Sunday, February 18, 2018

Старую собаку новым трюкам не научишь

Считается, что основное формирование личности завершается где-то в возрасте 22-25 лет,
когда заканчивается интенсивный рост об’ема мозга. Лет до 30 ещё идёт построение системы нейронных связей за счет перекладывания теоретических знаний на практику, и далее процесс формирования новых связей  начинает замедляться. Зато процесс отмирания существующих нейронных связей начинает набирать скорость.
В обыденной жизни мы замечаем за собой и за другими, что человек уже не бросается пробовать на себе все новенькое, а предпочитает насиженное место, рутину в жизненных телодвижениях, и его желание изучать что-то кардинально новое постепенно испаряется, вкусы и предпочтения в еде, одежде, времяпрепровождении, выборе друзей, чтении, даже в выборе передач TV стабилизируются.
Вот предлагают тебе друзья, знакомые что-то такое, чем раньше не занимался, а тебе и совсем неохота с этим связываться, и выбираешь ты привычное, любимое, спокойное...
Чем старше человек, тем ярче проявляется эта тенденция, и к старости оказывается, что человек просто беспомощен в самых обыденных ситуациях просто потому, что модерновые технологии резко вторглись в будничную жизнь, а люди остались где-то позади по оси времени, в своей одежде по той моде и с теми привычками, что принесли оттуда, вроде как они сошли на станции, а мир как бы поехал дальше...
Оглянитесь вокруг, и сколько пожилых людей вы знаете, что подошли к компьютеру, которого не имели в своей жизни, и освоили хотя бы интернет для скайпа? А сколько вы знаете тех, которые пользуются смартфоном так же, как и молодые?
И тем не менее в любом обществе всегда есть небольшой процент населения, который и в глубокой старости сохраняет ясность и быстроту мышления, и не смотря на общее старение организма остается притягательный личностью для общения.
У меня возник вопрос, а вот куда конкретно я движусь по оси времени, и что меня ждет впереди?
Так как мне нравится анализировать все подряд и в том числе себя и свои поступки, то я вдруг заинтересовалась, а пословица про старую собаку это про меня или нет?
Быстренько прикинула, а чего такого я научилась делать в возрасте старше 30, что сильно отличалось от того, что я умела делать раньше, и что потребовало от меня напряжения всех моих ресурсов, чтобы этим овладеть. Список получился приличный. Но подумала, что для чистоты экспермента в нем надо оставить только такие навыки, решение заняться изучением или приобретением этого нового навыка было твоим осознанным решением, а не навязанное обстоятельствами. Мелочи оставила в стороне.
Итак, поехали:
1.Плавать 3-мя спортивными стилями при том, что вообще панически боялась заходить в воду глубже, чем по пояс.
2.Иммигрировала дважды, в Израиль и потом в Америку(поехала совсем одна), где сам процесс выживания в местную реальность требовал выкладываться по полной, изучая кардинально отличный быт, стандарты поведения, систему здравоохранения, банки, систему образования, и общение с людьми.
    а)Изучила иврит - свободно говорить, читать, писать.
    b)Изучила английский - свободно говорить, читать, писать, неплохо изучила американскую литературу 20-го века
3. Водить машину
4. Кататься на snowboard-e - на уровне green tracks
5. Каратэ, зелёный пояс с 3-я красными нашивками
6. Путешествовать много и самостоятельно
7. В профессии:
   a) анализ, дизайн и программирование в object oriented methodology(Java, .Net platforms),
   b) сдала экзамен и получила PMI License for project management
8. В быту: home improvement, составление договоров с подрядчиками, научилась торговаться.
В процессе составления списка вдруг заметила, а ведь последние лет 5 ничего грандиозного-то и не замутила, только кое-что по мелочи. На работе - не считово, ибо тут, если не будешь постоянно развиваться, быстренько вылетишь. За последние два года послужной список тут вырос на  Agile methodology и SCRUM management.
Тут мне приходится учиться в основном в своё свободное время, компании редко оплачивают курсы. (В каждой индустрии свои условия - вот у сына, например, все оплачивают, если учеба по профессии и сдал на оценку выше "В", в том числе и получение степени master or PhD).
Призадумалась и углубилась в размышления, а чем таким интересным бы заняться, чтобы показать, что поговорка про собаку была бы явно не про меня.
И вот уже третий день перебираюсь, за что же взяться...
А не желаете ли вы поделиться списком тех умений, который вы приобрели в возрасте старше 30 лет?

