Tuesday, July 12, 2011

В продолжение к посту "Как оттащить ребенка от телевизора".
От прекрасных рекомендаций - к делу. Как же осуществить все эти прекрасные советы, когда они требуют активного участия родителей и в том числе регулярного посещения классов, кружков, тренировок?
Для работающей мамки (если мамка не м. водить машину, то пора наконец научиться - нечего отступать! :-)...) на самом деле все не так уж и сумрачно.
Во-первых, тщательно надо изучить, где, что и за какие деньги можно найти. У нас если activities при муниципальном покровительстве, то для горожанима цена смешная, ибо все на наши же налоги проводится. Скажем так: обычно за 10 занятий часовых стоимость где-то
около $800, а при муниципалитете это <= $60.
Далее, в соседних городках у нас есть большие филантропы, к-е оплачивают массу детских програм, особенно развивающих, но что интересно, там, где занятия дешевые , почему-то мало народу!..
Я отсылала Даниэля на muniсipality sports в течение многих лет: fall season - soccer, зима - баскетбол, весна - бейсбол. У нас это проводится т.о. отцы являются тренерами и проводят 1-2 раза в неделю тренировки. Команды формировать приглашают спортсмена - это независимое лицо, и он более-менее честно распределит детей по командам на смотринах до начала сезона, чтобы предотвратить сформированные т.о. команды, чтобы выиграли наверняка. Апофеоз этих занятий - соревнования. Здесь хорошо еще и то, что отцы активно включаются в жизнь своих детей, и мне это оч. нравится.
На такие занятия дети и сами могут ходить, т.к. это обычно в нашей же школе и проводят, и уж точно после работы, ибо тренеры - работающие папы.
 Еще был кружок авиа-моделирования, на к-й ребенок 3 года ходил за смешные деньги; а также и на класс гитары, но он был там один ребенок среди всех взрослых. Когда написано в брощюре про класс, что он для взрослых, никто с детьми и не суется. А я всегда позвоню и спрошу, а нельзя ли ребенка? Частенько класс открывают только тогда, когда набирают критическое к-во участников, и мой сын как раз им и нужен, чтобы открыться. Теперь он рослый парень, и все воспринимают его за студента колледжа, и я перестала эти вопросы задавать, мы уже плавно перебрались в курсы для взрослых, такие как "Ораторское мастерство", "
Leadership" и т.д.
Еще есть при университетах программы для детей, например Reading Classes, это просто литература для детей старших классов, обычно преподают профессора университетов-колледжей, к-е вышли на пенсию. Если заплатил за ребенка за 1 год, на след. год можно на ТОТ ЖЕ класс записать бесплатно. Вероятность, что там будет тот же преподаватель, ничтожна. Разбирать будут другие произведения и т.д. Даниэля туда я записывала только в группу для взрослых, начиная с 14-летнего возраста, ибо он оч. много книг прочел, и в группе со сверстниками ему было невыразимо скучно. В США дети читают мало и неохотно - все давно приучены через TV, кино, видео и шоу получать весь свой жизненный опыт.
Есть специальные scientific or schoоl enrichment programs. Это обычно при колледжах или частных школах и стОит не дешево. Один 5 недельный курс с 8:30 утра до 2:30 дня стОит $1,540. Однако качество там, конечно получше на порядок муниципальных курсов или кружков в школьной продленке.

