Sunday, February 24, 2013

"Звериный оскал Америки" - 2A

Хоть у меня и набралась "целая гора неглаженной посуды", пока я тут грипповала, потом бронхитовала, а уж потом и пневмониявала, но Виталикины комменты к моему посту "Звериный оскал Америки - 2" меня подзудили, и пишу я в продолжении, и опять же про школы.
Т.к. Виталик писал основательные и длинные комменты, то извиняйте, и если хотите их в оригинале, то прийдется вам им самим их читать на блоге в предыдущем моем посте.
У кого при приезде и был сильный культурный шок, так это у выходцев из совка, к-е прямиком сюда попали, потому что это - ДА - огромная разница. Я же заехала в Америку из Израиля, и весь тот шок "с'ела" именно там. По приезде в Америку я с удивлением и разочарованием тут же отметила, что Америка отнюдь не самая передовая во всем страна,
и даже хуже: кое в чем весьма отсталая и дремучая. Но об этом - все впереди. Так, для примерчику: американская банковая система весьма примитивна по сравнению с израильской, даже такой простой сервис, как снять деньги со своего счета в банковском автомате и по сей день(!!) выдает их только купюрами по $20. Вы такой примитив видали?! В Израиле в 1988г, банкомат выдавал вам в зависимости от того, какую сумму вы запросили в таких купюрах, чтобы их число было минимальным. Т.о. банкомат при таком алгоритме надо перезагружать деньгами ЗНАЧИТЕЛЬНО РЕЖЕ. А на курсах по программированию дают тебе програмку писать именно, как же банкомат заряжать и какими купюрами, чтобы он подольше был в рабочем состоянии... Сама такие писала.
 Далее: в Израиле я имела возможность с 1988г автоматически платить все свои бытовые счета напрямую online со своего банковского счета, а в 2000 г по прибытии в США я обнаружила, что должна выписывать чеки каждый месяц и посылать их в конверте по почте... Каменный век. Ну, слава богу, подтянулись и американские банки, и теперь можно все свои коммунальные услуги и ссуды оплатить online прямиком с банковского счета, но отставание где-то на 15 лет от крошечного Израиля :-)
Школа. У меня никогда не было и нет повышенных претензий к школе, потому что любая система всегда построена, ориентируясь на большинство. Хуже того, я и сама преподавала так много лет, что я знаю изнутри, на что можно рассчитывать.
Я своих детей всегда развивала и воспитывала т.о., что они опережали самые страшные требования школы, поэтому я не предполагала в принципе, что у нас будут здесь какие-либо проблемы.
А они начались с первого же дня. В чем же дело?
А школа не желает иметь дела с теми, кто не попадает в общее стадо, т.е. "into the main stream" Вот прибыл ребенок 5 летний, правда, со знанием английского алфавита, с 300 заученными стишками и с приличным запасом слов, но он - новичок в вашей среде. Я по израильскому опыту помню, что там школьная система знает, что иммигранту нужно выучить иврит, нужно как можно скорее найти работу, жилье купить и проч. Школа берет на себя обучение языку, психологические проблемы иммигрантских детей, и вытягивает их оч. быстро на средний уровень: полгода, год, и ребенка уже не отличить от местных.
Тут же я, благо я сняла квартиру в 2 мин езды от работы и в 5 мин - от школы, получала ежедневно 1-2 звонка из школы, где мне училка, директор или какая-нибудь дежурная по столовке мымра-училка звонила с такими вот жалобами: Мы твоему сыну сказали встать в линейку, а он продолжал сидеть за столом и рисовать. Приезжай в школу и об'ясни ему, что у нас дисциплина оч. важна. Я в удивлении: а вы, что не понимаете, что он может быть просто вас не понял? Так об'ясните ребенку, вы же специалисты по работе с детьми.
Или: твой сын забыл приготовить к уроку карандаши, встал и пошел(?!!!) к своему шкафчику и достал их, во время урока! Немедленно приезжай, забери своего ребенка с занятий, ибо это - серьезнейшее нарушение дисциплины.... Так мы наказываем за это всех других детей: т.о. мы развиваем у детей ответственность к своим обязанностям. Или вообще криминал: кто-то толкнул или даже ударил моего Даниэля, а он дал сдачи: Караул! Рукоприкладство!!! Американские дети НЕ имеют право прикасаться друг к другу. За такое происшествие отстранили ребенка на 3 дня от занятий.
И такая дребедень - целый день.
Какие-то конфликты между детьми происходят - школа не разбирается, у них есть целый кодекс, кого и за что наказывают и на сколько. Когда мне вручили на первой неделе пачку в 50 листов и заставили и меня подписаться, что я прочла, и ребенок должен был написать на КАЖДОЙ странице свое имя, что ему зачитала и об'яснила правила... Я притащила на работу эту гору бумаг похохотать, а на меня уставились все как на идиотку: а как же: вдруг ты захочешь школу судить за то, что они не так отнеслись к твоему ребенку, а у них составленный группой серьезных адвокатов документ - пойди, почитай - они сделали все, как надо - это твой ребенок нарушил их закон...
При том, что, Виталик, ты абсолютно прав, школы содержатся на средства локальные, и в богатых городках дотаций от государства практически нет, тем не менее вот эта локальность и создает разнообразие маразмов на каждую отдельно взятую единицу управляемых территорий. Да, у нас в школах с первого дня были компьютеры, у нас чистые и красивые здания, у нас есть и актовые и спортивные залы, у нас абсолютно все разы, когда школа просила поднять налоги, чтобы удовлетворить их нужды, население голосовало всегда "За". У нас каждый работник школы четко следует школьному кодексу, с положительными и отрицательными вытекающими обстоятельствами. За 9 лет моего проживания в этом городке, мои городские годовые налоги поднялись с $6,749 до $14,486, львиная доля их идет на содержание школ.
Именно поэтому инициатива по типу броситься на помощь ребенку, переживающему трагедию, асолютно неуместна. Почему? Да потому что другие родители могут и в суд подать: эт-т-о почему это Даниэлю подсказывают сдать дом. работы, а моему ребеночку и нет, я вас спрашиваю?! и т.д.
Постольку поскольку контингент у нас очень хороший, т.е. нет вообще семей, к-е живут на дотации от государства, то все детки настроены семьями на учебу, они с детства знают, что их путь - в колледж, универ, в интересную профессиональную или политическую карьеру, поэтому и учить таких детей легко и приятно. Это притягивает хороших учителей. Раз получивши tenure position, учитель 10 раз подумает, стОит ли ему идти наперекор системе и на выручку талантливому, но не попадающему в общее стадо ребенку. Засчем рисковать? Так ведь и потеряешь работу в шикарной школе, а потом где найдешь? В каком-нибудь зачуханном районе среди бедноты, наркоманов и паразитов... А это, извините, две большие РАЗНИЦЫ.