И еще вопрос к залу: если подталкивать себя к разнообразным препятствиям и преградам, которые необходимо преодолевать, можно ли удержать свой мозг в рабочем состоянии до глубокой старости?
PS
Ну вот, только что загрузила свой пост, пошла почитать, что другие сегодня пишут, а там "на ловца и зверь бежит"

29 comments:

  1. Мне кажется, что запросто можно. Недавно смотрела на ютюб лекции про возможности мозга Татьяны Черниговской, потом ее интервью с Познером, потом другие передачи Познера. Что она, что он - люди в возрасте. Ясность ума, способность анализировать и красиво говорить меня восхищают.
    Своим зеленым поясом по каратэ ты меня убила. На-по-вал. Не ожидала совершенно. Браво!
    Мне похвастать особо абсолютно. На водительские права я сдала давно, но водить стала только во Франции. В последнее время стала рисовать карандашом, но это еще "детская" любовь, да и рисунки сейчас простые. Французский, пока не совершенство, но я работаю над этим. Фотографировать нравится. О, вот наконец-то решила начать осваивать фотошоп!
    Мне кажется, ты права, с возрастом труднее решиться что-то новое и грандиозное впихнуть в свою голову. Впихивается по-минимуму и необходимое.
    Можно научится играть на пианино))

    В общем, я теперь буду ходить и думать про это всё))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пианино у меня уже есть в анамнезе: я закончила 7-ми летнюю музыкальную школу по классу фортепиано. Ещё и сольфеджио, муз. литература, аккомпанемент и хор.
      С Photoshop-ом немного работала, супер-сложных вещей не делала, но там как только освоишь layers, считай - вошёл в курс дела.
      Очень много разных эффектов, техник - эти я не знаю, но это уже как бы углубление навыков.
      Вообще все эти работы для человека с ангел сети терпением :-))
      Все это по работе надо было, я одно время программировала вебсайты, так наши графики дизайнеры медленно реагировали на запросы, пришлось на ходу самой подучиться

      Delete
    2. О! С каратэ получилось забавно. Мы жили возле университета Бар Илан в Израиле, нам в почтовый ящик бросили рекламку про каратэ, я и говорю мужу, вот, всякой ерунды наталкивают в ящик.
      Он прочёл и говорит, мол, это очень полезно, но ты-то точно не пойдёшь туда!
      А я ему и говорю, вот возьму да и пойду!
      Пошла сама, отходила с год и всем знакомым нахваливаю, что как только научаешься мгновенно напрягать для удара или защиты мышцы, а потом тут же их расслаблять, начинаешь владеть не только своим телом, но и нервами.
      У меня тогда мама умерла, ее сбил таксист, когда она переходила улицу на зелёный, а таксист подкупил свидетелей, и суд признал его невиновным.
      Мама дала себе приказ умирать, ибо все тогда в перестроечной стране шло сикось-накось. Умирала 3 года. Я из Израиля слала лекарства, приехала, пыталась оплатить ей операцию. Но никто не взялся делать, ибо не было в больницах техники для подобных операций...
      Я думала, что впаду в тяжелейшую депрессию, но вот с помощью каратэ выкарабкалась.
      Потом и дочь стала ходить на каратэ, и муж увлёкся тоже

      Delete
    3. У меня год айкидо в анамнезе. Очень нравилось. Но без всяких поясов. В очень хорошей форме тогда была.

      Шахматы?

      Delete
    4. Пошла гуглить, что такое айкидо. Насмотрелась видео - ну ты даёшь!! Это может и покруче каратэ! Я просто в парочке местных соревнований поучаствовала, где и заработала свои «регалии», а тут швыряют запросто соперника на пол, он только зензеля успевает ногами выкрутить!
      Мой тебе респект!!
      А рисование - дело прекрасное и особенно ценное, когда у тебя есть дети. Они тогда воспринимают тебя как волшебника.
      Насчёт шахмат у меня было недолгое знакомство, в 9-10 классе ходила в шахматный клуб. Особых успехов у меня не было, но благодаря этому знакомству научила Даниэля играть, он играл online с 5-ти летнего возраста со взрослыми шахматистами. Я потом устроила у нас на дому шахматную школу для деток из его elementary school, нашла им мастера спорта для лекций по теории и практическим занятиям. 2 года продержались. Считаю, что хорошее дело сделала :-)

      Delete
    5. Мне кажется, что айкидо куда мягче каратэ))

      Ну тогда тебе надо идти учится управлять самолетом)) только не говори, что ты уже умеешь!

