Книга "Нация умных людей. История израильского экономического чуда"
(Перевод с "Start-Up Nation: The Story of Israel´s Economic Miracle") рассматривает Израиль как глобальный центр предпринимательства и технологических инноваций. Авторы, американский политический аналитик Дэн Сенор (Dan Senor) и израильский журналист Сол Сингер (Saul Singer) постарались выяснить, как это произошло.
Книга эта появилась в 2009г,. Интересено, что в переводе на русский, и заголовок подменен, и акценты смещены.
Помнится, именно в тот год и Америка, и Европа были в страшной экономической депрессии, а Израиль был на пике расцвета. Американцев интересовало, почему же их не прибило депрессией, как и всех, и сколько же они продержатся. Продержались израильтяне все эти годы прекрасно, не смотря на страшно накаленную военную атмосферу вокруг их крошечной страны.
Спустя 4 года я вижу русские страшно заинтересовались и тоже перевели. Советую читать. И иметь свое мнение. Веселая книжка, даже переводом особо не исказишь :-)
------------------------------
Президент электронной платежной системы PayPal Скотт Томпсон после долгих уговоров пообещал уделить 20 минут израильскому предпринимателю Швату Шакеду. Этот человек заявил, что может решить проблемы онлайн-мошенничества. Больше уделять времени нет смысла, решил Томпсон. В его компании около 2 тыс. сотрудников (из них — 50 докторов наук), которые днем и ночью работают, чтобы победить жуликов. И вот приходит никому не известный молодой человек и говорит: я знаю, как это сделать лучше.
- Итак, в чем состоит ваша модель, Шват? — интересуется Томпсон.
- Мы убеждены, что мир разделен на хороших людей и плохих людей и что в борьбе с мошенничеством вся хитрость в том, чтобы различать в интернете тех и других.
- Неплохо, — говорит Томпсон, едва сдерживая свое негодование. — Как вы это сделаете?
- Хорошие люди оставляют свои следы в интернете — им нечего скрывать. Плохие люди не оставляют следов. Они стараются скрыть свое пребывание.
- Где вы научились тому, как это делать? — спрашивает практически скучающий Томпсон.
- Охотясь на террористов, — отвечает Шакед.
В конце беседы, дабы интеллигентно расстаться, Томпсон предложил эксперимент. Он предоставил Шакеду 100 тыс. уже обработанных транзакций, которые нужно было проверить на чистоплотность. Глава PayPal был уверен, что таким образом он надолго избавится от причудливого экспериментатора. Спустя три дня Шакед позвонил Томпсону и сказал, что все готово. Результат намного превосходил все многолетние достижения PayPal. Потенциальные жулики и добропорядочные граждане были разведены по углам. После длительного анализа Томпсон предложил Шакеду за внедрение этих технологий $79 млн. Шакед сказал "нет". После долгих переговоров сошлись на $ 169 млн.
Это одна из десятков бизнес-историй, которую пересказали американский инвестиционный банкир Дэн Сенор и израильский журналист Сол Сингер в книге. Чудо это, впрочем, обыкновенное, и покоится оно на трех китах — высокотехнологичной армии как инкубаторе всех бизнес-решений, иммиграционной политике, действующей по принципу “лучше больше да лучше”, и колоссальных вложениях в науку и инновации. Например, в 2008 году в пересчете на душу населения инвестиции венчурного капитала в 2,5 раза превысили аналогичные вливания в США и в 30 раз — в Европе. В течение этого непростого года в высокотехнологичные стартапы семимиллионный Израиль привлек столько же средств, сколько суммарно привлекли Германия и Франция (население 145 млн). На ведущем мировом внебиржевом рынке ценных бумаг NASDAQ (США) количество акций израильских корпораций превышает число корейских, японских, сингапурских, китайских, индийских компаний, вместе взятых.
Как такое могло случиться со страной, которая всего 65 лет назад была отмечена только на картах Древнего мира, со страной, в которой и сегодня 95 % территории относится к категориям полусухих, сухих и сверхсухих земель?
“Запад нуждается в инновациях. Израиль их порождает, — резюмируют Сенор и Сингер. — И крайне важная задача нашего времени — понять, откуда приходит предпринимательская энергия, куда она направляется, каким образом ее следует поддерживать, а также — как другие страны могут впитать квинтэссенцию опыта нации предпринимателей”.
“Жизненный настрой израильтян и их неформальность также проистекают от принятой в их культуре терпимости к тому, что сами израильтяне называют конструктивными неудачами, или интеллектуальными неудачами. Большинство местных инвесторов убеждены, что, не потерпев большого числа такого рода неудач, невозможно достичь подлинных инноваций” — о том, что в израильском деловом этикете бизнесмен, который потерпел ряд неудач, не считается лузером. Его, пусть даже негативный, опыт рассматривается как ценный актив.
