Wednesday, February 20, 2013

"Звериный оскал Америки" - 2

Еще у меня гигантские претензии к американской системе образования. Надо заметить, что меня и мою сестру мама наша в свое время записала в самую лучшую школу города. Ларису и Аню я тоже из шкуры вон вылазила, чтобы записывать именно в такие же, не смотря на динамизм нашего перемещения по планете.
Именно на Даниэле я и изучаю американскую школьную систему изнутри, имея правда и личного insider-a в лице Ани.
И скажу я вам, что американцы - большие мастера поставить все на поток, т.е. довести массовое производство до блеска.
Выражется это в системе образования в том, что на учителя возложена одна-единственная задача: вывалить свои профессиональные познания в предмете на учеников, чтобы они хорошо сдали годовые тесты (письменные экзамены). Если кто из учеников плохо усваивает, плохо себя ведет или по какой-то другой причине (тяжелая болезнь, семейные проблемы или трагедии, или просто в семье нет никакого дела до ребенка) - "отбивается " от стада, с ним имеет дело школьный психолог, к-й немедленно перекидывает психологические проблемы ребенка на родителей, чтобы те таскали ребенка к личному психологу и за свой счет. Есть директор и еще парочка должностей, к-е в общем-то заняты всевозможными дисциплинарными проблемами учеников, но все это на самом деле только завуалированная сортировка: быть вашему ребенку с ними, или же его выкинут в спец школу, где программы урезанные.
В общем казалось бы не плохо, особенно удобно учителям: не надо расшибаться и искать ключиков к сердцам детей. Если кто крутится-дурака валяет на уроке, тут же выкидываешь его к директору, там есть целый кодекс, как и за что наказывать, а ты себе далее валишь-сыпешь на детей тонны всяких деталей в науках.
Хорошая была идея: побольше знаний втолкать в детские головы, но почему-то знания не очень-то эффективно задерживаются в головах детей.
По мне обучение малых детей и особенно подростков никак нельзя разделять на 2 независимые категории: отдельно знания, отдельно дисциплинарные функции от кого-то, кто не непосредственный учитель. Превративши школу в поточное производство, тонкий психологический контакт ученик-учитель уничтожили, и дети недополучают необходимой любви и внимания, к-ые так необходимы в успешной учебе. Я считаю, что оный и является крайне необходимым фундаментом и гарантией прекрасной усвояемости информации.
Во что вылился такой подход?
Гиперактивные дети подпадают под раздел "психо-больные" с так называемым ADD syndrome. Их пичкают сильными препаратами, к-е в общем-то меняют химию мозга. Зато они становятся тихими, не мешают учителю на уроке. Никто этим родителям не об'ясняет, что простое интенсивное занятие спортом и особенно плаванием, проведение времени на свежем воздухе резко улучшает состояние детей, и они запросто могут обойтись без препаратов. Но. Родители ленивы. Им тоже нужен мгновенный результат без каких-либо личных дискомфортов. У многих моих приятелей именно такие дети, с ADD syndrome, и мне искренне жаль этих детей. Но что интересно, ни одна семья из моих знакомых даже и ухом не повела, когда я пыталась их убедить, что активный и здоровый образ жизни принесет прекрасный стабильный результат и самоуважение их детям. Я же - не авторитет, а вот психолог прописал таблетки, и они дают эффект прям сразу.
 И эта бодяга движется в пропасть: целое поколение уже на этом выросло. Только на минуточку представьте: у такого дитяти во взрослости не оказалось денег купить таблеток, а тут всякие разные обыкновенные трагедии на него свалились, как работу потерял или girlfriend-ша бросила. Если я добавлю еще и тот факт, что 50% взрослого населения имеет оружие в личном пользовании, то куда это может прирулить?!
Меня пока что ни одна из этих проблем напрямую не затронула. Я, правда, приличной ценой,  отстояла своего сына от того, чтобы его американанская поточная школьная система не стерла в порошок. Ребенок, переживший трагедию убийства своего отца на его глазах не мог мгновенно встроиться в школьные будни. Я себе элементарно представляю, что если бы на моем месте оказалась мамашка послабее характером, таки и вытолкали бы ее ребенка в школу для умственно отсталых, а все потому что школьная система построена на том, что домашнаяя работа д.б. сдана точно в указанный срок. Это и ежедневные задания по предмету, и проекты, сочинения и проч. Если не сдал в нужный день, получаешь 0, не двойку, а именно ноль. Дом. работа оценивается в 50% веса в общей оценке. Две-три не сданные вовремя дом. работы стягивают любого умника на оценку "С", а если ситуация регулярно повторяется, то и в "F" можно оказаться.