Теперь насчет того, что "я не бегаю кругами вокруг школы и не выпрашиваю сыночку оценки". Напрямую "подкупить или выпросить лучшую оценку", как это запросто делалось в совке, да и в пост-совковые времена в русско-язычных странах, здесь НЕ ВОЗМОЖНО. Также, как и протянуть полицейскому права с $100, чтобы он "не заметил" дорожного происшествия. Этого просто в принципе нет. Потому что за подкуп или шантаж официального лица - прямиком в тюрьму, без исключений на социальный статус лица (этого СССР-у и не снилось.) Но так живет и все цивилизованная Европа, и США: нет взяток, нет особых услуг. Но люди есть люди, и все равно, нет-нет, да и "подмазывают", чтобы своего добиться побыстрее. Если же кого-то на этом ловят, то это приобретает мгновенно огласку на все 50 штатов, суд обсуждается в мельчайших подробностях, и наказание всегда с тюрьмой.
НО. Люди - опять же люди. Вот представьте - вы - начальник отдела в 100 чел. Вам велено сократить 10% состава, потому что дела компании идут плохо, и надо экономить на зарплате. Кого вы представите к увольнению? В первую очередь, конечно вы оставите тех, без к-х ну никак нельзя работу выполнять, потом тех, к-х вы просто лично знаете, их семьи, их личные проблемы, ведь если есть возможность выбирать, то неприятную новость, как лишение работы, а с ним и куска хлеба, а заодно и мед. страховку, легче донести безлико, т.е. не зная этого человека, ни его семейного положения, и желательно просто свалить на отдел кадров вручение ему последнего чека.
Зачем я про это рассказала?
А затем, чтобы об'яснить, как можно выпросить лучшую оценочку для дитяти, не нарушая напрямую никаких школьных установок и не давая взяток. Возьмем-те неработающую мамашку ( школа открыта с 8 утра и до 3:15 дня), к-ая постоянно крутится с миссиями от родительского комитета, помогает активно, и копии учебного материала делает, и деток малых-старших возит на спектакли по театрам, и огранизовывает всякие fundraising events. Чудесный пример социально-активной личности, вот такая активистка-передовица, ну каждый учитель 150 раз ее видел, и она ему чем-то помогла. И вот она останавливается поболтать на пару минут с училкой по языку и литературе, и рассказывает, как ее сыночек-дочка много и усердно трудился, перечитал море книг в библиотеке, и наконец написал труд, достойный пера Льва Толстого, при этом она как бы невзначай подвякнет, что ее чадо ну по всем другим предметам имеет А и А+. Получает училка сочинение сего чада, а оно и на "С" не тянет, но на подкорке у нее сидит, что ребенок так трудился, так пыхтел, что у нее рука не подымется ему поставить "В", ну поставит она ему хотя бы "А-". Этот спектакль повторяется много-много раз, и в итоге ребеночек становится круглым "A grade student". Ему теперь дорога открыта во все Advance Placement Classes в high school,  там уже родители раскошеливаются - нанимают ему tutors  по каждому предмету, чтобы дотащить до Ivy League University  или college.
Таких вот "сделанных A grade students" я персонально знаю несколько человек, своим чисто ученическим трудом они бы даже и на "В" не вытянули бы, но у них есть неработающие мамы, и они доделали за них все остальное.
Я - тетенька очень наблюдательная, и мне не нужно много времени, чтобы мгновенно "зацепить" типичные явления и процессы. Я держу баланс, и мои дети - не заброшенные несчастные создания, к к-м мама никогда в школу не придет, только потому что она много работает, и ей далеко до работы ездить. Я "делаю восьмерки в воздухе", чтобы дети знали, что мать их любит, и их успехами гордится, и она обязательно прийдет на все важные шк. события. Я и была сопровождающим для Даниэля хотя бы раз в год при выездах школы в театры, на экскурсии и проч. Я посещаю абсолютно все концерты оркестра, где он играл с 4-го класса, я прихожу на все "Back to school night", обязательно встречаюсь на parent-teacher conferences" со всеми учителями, каждая встреча именно по 15 мин,- у нас ты назначаешь их себе online, и эти конференции у нас длятся в течение 2-х дней.
Кстати, про эти вот PNP встречи. Мне они надоели быстро, потому что во-первых, я своего ребенка и его плюсы и минусы знаю намного лучше, чем учитель, занятый только вываливанием материала, ведь ему некогда к ребенку твоему приглядываться, а во-вторых, я тут же развернула их конференции в сторону, удобную мне. Хочешь, Виталик, заимствуй мой принцип: Я привожу на эти встречи Даниэля. Поначалу учителя дурели: они не знали, как среагировать, это же PARENT-teacher conference.  Я им вежливо об'ясняю, что поскольку Даниэль - самое заинтересованное в этом разговоре лицо, ибо ЕМУ именно и нужно узнать, в чем его сильные и слабые стороны именно на этом предмете, то учителя "заедали приманку". Даниэлю-то как раз и нужно услышать, над чем ему и надо работать. Учитель поначалу теряется и все равно начинает говорить, обращаясь ко мне, а я раскрываю газетку и утыкаюсь в нее, тогда ему ничего не остается делать, как начать говорить с ребенком по-взрослому. Они там покалякают 7-10 мин, и им уже не о чем говорить. А тут и я встреваю вежливо со своими комментариями и предложениями, умело подчеркиваю достоинства учебных способностей сыночка, а также и мои рекомендации, как учителю лучше работать с моим сыном с тем, чтобы он раскрывал свои способности на его предмете.
В этом году Даниэль уже заканчивает школу. Он прекрасно знает, что его 2 раза в год ждут обсуждения с учителями, что и как он сделал хорошо и плохо - и это моя роль: не дать учителю только ругать или только хвалить. Хотя я вроде бы как и присутствую только, чтобы соблюсти школьное правило про родителескую встречу. Даниэль знает, на что надо обратить внимание в обсуждении в след. раз, и главное, я не работаю "испорченным телефоном", доносящим до ребеночка, а что же про него сказал учитель, Даниэль сам и напрямую получает эту информацию из первых рук. Начала я это c 8-го класса. Интересно, что все учителя про меня и про мою методу знают, все отмечают, что Даниэль the most mature student in the whole school, когда дело доходит до любой дискуссии, он демонстрирует весьма взрослый подход к событиям по сравнению со сверстниками.
Так что нет у меня проблем мгновенно встроиться в правила игры данного места, я быстро и четко подлаживаюсь под выделенную мне роль, если она не противоречит моим принципам, в этом же случае, я или подлаживаю систему под себя, или ухожу из нее в другую.
Кстати, когда моего сына записали в класс со стервозной учительницей, я все перевернула с ног на голову и потребовала, чтобы ему перекроили рассписания таким образом, чтобы все хорошие учителя у него остались, а стерву - заменили ( у нас в high school у каждого ученика индивидуальное рассписание). Своего добилась. Т.е. я редко появляюсь в школе, только по делу.  :-)
Я насмотрелась и наслушалась разговоров родителей-подлиз и с учителями, и с администраторами, и по body language, могу четко дать описание, чего и как канючит эта вот мамашка или тот вот папашка, даже если и не слышу и одного слова. Я наблюдала, как этот процесс происходит в течение многих лет - через всю школу.
У меня есть одна интересная семейка на примете: живут в большом-большом доме. Когда мы переехали в городок, где Даниэль и учится в школе уже 9-й год, мой сын пригласил к себе в гости их сыночка, его мамашка тут же привезла своего сынулю к нам на play date, У нас тут очень ценится развитие у детей communication skills, но, увидев наш убогонький в те времена одноэтажный домик, она сделала выводы, и больше никогда своего сыночка к нам не привозила. За эти годы я достроила к своему дому и целый этаж, и солнечную веранду и огромный балкон, выложила мозаику на backyard-e, вырастила кипарисы вокруг двора, засадила цветами все и вся, и получилась наша property "the most beautiful one with professional landscaping", т.е. самая красивая на  всей улице. Тетенька - типичная американская мамашка с 2-мя сыновьями в 4 года разницы. Она на 100% - мамашка, больше она ничего не делает, только с детьми возится, она их и на музыку возила, и на профессиональный бейсбол, все уроки, проекты-сочинения с ними вместе делала, и она же кругами всю школу оббегала и всех учителей "пасла". Не смотря на то, что дети наши дружили, ее сыночка она к нам в гости не пускала. И вдруг оказывается, что Даниэль без репертиторов, и без моего "учителе-выпаса", при работающей день и ночь мамашке, обошел ее сынка! оказался в оркестре для особо-одаренных детей, куда она своего сына еле-еле воткнула, на каких-то политических диспутах, его участие особо отметили, а ее сынок оказался серой мышью, Даниэль организовал студенческий клуб САМ, пробил его через все шк. этапы, и ее сынок туда записался... Нынче как ни приду на какое-то официальное сборище в школу, она тут же ко мне подбегает "дружиться" :-) а ведь она своего сынка-таки и сделала А-grade student. Да, а мой таки и нет. Но зато что ценно - все его оценки - это его личные оценки, и они получены им через свой личный опыт. Ах, да, и самый главный плевок в неработающую мамку: т.к. я работаю в университете, то все мои дети получают bachelor degree for free. Нет, вы представляете?! А всем остальным надо платить за детку огромные деньги!!!
Стратегия этой мамашки - не уникальна. Я и сама наблюдаю других мамаш, и родительницы делятся, как и сколько они угробили времени на всякий "выпас учителей", да и сотрудники делятся рассказами о своих школьных историях. Я просто удивлена была, что ты, Виталик, этого не заметил. Возможно, ты больше обращал внимание на позитив американской сиcтемы по сравнению с советской, поэтому пренебрег этими фактами, как бесконечно малыми...
Во.
Сколько это я уж понаписала...
И даже еще не дошла до наличия "учителей-зверей" в американской школе...
На какую плодотворную тему я "наступила"... :-)

