Sunday, February 24, 2013

"Звериный оскал Америки" - 2A

Хоть у меня и набралась "целая гора неглаженной посуды", пока я тут грипповала, потом бронхитовала, а уж потом и пневмониявала, но Виталикины комменты к моему посту "Звериный оскал Америки - 2" меня подзудили, и пишу я в продолжении, и опять же про школы.
Т.к. Виталик писал основательные и длинные комменты, то извиняйте, и если хотите их в оригинале, то прийдется вам им самим их читать на блоге в предыдущем моем посте.
У кого при приезде и был сильный культурный шок, так это у выходцев из совка, к-е прямиком сюда попали, потому что это - ДА - огромная разница. Я же заехала в Америку из Израиля, и весь тот шок "с'ела" именно там. По приезде в Америку я с удивлением и разочарованием тут же отметила, что Америка отнюдь не самая передовая во всем страна,
и даже хуже: кое в чем весьма отсталая и дремучая. Но об этом - все впереди. Так, для примерчику: американская банковая система весьма примитивна по сравнению с израильской, даже такой простой сервис, как снять деньги со своего счета в банковском автомате и по сей день(!!) выдает их только купюрами по $20. Вы такой примитив видали?! В Израиле в 1988г, банкомат выдавал вам в зависимости от того, какую сумму вы запросили в таких купюрах, чтобы их число было минимальным. Т.о. банкомат при таком алгоритме надо перезагружать деньгами ЗНАЧИТЕЛЬНО РЕЖЕ. А на курсах по программированию дают тебе програмку писать именно, как же банкомат заряжать и какими купюрами, чтобы он подольше был в рабочем состоянии... Сама такие писала.
 Далее: в Израиле я имела возможность с 1988г автоматически платить все свои бытовые счета напрямую online со своего банковского счета, а в 2000 г по прибытии в США я обнаружила, что должна выписывать чеки каждый месяц и посылать их в конверте по почте... Каменный век. Ну, слава богу, подтянулись и американские банки, и теперь можно все свои коммунальные услуги и ссуды оплатить online прямиком с банковского счета, но отставание где-то на 15 лет от крошечного Израиля :-)
Школа. У меня никогда не было и нет повышенных претензий к школе, потому что любая система всегда построена, ориентируясь на большинство. Хуже того, я и сама преподавала так много лет, что я знаю изнутри, на что можно рассчитывать.
Я своих детей всегда развивала и воспитывала т.о., что они опережали самые страшные требования школы, поэтому я не предполагала в принципе, что у нас будут здесь какие-либо проблемы.
А они начались с первого же дня. В чем же дело?
А школа не желает иметь дела с теми, кто не попадает в общее стадо, т.е. "into the main stream" Вот прибыл ребенок 5 летний, правда, со знанием английского алфавита, с 300 заученными стишками и с приличным запасом слов, но он - новичок в вашей среде. Я по израильскому опыту помню, что там школьная система знает, что иммигранту нужно выучить иврит, нужно как можно скорее найти работу, жилье купить и проч. Школа берет на себя обучение языку, психологические проблемы иммигрантских детей, и вытягивает их оч. быстро на средний уровень: полгода, год, и ребенка уже не отличить от местных.
Тут же я, благо я сняла квартиру в 2 мин езды от работы и в 5 мин - от школы, получала ежедневно 1-2 звонка из школы, где мне училка, директор или какая-нибудь дежурная по столовке мымра-училка звонила с такими вот жалобами: Мы твоему сыну сказали встать в линейку, а он продолжал сидеть за столом и рисовать. Приезжай в школу и об'ясни ему, что у нас дисциплина оч. важна. Я в удивлении: а вы, что не понимаете, что он может быть просто вас не понял? Так об'ясните ребенку, вы же специалисты по работе с детьми.
Или: твой сын забыл приготовить к уроку карандаши, встал и пошел(?!!!) к своему шкафчику и достал их, во время урока! Немедленно приезжай, забери своего ребенка с занятий, ибо это - серьезнейшее нарушение дисциплины.... Так мы наказываем за это всех других детей: т.о. мы развиваем у детей ответственность к своим обязанностям. Или вообще криминал: кто-то толкнул или даже ударил моего Даниэля, а он дал сдачи: Караул! Рукоприкладство!!! Американские дети НЕ имеют право прикасаться друг к другу. За такое происшествие отстранили ребенка на 3 дня от занятий.