Даниэль делал все работы, я проверяла, чтобы он все брал с собою в нужный день, но забывал их вовремя отдавать. Сколько я ни просила учителей напомнить ему, чтобы он просто протянул работу учителю, она же у него в портфельчике, он же еще маленький ребенок 7-10 лет... Но.
Позиция школьной системы строго реламентирована: Официально учитель "не может выделить ВАШЕГО ребенка из других, потому что это не справедливо по отношению к другим детям. Мы развиваем в детях ответственность за свою работу и свои поступки". На мой вопль: "А это справедливо, что его отец был убит арабскими террористами?!" - ноль эмоций.
Я не побоялась выходить на meetings одна против 11, а иногда и даже более официальных лиц. Я в те времена не имела еще прекрасного ораторского английского, но я тщательно готовилась, заранее составляя список, сколько и как я работаю со своим ребенком, как я его развиваю, какие программы, кружки, спорт. секции ребенок посещает, каких успехов там добился, в какие летние лагеря с'ездил (а это тут жутко положительно ценится, что малый ребенок без мамочки 4-8 недель пробыл в кэмпе), список гигантского к-ва книг прочел сам ( в то время как дети почти ничего не читают, а только в телевизор таращатся), какие стихи он сочиняет, сколько стран посетил и не просто проехался, а какую культурную программу я ему там обеспечила, в какие музеи-театры я его и его товарищей водила, какие домашние дела он обязан выполнять по дому, и т.д.
Списочек тот раздавала каждому в белы ручки, и я парировала выпадки каждого хладнокровно и кратко. Всей этой административной шобле оставалось только рот разевать. Они с такими мамашами не сталкивались. А меня мало волнует, что они про меня подумают: я не рожаю по 1000 детей, чтобы потом подвести статистику: 26% - талантливы, 1-2% - дурачки, а остальные ОК. У меня всего трое детей, и я не позволю тупой системе перемолоть моего ребенка в порошок. Я никогда не бегаю вокруг школы и не заигрываю с учителями, чтобы выклянчить своим деткам оценочку получше, некогда мне этим заниматься, ибо у меня своя жизнь, полная собственных планов, взлетов и падений. На это есть целая когорта неработающих мамаш. У них в жизни ничего другого, кроме их детей нет.
 В общем, шк.. администрация отстала от моего ребенка в middle school, а в high school он уже и сам стал "А" приносить, правда оценки его какое-то время еще зависели от того, если учитель - интересная личность, то и все дети у него хорошо учатся, а не только мой сын, а если учитель не рыба-не мясо, то многим детям трудно держаться исключительно на дисциплине. Но со временем и это выправилось.
Время - лучший лекарь, и оно лечит все раны. А я стараюсь не концентрироваться на прошлом, тогда жить некогда будет в настоящем :-)
Давно я уже не хожу по школам. Даниэля выдрессировала на self-advocating, т.е. он аккуратно и полит-корректно теперь может постоять за себя сам. Нынче он организовал группу старшеклассников и обучает их leadership :-)
Да. Не знаю, в какой стране школьная система лучше. Слышу ото всех израильтян, к-х много живет в нашем городке, что неоднозначно американская система лучше израильской. Не знаю. Ко мне она развернулась отнюдь не самой своей лучшей стороной.
Вот что мне нравилось в израильской школьной системе, когда мои дочки там учились, так это КАК учитель должен разговаривать с родителями: сначала он ДОЛЖЕН сообщить родителям 10 хороших вещей об их ребенке, к-й он заметил в твоем ребенке, а уж потом переходить к недостаткам.
После того, как я привыкла к такому, можете себе представить, каково мне было носом вляпаться в обезличенную американскую школу :-)
Да, и опять же: конечно, я из шкуры вон вылезла и поселилась в городке  лучшей школьной системой в штате, это я уж отрабатывала бессознательно сценарий, усвоенный с детства из моей собственной семьи :-). Школы нашего городка по показателям чаще забирают первые места по сравнению с Принстеновскими школами, но и городские налоги у нас одни из самых высоких по штату, потому что учителям платят зарплаты, оборудуют школы исключительно на городские налоги в "сытых" городках. На высокие учительские зарплаты притягиваются неординарные учителя. В бедных же районах, где налогов содрать не с кого, федеральный бюджет "подливает" средства на содержание школ, но там совсем другой уровень проблем, а заодно и уровень преподавания...