21 comments:

  1. Хочу отметить три момента:

    1. Присутствие ученика на parent-teacher conference - очень эффективная стратегия, особенно для старших детей. Удивило, что учителей пришлось к этому "приучать" - ведь это довольно распространенная практика. Я сама в роли учителя проводила много таких встреч с присутствием детей и родителей, и в роли мамы меня вот как раз на дня учительница пригласила на встречу вместе с сыном, чтобы обсудить его успели и поставить цели.

    2. Неприятно удивило поведение мамы, которая решила не пускать сына в гости из-за "одноэтажного домика". Вот вам и все ценности свободного демократического общества, которые нам так красиво навязываются (это я о своем, о наболевшем ;) Тут даже сказать нечего - просто хочется бежать подальше от людей с такими ценностными ориентирами. А как вы сделали вывод, что именно этот фактор сыграл роль? Возможно, у неё были другие причины!

    3. Как здорово, что по работе у вас такая прекрасная льгота - образование для ребёнка!!! Это ведь огромнейшая сумма! Супер.

    ReplyDelete
  2. Таня,
    1) Чем страна ближе к экватору, тем более эмоциональные и более открытые люди в ней, и их труднее "загонять в загон дисциплины". Я могу спокойно представить, что Индия никогда не была страной дисциплины и четкого соблюдения законов. Зато вот в США уважение и соблюдение закона мгновенно бросается в глаза. Даже тем, кто никогда не бывал в США, известны многочисленные американские фильмы и сериалы об адвокатах, судьях и всяких судебных разбирательствах. Решения суда по какому-то громкому делу, справедливо или нет оно было, постоянно обсуждается всеми.
    Вот есть дорожные правила, и люди их соблюдают - положительный эффект от этого очевиден: у нас ничтожное к-во car accidents по сравнению в дугими странами, особенно соседскими, латино-американскими, где каждый сам себе соображает, постоять на красный свет или сигануть, потому что спешит. У нас же и закон есть, и всегда быстро подстраивается под новый закон система law enforcement.
    В США если система правил сформировалась годами, 99% населения будут следовать той системе, не раздумывая. Если сказано, что это parent-teacher conference, то детей не будет и в помине в это время в школьном здании.
    2) Вот это-то поведение как раз типично для человека, не зависимо от социального строя и национального характера. Кстати, в авторитарных и диктаторских системах это будет ЗНАЧИТЕЛЬНО виднее, а в демократических - более размыто. У нас богатые люди нынче ведут себя куда более лицеприятно по отношению к тем, у кого нет богатств. Этому задают тон такие ребята, как google-вцы или Цукербергер, к-й не расстается со своими футболками и свитерами с капюшоном ни в какую. Это именно следствие демократизации. А наша тетенька просто глупа. Это бывает. Хуже того, глупых всегда значительно больше, чем умных. но они безусловно прилично развлекают умных, если те умеют посмеяться :-)
    Опять же подхалимаж и "выпас нужных людей" - это тоже общечеловеческая "ценность", к-ая присуща всему роду людскому.Вспомните родную страну советов. Просто снова: в тоталитарных режимах это будет бросаться сильнее в глаза, а в демократических людям приходится "прикрываться" и искать более изощренные пути манипулирования другими.

    ReplyDelete
  3. 3)Это только один из бенефитов работы в системе высшего образования США.
    Например, наш универ входит в общий pool 660 других ВУЗов США, и если мое чадо не захочет учиться именно в том универе, где я и работаю, а выберет другой, один из этих 660, то мой универ будет платить за его обучение там определенную сумму. Дело в том, что разные ВУЗы беру разную плату. У нас год обучения стОит где-то $34,500 в год, проживание/питание - $11,000
    А если я возьму Harvard, то там эти цифры примерно в 2 раза выше. Есть и такие колледжи, где годовая плата всего $9,000.
    Каждый ВУЗ сам определяет свои законы и свои бенефиты. Так, например, если ты закончил Harvard, то ВСЕ твои дети имееют право учиться там бесплатно, не говоря уж о детях сотрудников :-)
    Если ты выпускник(alumni) кaкoго-то ВУЗа, и живешь поблизости, ты пожизнено можешь пользоваться бассейном и Gym-ом универа.
    Вообще всяких разных мелких бенефитов у сотрудников ВУЗов Америки оч. много. Например, я могу зайти поутру в нашу библиотеку и взять номер New York Times бесплатно - там их несколько сот экземпляров. Универ платит за них, чтобы профессура и студенты читали и улучшали свой язык (это наиболее высокого литературного стиля газета в США), а также становились общественно активными.
    Все сотрудники универа имеют право учиться бесплатно на всех курсах и получить bachelor or master degree. У нас это распространяется на все schools except of Law School.
    Ты можешь посещать все спорт секции бесплатно.
    Есть масса всяких коротеньких курсов, проводимых именно в рабочее время, и они тоже бесплатны. Я сейчас хожу на "Business Writing" - 8 занятий, раз в неделю, для улучшения стиля, к-м люди пользуются в деловой переписке, написании важных документов, документации и т.д. Хотя я сама подняла свой английский на оч. хороший уровень, тем не менее мне оч. интересны эти занятия, где я могу отшлифовать именно английский стиль.
    У нас, понятное дело, работники универа обедают в ресторане и кафетериях , оплачивая только определенный % от стоимости еды - остальное финансирует универ - но это есть во всех приличных high tech компаниях.
    В общем у нас тут коммунизм,- это высказывание моей сестры, проживающей до сих пор в пост советской действительности, но приезжавшей ко мне в гости дважды. Особенно ее поражает именно система образования, ибо она работает именно в универе, и заканчивает сейчас докторскую там. Когда она рассказывает о своей действительности, к-ая уродливо копируется с американской, то мне когда смешно, а когда и аж волосы дыбом встают...