И такая дребедень - целый день.
Какие-то конфликты между детьми происходят - школа не разбирается, у них есть целый кодекс, кого и за что наказывают и на сколько. Когда мне вручили на первой неделе пачку в 50 листов и заставили и меня подписаться, что я прочла, и ребенок должен был написать на КАЖДОЙ странице свое имя, что ему зачитала и об'яснила правила... Я притащила на работу эту гору бумаг похохотать, а на меня уставились все как на идиотку: а как же: вдруг ты захочешь школу судить за то, что они не так отнеслись к твоему ребенку, а у них составленный группой серьезных адвокатов документ - пойди, почитай - они сделали все, как надо - это твой ребенок нарушил их закон...
При том, что, Виталик, ты абсолютно прав, школы содержатся на средства локальные, и в богатых городках дотаций от государства практически нет, тем не менее вот эта локальность и создает разнообразие маразмов на каждую отдельно взятую единицу управляемых территорий. Да, у нас в школах с первого дня были компьютеры, у нас чистые и красивые здания, у нас есть и актовые и спортивные залы, у нас абсолютно все разы, когда школа просила поднять налоги, чтобы удовлетворить их нужды, население голосовало всегда "За". У нас каждый работник школы четко следует школьному кодексу, с положительными и отрицательными вытекающими обстоятельствами. За 9 лет моего проживания в этом городке, мои городские годовые налоги поднялись с $6,749 до $14,486, львиная доля их идет на содержание школ.
Именно поэтому инициатива по типу броситься на помощь ребенку, переживающему трагедию, асолютно неуместна. Почему? Да потому что другие родители могут и в суд подать: эт-т-о почему это Даниэлю подсказывают сдать дом. работы, а моему ребеночку и нет, я вас спрашиваю?! и т.д.
Постольку поскольку контингент у нас очень хороший, т.е. нет вообще семей, к-е живут на дотации от государства, то все детки настроены семьями на учебу, они с детства знают, что их путь - в колледж, универ, в интересную профессиональную или политическую карьеру, поэтому и учить таких детей легко и приятно. Это притягивает хороших учителей. Раз получивши tenure position, учитель 10 раз подумает, стОит ли ему идти наперекор системе и на выручку талантливому, но не попадающему в общее стадо ребенку. Засчем рисковать? Так ведь и потеряешь работу в шикарной школе, а потом где найдешь? В каком-нибудь зачуханном районе среди бедноты, наркоманов и паразитов... А это, извините, две большие РАЗНИЦЫ.

Теперь насчет того, что "я не бегаю кругами вокруг школы и не выпрашиваю сыночку оценки". Напрямую "подкупить или выпросить лучшую оценку", как это запросто делалось в совке, да и в пост-совковые времена в русско-язычных странах, здесь НЕ ВОЗМОЖНО. Также, как и протянуть полицейскому права с $100, чтобы он "не заметил" дорожного происшествия. Этого просто в принципе нет. Потому что за подкуп или шантаж официального лица - прямиком в тюрьму, без исключений на социальный статус лица (этого СССР-у и не снилось.) Но так живет и все цивилизованная Европа, и США: нет взяток, нет особых услуг. Но люди есть люди, и все равно, нет-нет, да и "подмазывают", чтобы своего добиться побыстрее. Если же кого-то на этом ловят, то это приобретает мгновенно огласку на все 50 штатов, суд обсуждается в мельчайших подробностях, и наказание всегда с тюрьмой.
НО. Люди - опять же люди. Вот представьте - вы - начальник отдела в 100 чел. Вам велено сократить 10% состава, потому что дела компании идут плохо, и надо экономить на зарплате. Кого вы представите к увольнению? В первую очередь, конечно вы оставите тех, без к-х ну никак нельзя работу выполнять, потом тех, к-х вы просто лично знаете, их семьи, их личные проблемы, ведь если есть возможность выбирать, то неприятную новость, как лишение работы, а с ним и куска хлеба, а заодно и мед. страховку, легче донести безлико, т.е. не зная этого человека, ни его семейного положения, и желательно просто свалить на отдел кадров вручение ему последнего чека.