12 comments:

  1. Ира, мне многое знакомо из того, что ты пишешь про американскую школу, но все же твоя реакция более эмоциональна, чем обьективна. Это нормально, поскольку у тебя был и культурный шок в незнакомой среде, и необходимость постоять за своего ребенка, и непонимание со стороны школы. Все это мы проходили.
    Но все же, говоря про американскую школу, надо сначала сказать о главном ее отличии: советская школа - государственная, централизованная (как и вся советская власть) а американская - локальная, "деревенская". Здесь нет таких монстров, как российское министерство образования и науки, которое диктует как и чему учить детей в каждой школе огромной страны. Здесь комитет по образованию только наблюдает, поскольку управление образованием и, главное, основное финансирование, происходит на уровне штатов и даже в большей степени - населенных пунктов. Кто решает, учить ли детей в нашем городке теории Дарвина или сотворению мира, сколько часов выделять на математику, сколько на домоводство, а сколько на физкультуру, построить ли новые кабинеты, спортзалы и т.п.? Группа малоизвестных нам 10-15 жителей трех окрестных городков, которые именуются школьным комитетом.
    У них нет никакого педагогического образования, это просто местные политики, которые этим занимаются. Так не только со школой, так и с полицией (о ужас – нету МВД!), и с пожарной командой. Как будто, во времена Дикого Запада поселенцы приехали, обустроились, выбрали шерифа, пожарников, построили всем миром школьное здание и наняли учителей. В больших городах больше бюрократии, но ведь Америка – страна маленьких городков: 38% населения живет в городках с населением меньше 25 тысяч!
    Ты сама написала, что школы содержатся на деньги с городских налогов, а этих денег даже в самом разбогатом городе не так уж много. Например, у нас в зданиях «младших» школ (до 8 класса) в принципе не бывает актового зала: все собрания, спектакли, концерты происходят в спортзале или столовой. Считают деньги. Тем более, что приоритеты у городских властей, а также у жителей могут быть разные. Особенно трудно приходится школам, когда население стареет. Недавно в нашем сравнительно богатом школьном округе (наш небогатый городок в него «с краешку попал») проводился референдум, нужно ли слегка повысить налог на недвижимость, чтобы добавить деньги школе. И что ты думаешь – был серьезный конфликт, страсти накалились, как никогда, и это предложение два раза провалили. Я это интерпретирую просто: люди у которых дети уже выросли, не хотят платить за школы, и, по-видимому, их стало больше, чем молодых родителей. И что? Школа «утерлась» и выкрутилась, как смогла: уволила несколько учителей, ликвидировала кружки по физике и литературе повышенного уровня. Я это все расписывал, чтобы подчеркнуть: в Америке школа деревенская, под надзором местного, деревенского самоуправления, так что вряд ли можно к ней предъявлять очень высокие требования. Можно ли ожидать, чтобы в простой деревенской школе были такие учителя, как в фильме «Доживем до понедельника»? А у нас в советской школе было много таких учителей? Почти совсем не было, а сколько было зверей? А здесь зверей нету – уже хорошо.

    ReplyDelete
  2. Теперь ты пишешь про поточную систему, про регламентированность. Это есть, но может быть это даже черта не школы, а вообще законопослушного общества?

    Вот такое лирическое отступление.
    Лет 30 назад, еще в СССР я прочел роман Нормана Мейлера «Нагие и мертвые». (Это было давно, так что не пеняй, если где ошибусь). Там американская армия пытается выбить японцев с какого-то забытого богом атолла. Американские вояки – дураки, пьяницы и негодяи (потому роман и был напечатан), героизма и полководческого гения не проявляют и действуют строго по инструкции: постреляли, продвинулись чуть-чуть, постреляли, еще продвинулись. В конце концов, опять же строго в указанный инструкцией срок (то ли три недели, то ли три месяца), атолл благополучно взяли, и ... обнаружили... что японцы еще до начала продолжавшегося несколько недель американского наступления все умерли с голоду. Тут бы впору посмеяться над тупыми американцами, но я подумал, что возможно инструкция – великая вещь, если она позволяет с теми кадрами что у тебя есть все равно управляться с заданием по плану.