    ReplyDelete
  4. Таня,
    Да, насчет пункта 2)я как бы и не ответила прямо на вопрос, ппотому что сначала поняла его по-другому.
    Теперь я прочла вопрос так "А почему вы решили, что та мама не дала своему сыну ходить к вам в гости именно из-за разницы в семейных доходах".
    У меня трое детей, и все разные. Даниэль славится тем, что его обожают все без исключения родители всех его приятелей, ибо у него а) удивительное природное чуство такта и уважения к другим людям, и б) он такой замечательный пример их собственным детям, потому что с одной стороны оч. много читает(!) и с другой стороны очень много помогает по дому, что немедленно отражается на взимоотношених между детьми и родителями. Все, особенно мамаши, охотно зазывают его на play dates, и возят его со своими детьми в кино, театры, спорт игры, в ресторан и т.д. Их умиляет, что Даниэль всегда очень уважительно относится к их деньгам и их расходам, и если заказал какое блюдо, то проверит его цену и с'ест то, что заказал, а не просто поковыряется и оставит нес'еденным. Им почему-то кажется, что присутствие Даниэля автоматически повлияет хорошо на их чадо.
    Они не понимают, что такое поведение - это результат многолетней стратегии и целенаправленной работы с ребенком с самых ранных лет. Это не сваливается с небес, как подарочек.
    Ну а у той мамаши просто не хватило мозгов сразу это заметить.
    Так что она единственная со своей специфической реакцией среди остальных. Оказывается, она сама не раз и не два заговаривала с Даниэлем, потому что она постоянно возит своих детей сама в школу-из школы, так она выспрашивала у ребенка именно обо мне. Как это твоя мама выкручивается, и работает, и с тобой занимается, и везде тебя возит? а м.б. все-таки какой-то дядя помогает ей финансово? и т.д. Когда же она узнала, что я потеряла работу и быстро нашла другую, да еще в университете, она уж и сама подрулила ко мне напрямую выразить всю свою зависть, ибо хоть у нее и есть bachelor degree in administration, она же никогда не работала, вот дети заканчивают школу, и ей оч. тоскливо, потому что ее жизнь теряет смысл и т.д.
    Я ей вежливо посочуствовала и удалилась. Имею приаво :-)

    ReplyDelete
  5. Ира, тебя не переспоришь, все мои аргументы ты отмела: 1) культурного шока в Америке у тебя не было, поскольку был израильский опыт, 2) родители-добровольцы, помогающие в школе никакие не молодцы, а наоборот – неработающие тунеядцы и подлизы, выпрашивающие у учителей оценки. Но я-то писал про наши школы чистую правду, не приукрашивая. Я в самом деле очень уважаю наших родителей-волонтеров и уверен, что они бескорыстны. И уверен, что в нашем школьном округе абсолютно невозможно выпрашивать своему ребенку завышенные оценки, начиная с младшей школы, на протяжении средней и до старшей, чтобы там, в старшей, изучать эти самые продвинутые предметы. Просто потому, что многие тесты, и особенно при переходе в более старшую школу, компьютеризированы, и учитель не может узнать имя ученика, который делал тест. Тут должна была бы целая преступная банда орудовать: учителя разных школ, компьютерщики, и не худо было бы им иметь «крестного отца» в школьном комитете....:-)

    ReplyDelete
  6. Так и подмывает сказать, что ты все это себе все вообразила. И на моем месте многие наши соотечественники заорали бы «ты все это врешь» и обвинили бы тебя в том что ты агент КГБ (если ругаешь Амрику) или империализма (если хвалишь Штаты). Но, ребята, главное чему меня научил мой 19.5-летний американский опыт:
    ПРО АМЕРИКУ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ОБОБЩАТЬ, СЛИШКОМ ОНА РАЗНАЯ.
    И потому, что просто страна большая. И потому, что слишком много всевозможных регионов и народов. И потому, что население традиционно очень независимое, страна децентрализованная, везде свои законы, свои обычаи, вплоть до правил уличного движения (не шучу).
    Кто его знает, Ира, может быть у вас действительно есть такие учителя, такие родители, 50-страничные документы при поступлении в начальную школу, PNP, и т.п. А вот у нас действительно ничего этого нет, хотя, конечно, полно своих прибамбасов.
    Лет семь-десять назад я регулярно писал своему приятелю в Новосибирск заметки про Америку, а он мне иногда присылал заметки других «русских американцев», спрашивая, правду ли они пишут. Так вот я в итоге свои записки бросил. Понял, что просветителя из меня не получается, потому что я:
    1) выплескиваю свой культурный шок: «какие же они дураки, что у них все не по-людски (=не так, как у нас!).
    2) ввожу в заблуждение людей тем, что местные, локальные, частные явления выдаю за Большое Американское Правило (которого нету, увы!).
    И еще я понял, что людям, читающим про Америку издалека, нравится получать подтверждение уже сложившихся у них стереотипов: американцы – богатые, тупые, заорганизованные, заформализованные, чрезмерно законопослушные, политкорректные, черствые, равнодушные... А когда пишешь про то, что в эти стереотипы не укладывается – этому или не верят, или просто не замечают, неинтересно это.

    ReplyDelete
  7. Конечно, я не призываю тебя последовать моему примеру и бросить писать. Просто осторожнее обобщай явления, которые ты наблюдаешь в Америке, чтоб не попасть впросак.
    К примеру, бесплатное обучение в университете, которое обеспечивается для ваших сотрудников, которое ты небрежно называешь: "Это только один из бенефитов работы в системе высшего образования США" – вещь невиданная и неслыханная для меня и для большинства остальных американцев! Я решил проверить, все ли университеты оплачивают детям своих сотрудников обучение, и после поверхностной проверки оказалось, что ответы самые разные, как я и ожидал. Обычно, какая-то льгота для детей сотрудников есть, особенно в частных ВУЗах, но эта льгота очень сильно варьируется: где-то требуется стаж работы не менее 6 лет, где-то покрывается 50% (и меньше) стоимости обучения, где-то кроме своего университета, обучение оплачивается только в очень узком круге ВУЗов, где-то это ограничено только вузами родного штата. Вам исключительно повезло, я очень рад за тебя и за Даниэля! Но у того, кто тебя читает, может возникнуть ощущение, что у зажравшихся американцев везде так. И как, человек, уже выложивший за обучение своих детей порядка $250.000-300,000 и собирающийся уплатить еще не менее $200.000, я хочу, чтобы мир знал, что это далеко не так.
    Как и везде с Америкой: 1) здесь не коммунизм. 2) "Система высшего образования США" состоит из разрозненных ВУЗов, которые в меру своих средств "играют как могут".
    И еще маленький пример «смелого обобщения» или скорее смелой экстраполяции. Ты пишешь: Дело в том, что разные ВУЗы берут разную плату. У нас год обучения стОит где-то $34,500 в год, проживание/питание - $11,000.
    А если я возьму Harvard, то там эти цифры примерно в 2 раза выше. Есть и такие колледжи, где годовая плата всего $9,000.
    А вот что пишет сам Гарвард: The total 2011-2012 cost of attending Harvard College without financial aid is $36,305 for tuition and $52,652 for tuition, room, board and fees combined.
    Families with students on scholarship pay an average of $11,500 annually toward the cost of a Harvard education. More than 60 percent of Harvard College students receive scholarship aid, and the average grant this year is $40,000.
    То есть Гарвард примерно в том же диапазоне, что и вы, а за счет финансовой помощи может оказаться и дешевле.
    Так что ты аккуратней.