Во-вторых, доставка ребенка, как же выкрутиться, если бОльшая часть классов-кружков-тренировок прям сразу после школы, а я работаю полную ставку и далеко?!
Тоже не очень сложно: я всегда находила 2-3-4 других мамок - carpool. Им самим лень перерывать массу информации, чтобы найти интересное занятие ребенку, а за мной четко установилась репутация такой, к-ая всегда что-то исключительное "нароет". Итак, один раз одна везет всех 3-4х детей, другой раз другая, и т.д. Мне попадает везти тоже, но 1 раз в 4 недели, а уж один раз я могу и выкрутиться. Где-то как-то моя дочь помогала, если могла, она уже тогда тоже работала после колледжа.
Когда я возила Даниэля на профессиональный soccer, то там 3 раза в неделю тренировки были, и игры по субботам-воскресеньям. Я всегда волотировала возить на все игры, к-е по всему штату бывали, а людям охота в выходные расслабиться. Приеду, громко "болею" за нашу команду, наделаю сотни фоток, сделаю слайдшоу или разошлю абсолютно всем мамкам, даже тем, к-е моего сына никогда и не возили. Обычно никто и никогда не имеет фотографии детей в действии, а только позирующие фотки с мячом под мышкой. Так что мои фотки шли на "бис".
В общем, quality versus quantity.
 И что? Если попрошу подвести моего ребенка, обычно никто не отказывал. Даже супер-дупер богатые, к-е с такими как я, не "водятся". А их ко мне тянет, ведь одно дело, когда ты покупаешь услуги за деньги, а другое дело - душевное отношение к их ребенку - с этим всегда дефицит.
Опять же я всегда предлагаю взять с собой в музей еще 2-3 мальчишек с нами - Даниэль выбирает, кого взять, и сам звонит им или их родителям: т.о. развиваются организационные качества у ребенка: он и уговорить должен, и обговорить, когда и кто свободен, во ск. заехать и что с собой взять, и т.д.
С музеями у родителей просто завал: все вроде понимают, что это полезно, а сами туда ходить не любят, и детей затащить тем более не могут - телевизор и побеждает. У меня же искусства, жизнь и творчество художников, скульпторов - как бы одно из самых моих любимых хобби. Я очень много читала и оч. много знаю интересных историй, связанных с созданием того или другого произведения. Я сама по себе им гид, причем "упаковываю" свои рассказы больше в эмоциональные истории, нежели в потоки дат, стилей и техник. Художники ведь люди в первую очередь, и все, что они делают, связано с их восприятием мира, с видением действительностей.
 Притащу этих детей и быстренько им расскажу то про то, то про это. Они "уши развесят", потом прослушают аудио-гид, домой заявятся и взахлеб перессказывают. У нас в Метрополитэн можно заплатить вообще только 1 цент за билет, тебя все равно пропускают, зато после того, как нас впустили, я каждому беру аудио-гид за $8 и каждый раз сначала тащу всех туда, куда наметила, по дороге рассказав, что же их там будет ждать, слежу, чтобы все прослушали минимум 1 час аудио-гиды (когда они б. маленькие, они дольше не выдерживают), а потом разрешаю бежать в залы рыцарских доспехов или там куда еще :-)
Благодарные родители взамен за такой выход прихватывают моего ребятенка в куда более дорогие места, как театры, где билеты > $50 или в аmusement parks, к-е я терпеть не могу, а детям нравится :-).
Я тоже вожу детей по развлекушечным паркам, но стараюсь брать в основном в водные парки, опять же 1-2 мальчишек прихватив в друзья-приятели, иначе моему сыну будет скучно там бегать по всем аттракционам, пока я почитываю в тени книгу. По крайней мере там дети хоть в воде плещутся, по водным скользочкам с'езжают, ныряют, плавают - водный массажкак как-никак :-), в луна-парках же все только на адреналине наяривается.
В свое время в студентах я брала 2-х годичный курс "Театр и театральная критика", хотя я технарь по профессии, и всю жизнь работаю в программировании. Я с раннего детства прививала всем детям не только любовь ходить на спектакли, а также и рассказывала о том, что делает спектакль интересным, что такое режиссура, как сыгрываются актеры и т.д. В иммиграциях ты оказываешь вырванным из среды эстетического наслаждения жизнью на годы: не до театров тебе, когда ты начинаешь с полного нуля, ты все свои силы гробишь на процесс выживания. Тем не менее в США я сама записалась на курс "Шедевры мирового кино", в к-м у меня явные пробелы по причине того, что кроме советского кино и парочки французских комедий ничего и не видала, будучи советской подданной. Я с собой и Даниэля водила на просмотр фильмов и на обсуждение их. Позже он взял 2 серьезных курса у себя в high school, классы актерского мастерства, где и Мейерхольда изучали они в том числе, и получил "А" по обоим.
В общем и целом, какие-то семена, мною посеянные в детской душе, дают всходы, какие-то дремлют, какие-то не попали, а пролетели мимо.
Я вижу задачу родителя в том, чтобы подвести ребенка как можно к большему количеству интересного в мире лично самой. А то, что ему по душе, он выберет сам.
Как ни странно, но человеку на самом деле легче вывалить огромные деньги, нежели самому что-то делать. Понявши это, я сумела сбалансировать между моими достаточно ограниченными денежными ресурсами и исключительно креативными занятиями, к-е ни за какие деньги не наймешь, а только сам можешь создать, ибо они уникальны.
Заметьте: другие родители берут моего ребенка в основном на зрелищные мероприятия, а я таскаю их детей на развивающие.
Однако они этого не замечают, и все счастливы.

В результате оказалось с годами, что мой ребенок больше всех поимел/поучаствовал во всяких разных activities... :-)

7 comments:

  1. Как-то мне даже в голову не пришло во первых строках сего писания подчеркнуть, что процесс воспитания ( а у меня он неотрывно связан именно с тем, как жить самому, а не быть придатком телевизора), занимает МНОГИЕ годы.
    Это вам не один раз зашел в музей - на выставку, и твой ребенок тут же превратился в заядлого любителя эстетики и наук. С чего это вдруг? В музеях все относительно неподвижно, а на playstation все двигается, мелькает, музыка, действо - и ты там влияешь на действо! Ну а у телевизора хотя и не влияешь, зато перед тобой все же все двигается...