    Система правил на самом деле помогает даже людям не блещущим исключительным педагогическим талантом худо-бедно учить. Ты что же думаешь, что в советской школе был индивидуальный подход, вдохновение, там ключик искали к ученику? Да ничего даже близко не было. Плохо учишься, не понимаешь, долго проболел – так на второй год оставляли. У нас в классе было несколько второ- и третьегодников, я им иногда помогал, и с удивлением понял, что они не идиоты – у них просто не было базы, и они уже не могли ее восполнить в тех условиях. А в Америке не так. Здесь вовсе не обязательно гонят к врачу, как ты говоришь. И школьный психолог действительно занимается с детьми, а не «отбраковывает» их. Наверное у него не всегда получается – ну так это же не московская спецшкола, не лицей, а американская деревенская школа. Еще здесь есть возможность учиться по слегка «пониженной» программе, если тесты тебя туда «определили». Конечно, я бы попытался своего ребенка подучить и восстановить в нормальной программе, если б мой туда попал, но некоторые люди не переживают.
    С другой стороны, умственно отстающие дети, например, с синдромом Дауна, или с серьезными физическими проблемами часто ходят в обычную школу, это поощряется, и я согласен, что это хорошо и для них, и для здоровых детей, которые учатся милосердию. Кроме того, несмотря на не бог весть какое качество обучения и учительских кадров, оно здесь на деле гораздо более индивидуальное. В СССР ты 10 лет ходил на все уроки вместе с остальными 44 учениками своего класса. Здесь уже класса с 5-го у тебя появляется выбор предметов в дополнение к обязательным. И меня очень впечатляет художественное образование: в нашей маленькой школе (с 5 по 8 классы) три или четыре хора, столько же симфонических и джазовых оркестров, каждый год ставят музыкальный спектакль. В СССР считалось, что для музыки нужен особый дар, и в музыкальную школу принимали только «одаренных». А здесь считают, что на начальном уровне кого угодно можно научить музыке и пению. И еще как учат! Хочешь на флейте, хочешь на скрипке, хочешь – на саксофоне – никого за недостаток таланта не гонят. Приходишь на концерт оркестра третьеклассников - и уши вянут... А придешь в 7-8 класс – здорово! Опять же Америка вообще страна «частная», а не «государственная»: хочешь как следует научиться играть на инструменте или петь или рисовать – иди к частному учителю. И люди идут, даже если дети не собираются стать профессиональными артистами. У них нет этого потребительского отношения, что государство им должно само бесплатно выучить детей.

    ReplyDelete
  3. Еще один момент. Ты пишешь: «Я никогда не бегаю вокруг школы и не заигрываю с учителями, чтобы выклянчить своим деткам оценочку получше.» Мне не приходилось видеть, чтобы кто-то это делал. А какой смысл? Азиатские родители стремятся натаскать ребенка, а не заработать оценки, потому что в старшей школе (high school, 9-12 классы) и в колледже ему знания пригодятся. А многие американцы-аборигены считают, что если ребенок не совсем дотягивает до отличной оценки, то лучше пусть он получит за тест оценку пониже. А то по результатам теста его определят на продвинутую программу в старшей школе, а он ее не потянет. Но родители ходят в школу с другой целью – не клянчить оценки или присматривать за своим чадом, а помогать. Здесь волонтерство (бесплатная работа) везде – не только в местах катастроф или в больницах. Волонтеры-родители помогают учителям в классе: присматривают за малышами, распечатывают и раздают материалы, делают декорации к спектаклям, ездят с группами детей на экскурсии, организуют праздники и концерты, собирают деньги на всевозможные школьные расходы. Сбор денег – это отдельная тема в Америке, где граждане привыкли полагаться на частную инициативу, а не на государство. Здесь нормально, что родительский комитет собирает деньги на улучшение компьютерного класса или на библиотеку. Причем способы сбора самые нестандартные: вечеринка с дорогими билетами, аукцион кулинарных изделий родителей, продажа деревянных изделий и вязания, выполненных учителями.

