Monday, May 13, 2019

Château of Amboise Замок-крепость

Шато д'Амбуаз был излюбленной резиденцией французских монархов с середины 15-го до 17-го века. Королевские дети, включая Карла VIII и Франсуа I, росли здесь, в то время как их отцов носило где-то между битвами, любовницами и другими замками.
В 15-м и 16-м веках Долина Луары была центром власти во Франции. Кoроли и их придворные строили в долине замки, которые в основном несли оборонительное значение, но также и использовались как место ночевки для короля и его свиты.

В давние времена это был настоящий замок с толстыми оборонительными стенами и окопами, построенный внутри города. Многие из оригинальных сооружений не дожили до настоящего времени, но замок все еще имеет достойный вид на его возвышении. И то, что осталось, все еще довольно массивно. Замок был построен в два этапа: крыло ранней готики, построенное Карлом VIII, слева и второе крыло справа, построенное Франсуа-I в стиле ренессанса.
Король Карл VIII провел все свое детство в старом замке и когда стал королем задумал его реконструкцию и расширение, чтобы превратить его в более роскошное и комфортное место. В 1496 году король воевал в Италии, собственно, все короли Европы, да и Римский Папа постоянно этим занимались. Карл VIII взял Неаполь и по просьбе Саванаролы, который полагал, что французский король с 25,000 армией поможет ему выжечь дьявола и всех непослушных, двинул на Флоренцию.
Однако Папа Римский организовал отпор, Карл был оттеснён, Саванарола сожжен на костре как еретик, а остаткам французской армии со своим королём пришлось убираться восвояси.
Притом, что король оказался с той военной компании в долгах, как в шелках, он открыл для себя итальянский ренессанс. Он вернулся в Амбуаз со многими «сувенирами», такими как мебель, предметы искусства и итальянские ткани, вместе с мастерами - архитекторами, художниками, скульпторами и портными, и тут же строительная работа закипела.
В 1498 году Карл VIII собирался поприсутствовать на играх в Jeu de Paume, теннис в старом стиле. Проходя на площадку, он ударился нечаянно о низкую дверную притолоку головой. Это было где-то в полдень, вечером он впал в кому и умер, а было ему тогда всего 27 лет.
Франсуа I, по прозванию «Король Длинный Нос», правил с 1515 по 1547 год и стал символом французского Ренессанса. Его имя и его эмблема, саламандра, найдены в замках по всей долине, и он в сущности стал проводником нового искусства, науки, философии и архитектуры, который охватил позже всю Европу.
Он пригласил в гости знаменитого Леонардо да Винчи, который и прибыл в 1516 году в возрасте 64 лет, принеся с собой несколько вещей. Одной из них была маленькая картина, которую мы знаем сегодня как Мона Лиза. Франсуа поселил Леонардо в соседнем замке, который теперь называется Ле Кло Люсе, где он провел свои последние годы. Ле Кло Люсе был соединен с замком Амбуаз подземным тоннелем длиной 500 метров.
Одна из главных достопримечательностей замка - изолированная готическая часовня, которая возвышается над укреплениями. Это единственное здание бывших хозяйственных построек вдоль стен, которое стоит сегодня. Эта часовня, посвященная Saint Hubert, была возведена в 1491 году. Считается, что именно тут и находится могила Леонардо да Винчи.
Через два с половиной года после возвращения Франсуа I из Италии, его сменил Луи XII,
который и отстроил жилые галереи в замке и заложил сады в строгом геометрическом орнаментном стиле, который позже стал называться французским садово-парковым.
Амбуаз не всегда был таким идиллическим местом, как кажется в наши дни.
Попытка гугенотов захватить власть над Францией путем похищения 14-летнего короля Франциска II не увенчалась успехом. Они были преданы, и многие из них были окружены и взяты в плен. В течение недели пыток многие были четвертованы, 1200 протестантов были повешены на железных крюках со стен замка.
Эта страшная расправа задала тон для грядущих религиозных войн, которые разделяли Францию с 1562 по 1598 год.
Из часовни тропинка ведет прямо к королевской резиденции, как и в любом хорошем замке, здесь представлены отреставрированные интерьеры,
ибо сохранить оригинальную обстановку, гобелены, картины и утварь через века практически невозможно, но все это подбирается специалистами из той самой эпохи, в каком времени решается реставрировать то или иное помещение.