    Чтобы он у вас стал любить музеи или театры или что еще, кроме голубых экранов, надо регулярно ходить по всем этим местам, да еще и заранее своего ребенка готовить к таким походам.
    Помню, мы Аню привели первый раз в музей живописи в Тбилиси, ей тогда около 3-х лет кажется было. Ей быстро это надоело, но она смекнула, что если дотронуться до картины, то тут же бабушка-старушка-дежурная подскочет, и нас всех из зала выставит, или хотя бы родителей поругает, тогда они двинутся дальше. После 2-3 раз нас просто уже "по цепочке передавали", и даже и часу она нам не дала побыть там...
    Да. А по приезде в Израиле нам было не до целенаправленного воспитания, так наши дети сидели у телека все свободное время и повыучили наизусть все дурацкие рекламы ( правда и иврит заодно), но сейчас обе мои дочери (Ура!) обожают и музеи, и театры...
    Как только я встроилась в местную жизнь, тут же мы начали и путешествовать по стране, и ходить на ежегодные выставки экибаны, и посещать гастроли театров, и ездить в Европу в лучшие музеи мира...

    ReplyDelete
  2. А меня дети очень удивили (мой сын и племянник) - они меня в музей тащили ну правда не такой знаменитый мировой - а краеведческий,причем где бы ни были - они меня сразу в музей звали.Я совсем не креативная но так как сын все время куда-то меня тащил и звал - я шла и еще ребятишек прихватывали других т.е. я практически щла на поводу у сына а получалось очень педагогично.

    ReplyDelete
  3. Ирина, вы такая большая молодец! Вспомнился мне еще и ваш давний рассказ про домашние собрания для детей и их друзей, с рассказами об искусстве, которые вы для них готовили. Сколько сил и трудов, но как же вашим детям и вашим друзьям повезло, что вы такая интересная и неугомонная! Здоровья вам и радости каждый день!

    ReplyDelete
  4. Томка - ты счастливица!

    ReplyDelete
  5. Ирина: а меня угораздило родиться с излишком энергии - вот и трачу ее в мирных целях...

    ReplyDelete
  6. Ребенка оттащить от телевизора очень просто - надо дать ему комп.
    Мне эти разговоры напоминают один старый анекдот. Доктор посмотрел пациента и говорит: "Да, батенька, пить вам надо бросать!" "Доктор, да я не пью совсем!" "Ну тогда курить бросайте" "Да я и не курю!" "Женщины..." "Да я ни-ни!" Разъяренный доктор: "Черт возьми, ну что-то же вы любите???" "Да, жареную картошку" "Вот!!! Ни в коем случае нельзя!!!"

    ReplyDelete
  7. Андрей, ваши дети уже взрослые, и слава богу, с нормальным балансом виртуально-реальной жизни.
    Нынешнее поколение детей оч. сильно отличается. Там, где дети поимели бесконтрольный доступ к экрану и кнопкам, уже засветились первые трагедии серьезного масштаба.
    Вот парочка фактов: В Калифорнии после того, как весь штат был подключен к кабельнону TV ( oколo 200+ каналов круглосуточного ТВ), через 5 лет к-во autistic детей, у к-х практически полное отсутсвие связи с внешним мирон, выросло на > 400%. Кстати, отизм - это практически на 90% болезнь мужская.
    Американские школы, к-е так настойчиво проталкивали компьютеры в шк. жизнь, теперь откатываются назад, у нас стали устраиваться походы всей школы в парк, дни, когда дети не м. приезжать в школу на личных машинах, а д. идти в школу с реальными друзьями, и т.д. - т.е. дело дошло до того, что школы уже вынуждены давить на родителей, чтобы те существенно ограничивали контакт детей с электроникой. Это уже не просто советы, это уже вопль о спасении... :-)
    И почему? Да ведь родителям ужасно удобны эти электронные няньки: включил ящик, и ребенок прилип к нему, уже не канючит, что хочет идти гулять, куда его надо сопровождать. Постарше становится, так сидит себе на faсebook-e часами, и не надо устраивать ему дома play-dates с другими детьми, когда дети не засыпают до 2-х утра и шумят, и переворачивают весь дом вверх торомашками...
    С таким удобством ведь 99% родителей очень даже рады, и только ничтожный % их обеспокоен последствиями. У нас теперь школы проводят массу лекций на эту тему, рассылают по школьной е-майл оповестительной системе научные факты о вреде многочасового сидения у компа или TV и т.д. Если учесть, что наш город - один из передовых, то масштабы проблемы еще далеко не полностью высветились на всю страну.
    Так что куда ни верти, куда ни крути, а "делу время, а потехе - час".

    ReplyDelete