Thursday, October 31, 2019

Дорожное

Когда ты приходишь на ту же остановку примерно в то же самое время, то со временем тебе  примелькиваются лица попутчиков, даже если ты и живёшь в многомиллионном городе.
Еду сегодня на работу, вышла из автобуса, спустилась в метро, жду поезда. Подошёл поезд, захожу, села, а рядом со мной поместилась одна такая попутчица. Вдруг она наклоняется ко мне и говорит: «У меня депрессия... А у вас была когда-нибудь депрессия?»
А надо вам сказать, у нас это очень модное дело - жаловаться на непреходящую депрессию, ходить по психологам-психиатрам и поглощать тонны таблеток в ожидании, что тебя кто-то другой вытащит из твоих проблем, и наступит у тебя щщастье.
Я ей тут же бодро и ответствую: «Нет!»
Не буду же незнакомой тетке свои проблемы высыпать за шиворот.
Она же мне продолжает, что не поехала на день рождения к сестре, чем ее сильно обидела, а теперь вот глубоко раскаивается, а оттого она и в депрессии. Я помолчала, ибо ввязываться в роль психотерапевта мне отнюдь не хотелось, но все же подумала, что не ответить совсем вроде как уже и некрасиво.
Говорю ей, мол, это хорошо, что вам известен момент, после которого у вас наступила депрессия. Чтобы выйти из неё, надо начать предпринимать какие-то целенаправленные ДЕЙСТВИЯ, пусть мелкие, но действия. Так что стоит вам поехать к сестре и постараться компенсировать ей тот ущерб, который, как вам кажется, вы ей причинили.
Тетушка тут же отпрыгивает: «Она далеко живет, и у меня нет денег!»
Я ей говорю, что компенсация это не обязательно материальное дело. В вашем случае, похоже, она должна быть в эмоциональном плане. Мы все когда-нибудь нечаянно кого-то обижаем и причиняем боль другим. Надо не только извиниться, а постараться чем-то компенсировать человеку эту боль, чтобы у него наступило облегчение и поднялось настроение. Да и ехать не обязательно, мы же теперь имеем массу технологий в наших руках, можно позвонить, поговорить по WhatsApp или по Skype .
Ответ от попутчицы прилетает мгновенно: ой, нет, она не может, ей сложно. Продолжает циклить на своих мыслях и депрессивном состоянии. И говорит, и говорит, и говорит. Замолчала и уставилась на меня.
Я тоже помолчала: может человеку и не нужны советы, надо просто поговорить со стенкой... Но нет, она призывно смотрит в мои глаза и спрашивает, как же ей быть. Вздохнув (а ехать мне 15 минут), ей говорю, что нельзя сосредотачиваться постоянно только на мыслях, они быстро могут завести в тупик, ибо мысли - они больше заняты не реальной ситуацией, а вымышленной, одна мысль порождает другую, сменяются быстро, и уж через пару часов ты совсем далеко от реального события, с которого все и началось. Если у нас тяжёлое настроение, надо что-то делать, и действия не должны быть грандиозными, просто что-то маленькое, ещё лучше не сидеть дома, а выходить в парк, выехать на природу за город, встретиться с друзьями, с детьми и отвлечься, но все же предпринять маленький шажок в сторону разрешения конфликта со своей стороны.
Она тут же меняет тему и говорит: «У меня два взрослых сына, но они со мной не общаются»
Думаю про себя, мол, интересно, а почему?
Но вслух говорю, что надо иметь СВОЮ насыщенную жизнь, чтобы взрослые дети не чувствовали, что вы вторгаетесь в их жизнь.
Она мне тут же возражает, что как можно иметь свою насыщенную жизнь, если ты работаешь?!
Я ей и говорю, мол, знаете, у меня трое взрослых детей и внуки, но мы с ними общаемся достаточно интенсивно. Однако я никогда не лезу в их жизнь и не жалуюсь им на свои проблемы.
Знаете, я вот, например, слушаю по дороге на работу аудио книги, а на них ведь вообще не надо дополнительного времени. Это же страшно интересно! И это прекрасная тема для обсуждения с детьми. Да и вообще есть масса всяких хобби, которые не требуют очень много времени, но дают пищу для размышлений и массу положительных эмоций.
Ответ тут же прилетел: а я не знаю, какие книги читать и не знаю, чем заняться. Я только телевизор смотрю.
Тут я помолчала, вздохнула и говорю ей, пожалуй, вам стоит обратиться к психотерапевту, может он сможет вытащить вас из вашей депрессии.
А что ещё можно предложить человеку, который только и занят, как выливать высосанные из пальца проблемы на окружающих, а тем приходится спасаться бегством, чтобы только не утонуть в негативе?