“С самого основания своего государства израильтяне очень остро осознавали, что будущее — как ближайшее, так и отдаленное — всегда под вопросом. Когда у израильского предпринимателя есть деловая идея, он начинает работать над ее воплощением на этой неделе. Это действительно хорошо для бизнеса. Если слишком долго думать, это может привести только к пониманию того, что что-то может пойти не так, а отнюдь не к пониманию чего-то, что продвинет вашу идею вперед” — на скорость принятия решений в бизнесе влияет многовековая неуверенность в завтрашнем дне. С одной стороны, это плохо, с другой — тоже плохо, но продуктивно.
“Вы сидите в кругу израильских генералов, все решили, что неплохо бы выпить кофе. Тот, кто будет сидеть ближе всех к кофейному аппарату, тот и сделает кофе. Неважно, кто это будет. Cовершенно обычное дело, когда генералы готовят кофе для своих солдат” — Армия обороны Израиля являет пример укрепления всех иерархических цепочек, так как здесь вместе служат дети миллионеров, политической элиты, таксистов и поваров. Причем нередко первые в подчинении у вторых. Армия обороны Израиля — самая крепкая социальная сеть, основа будущих деловых контактов.
“Если израильтяне слышат по радио в конце года, что иммиграция упала, это воспринимается как плохая новость, как известие, что в этом году выпало недостаточно осадков. В сезон выборов кандидаты на должность премьер-министра от различных партий часто заявляют, что они “сумеют пригласить еще 1 млн иммигрантов” во время своего срока пребывания у власти” — за 60 лет своего существования население Израиля выросло в 12 раз, а экономика укрупнилась в 50 раз. Иммиграционная политика страны не знает аналогов в мировой истории. Между 1968 и 1989 годами израильское правительство выплатило $ 112,5 млн румынскому диктатору Николае Чаушеску за освобождение более 40,5 тыс. евреев — в среднем $ 2,8 тыс. за каждого эмигранта.
“При всех своих проблемах Израиль имеет одно важное преимущество — чувство цели. Израильтяне могут не иметь изобилия или спокойной жизни. Однако у них есть то, что изобилие склонно уничтожить, — мотив. Отсутствие мотива — это проблема для многих государств, принадлежащих к странам Персидского залива, включая ОАЭ, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Кувейт, Катар и Оман” — у Израиля нет нефти и плодородных черноземов. У страны нет ни одной сухопутной границы, через которую можно вести мирную внешнюю торговлю. Все материальные ценности Израиля создает хорошо мотивированная армия предпринимателей.
В XXI веке страны, которые наплюют на инновации и на предпринимательство, лягут на дно мировой цивилизации.
Israelis take the best and then perfect it some more! Took the best dairy cows from the Netherland and now make some of best dairy products in the world!
ReplyDeleteTook the French grapes and now produce wines that top the french wine!
Took in the Russian engeneers and have technological advancements that exceed Russia!
Kol hakavod!
Интересно сказано про "чувство цели" и мотивы, а также "конструктивные неудачи". Спасибо, Ирина, за наводку. Хотелось бы прочитать такую книгу. Привет Ане и малышке Дафне. Здоровья вам всем!
ReplyDeleteА мне нравится про то, что если появляется у тебя новаторская идея, надо тут же браться за ее реализацию, потому что чем ты больше думаешь о том, что может go wrong, то тем меньше шансов, что ты вообще эту идею реализуешь.
ReplyDeleteИ еще мне нравится у израильтян то, что неудачника не клeймят тут же "looser"-ом, как в Америке. Bедь все люди бояться провалов, а когда ты видишь, как других высмеивают, то тогда только очень сильный встанет за свою идею, а тот, кто послабей, предпочтет отсидеться...
Да, с израильскими молочными продуктами не знаю кто может сравниться. Где ни бывала,ни в Европе, ни в Латино-американских странах, ни в Америке-Канаде все эти местные молоко, йогурты, кефиры, мягкие сыры, творожные массы, простокваши - просто ни в какое сравнение не идут с израильскими. Моeму любимому Eshel-ю нигде нет даже близкой замены, а ведь всего делов, просто несладкая простокваша. А вкус, как домашняя простокваша с моего детства, к-ю бабушка покупала мне на рынке. Помните, в маленькой баночке с запеченной румяной пенкой. Но то была ручная работа и крошечные партии продукции, а Израиль производит все это в индустриальных количествах и как-то умудряется сохранять потрясающий вкус.
ReplyDeleteКаждый раз я приезжаю и от'едаюсь про запас :-)
Дорогая Ирина! Нескромная просьба..:) Если у Вас есть электронная версия книги, не могли бы Вы поделиться со мной? (Никак не получается скачать, увы, только денег зря потратила и вирусов нахваталась..:) Моя почта zvezda-irina (собачка) mail.ru
ReplyDeleteКонечно, если это возможно и удобно. В любом случае, спасибо за идею!
Мы тут с Ириной попереписывались, и оказалось, что книга на английском у нас легко доступна и запросто может быть куплена через amazon.com зa $2.35 и выслана во многие страны за $16.05 за пересылку. Зато с русским ее переводом дело оказалось швах: ни один онлайн сайт на восточном побережье США, и ни один магазин в Нью Йорке эту книгу на русском не имеет, почему-то они не работают с издательством Карьер, к-й издал эту книгу. :-(
ReplyDelete