очередной порцией эспрессо. Сколко я его тут поглощаю?! В обычной жизни мне нужно только утром американское ведерко средней крепости кофе.
Приезжая же в Европу, пьешь наперстками убойнейшей силы кофе и выходиь в жизнь со с трашно вращающимися глазами.
Прекрасные ярхитектурные сооружения задавлены теснящимися вокруг домами. Hotel d'Ville закрыт на серьезную реставрацию аж с 2013г! А вот кто-нибудь может мне об'яснить, почему практически в каждом французком городе обязательно есть hotel d'Ville, и это всегда практически самое красивое здание? Что это за традиция?
Хожу-брожу по городу, а вокруг цветут акации и жасмин. Какое же райское наслаждение вдыхать их ароматы!
Город La Rochelle - побратим города Quibec,Canada, a началась история этой крепкой связи во времена освоения Нового Света, в память об этом был в городе mural девушки с чемоданом в руке.
Ee называют «Луиза», и она дочь короля, одна из 800 молодых женщин, которые были завербованы государством, чтобы помочь скоротать одиночество длинных канадских зим французским колонистам, поселившимся в Квебеке, Канада. Я прочла об этом mural до приезда и сразу отправилась его искать, но его нигде не было, и никто о нем не знал. В агенстве по туризму мне рассказали, что вандалы его уничтожили, и пришлось его закрасить. А жаль.
В портy La Rochelle заканчивался и транс-атлантический заплыв яхт, которые управлялись в одиночку гордыми красавцами-мужчинами (см. мой репортаж 3-х летней давности тут), а начинался этот рейс именно в Нью Йорке от того самого места, мимо которого я прохожу на своих обеденных прогулках почти каждый день.
Среди известных личностей современности, включая Анджелину Джоли и Мадонну, многие ведут свою родословную именно от тех поселенцев, выехавших в Канаду через порт La Rochelle.

8 comments:

  1. В Hotel de ville обычно располагается Префектура. Сбивает с толку слово отель))
    Какой ты уже большой путь проделала!!!!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Это же надо, для префектуры, и такое красивое здание!
      У нас, все, что построено или сделано на деньги с налогов, собранных с населения, должно быть весьма экономно расходовано и доказано, что дешевле уже и некуда.... и опубликован обязательный отчёт, куда ушли народные-то денюжки.
      Но при этом функционально, надежно, отвечает целям и прочая...
      У нас общественному деятелю очень не выгодно провороваться. Народ бдит, а журналисты нос по ветру держат :-)))

      Delete
    2. Тут ты совершенно права. Большинство зданий префектур построено давным-давно, когда все дома строили дорого-богато. Все современные здания, в т.ч. и административные, построены очень просто и с максимальной экономией земельной площади и денег. С обязательным финансовым отчетом в конце. В нашей муниципальной школе, например, очень узкие коридоры, в которых с утра толкотня... словами не передать. Там одновременно с двух сторон раздевают детей у вешалок, а по оставшейся тропе посередине пытаются пройти два встречных движения. И на все это 10 минут)) Вспоминаю свою "современную" школу, построенную в 80-е. Там в коридоре можно было проводить соревнования на стометровку или бальные танцы.
      У нас есть местный ежемесячный журнальчик с новостями города и департамента. Там страничка под дебаты команды мэра и оппозиции. Оппозиция пишет: а мэр-то деньги потратил не туда, куда надо. Где обещанное то-то и это? А мэр с другой половины страницы отвечает: нами куда было запланировано в этом месяце, туда и было потрачено. И отчет имеется.Вот так))

      Delete
    3. Представила вашу муниципальную школу и тропу, по которой ученики пробираются к своему заветному классу с секундомером на 10 минут... :-)
      У нас вроде такого нет совсем Коридоры нисколько не хуже советских, в средней и старшей школе есть своя телестудия, ободудование было подарено студией NBC, которыая расположена в соседнем городке (они свое меняли на модерновое и нам выкинули предыдущее, а впридачу и кинули спецов операторов, свето-техников и прочих, которые ведут elective classes для тех детей, кому это нравится. По окончании N classes можно получить и профессию заодно.
      Библиотека в школе у нас не только с книгами, а и с нотами, видео, аудио - по-настоящему богатая. Все на средства муниципалитета, то бишь на наши же налоги. У учителей зарплаты под $100,000 в год и выше.
      Но наш городок считается сытым

      Delete
  2. Кстати, моя домашняя мечта, французский традиционный суп, под который я специально суповые керамические пиалы покупала, в моем домашнем исполнении оказался нисколько не хуже, чем тот, что я тут несколько раз заказала в хороших ресторанах.
    Теперь успокоилась и прилепила себе ещё одну звезду на погоны: луковый суп готовить умею!
    Теперь другие супы буду пробовать.
    :-)))
    Оля, мы не останавливаемся на достигнутом!
    Сегодня я уже в Bordeaux...

    ReplyDelete
    Replies
    1. )) Я их супы есть не умею))
      А после Бордо куда?

      Delete
    2. А я очень любопытная (в пределах своих заморочек) :-)
      После Бордо направлюсь в долину реки Дордон, вот там-то меня все дожди и накроют :-(.

      Delete
  3. Да-да, галереями "ненамокательными" славится ещё Берн и, конечно, Турин.

    ReplyDelete