    И самый последний штрих. Когда ты пишешь, что мама тебя записала в лучшую школу города, и ты тоже самое сделала здесь со своим ребенком, это не совсем верно. Ведь кроме системы общественных школ, которые я называю деревенскими, здесь еще есть и система частных школ. Я почти ничего не могу сказать о частных школах, потому что мои дети туда не ходили. Я слышал, что там более индивидуальный подход и лучше качество обучения. Некоторые родители, с которыми учились мои дети, по окончанию 8 класса «средней школы» отдавали своих детей не в общественную, а в частную «старшую» школу. Если общественная школа – не фонтан, а ученик собирается дальше учиться, то частная школа в последние четыре года имеет прямой смысл. Наша «старшая» школа как раз очень хорошая, но один отец говорил мне, что он все таки отдаст свою дочь в частную школу, поскольку у него непростой ребенок, который требует индивидуального подхода. Понятно, что стоимость частной школы может приближаться к стоимости колледжа, но такой вариант есть.

    ReplyDelete
  4. О! Замечательный диалог получился!
    Спасибо за столько подробных комментов, Виталик!
    У меня есть личный опыт о частных школах - я платила за Даниэля по $14,500 в год в частной, elementary school, и два года подряд (в младших классах частных школ плата существенно ниже, чем в старших) и, как ты сам понимаешь, опять же, лучшей частной школе в нашем сытом бело-воротничковом county.
    Информацию черпаю из первоисточника, а также и из media, типа моих любимых World Street Journal & Business week :-)
    У меня подруга - декан французского в самой престижной частной NY high school, у них цена за год $22,800. У меня также несколько приятелей - преподаватели в частных школах, да и Аня пропреподавала 8 лет ИМЕННО в частных школах.
    Сравнение частныx школ с public schools у меня основано исключительно на сборе информации и принятии решения для моего собственного ребенка, и это всегда эмоционально. Для меня образование чрезвычайно важно.
    Поначалу пошла на поводу сытой бело-воротничковой толпы, и отдала ребенка в частную школу. Очень быстро поняла, какое это "сокровище" в нашем регионе, и быстро развернулась в сторону лучшей public school system, опять же потому что каждый город действительно САМ определяет, как, что и КТО в его школах будут преподавать.
    Elementary school для Даниэля была прекрасная, middle school - хуже и придумать нелья, high school - ОК по моим понятиям.
    При этом об'ективно, наша именно public high school - одна из самых лучших в нашем штате. Но меня общие показатели интересуют постольку-поскольку. Меня интересует, где МОЙ ребенок может раскрыть свой потенциал максимально.
    Тема обширная, поэтому я пройдусь по ней поподробнее попозже - просто нет времени сейчас. :-)

    ReplyDelete
  5. Для меня тема образования всегда эмоциональна - а как по-другому?

    Я уверена, что если бы у Ирины была задача написать о преимуществах американской системы, то получился бы не менее интересный пост. Но здесь стояли другие задачи, я так понимаю, поэтому акцент на тех аспектах, которые хотелось бы исправить.

    То, что удалось сына вытащить - это замечательно!!! Ситуация, дейсвительно, очень непростая. Думаю, что, к сожалению, ни одна система не справилась бы с ней идеально, но те советские учителя, которых помните вы, подошли бы к ней совсем по-другому. Потому что знали ужасы войны, ужасы потерь и понимали, что не нужно применять мирную policy для экстримальной ситуации.

    Возможно, был какой-то способ взаимодействия с американскими учителями, о котором вы тогда просто не знали? Или, может, просто попалась такие учителя и директор? Ведь далеко не все такие. Американские учителя моего сына всегда открыты к accommodations. Возможно, отчасти это был конфликт культур и мировоззрений? У меня с американцами были такие ситуации: нужно решить вопрос. "Мой" способ не проходит - не вписывается в policy, но потом находится другой вариант - т.е. нужно было зайти через другую дверь, тогда им сразу всё понятно и уже ни совесть, ни законы не мешают.