    ReplyDelete
  8. Виталик, во-первых, ты правильно подчеркнул, что Америка очень разная. Я об этом и также и о том, что описываю только свой личный опыт, и пишу.
    Во-вторых, ты опять же прав: если у человека уже сложилось мнение о чем-то, в том числе и про США, особенно у того, кто ни разу тут сам не был, то что бы ему ни рассказали, он все равно этого не услышит/не поверит/не увидит. Согласна на все 100%
    А пишу я как бы сама по себе: кому интересно - пожалуйста. Читайте, кому есть добавить/прокомментировать, указать на неточности - пожалуйста. Я не беру на себя миссию всех обратить в поклонников Америки или Израиля.
    Просто захотелось написать, села и написала.
    Про свой культурный шок я все же повторюсь, но правда уже с оглядкой: конечно, в США все равно были вещи и явления не похожие на то, с чем я столкнулась в Израиле. Тем не менее эффект шока в Америке у меня все-таки отсутствовал. М.б. это было связано и с тем, что я приехала сюда по рабочей визе, т.е. начала работать на след. день по прибытии, работала по многу часов и частенько и по выходным. Поэтому м.б. и "выход в люди" у меня растянулся на гораздо бОльший отрезок времени. Еще могло сыграть свою роль то, что я приехала, имея на руках сумму денег, а не так, как из СССР с $600 на семью из 4-х человек. Я ведь в Америке получила стартовую зарплату в $75,000 в год, и довольно быстро получила и приличную надбавку. Мы с детьми очень много путешествовали по Америке в первые годы, практически каждые выходные выезжали по окрестностям и в более дальние штаты, ходили и на выставки и в театры. Мы скорее чуствовали себя тогда туристами, и все различия, к-е зaмечали, рассматривали как экзотику.
    На момент приезда в США я уже об'ездила основательно всю Европу и насмотрелась всякого, в том числе и серьезных различий и в быту, и в сфере обслуживания. Сто пятьдесят раз не то и не так сказала, и не так сделала, чем посмешила местную публику, ну а теперь приехала в США, кстати это был мой уже второй визит в Америку. Безусловно, английский у меня был на жалком уровне, но у меня не было сомнения, что дайте мне год, и я буду иметь приличный язык - у меня уже был за плечами выученный на оч. хорошем уровне иврит, а английский ведь куда легче, и все же читать надо слева направо :-)
    Когда у тебя есть деньги, ты не чуствуешь себя таким беззащитным, как обычный иммигрант, и все вокруг выглядит в куда более розовом цвете. Я вспоминаю, что мы с Аней были очень даже приятно удивлены, какие же тут низкие цены на одежду, особенно на всякие молодежные трикотажные маечки, tights, свитры и свитерочки. Я точно помню, как мы с ней пошли в Macy's и набрали огромный пакет вещей для нее, - тогда в сентябре как раз была распродажа летних вещей. Мы заплатили за весь гигантский пакет < где-то $75, и это было ужасно приятно. В Израиле все эти вещи намного дороже. Я не говорю про автомобили - тут они стОят просто гроши по сравнению с Израилем, где налог на покупку машины - более 40%.

    ReplyDelete
  9. Но это, Виталик, никак не сравнить с тем шоком, когда мы в Израиле впервые в жизни попали в супермаркет, заваленный продуктами, просто горы всего! И даже при том, что мы выезжали из Душанбе, где уже немного попривыкли за 2 года проживания там к богатым таджикским базарам. Помню, как меня просто прошибал пот, когда надо было понять, где и как искать цену на продукт, в какой упаковке самое дешевое молоко или крупы, ведь прочесть названия продуктов я не могла, ибо совсем не знала ни одного слова, - ведь у нас были всего лишь гроши в руках, нас же совок обобрал, как липок, и мы оказались в Израиле даже и без чемоданов, к-е попридержал советский Аэрофлот на несколько месяцев, я и вся моя семья оказалась даже и без смены белья....
    Или там вспомню, как мне было страшно выписать первый банковский чек. Кто-то каких-то ужасов про всякие ошибки на чеке понаговорил тебе, к-е оказались на деле враньем, а тут мне надо было платить за стиральную машину чеком в ~500$ - это же какие гигантские деньги(!), если что не так сделаю, ведь пропадут же... А как это получать зарплату прямиком на счет в банке? Как это можно получать деньги из банкомата? Как это тебе в офисе верят на слово и не требуют бумажек, подтверждающих твои слова? Как это так, если вовремя не заплатил за свет-воду-телефон, то тебе потом накручивают штраф за просрочку?! Детям не надо в школу форму? Детям учительница велела сесть прямо на асфальт, пока она им что-то раз'ясняла - как это? ведь я им купила новенькие юбочки!?!! Как это можно ходить по улицам самому или отпускать детей 10 и 14 лет на улицу до получочи, и все равно никто на них не нападет, они просто общаются со сверстниками, мороженное поедят...
    Это был страшный шок. Какой там культурный?! Это было просто переход в новый мир, абсолютно во всех аспектах. А когда я увидела впервые девчонок в солдатской форме с автоматами, к-е помогали взводу саперов взрывать оставленную без присмотра сумку возле лавочки на тротуаре, вот где меня тогда об'ял ужас: куда мы, идиоты приехали?!
    Виталик, все познается в сравнении.
    После Израиля все американско-типичные проблемы для меня все равно игрушки, потому что здесь простой обыватель не живет с каждодневным напряжением от террористического акта или ракетного обстрела. Здесь свои проблемы, чаще от сытости и близорукости.
    А вот в Израиле если где-то был теракт, а твои близкие были в том же самом месте, ты себе не представляешь, какой ужас ты переживаешь, пока они не смогли прорваться через перегруженную телефонную сеть сообщить, что они живы-здоровы...
    А вот израильтянин там имеет точно такой же набор бытовых проблем, что и американец, но при этом ему еще надо как-то жить в этом стрессе выживания.
    Вот что я хотела бы сказать в свое оправдание об отсутствии культурного шока по приезде в США.

    ReplyDelete
  10. Виталик, про твой 2-й коммент.
    Ты абсолютно прав про то, что Америка очень очень разная. Даже про ту же систему образования в соседних штатах, New York & New Jersey, можно сразу же сказать, что они страшно отличаются друг от друга: ньюйоркцы поливают свои школы просто без остановок, и это справедливо, ибо среди всех 50 штатов их штат где-то в самом низу телепается. Там действительно спасение в основном только частные школы, но стоимость обучения в них жутко высокая. За все время моего пребывания и особенно работы в Нью Йорке я понаслушалась всего, что пережили родители, и как их детей обучают тут, и как конфликты разрешают и т.д. Лишний раз сказала себе спасибо, ведь не смотря на МОЙ вагон и тележку претензий к нашим школам, а мне в целом сейчас не к чему особо придраться. С той базой, к-ю я построила у Даниэля, и тем уровнем, что школа дает, у него получилось хорошее образование.
    А насчет 50 листов in elementary school бумажек подписать, Виталик, к high school ситуация у нас значительно "улучшилась": теперь у нас целый КОДЕКС школьных правил помещен на вебсайте, никто не хочет гробить бумагу и потом хранить тонны подписанных бумаг в школе: мы модернизировались: У нас есть школьный портал: там, пока родитель и ребенок НЕ ПОДПИСАЛ электронный документ, где он свидетельствует, что он/она ВСЕ-ВСЕ прочел и со всем согласен ( а там можешь и не читать - но незнание закона не освобождает тебя от наказания), ребенок не получает доступ к своему оnline account, что означает: он не сможет видеть, что учитель задал на дом, не имеет доступа к своем сайту, где у него автоматически event calendar имеет все его события, как тесты, deadlines for projects и т.д. Т.е. твой ребенок в принципе НЕ может принять участие в школьном процессе.
    Видишь, как все просто. Все это создано на наши, налогоплательщиков, денюжки... И с нашего же родительского согласия, наш же родительский комитет проголосовал-утвердил.
    Я не помню, ск. страниц было в этом году подписать, прочитать, подписать. Помню только, что жутко много. Куда больше 50. Но я теперь даже и не задумываюсь, что это маразм, а быстренько пробегаю глазами, что же нового они могли впихать на сей год. Нынче новшества были в основном о запрете проноса на территорию школы оружия или чего-либо напоминающее оружия, а также про bullying - ведь в нашем штате принят закон, если кого-то дразнят, издеваются над человеком, то дразнильщика и в тюрьму посадить можно, и надолго.
    Я тебе перешлю линки, чтобы ты мог убедиться, что я не вру. Только наш школьный вебсайт сделан по-дурацки, прямого линка нет, и надо об'яснять, на что и куда кликать :-(