      Delete
    6. О! Самолеты!
      Нет, не умею водить самолеты. Даже и не задумывалась. Лет в14 я думала, что летчики это люди особой породы - они же отрывают от земли такую махину и подымают ее в воздух!
      А что? Надо посмотреть, почём ситчик, ведь небольшой аэродром для частных самолетов совсем недалеко от меня, называется Teterboro. Когда проезжаю мимо, все время прочитываю это как «Тетерево» :-)))

      Delete
  2. Думаю уже второй день...достижений за последние 5 лет, очень мало. Их даже нет, наверное.
    Научилась замешивать раствор и класть плитку, вот.)
    Насчет смартфона, наша бабушка и свёкры, а им на минуту по 70, в интернете активнее меня.) Там и скайпы на смартфонах, и ИГ, и фейсбуки, и приложения качают какие-то, охтыжгосподи.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Класть плитку хорошо - это, однако, ценнейшее умение! При этом ещё ведь, наверное, ты умеешь и отрезать плитку на специальной машине. Молодец!
      Мне это умение очень нравится, сама примериваюсь к нему, ибо собираюсь капитальный ремонт делать :-)))
      Замечательно, что ваши родители такие активные в интернете и особенно с телефонами.
      У нас ситуация с пожилыми людьми складывается примерно так:
      Те, кому за 70, практически всегда с кнопочными телефонами, купить смартфон и содержать его для одинокого старика очень дорого. Однако если они в хороших отношениях с детьми, те передают им свою предыдущую модель смартфона, а себе покупают новую. Старики осваивают на ней FaceTime с внуками, да скайп, на facebook-e обычно публикуют котиков да внуков - и крайне редко пишут нечто своё.
      Хотя опять же, всегда есть исключения из правил.
      Если человек был активен и успешен в жизни, он и с уходом на пенсию продолжает то же самое. У таких, как правило есть свои деньги, и они и путешествуют, и организуют свои клубы, и танцуют, и в теннис играют, волонтерствуют, строя дома малоимущим, приходят в школы заниматься с детьми, до которых родителям дела нет, и т.д.
      Я вот тоже уже несколько дней обдумываю-примеряю, что бы такое выучить и заниматься этим и для души, и для пользы, и чтобы захватило тебя, и закрутило, и заняло бы тебя целиком! Ведь если удастся это найти, то жизнь заиграет для тебя всеми красками.

      Delete
    2. Нет, Ира, с плиткорезом у меня не сложилось, раскалывается плитка и тут еще учиться и учиться.
      Кстати, предстоящий ремонт - поле непаханое! Тут и шпаклевать, и шлифовать, и красить, и акрилом замазывать,а плитка - так клей готовить, аккуратненько ребристым шпателем, звездочки между плитками, фуги заполнять потом...прелесть, сколько профессий можно за один ремонт освоить.)
      Наших бабодедов двигать в ногу со временем, наличие внуков обязывает.))

      Delete
    3. Слушай, а моя дочка так усовершенствовалась с кладкой плитки, что они вдвоём с мужем сами уложили пол на огромной кухне, пол в ванне, стену на кухне. Они сначала укладывают те плитки, которые не надо обрезать, потом тщательно отмеряют и вычерчиват карандашом, где резать на плитках, потом едут в HomeDepot, берут в рент плиткорез на 4 часа, привозят домой, быстренько нарезают заранее отмерянные плитки и возвращают машину. Вроде не жалуются, что много плиток поломали...
      С ремонтом я так уж подумала, а не пойти ли мне на курсы слесарей, а потом электриков и потом сдать на лицензию, а? Надоело мне за всеми этими спецами охотиться :-)))
      Вот как выйду на пенсию, так и начну осуществлять мечты!