    ReplyDelete
  6. Таня, в любой ситуации всегда действуют люди, весьма конкретные люди, и их реакции всегда весьма конкретны.
    В elementary school был директор еврей, и он не смотря на то, что такой администратор, что и все другие, с к-ми меня столкнула жизнь, ДА, сделал для моего ребенка исключение, хотя для него и для всей школы это был всего лишь ерундовый жест, но для моего сына - это была настоящая отдушина: к нему отнеслись по-человечески. Тот директор никогда в Израиле не был, но он понял, что мог пережить ребенок, на глазах к-го убили так горячо любимого отца, вот так в один миг тот был, и его не стало. И весь мир оцепенел. Тот директор тут же выделил мужчину-учителя для Даниэля, и когда возникали какие-то проблемы, ребенка отпускали к нему. Правда, Даниэль д.б. ждать перемены или после уроков, но этот дядечка просто выслушивал взбудораженного ребенка, который был слишком чуствителен ко всему, просто потому что переживал страшную несправедливость: за что у него отобрали отца. Этот же дядечка и помогал Даниэлю, спрашивая каждый день, а сдал ли он дом. задания. Т.к. был там только один учитель на класс (школа-то начальная, то Даниэль, к-й ходил там же и в продленку, мог побежать-вернуться в класс и положить в ящичек для домашних работ то, что он позабыл сделать на уроке. Когда что-то эмоционально сильное случалось с ребенком, он бежал и просто рассказывал ему, что с ним случилось, а дядечка просто СЛУШАЛ: кто-то обидел, кто-то пихнул, кто-то забрал его тетрадку-книжку и не вернул, он забыл попросить у мамы денег, а сегодня Wednesday, день мороженного, и дядечка давал ему свой собственный $1, а мне писал емайл, и я передавала на следующий день ему его личный $1. Тогда еще нельзя было online заплатить за всю эту школьную фигню, организованную родительским комитетом. Это теперь я плачу за год вперед за все обеды, за все пиццы, и за все мороженные, хоть и по отдельности, но все равно и плачу online. Как огромный плюс американской действительности, так это технологический прогресс в школе: у нас теперь есть все платежи оonline, и Parent Portal, вебсайт, через к-й я имею доступ практически в real time, и могу видеть, какие проекты и дом. задания, к какому числу студент должен сдать, что он сдал вовремя, а что позже, на ск. дней( от этого зависит, ск. баллов ему "срежут" за опаздание). Там же в midterm учителя напишут свои отзывы, но они ВСЕ РАВНО не израильские учителя, и напишут практически только о недостатках. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО редко какой-нибудь учитель-энтузиаст выдаст нечто нетривиальное и душевное, что и отражает реальность и греет душу мамашке.
    С моей точки зрения - катастрофический дисбаланс.
    Потому что я и сама училка, хотя и для взрослых, и я знаю точно: когда нет подбадривания, позитива от преподавателя, успех студентов всегда значительно ниже: личность препа, его неподдельный интерес в судьбе ученика драматически влияют на успех его студентов. Если преп даже и супер профессионал, а эмоционально прозрачен, то у него достигают успеха только дрессированные дисциплинированные дети (читай: азиаты. Они просто забиты-затравлены семьей и своей культурой, и они в учебе как маленькие безэмоциональные роботы...).

    ReplyDelete
  7. Про Middle school, где администрация оказалась на редкость равнодушная, ведь под главного босса всегда подбираются и выживают похожие на него личности, напишу, пожалуй, целый пост :-)
    В комментах много ведь не настучишь, они же ограничены по к-ву букв :-)
    так что и ответы Виталику, и жизнь в high school - продолжение последует...

    ReplyDelete
  8. Вообще-то, Таня, это дурацкая идея "все исправить" :-) меня не только донимала, я даже собиралась написать и опубликовать книгу и именно на английском, о терзаниях ребенка и его родителях в американской школе. Сколько было выплакано мною слез, сколько было бессонных ночей в бесконечных мысленно прокручиваемых диалогах со школьными администраторами, с учителями...
    Но я спустила все на тормозах.
    Да ради бога. Живите сами, как хотите.
    Если бы общесто не устраивала подобная система, люди давно ее поменяли бы.
    А у меня всегда есть чем заняться. Моя жизнь слишком бурная, чтобы гробить ее не "исправление системы". Помните Жванецкого? "Вот вырвешь один недостаток с корнем, двинешь вперед, да оглянешься назад,- а они аж заколосились..."
    :-)
    PS
    Дорогие визитеры моего блога: читая, пожалуйста, обратите внимание, я всегда подсмеиваюсь надо всем, и над собой в первую очередь.