    ReplyDelete
  11. Теперь про мамок-волонтерок.
    В основном и целом огромное большинство этих женщин по-настоящему делает прекрасное дело, помогает и школьному процессу, и особенно всему тому, что напрямую не связано с обучением, но связано с атмосферой в школе. Делают они это без задних мыслей и корыстных целей. Я в сущности пользуюсь результатами усилий именно этих мамаш: у нас в школе выкинули из автоматов продажу сластей и всяких напитков по типу кока-колы, у нас детские обеды всегда имеют свежий овощной салат, суп и фрукт, и это в дополнение к main dish, т.е порции второго по советским понятиям.
    Мамашки действительно организовывают сбор средств для школы и к примеру, выпускной бал, к- которому школа не имеет никакого отношения - все делается именно родителями.
    Тем не менее, Виталик, я не зря привела пример начальника, к-му надо уволить N% работников. Когда люди имеют personal contact, они совсем по-другому обрабатывают новости, поступившие от данного человека. Это не грубый и наглый подкуп или шантаж учителя, нет. Это срабатывает скорей на подсознательном уровне. Мне кажется, я довольно подробно описала схему таких отношений между родителем и учителем.
    Теперь о том, как формируется оценка, выставляемая учителем: каждый учитель у нас об'являет на back to school night, как он будет оценивать работу своих учеников в этом году, например, один учитель скажет, что 40% годовой оценки школьника на его предмете будет базироваться на результате компьтеризированных тестов, и тут никого не подкупишь. Абсолютно согласна. 30% - проекты, сочинения, и прочая творческая деятельность - вот тут простор для индивидуального учительского подхода. 20% - дом. работа: и тут можно выклянчить у учителки пару раз, чтобы не поставила роковой нуль за не вовремя сданную домашнюю работу. Другой учитель по-другому расставит акценты: у него домашняя работа может иметь бОльший или меньший вес, зато лабораторные работы "потянут" 20-30%: наши учителя никак не связаны школой в том, ск. процентов он кинет и на какой вид работ. Еще забавнее, наша автоматизированная система оценок дает учителю ввести activity type and %% per type. Когда это компьтеризированный тест, оценки автоматически сами попадают в базу данных, т.к. каждый ученик имеет свой ID, когда же учитель лично оценивает работу, он выберет тип работы, например, сочинение. Оченка за четверть автоматически пересчитывается в зависимости от того, как учитель расставит % веса на каждый тип деятельности.
    Извиняюсь за такой подробный отчет. Думаю, он дает хорошее представление про нашу шк. систему.
    Этим, безусловно, не злоупотребляют. Но в экстренных случаях-пиковых ситуациях - очень даже возможно. Особенно, когда ребеночек на пограничном состоянии между "А" и "В". И тогда очень уж хочется, чтобы чадо взяли в advancement placement class.
    Когда же чадо туда попадает, то это уже практически гарантирован выход на Ivy League college/university - мечта любого родителя. Т.е. тогда гарантирована прекрасная карьера чадушке на всю его жизнь. Для ее осуществления очень даже РАЗНЫЕ средства хороши.

    ReplyDelete
  12. Если ребенок уже попал в АР класс, то слабенькому, с трудом впиханному ученику родители наймут 5 tutors по всем основным предметам, а еще иногда и по иностранному в добавок, чтобы его из АР класса бы не вышвырнули. (Я тут отмечу, что в нашей high school крайне редкий ребенок НЕ имеет 2-3 репетироров: т.е. у нас повально все дети имеют их, а если ученик не имеет репетитора, и он как-то держится на плаву, то это почти что ЧУДО)
    О, тут интересно отметить цены репетиторов, 60 мин: математика $50-$120, language arts $50-$90, science $50-$80, French/Spanish - $70-$100 и т.д. Цены приблизительные, Аня преподавала математику как tutor много лет, чем и прекрасно кормилась, оплачивая все свои расходы на содержание личной машины со страховкой-бензином-ремонтами, а также все наряды, да еще и поездки за границу, пока она делала свой bachelor and master degree.
    Дело в том, что наши школьные программы страшно перегружены никому не нужными деталями, дети не успевают переваривать эти жуткие об'емы инфы, поэтому если всегда под рукой tutor, то и оценки будут значительно лучше.
    Что делает tutor? Он вместе с ребенком проходит ту же самую школьную программу, делает с ним все дом. уроки, проекты, задания, и уже он же отвечает за то, чтобы ребенок "держал планку", т.е., чтобы его оценки не с'ехали вниз. Если, не дай бог, ученик не получил шикарных оценок, к-е родитель проверяет ежедневно на родительском портале, он, вернее мамашка, тут же бежит в школу, встречается с учителем, директором, психологом и всем, с кем можно, слушает их советы, выгораживает дитятю, и меняет, если надо и tutor-a.
    Виталик, при таком подходе, безусловно, ученик ДОЛЖЕН пахать, семья должна ему помогать в усвоении материала, но и здесь есть место "подвигу" мамаши, к-ая своими постоянными контактами и помощью школе получает неявный, но все реальный эффект предпочтения и поблажек своему дитяти.
    Заметь, очень часто люди, принимающие в этом процессе участие, напрямую даже и НЕ осознают, что они манипулируют другими для достижения своих личных целей. Это нормальная жизнь. Не надо так этого бояться, стесняться или шарахаться, когда это называют своими именами.
    Виталик, все мы тоже так или иначе манипулируем другими людьми, окружающими нас,- надо просто уметь видеть эти игры.
    Однако, с такой массивной подстраховкой, а ее поставляют практически исключительно матери, дети конечно же добьются гораздо более высоких оценок по сравнению с ребенком, который пробивается в школе только своими усилиями.
    В США оценка имеет магический вес.
    Нету шалопайства и этого вот разухабистого учительского подхода к школьникам: мол-де есть у меня ученик-гений, но бездельник, эх, поставлю-ка я ему пятерку. Здесь во всем действительно порядок, система, организация, - справедливость в местном варианте.
    В нашем с Даниэлем варианте этот подход и срезал его на подступе к АР классам :-(
    У меня же не было ни времени, ни сил,ни желания следовать модели "выпаса учителей": мне претит роль "helicopter mother". Поэтому Даниэль должен был развить другой skills set: self-advocating, набить шишек за несоблюдение подачи работ вовремя, на самостоятельный поиск инфы для написания абсолютно всех проектов и на шлифование своего стиля в писании литератирных и научных сочинений и трудов. Он вышел на прекрасный уровень, позже, чем маменькины сынки/дочки, но зато значительно более повзрослевший и в поступках и во мнениях.
    Посмотрим, как он дальше будет по жизни шагать...