      Delete
  3. Ира, а как Вы учились плавать? У меня с этим проблема. Не получается дышать правильно. Вода попадает в нос. Думаю, может, нужно с тренером заниматься? Вы как сама научились, или кто-то помогал? Мне 55. После 30 -- иммиграция, английский, вождение автомобиля, новая профессия. В этом году пошли с мужем в класс бальных танцев. Редкостное удовольствие. Кое-что даже получается.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я училась плавать исключительно самостоятельно, по двум принципам, "monkeys see, monkeys do" и как цыган цыганёнку говорил " за деньги и дурак купит, а ты попробуй без денег купи!", что в переложении на плавание выглядело очень просто: одела goggles и подглядывала, что пловцы делают, старательно коприруя. Тренера никогда не нанимала, но с тренером, пожалуй, успехов было бы больше.
      Но мне торопиться было некуда, я не к соревнованиям готовилась :-) Я купила себе все те плавсредства, что в пловцов, чтобы отдельно работать руками(пенопласт зажавши ногами) и досточка, чтобы отдельно ноги тренировать, ласты и перчатки с перепонками. Все, что тренер детям задавал делать на соседней дорожке, запоминала и потом отрабатывала. Воздух беру из-под правой руки через раз на взмах правой. Голову задирать из воды не надо, надо просто переворачиваться немного набок всем телом.
      Однако каждый подстраивается под себя, кто воздух берет на каждый взмах руки, а кто и через два взмаха.
      Но это советы для бассейна. Когда плывёшь в море или океане, там все равно сильная волна, там приходится приподнимать голову, и поэтому быстрее устаёшь. Там я меняю чаще стиль, с кроля на брасс или на спину ложусь отдохнуть.
      Бальные танцы - это замечательно. Я в студенчестве ими занималась, и осталась любовь на всю жизнь.

      Delete
  4. Спасибо, Ира! Как всегда, "inspiring"!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пожалуйста-пожалуйста!
      А где вы обитаете, если не секрет?

      Delete
    2. В Канаде, недалеко от Панковых.

      Delete
    3. О, так у вас там тёплая компашка образовалась!
      Замечательно!

      Delete
    4. Ира,
      еще, в качестве нового увлекательного занятия могу предложить бег. Интересно, что бег, особенно медленный бег на длинные дистанции -- один из немногих видов спорта, где старение наступает очень поздно. Где-то к 65. Чем еще? По сравнению с вождением самолета расходы минимальные -- только на кроссовки. И то, по последним исследованиям, чем дешевле, чем ближе к босым ногам, тем лучше. Да, ощущения очень сильные, близкие к наркотическим, так называемый "runner's high". Хорошо также для ума и души. Если какая-то проблема мучит, если раздражение накрывает -- нет ничего лучше пробежки. Происходит такое обнуление, рассасывание всего лишнего. Приходит чистота и ясность. Проверено на себе. Достижения, правда, у меня пока не большие -- 10 км за час -- это пока мой рекорд. Но я до сих пор бегала на одной воле, без всякой техники. Сейчас стала "изучать вопрос", работаю над дыханием, делаю специальные упражнения. Теперешняя цель: наладить бег на работу и с работы, e.g. "run communting". У меня примерно 6 км от дома до работы, если пешком или бегом. Я не очень люблю заниматься спортом в специально отведенное время: и времени и сил жалко на это. А вот бегом на работу и с работы -- это такой "двойной Spaß", это мне очень подходит.
      В качестве inspiring могу предложить две замечательные книги: Born to run : a hidden tribe, superathletes... by Christopher McDougall and What I talk about when I talk about runnig by Haruki Murakami.Кстати, обе есть в формате аудиокниг. Спасибо Вам, я теперь столько книг послушала, пока хожу или бегаю.

      Delete
    5. Спасибо, Лариса, за идею. У меня с бегом затянувшийся роман типа on and off, лет с 14. Дольше всего пробегала первые 2 года в Израиле, тогда и на кроссовки денег не было, бегала почти час босиком до моря, плавала около 1км и бегом назад. Успевала до начала занятий в ульпане. Когда переехали в Иерусалим, бегала по старым иерусалимским горам - воздух там удивительный и пахнет терпкими травами.
      Никогда, правда, всерьёз не изучала бег.
      Однако как появлялись деньги, тут же платила за бассейн. С одной стороны при плавании через легкие проходит в 4 раза больше воздуха, чем при беге, а с другой - ничто не давало мне такого чудесного сна, как у младенца, даже в тяжелые периоды жизни. Пока плыву, все события дня можно обдумать и устаканить, это мое meditation time :-)
      Последние 2 года я в gym-e даже заменила бег на TradeMiller на 20 мин with level 15 on elliptical.
      Если сказать откровенно, слишком много сотрудников и знакомых поимели операцию на подрезание мениска, и среди них %%60 было именно бегунов. Все же многие бегут по асфальту или бетону, далеко не у каждого специальные кроссовки.
      Я прикинула и подумала, что при плавании мениск порвать все же труднее :-)))

      Delete
    6. Это правда, травм в беге много. Занимайтесь тем, чем Вам нравится. Это самое главное!