Зачем я про это рассказала?
А затем, чтобы об'яснить, как можно выпросить лучшую оценочку для дитяти, не нарушая напрямую никаких школьных установок и не давая взяток. Возьмем-те неработающую мамашку ( школа открыта с 8 утра и до 3:15 дня), к-ая постоянно крутится с миссиями от родительского комитета, помогает активно, и копии учебного материала делает, и деток малых-старших возит на спектакли по театрам, и огранизовывает всякие fundraising events. Чудесный пример социально-активной личности, вот такая активистка-передовица, ну каждый учитель 150 раз ее видел, и она ему чем-то помогла. И вот она останавливается поболтать на пару минут с училкой по языку и литературе, и рассказывает, как ее сыночек-дочка много и усердно трудился, перечитал море книг в библиотеке, и наконец написал труд, достойный пера Льва Толстого, при этом она как бы невзначай подвякнет, что ее чадо ну по всем другим предметам имеет А и А+. Получает училка сочинение сего чада, а оно и на "С" не тянет, но на подкорке у нее сидит, что ребенок так трудился, так пыхтел, что у нее рука не подымется ему поставить "В", ну поставит она ему хотя бы "А-". Этот спектакль повторяется много-много раз, и в итоге ребеночек становится круглым "A grade student". Ему теперь дорога открыта во все Advance Placement Classes в high school,  там уже родители раскошеливаются - нанимают ему tutors  по каждому предмету, чтобы дотащить до Ivy League University  или college.
Таких вот "сделанных A grade students" я персонально знаю несколько человек, своим чисто ученическим трудом они бы даже и на "В" не вытянули бы, но у них есть неработающие мамы, и они доделали за них все остальное.
Я - тетенька очень наблюдательная, и мне не нужно много времени, чтобы мгновенно "зацепить" типичные явления и процессы. Я держу баланс, и мои дети - не заброшенные несчастные создания, к к-м мама никогда в школу не придет, только потому что она много работает, и ей далеко до работы ездить. Я "делаю восьмерки в воздухе", чтобы дети знали, что мать их любит, и их успехами гордится, и она обязательно прийдет на все важные шк. события. Я и была сопровождающим для Даниэля хотя бы раз в год при выездах школы в театры, на экскурсии и проч. Я посещаю абсолютно все концерты оркестра, где он играл с 4-го класса, я прихожу на все "Back to school night", обязательно встречаюсь на parent-teacher conferences" со всеми учителями, каждая встреча именно по 15 мин,- у нас ты назначаешь их себе online, и эти конференции у нас длятся в течение 2-х дней.
Кстати, про эти вот PNP встречи. Мне они надоели быстро, потому что во-первых, я своего ребенка и его плюсы и минусы знаю намного лучше, чем учитель, занятый только вываливанием материала, ведь ему некогда к ребенку твоему приглядываться, а во-вторых, я тут же развернула их конференции в сторону, удобную мне. Хочешь, Виталик, заимствуй мой принцип: Я привожу на эти встречи Даниэля. Поначалу учителя дурели: они не знали, как среагировать, это же PARENT-teacher conference.  Я им вежливо об'ясняю, что поскольку Даниэль - самое заинтересованное в этом разговоре лицо, ибо ЕМУ именно и нужно узнать, в чем его сильные и слабые стороны именно на этом предмете, то учителя "заедали приманку". Даниэлю-то как раз и нужно услышать, над чем ему и надо работать. Учитель поначалу теряется и все равно начинает говорить, обращаясь ко мне, а я раскрываю газетку и утыкаюсь в нее, тогда ему ничего не остается делать, как начать говорить с ребенком по-взрослому. Они там покалякают 7-10 мин, и им уже не о чем говорить. А тут и я встреваю вежливо со своими комментариями и предложениями, умело подчеркиваю достоинства учебных способностей сыночка, а также и мои рекомендации, как учителю лучше работать с моим сыном с тем, чтобы он раскрывал свои способности на его предмете.