    ReplyDelete
  13. Все. Я просто устала отвечать. Пойду спать.
    Продолжу позже. Должна только отметить, что ты, Виталик, абсолютно прав про то, что я отнеслась поверхностно к высказыванию, что во всех ВУЗах дети сотрудников учатся бесплатно. Я не права, я-то имела в виду действительно только private schools, т.е. частные ВУЗы, к-е не связаны с государством напрямую, т.е. не получают финансирования от штата: они свои средства набирают сами, с оплаты за обучение и с огромных личных пожертвований.
    В последние 4 года и число желающих учиться резко уменьшилось из-за экономической депрессии, и donations поиссякли, и ВУЗы, конечно, подкорректировали условия и льготы. Многие знаменитые, и такие как Гарвард, снизили и годовую оплату. У меня, Виталик, на кухне висит вырезка из Wall Street Journal пятилетней давности ( я ее повесила для Даниэля, чтобы знал из первоисточника, чья degree имеет бОльий вес, там schools по престижу упорядочены, и соответственно, как потом их выпускников принимает маркет, и сколько в среднем они получают зарплату в первый же год после окончания ВУЗа)Там Гарвард на 3-м месте по престижу, и только tuition там $58,000.
    В последние Ivy League schools испытали резкий отток качественного контингента студентов, потому что родители на время эк. депрессии стали посылать детей в community colleges, где годовая стоимость $5,000-$7,000, и можно получить associate degree, а потом перевестись в престижную school, и закончить ее за 2-2.5 года с bachelor degree, но totally потратив гораздо меньшую сумму. Я читала об этом, но как-то забыла об этом.
    Даже у нас в универе раньше давали financial aid таким transfer students до $15,000 если их оценки были высокие, а если нет, то не давали ничего. А вот в этом году теперь всем подряд transfer students будут давать стипендию, не зависимо от оценок...
    ВУЗы тоже ищут пути, как выжить...
    Да, а про то, что Harvard's alumni посылали (?) раньше бесплатно своих детей, я уж и хвост-то подожму: дело в том, что в Масачусетсе очень многие именно Гарвард кончали, на Аниной улице 2 таких семьи живут, с к-ми я неск-ко раз общалась на всяких parties, и от них же и услыхала, что их дети, те, что прошли по оценкам в Гарвард, учились там за бесплатно.
    А как нынче там обстоят эти бенефиты, я и не проверяла :-(
    Но я все равно извиняюсь за такие серьезные оплошности в подаче информации.
    Я действительно не удосужилась проверить свежие данные. С одной стороны - лень, а с другой, мне и в голову не пришло, что они так туго затянут пояс...
    Так что твоя критика - абсолютно правильная.

    ReplyDelete
  14. 1. Parent-teacher conference. Меня именно и удивило, что детей в принципе не может быть на parent-teacher conference, потому что я именно от американского начальства и из американской педагогической литературы знаю о важности таких встреч. Конечно, присутствие ребёнка нужно оговорить заранее и учитель может попросить несколько минут тет-а-тет.

    С индийской системой образования я распрощалась сразу, мне хватило садика - это абсолютно неприемлимый для меня подход к образования.

    ReplyDelete
  15. ПРО АМЕРИКУ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ОБОБЩАТЬ, СЛИШКОМ ОНА РАЗНАЯ.

    Это очень правильный вывод, к которому в итоге приходит всякий мыслящий человек. Для начала, чтобы как-то понять и объяснить для себя новую действительность, стеоретипизация и обобщения очень полезны. Но потом понимаешь, что исключений не меньше, чем правил. То же самое можно сказать и про Индию, и про бывший Союз. Я очень не люблю, например, когда американцы делают громкие (но очень примитивные) заявления о Союзе. Я понимаю: влияние холодной войны, предубеждения. Но пора же начать мыслить критически!

    Моя близкая подруга из Нью-Йорка и всегда говорит о том, что они были довольны обычной государственной школой, куда ходили её дети. Другой мой коллега уж не помню из какого штата, но его родители вообще забрали из школы и обучали дома, так как ситуация в школе была ужасная, образование никакое и т.д. Я, кстати, многих таких американских home schooler-ов встречала, к-е говорят, что в школе просто не возможно находиться и что если ты по-настоящему заботишься о своём ребёнке, то не станешь его туда отправлять.

    ReplyDelete
  16. Американская педагогическая литература - это подмножество гигантского множества проявления всевозможных свобод в демократическом обществе: нашел вот ты какую-то идею, она тебя окрылила, и ты тут же взялся ее развивать. Если она ни призывает к насилию или извращениям, то ты запросто пишешь книгу и тут же ее публикуешь (by the way: очень многие блогисты, блоги к-х я читаю уж много лет, повыпустили в этом году свои книги :-)) Но это совершенно не означает, что даже школы отдельного города тут же поддержат твои идеи и возьмутся их внедрять. Педагогическая наука в США занимает исключительно рекомендательную роль в образовании. Безусловно какие-то рекомендации и широко внедрены, но это весьма далеко от повсеместности.
    Все школы децентрализованы, каждый городок имеет право выбрать учебники и методы обучения, какие им нравятся. Только на минуточку задумайтесь: нет одинаковых учебников не то, что в штате, даже в соседних городках. Поэтому они жутко дорогие. Обычно школа покупает все учебники и выдает их детям. Если твой ребенок потерял далеко не новехонький учебник, с учетом амортизации с тебя все равно возьмут $60-$80 за него, чтобы восстановить. У нас лет 12-15 превалировала так называемая чикагская методика преподавания математики. Это был просто сумасшедший дом. Методика базировалась на идее, что если детям в раннем возрасте, рассказать понемножку о многом в математике, например 2-му классу преподать системы уравнений с тремя способами нахождения неизвестных, 4-му классу втолкать показательную и логарифмическую фунцию, потом рассказать о бесконечно малых величинах и посыпать их сверху дифференциалами и интегралами, то в 6-м классе еще раз пробежаться галопом по европам и те же темы "освежить", но еще и вдарить по теории чисел, скакануть в тригонометрию, в 7-м - опять промчаться по тому, про что уже был звон, но и элементы программирования врубить, и т.д. и т.п. то якобы т.о. дети получатся на выходе из школы и умнее, и добрее, и взрослее.
    Идея прекрасная. Я сама прочла одну французскую книжку о преподавании детям теории множеств и теории графов в детсаду, тут же обе эти теории втолковала сначала Ларисе, а потом и Ане в дошкольном возрасте. Они им пошли впрок и с кайфом. Потому что были преподаны на дому с энтузиазмом и с индивидиальным подходом. Однако когда вся школьная система базируется на виткообразных пробегах по теориям со страшной скоростью, получается цирковой балаган.
    Все родители и преподаватели дружно возмущались, сторонники-противники сражались: одни доказывали, что надо увеличить налоги, чтобы побольше учителей нанять и получше учить, уменьшить классы (тогда у нас классы были 16-19 учеников), а другие доказывали, что сама методика дурацкая, и что в математике важно не просто высыпать на ребенка знания, но нужно ему дать попрактиковаться побольше, чтобы все эти техники перешли ребенку на подсознательный уровень, мол тогда он с легкостью будет воспринимать новые и новые слои математических знаний. Когда же ливень понятий и категорий не прекращается, ребенок просто отключается. Я была в числе противников. Наконец наши победили!