Замок расположен на высоком месте, и с его территории открывается вид на город Амбуаз и на реку Луару. Стратегически такое положение давало возможность вовремя обнаружить попытки вторгающихся захватчиков и обеспечить им достойный отпор.
Первой главной комнатой был Зал Совета, в центре которого находился королевский трон.
Франсуа требовал, чтобы высокопоставленные лорды и их дамы жили рядом с ним в Амбуазе, и эта комната была местом регулярного круга зрителей и народных гуляний.
Королевский двор переехал в Париж около 1600 года, и французские короли на протяжении веков использовали Амбуаз в качестве промежуточной станции, в конце концов ставшей собственностью Дома Бурбонов. Когда после революции монархия была временно восстановлена, король Луи-Филипп обновил замок в стиле эпохи - немного слишком красного для моего вкуса.
С 17-го века замок Амбуаз служил тюрьмой, и он больше никогда не мог вернуть себе славу ранних веков и пришел в упадок. После французской революции большая часть замка была снесена, чтобы быть частично восстановлена в 19 веке королем Луи-Филиппом. После дальнейших беспорядков и разрушений во время Второй мировой войны, теперь он является потомком Луи-Филиппа, который поддерживает замок как туристическую достопримечательность.
От Амбуаза до Тура виноградники носят вызывающие воспоминания названия Вувре и Монтлуа. Здесь еда и вино являются частью «искусства жизни», преданного давней традиции, изображаемой поэтами, писателями, писателями, художниками и мыслителями: Ронсар, Рабле, Дю Белле, Бальзак.
Интересный факт для поклонников «Трех мушкетеров»: капитан мушкетеров Людовика XIV однажды остался в замке. Его звали д'Артаньян.

6 comments:

  1. До чего ж красиво там... Вид на реку исключительный.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Красиво, это да! А маки какие алые - это моя страстная любовь, и как раз сейчас их время цвести. Я как приезжаю в Европу в мае-начале июня, еду, а они по-над дорогой цветут, или целый холм алый... Если только есть возможность остановить машину, я тут же выскакиваю их фотографировать. У меня сотни их фотографий.
      Ну и ещё я втайне надеялась, может кто оценит мои тексты - я столько перечитала перед поездкой! :-))))
      Мне настолько интересно погружаться в историю именно перед тем, как я собираюсь посетить это место.
      Но мне интересны не сухие факты, а именно судьбы людей, трагедии, бушевавшие давным давно, легенды и мифы, словом то, что затрагивает эмоции.
      Однако заметила, что среди моих знакомых очень мало людей, которых это трогает. Если даже они куда-то и едут, то вскользь обронят, мол, да и я там был, мёд-пиво пил... и все.
      А мне ужасно интересно. Я и перед поездкой читаю, и после возвращения. Все узнанное становится мне намного ближе и реальнее, нежели до того, как я посетила это место.

      Delete
    2. Ира, честно признаюсь, все исторические факты, как и просто занимательные истории, в моей голове надолго не задерживаются. Читаю я такое с удовольствием, но потом поговорить со мною не о чем))
      Читала твои тексты и думала, ты что, все это из гида запомнила???Вот так память!

      Delete
    3. У меня сами по себе чисто исторические факты без эмоций не держатся в голове совсем. Поэтому Википедия с ее сухим языком совсем не для меня.
      Занимательные истории, исторические романы, написанные хорошо - это как раз мое.
      Я заранее начиталась и кое-что законспектировала до поездки. Когда возвращаюсь в отель, и пока фото загружаются, я добавляю кое-что из того, что запомнила непосредственно у гида.
      Понимаешь, с гидом когда повезёт, а когда и нет. На персонального высоко-квалифицированного гида с его личной машиной я не заработала, а оплаченная экскурсия далеко не всегда толковая и интересная. Вот помню, в Толедо я взяла на интернете экскурсию на английском. Погрузились в автобус, и гид начала трещать по-испански. Я тут же возмутилась: «I paid for the tour in English!” Она и говорит, не волнуйтесь, у меня тут 4 человека записались также, как и вы. И далее она трещала минут по 20 по-испански, и минуту - на жутком английском. Ничего толком и не узнала. Оно, конечно, глазеть по сторонам все равно интересно в новой для тебя стране, но когда ты что-то знаешь об истории места, то и глазеть-то намного интереснее!
      Поэтому я собираюсь заранее, читаю, узнаю. Экскурсии или аудиогид дают всегда что-то новое. Далее заметила за собой, что если сразу же не описала свои отпускные впечатления, то возвращении никогда на это нет ни времени и ни сил. Через какое-то время все забывается, и все отпускные истории тоже, а вот если почитаю свои посты, то они подымаются из каких-то закромов памяти.
      Так что я стараюсь описывать по свежим следам.

      Delete
  2. Ира,
    получаю двойное удовольствие от сопоставление исторических фактов и картинки, я же застряла в прошлом.
    Франциски, Карлы, Луи...практически знакомые люди))) И да, кто на ком стоял, могу посреди ночи, с закрытыми глазами.
    Читаю посты и башкой киваю утвердительно!

    ReplyDelete
    Replies
    1. О, вот с кем бы надо было договориться на совместную поездку!
      А я тут перерыла-перечитала столько всего именно о тех временах... Но тоже вроде как ничего, здорово обогошает и понимания добавляет. Ну ты понимаешь, все тот же принцип срабатывает: самое главное в празднике - это подготовка к нему.
      Я с каждой такой поездкой по Европе все внимательнее приглядываюсь и к архитектуре, и быту местных - ведь все так тесно связано и передается из поколения в поколение.

      Delete