      Delete
    7. В спорте всегда и везде много травм. Но когда оставляем в стороне компоненту соперничества, то травматизм резко снижается.
      Да, вот только что попалось мне исследование опубликованное в Chicago Tribune, указывающее, что отнюдь и не спорт увеличивает эффективно продолжительность жизни, а два бокала вина в день!!
      Вот тебе и пожалуйста!
      :-)))

      Delete
  5. С возрастом и правда, мозг не такой хваткий, хотя компенсирует уже знание себя, более спокойное отношение к миру, а соответственно меньше напряжения.
    Иря и Оля - вы такие супервуменши! Карате, айкидо! Я занималась чуть-чуть тайчи и цигуном. Это в парке со старушками. Плаваю я себе в охотку. Валяюсь на волнах, потом поплыву туда, потом сюда... Фр-ий выучила после 34-ёх. С техникой у меня всегда были отношения напряжённые.Слава богу теперь есть Дидье, были друзья. Кстати, мне очень везёт с друзьями и соседями. Их радует любая возможность мне помочь. Это я о всяких там мелких "починить кран"... Хотя, в телефоне своём всё, что надо я нахожу. В компе тоже. Да и нужны мне только "ворды". Кстати, о возрастных изменениях...Дидье провёл опыт со слухом. В одном сайте говорилось о том, что после 25-ти мы не улавливаем какие-то частоты. Мой сын и его подруга уловили их, мы нет. Причём, они удивились, так как для них это было очень громко. И насчёт "закрутиться - завертеться"... Интересно замереть на берегу моря или на горе и следить за своим дыханием. Вообще сейчас пытаюсь отключить мозговую болтушку, наблюдая за ощущениями. Мир из этого молчания представляется иным, а также и общение.

    ReplyDelete
    Replies
    1. О! Ещё одно новое слово узнала, ци гун. Пошла видео смотреть. Хорошее дело!
      И вообще, Лола, ты у меня - идеал наслаждения жизнью.

      Delete
    2. Цигун - замечтальная вещь. Это то, что лисно для меня подходит. Я пробывала некоторое время перед TV, но одной скучно, а групп у нас таких нет. Я по темпераменту и энергетике медлительная, плюс сколиоз, так цигун - самое оно для меня. С твоей энергетикой может быть скучновато.

      Delete
    3. Я тайчи прозанималась два года, в группу все время принимали новеньких, тренер им помогал встроиться в ритм, уделял очень много времени, что безусловно, людям приятно. Однако я стала так скучать, повторяя одно и то же , или стоять и ждать, пока тренер расскажет, покажет, правильно руки-ноги расставит новичку, что стала в натуре засыпать. Вот занятия 1.5 часа, и половина времени ничего не делаем, только стоим и ждём.
      Подумала, а за что я деньги плачу? За поспать стоя? Так я дома бесплатно и уютно в кровати этим займусь, и перестала ходить, ибо других груп вокруг не нашла.

      Delete
  6. Ира, я чего убиваться? Гнаться за совершенством. Устала я, надоело. Да и кому это нужно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. О! Верной дорогой идёте, товарищи!!
      :-)
      Пора нам встречаться, я так думаю... вот и так прикидываю и эдак, как бы мне прилететь в Париж, взять машину и на юг.

      Delete
  7. Что-то особых достяжений у меня нет. Машину научилась здесь водить, но на дальнее расстояния и по незнакомым местам не люблю. Английский так и остался недоученным.
    Пытаюсь мелким бизнесом заниматься. Тоже определнные навыки и знания нужны. Осваиваю понемногу. В планах на весну - спортивный зал. Приперло уже. Йога или пилатес. Пришло время немного в себя вложиться.

    ReplyDelete
    Replies
    1. По-моему, это серьёзные достижения. Вот только не надо останавливаться на достигнутом. Если наберёшь в библиотеке или онлайн всяких курсов аудио, как свой бизнес вести, как рекламировать, как составлять project plan, как сделать presentation для потенциальных вкладчиком и проч. то и английский резко улучшится, и бизнес раскрутится.
      Кстати, очень много webex и онлайн встреч для начинающих в бизнесе. А есть и встречи в реале.

      Delete