    ReplyDelete
  17. Спасибо за подробные ответы, Ира! (я уже пожалел, что и сам так много времени потраил, и тебя "развел"). Так ты напиши все-таки, куда уже поступил Даниэль, откуда еще ждет ответа? Успехов вам!

    ReplyDelete
  18. Но когда я вякала в кругу знакомых или приятелей в своем или другом штате, что мы сражаемся с тем, чтобы выкинуть логарифмы или мат.анализ из программы 4-го класса, все разевали рот и кричали :"Фу, фу, фу на тебя! Это же прекрасно! Пусть хоть ваших детей чему-то научат! Наши дети все еще никак не выучат таблицу умножения к концу 4-го класса."
    По приезде в США я как бы сразу сообразила, что Америка многогранна, самоуправляема в огромном к-ве областей, я и спокойно приняла роль активного члена такого общества. Конечно, как и любой человек я поначалу перевариваю отличия, ищу как с ними жить, но по крайней мере меня никогда не мучает лейтмотив "какие же американцы тупые, дикие, не начитанные, не культурные, и делают все не так и не с той стороны".
    Мне всегда интересно узнать, а что они, да, умеют делать, чего я НЕ умею. СтОит ли мне у них подучиться этому или нет, и лучше я буду оставаться со своим "культурным багажом", потому что после обследования я выясняю, что он стОит того.
    Вот к примеру, я люблю красиво и со вкусом одеваться, а джинсы терпеть не могу, майки-футболки-кросовки-шорты для меня это одежда побегать по двору и ковыряться в огороде, ну в крайнем случае поехать на food shopping. Я и после 13 лет житья тут так и хожу в итальянских элегантных туфлях на работу, и одежда, и украшения - все всегда подобраны и по цвету и по стилю. Меня мало колышет, что все вокруг одеты casual, а в пятницы ликуют от того, что можно притопать на работу в джинсах-кроссовках. По молчаливому согласию сторон здесь американцы, прибывшие задолго до меня в эту страну, счастливы иметь свою свободу, а я - свою. Мы друг другу не мешаем в таких мелочах :-)
    Я, к примеру намного более начитанная персона, чем все какие-либо встретившиеся мне американцы разного происхождения(из Европы, Азии, Латинской Америки, Африки)- я ни разу не общалась с писателями или профессорами с кафедры литературы. Зато у меня были страшные пробелы в умении "продавать свои профессиональные знания", т.е. не было у меня этого самого self-marketing. У меня ушло много лет на присматривание к местным и самообучение, чтобы наконец "залатать" эту дыру. Когда находился интересный американский слушатель, то мы вдохновенно общались, и он/она с превеликой радостью набирались у меня имен в мировой литературе и моих впечатлений о композиции и динамике развития сюжета того или иного произведения.
    Я весьма поверхностно знакома с американским кино, или историей джаза, зато знаю очень даже неплохо классическую музыку, например.
    Я считаю, что это обоюдно обогащающий процесс, и для иммигранта и для местных. Однако я себе "соплю в тряпочку" и вообще крайне редко вякаю на людях про прочитанные мною книги, просмотренные мною спектакли, любимых мною композиторов и т.д. Они просто не интересны людям. Вместо того, чтробы перечитывать тонны книг, описывающий в подробностях жизнь других людей, они АКТИВНО живут свою жизнь, и зачастую это куда более захватывающие романы, повести и новеллы. У них совсем другие приоритеты, но я не считаю, что их приоритеты ничтожные по сравнению с моими. Просто они другие. Меня, например совсем не раздражает, когда люди на работе рядом со мной говорят на языке, к-го я не знаю, я просто отключаюсь, зато я обратила внимание, что окружающие очень даже не любят, когда рядом с ними говорят на языке, к-й они не понимают. Я стараюсь постоянно помнить об этом, и если кто-то поблизости, я всегда перехожу на английский и с русско-язычным и с иврито-говорящим собеседником.
    По-моему, у меня в блоге уже много раз прозвучала моя позиция по разным вопросам, связанным и с иммиграцией и с моим местом в ней.
    Не смотря на то, что я мамка-одиночка и очень занята процессом элементарного выживания, я тем не менее всегда включаюсь в весьма активные действия и борюсь за то, что считаю важным, и это не обязательно д.б. шкурные интересы моей семьи или моих детей.

    ReplyDelete
  19. Таня, :-) --> заключительный аккорд:
    М.б. в южных штатах или в Калифорнии Positive-Negative-Positive подход в ведении parent-teaching conferences и есть ежедневная реальность, но в наших краях я сама по себе страшная первооткрывательница в вовлечении сына в этот процесс в наших школах :-)
    Я была уверена на 100%, что это я придумала сама :-)
    Мои сотрудники и знакомые поеживаются от смелости внедрить эту идею в действительность в школах, где учатся их дети.
    Но, вот ведь что смешно: ни один человек мне не рассказал, чтобы он попробовал эту идею на своей личной практике, даже после того, как услыхал от меня и переспрашивал по нескольку лет, а как там обстоят дела с учителями: они еще позволяют мне притаскивать с собой сына...

    Хотя и другой аспект: есть ск. хочешь других возможностей назначить встречу учитель-ученик-родители. Они, конечно же есть. В любое время школьного года.
    Просто мы тут как-то углубились в специфическую дискуссию про parent-teaching conferences: у нас такие встречи происходят 2 раза в год и по 2 дня, когда родители назначают встречу с учителем.

    ReplyDelete
  20. Виталик, с Даниэлевским выбором у меня просто полная анархия. Он выбрал себе какие-то университеты и колледжи, позаполнил все формы сам по себе, когда ему надо было подавать application, он подрулил ко мне, мы это сделали online, т.е. я оплатила application fee, $50-$75, разные ВУЗы требуют по-разному. Я к сожалению и не помню, куда именно.
    Когда все ответы поприйдут, мы об'ездим эти ВУЗы, сравним, что к чему, проверим, где будет поинтереснее, и ск. мне прийдется доплачивать, если этот ВУЗ в том самом pool.
    Уж тогда я запомню, куда он там подавал.
    Пока что только от одного универа пришел ОК, но основная масса ответов только в апреле будет.
    Ну уж когда поступит куда-то, так уж я точно запомню, куда :-) :-)
    Меня ну никак не обвинишь в том, что детки цеплляются за мамкину юбку...

    ReplyDelete
  21. Виталик, на самом деле я очень рада, что ты меня "подзудил" на такие подробные писания. Меня завораживают старые фотографии американских улиц, в больших или маленьких городках: вот вроде чего тут особенного? Улица не мощенная, какие-то магазинчики, ремонтная мастерская для машин, люди спешат по своим делам...
    А у нас берут эти фотографии, увеличивают их и наклеивают на всю гигантскую стену в банке или там в ресторане. Всматриваюсь я в них и думаю про людей на тех улицах, какие судьбы у них были, как же жизнь обычная текла в тот день, в те годы...
    Так что в этих обсуждениях про школы в огромной и разнообразной Америке мы как бы создали вот такой вот "срез" в восприятии действителности - твой, мой, Танин, записали и задокументировали. Ну прямо как те документальные черно-белые фотографии старой Америки...:-)
    Жизнь пойдет дальше, и через какое-то время все поменяется.

    ReplyDelete