В этом году Даниэль уже заканчивает школу. Он прекрасно знает, что его 2 раза в год ждут обсуждения с учителями, что и как он сделал хорошо и плохо - и это моя роль: не дать учителю только ругать или только хвалить. Хотя я вроде бы как и присутствую только, чтобы соблюсти школьное правило про родителескую встречу. Даниэль знает, на что надо обратить внимание в обсуждении в след. раз, и главное, я не работаю "испорченным телефоном", доносящим до ребеночка, а что же про него сказал учитель, Даниэль сам и напрямую получает эту информацию из первых рук. Начала я это c 8-го класса. Интересно, что все учителя про меня и про мою методу знают, все отмечают, что Даниэль the most mature student in the whole school, когда дело доходит до любой дискуссии, он демонстрирует весьма взрослый подход к событиям по сравнению со сверстниками.
Так что нет у меня проблем мгновенно встроиться в правила игры данного места, я быстро и четко подлаживаюсь под выделенную мне роль, если она не противоречит моим принципам, в этом же случае, я или подлаживаю систему под себя, или ухожу из нее в другую.
Кстати, когда моего сына записали в класс со стервозной учительницей, я все перевернула с ног на голову и потребовала, чтобы ему перекроили рассписания таким образом, чтобы все хорошие учителя у него остались, а стерву - заменили ( у нас в high school у каждого ученика индивидуальное рассписание). Своего добилась. Т.е. я редко появляюсь в школе, только по делу.  :-)
Я насмотрелась и наслушалась разговоров родителей-подлиз и с учителями, и с администраторами, и по body language, могу четко дать описание, чего и как канючит эта вот мамашка или тот вот папашка, даже если и не слышу и одного слова. Я наблюдала, как этот процесс происходит в течение многих лет - через всю школу.
У меня есть одна интересная семейка на примете: живут в большом-большом доме. Когда мы переехали в городок, где Даниэль и учится в школе уже 9-й год, мой сын пригласил к себе в гости их сыночка, его мамашка тут же привезла своего сынулю к нам на play date, У нас тут очень ценится развитие у детей communication skills, но, увидев наш убогонький в те времена одноэтажный домик, она сделала выводы, и больше никогда своего сыночка к нам не привозила. За эти годы я достроила к своему дому и целый этаж, и солнечную веранду и огромный балкон, выложила мозаику на backyard-e, вырастила кипарисы вокруг двора, засадила цветами все и вся, и получилась наша property "the most beautiful one with professional landscaping", т.е. самая красивая на  всей улице. Тетенька - типичная американская мамашка с 2-мя сыновьями в 4 года разницы. Она на 100% - мамашка, больше она ничего не делает, только с детьми возится, она их и на музыку возила, и на профессиональный бейсбол, все уроки, проекты-сочинения с ними вместе делала, и она же кругами всю школу оббегала и всех учителей "пасла". Не смотря на то, что дети наши дружили, ее сыночка она к нам в гости не пускала. И вдруг оказывается, что Даниэль без репертиторов, и без моего "учителе-выпаса", при работающей день и ночь мамашке, обошел ее сынка! оказался в оркестре для особо-одаренных детей, куда она своего сына еле-еле воткнула, на каких-то политических диспутах, его участие особо отметили, а ее сынок оказался серой мышью, Даниэль организовал студенческий клуб САМ, пробил его через все шк. этапы, и ее сынок туда записался... Нынче как ни приду на какое-то официальное сборище в школу, она тут же ко мне подбегает "дружиться" :-) а ведь она своего сынка-таки и сделала А-grade student. Да, а мой таки и нет. Но зато что ценно - все его оценки - это его личные оценки, и они получены им через свой личный опыт. Ах, да, и самый главный плевок в неработающую мамку: т.к. я работаю в университете, то все мои дети получают bachelor degree for free. Нет, вы представляете?! А всем остальным надо платить за детку огромные деньги!!!
Стратегия этой мамашки - не уникальна. Я и сама наблюдаю других мамаш, и родительницы делятся, как и сколько они угробили времени на всякий "выпас учителей", да и сотрудники делятся рассказами о своих школьных историях. Я просто удивлена была, что ты, Виталик, этого не заметил. Возможно, ты больше обращал внимание на позитив американской сиcтемы по сравнению с советской, поэтому пренебрег этими фактами, как бесконечно малыми...
Во.
Сколько это я уж понаписала...
И даже еще не дошла до наличия "учителей-зверей" в американской школе...
На какую плодотворную тему я "наступила"... :-)