Thursday, May 31, 2018

А что новенького в балете?

Весной труппа ABT, American Ballet Theater, традиционно забирает сцену Metropolitan Opera театра для своего сезона, который длится три месяца. Остальное время года они создают новый репертуар и гастролируют по всему миру.
Я ни разу не театрал, просто обычный потребитель театрального искусства, редко помню имена артистов, режиссёров, не слежу за театральными сплетнями и не знаю, куда бежать на премьеру - Нью Йорк с его театральной жизнью слишком велик.
Да, хожу в театры, и пожалуй даже часто, но этого никак не хватает, чтобы знать все и про всех. Вот разве что я крайне редко пропускаю возможность просмотреть репертуар ABT и сходить на парочку балетов, тем более, что я обожаю постановки Алексея Ратманского, который подписал с ABT контракт artist in residence на 5 лет.
Он ставит 3-4 балета в сезон, часть из них традиционные классические балеты, но и всегда нечто новенькое.
Вообще американские театры создают свой репертуар не так, как по моим воспоминаниям было в советские времена. Контракт с актерами, певцами и артистами балета заключается на определенное шоу/спектакль/балет. Его создают, репетируют, отыгрывают, и забывают о нем.
Костюмы и декорации продаются за копейки (кстати, чудесная идея приобрести великолепно сшитый костюм на Halloween!), но если спектаклю повезёт с успехом, права на него перекупает какой-нибудь менее известный театр/группа со всем его реквизитом.
В Манхэттэне более 50 крупных театров, а сколько тех, что поменьше, не знаю. Их называют “Off Broadway”, и они как раз ставят снятые с подмостков, но пользовавшиеся успехом Broadway шоу. Есть спектакли, которые не снимаются годами, но большинство держится 1-2 сезона, и прощай, Маша!
Балетные и оперные театры не пользуются в массах таким успехом, как musicals, но их тоже с десяток наберется в НЙ.
В мае мы с Даниэлем сходили на 2 одноактных балета ABT на музыку Стравинского, Firebird, (Жар-птица) и AfteRite. С первым балетом сюжет предсказуем, сказочка с Иван-царевичем, Кащеем Бессмертным и Жар-птицей. Но поскольку балет был поставлен впервые в 1911 году в Париже, а музыка написана Стравинским, молодым и неизвестным композитором, для Русского Театра Дягилева в Париже, то тут все от новизны и для новизны, и в музыке, и в хореографии. Однако все же аура классического балета присутствует, хотя забавна роль кордебалета - нет уже четких геометрических фигур и построения по линии или кружочком. В результате каждая балерина из кордебалета имеет право на индивидуальность самовыражения в танце.
Что забавно, вошла я в зал, расположилась на оббитом бархатом кресле в своём ряду и чисто автоматически отметила, какое же кресло неудобное. И это после стольких лет посещения театра, когда все было замечательно-прекрасно и удобно, включая кресло!
Как всего одно-единственное посещение кинотеатра-люкс с их кожаными шикарными XXL размера раскладными креслами развращает человека...
Но слава богу, интерьер зала, потолок, занавес по-прежнему чаруют.
В антракте - дежурная фотка с уникальными хрустальными театральными люстрами, потом по бокалу шампанского, и кресло уже не беспокоит неудобством.
А вот следующий балет не только меня, но и Даниэля озадачил.
Он, собственно, был даже без synopsis-a в программке. Пришлось покопаться на интернете позже. Итак, первый вариант балета был поставлен в 1913 и назывался, The Rite of Spring, русское название «Весна Священная». В мои времена этот балет не ставился на великих просторах, музыка Стравинского не исполнялась.
Сюжет там такой простенький, незатейливый, мол, вся природа просыпается, стало быть просто танцы радости в костюмчиках. Чтобы добавить драматизьму, вроде как по старинному обычаю российскому (я про такой никогда не слыхала, но балет же продавался парижанам!), выбирали одну девушку, и она должна была танцевать, пока не дотанцует до смерти. Балет провалился со страшным скандалом не только из-за музыки Стравинского с непрерывно меняющимися ритмами, тональностями и настроениями, но и из-за бунтарской хореографии Вацлава Нежинского, который посягнул на все каноны балетного классицизма.
В нашем случае ещё один choreographer in residence, Wayne McGregor, был приглашён пересмотреть хореографию этой само Весны Священной. Однако он предложил также и изменить сюжет.
Теперь одна из дочерей главной героини погибает в газовой камере, не смотря на то, что выбранной жертвой танца до смерти теперь является мужчина. От весны в нынешнем сюжете ничего не осталось, декорации типа на Марсе.
Главный акцент - на матери, теряющей ребёнка, и на материнских чувствах.
МcGregor сподвиг 13 артистов балета на совершенно уникальные движения, которые можно создать верхней частью туловища. У каждого - своя партия. Кордебалета больше нет, все почти главные, хотя все же есть двое, которые чуть-чуть главней.
Все на сцене движется в определённом ритме, артисты - в минималистских костюмах. Модерн, он и есть модерн.
А идея в том, что балет, ребята, это вам не только красивые танцы красивых людей с великолепно вылепленными фигурами. Мол, нынче реальность с ее уродством везде и во всем вторгается в балет, и ешьте ее, реальность, ложками...
Кстати, в 2013г московский Большой театр готовил постановку этого балета в похожей интерпретации, пригласивши McGregor-а в качестве хореографа. Но тогда кислотой облили кого-то из артистов, и балет сняли. Наверное российская реальность отвергла балетные нововведения именно таким образом.
Наша нью-йоркская публика приняла балет просто с восторгом (мы были на премьере).
Критики дали балету потрясающе высокие баллы.
Я лично затрудняюсь встать рядом с ними и энергично подвякивать, но мне тоже было интересно поглазеть, кто это там так извивается в исподнем, и что же он хотел мне такое рассказать своими движениями :-)
Посмотрим, что нам покажет ABT в июне....
PS. Images - from New York Times

4 comments:

  1. "Кто это там так извивается в исподнем" )))))))
    Рассмешила)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ты себе не представляешь, что именно из-за них и полезла в интернет почитать-понять. А не то поглазела бы просто на отточенные движения балерин в пачках и забыла бы напрочь и про них и про балет.
      :-))

      Delete
  2. Какая ты элегантная. Последний раз была на балете в Парижской Опере. В Марселе это целая проблема. И на Пьетрагалла обычным смертным не попасть. Тем более, что в Марселе она почти не бывает.
    В Оперу здесь обычно берут годовой абонемент. Вот так просто прийти с улицы и купить билет нельзя. Надо искать тех, кто отказывается от своей брони.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Лола, только сейчас заметила твой комм- мне они больше не приходят на емэйл.
      Спасибо за комплименты, дорогая!
      В театры уже давно народ специально не одевается. Я тут тоже пришла в театр сразу после работы.
      Просто я люблю светлую одежду. Это у меня брючный костюм, только что купленный, он мне очень понравился- пиджак и блуза одной расцветки, а ткани разные, на пиджаке ткань плотная, а на блузе нежная, легкая полупрозрачная. Мне такой эффект показался удивительным. А вот брюки редкого нежно-кремового цвета.
      Нут потом я ещё довольна, что пригласила сына на этот балетный абонемент, а он согласился и не бухтел, да ещё и ведёт себя по-джентельменски - сам пошёл купил шампанское.

      Delete