8 comments:

  1. Это игра "да, но". Дочь Дидье постоянно в неё играет. Звонит ему по несколько раз в день и канючит, вроде бы спрашивая совета. На все его предложения она говорит:"Да, но...." Я так рада, что меня никто так не трахает. Это же вампиры. Они сосут так энергию внимания. С каких-то пор я просто перестала слушать. То есть я смотрю в глаза, охаю и ахаю. Это как слушать завывания ветра в ненастную погоду или шум моря. Теперь никому и в голову не придёт меня так донимать. А мои близкие действительно размышляют со мной вместе, ищут причины и выходы.
    Мне кажется, что мы столько всего пережили, что не будем высасывать неразрешимые проблемы из пальца. Одна иммигрантка мне сказала, что она рада тому, что может спать спокойно со своими детьми хоть на улице. Что всегда можно подобрать из мусорки кусок хлеба и насытиться, что нет постоянного страха, бомбёжек, ужаса, смерти вокруг... Всё относительно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Именно!
      Когда ещё близкий родственник или твой знакомый, которого ты не можешь отшить просто так, жалуется, и то тоска берет. Тут же вообще чужая тетка подсела и давай поливать тебя проблемами...
      В Америке люди вообще очень заботятся о своей privacy, и не то, что откровенничают о своей жизни сами, они даже не позволят тебе вежливо поинтересоваться их жизнью. А тут совершенно незнакомый человек пристает с подробностями своей жизни к тебе(!).
      Но, видно, от дамы уже давно все знакомые и мало-знакомые убежали врассыпную. Так теперь она практикуется на незнакомцах.

      Delete
  2. Какой восхитительный ешак!!! Ну, точная копия меня! В какой-то из предыдущих новелл я уже публиковал портрет моего тезки, ушастого Семёна Яковлевича Как похож!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ну это же знаменитый ослик Иа из мультика про Винни Пуха. Все герои by A.A. Milne книги весьма точно описывают типы психического расстройства, Иа - depression disorder

      Delete
  3. Ах-ха-ха, Ира да ты ещё и психотерапевт по совместительству :)))
    У меня сложилось впечатление, что многие американцы прожили жизнь в таких тепличных условиях, что их психика стала натолько нежной и уязвимой, что абсолютно не держит никакой стресс. Чуть что - депрессия. А раз "депрессия" - бегом к врачу. Хорошо ещё, что не все, как твоя попутчица, "лечатся" ц первого встречного :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Алина, только если мне приплатят по $300 за час!
      Насчёт эпидемии депрессии в американском обществе хочу высказаться, что в моих глазах она сильно смахивает на средневеково эпидемию невест Христа.
      Раз модно, то почему бы и мне не быть частью этого великого процесса? И вот уже у каждого встречного-поперечного «depression disorder»

      Delete
  4. Ира, вот представь, у меня иногда такой диалог внутри идёт! Одна я, вся такая, продуктивная и жизнеутверждающая. А вторая пассивная и нытик. Хорошо, что наружу не слышно.
    А от таких попутчиц, как твоя, держусь подальше, последнее время. Нет у меня на них энергии. А раньше пыталась помогать. Выслушивала, советывала. Пустое. Сам не решишь, никто не поможет...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Лена, да все мы такие. Нет ни одного человека без страха перед каким-то шагом в жизни, неуверенности в себе, желающего поплакаться и пожалеться.
      У всех есть и проблемы, и тяжёлые провалы, и поступки, которых он стыдится, - да чего только в наших душах и на нашей совести ни набирается за жизнь?! В чем-то мы развиваем энергию, а в чем-то пасуем и топчемся на месте долгие годы...
      Но эта дама натуральная вампирша, и такие действительно высасывают энергию у тех, кто жалеет и выслушивает их, и ещё хуже приходится тем, кто берётся помогать подобным.
      Я по молодости помогала одной такой особе, но довольно быстро сообразила, что из этого получится, и постепенно отошла от этого вида расходования сил и времени :-)

      Delete