    ReplyDelete
  9. Я думаю Таня права, что в чем-то это был конфликт культур. На самом деле я вижу что у всех было очень трудно с первым ребенком в американской школе: и у меня, и у сестры, и у друзей. Потом попритерлись, попривыкли, поняли что к чему - как разговаривать, с кем и о чем. Смешная вещь, например, мы не понимали, что родительские конференции, когда ты встречаешься один на один с учителем, как бы вовсе не место для серьезного разговора о каких-то проблемах: там отведено всего 15-20 минут. Хочешь на самом деле поговорить - звони по телефону или шли емэйл учителю/директору/завучу - это нормальный для них способ контакта, они к нему готовы. У нас в местных школах именно так, но у вас может быть иначе, Америка ведь очень разная. К примеру меня КРАЙНЕ удивило, что ты говоришь, что израильские учителя должны сказать 10 хороших вещей о ребенке, а американские говорят только о недостатках. У нас НИКОГДА не говорят о недостатках, разве что в случае какого-то конкретного происшествия (подрался, окно разбил). Приходишь на встречу с учителем и на тебя начинают литься сплошные дифирамбы. Пытаешься прервать этот бессмысленный поток: давайте поговорим о недостатках, над чем нужно поработать - и видишь, что учительница совершенно растеряна, она не понимает, что хочет от нее этот странный не в меру напористый человек с сильным акцентом. Когда сталкиваешься с чужой культурой, чужими обычаями, часто может показаться, что тебя не уважают, не слушают, обижают твоего ребенка, хочется заорать: какие же они дураки! Но потом начинаешь видеть, что они такие же люди, в основном неплохие, и это мы свалились к ним на голову, а не они на нашу.
    Таня, да вы не беспокойтесь, что я чересчур критикую Иру, мы друг на друга не обижаемся, я просто дополняю ее. Забавно, что мы сейчас поменялись ролями: обычно она перехваливает Америку, а я ее ругаю, а теперь наоборот...:-)

    ReplyDelete
  10. Я поняла, Виталий, про ваш с Ириной совместный многогранный рассказ ;)

    А как же PNP - этому же учат любого американского учителя! Любой разговор родителя строится по принципу positive - negative - positive.

    ReplyDelete
  11. Сознаюсь честно, про PNP впервые слышу. Посмотрю в Гугле, конечно, но на практике не упомню. Может его с детьми применяют, а не с родителями? У меня на следующей неделе встреча с Мишкиными учителями (2 два раза в год, выбираешь двух учителей, с каждым по 15 минут)- попробую из любопытства спросить напрямую.

    ReplyDelete
  12. Мы с Виталиком - давние друзья :-)
    Учились мы вместе много лет тому назад, зато теперь почти соседи: он живет в Иллинойсе, недалеко от Чикаго, а я в Нью Джерси, недалеко от Нью Йорка.
    Как-то так получалось, что я про Америку в основном "позитив гнала". Вот соберусь что-то написать про житье-бытье, так и сяк прикину, чтобы постараться докапаться до сути явлений, все время делая скидку на то, что человеку свойственны слабости, и они проявляются в любой социальной системе примерно одинаково, а значит я не буду на проявлениях этих слабостей концентрироваться, а поищу нечто такое, к-е наблюдается именно в этой стране и именно при ее социальном строе.
    Посему всегда вопрос, вот описываешь ты другую страну и поведение местных жителей, и как на него влияет именно социальный строй и особенности национального характера, при условии если постараться отбросить фактор того, что присуще человеку везде и всюду в любой другой стране, не зависимо от строя и особенностей нац. характера.
    Так хитро у меня получалось, что как ни прикину, а нет у меня гигантских претензий к американцам. И получались все мои посты про Америку через чур положительные.
    Да. А Виталик меня всегда корректирует, чтобы картина была более об'ективная.
    Нынче я решила сбалансировать сама себя, и "нарыла" всяких плохих сторон американской действительности. Хоть и назвала я свои посты пострашнее, на самом деле все эти проблемы преодолимые, и я же их и попреодолела, может разве что не совсем запросто...
    Видимо Виталик усмотрел очередной перекос, и встроился, как борец за справедливость, с позитивными сторонами.
    :-)
    Виталик, спасибо!
    Я там целый пост настрочила, пытаясь отвечать на твои комменты.
    Может и еще настрочу :-)

    ReplyDelete