Wednesday, January 19, 2011

С подачи Андрея Панкова устремились мои мысли в мою прошлую жизнь. Почему-то наиболее яркие картины пришлись у меня на первые годы после женитьбы, рождение дочки и житье на квартирах. Эти вот квартирные воспоминания оказались настолько богаты деталями, что я решила отвязаться от них, описав их - наверное они боятся, что про них забуду :-)
 Были у нас с Яном друзья, одна пара евреев из Лондона, с к-ми Ян познакомился в синагоге в Душанбе в 1986г, куда они приехали специально, чтобы найти нас. 
В те давние времена КГБ распространяло международную утку, что никто не рвется уехать из такой замечательной страны, как СССР, и все эти страсти-мордасти про семьи отказников - вранье. Эта пара юристов из Лондона, Курт был среди группы прокуроров на Нюрнбергском процессе, а его супруга, Сибил, окружным судьей в Лондоне, выбрали нашу семью случайно из такого списка мифически не существующих отказников, а мы уже к тому моменту 5 лет как сидели без разрешения на выезд, и приехали встретиться. Однако свободно передвигаться по городу они не могли, их все время "пасли" ГБ-сты. Встреча с ними не только состоялась в синагоге, куда Ян регулярно ходил по субботам, но и переросла во многолетнюю дружбу.
 Уж когда мы вырвались в Израиль, то заезжали к ним в Лондон в гости, а Аня даже гостила в их доме 9 дней. Она рассказывала, что если Курта кто-то несправедливо обслуживал или там обижал, он приходил домой и садился писать свой гневный ответ, потом откладывал сие письмо на пару дней. Некоторым письмам он давал полный ход и так боролся за справедливость и очень часто побеждал, ибо был очень умным и очень справедливым человеком, а нек-е выбрасывал, потому что пока он писал, то обдумывал ситуацию глубже и убеждался, что гнев был либо сиюминутным, либо это явление глубоко свойственно природе человека, и бессмысленно воевать с ним.
Но самое главное, что эти события больше не только не беспокоили его, а он просто переставал о них думать.
Вот и я также поступлю по поводу своих воспоминаний о квартирном вопросе молодой семьи в 80-х годах прошлого века.
Итак, зарисовка номер 1.
Общаг в нашем институте было исключительно мало, и на всех рассчитано не было. Только на тех, кто "нуждался". Масса блатных, к-е запросто могли оплачивать житье на квартире, жили в тех общагах, в то время как еще большему к-ву нуждающихся общага начинала светить только на 3-м курсе, и то только общественникам.
 Поэтому, поступив в тот же инситут, где уже училась на 3-м курсе моя сестра, я пошла по ее стопам и сняла вместе с другими студентками комнату за 25 рублей на Саду Кирова в г. Новосибирске. Точнее койку. Я даже помню адрес, ул. Котовского 39, кв. 39. А хозяйка была учительница на пенсии, она завязывала жиденькие волосы узлом сзади на голове, поджимала постоянно и без того узенькие губы и рассказывала нам байки, что, мол, девочки, тому, кто хорошо моет за унитазом, тому и достанется хороший муж. Понятное дело, она вообще в квартире не убирала, это входило в наш неписанный-неподписанный договор о с'еме квартиры. Другие ежедневные лекции о том, как надо жить, были частью быта. Все держалось на устном договоре. Но надо сказать, что я была довольна, ибо у других ребят условия бывали и похуже, а плата и повыше, да еще и добираться до института было гораздо труднее.
Мне надо было ехать до института на автобусе 1 или 6, а еще м.было троллейбосом, тоже кажется 1 и 6. А когда долго не было ни тех ни этих, можно было доехать до пл. Станиславского и бежать 2 остановки пешком. Потому что холодно очень :-)
Где-то в октябре после возвращения из колхоза я попала в сборную института по волейболу, что и дало мне счастливый билетик на житье в общаге, и я поселилась пятым жильцом в комнату  в 16 кв. метров к моей сестре и ее одногрупницам, к-е были старше меня на 2 года как минимум.
Общага была в 5 минутах ходьбы от института - и, о чудо, можно было проспать до 8:45 утра, и все равно успеть вовремя на занятия к 9-ти!!!
У всех в комнате были кровати, а мне дали раскладушку, ибо на 5-ю кровать места просто не было, как и не было и 5-го одежного шкафчика, 5-й тумбочки и всего того, что у других было. Но я была безумно счастлива, ведь цена за это была все 2.5 рубля в месяц, и можно было отказаться от маминых 25 рублей,  к-е она отрывала от себя, чтобы оплатить мне жилье на квартире. А это, на минуточку, были 15% ее зарплаты.
Жили на стипендию в 25 рублей в месяц, к-я к 5-му курсу, кажется стала 35 рублей. Или это была повышенная стипендия (?), к-ю я получала - не помню точно)
Но мы в комнате складывались по 15 рублей в месяц и готовили сами, 3 раза в день, всякие там каши, супы и картошку. Как мы выкручивались? Даже и не знаю. Когда ездили домой, привозили только продукты с собой, возвращались груженные, как ишаки. Мама наша посылала нам посылки с яблоками с дачи, не только нам, а на всю комнату. Бабушка передавала с проводниками на поезде "Адлер - Новосибирск" передачи с сухофруктами, семечками, яичками. Получить такую передачу - был настоящий праздник.
 Не знаю, чтобы я сейчас сказала, если бы мне снова надо было жить в таких же условиях, но в общем по моим воспоминаниям мы жили весело.
К нам любили ходить в гости и парни и девчонки из других кимнат, и всех мы угощали. Однако ходить в гости после 12 ночи считалось неприличным, и все уважали такой лимит. Мы еще умудрялись печь торты и пироги!
Да, еще помню, старшие поделились трюком: можно пойти к терапевту, и пожаловаться на страшное переутомление от учебы, и тебе выпишут направление в студенческий профилакторий, где на 24 дня тебе дадут всякие укрепляющие процедуры, витамины, и самое главное - шикарно кормят 4 раза в день! Вот туда мы и сбегали раз в году.
Еще были спортивные сборы и выезды на сборы в спортлагерь,- тоже сытные деньки, и наконец каникулы, когда можно было с'ездить домой или к бабушке и "от'есться про запас"
Были танцы по субботам в общаге. Была комендантша с горой претензий к студентам, были вахтерши, к-х мы обдуривали, чтобы провести "зайца", студента, к-й жил без прописки в общаге, часто не то что 5-м, а бывало и 6-м в комнате. И т.д. и т.п.
Жить в такой тесноте, да еще и хорошо учиться по очень насыщенной программе - было испытание не для слабонервных. Ведь если заваливал хотя бы один предмет, то отбирали стипендию. Кто-то не выдерживал, заваливал сессию и исчезал из института, но все же большинство доживало до диплома.
Горе однако же тому, кто вздумывал жениться. Их тут же выкидывали из общаги, потому что "ляжешь в кровать вдвоем, а проснешься втроем", а институтские общаги совершенно не были приспособлены для семей. Вопрос решался однозначно и точка.
Ну а меня угораздило выйти замуж как раз в начале 3-го курса.
PS
Фотографий общаги N5 не нашлось на интернете, но для Googlе уже сделали карты со спутника. Вот она, родимая, нынче даже деревья возле нее выросли!

7 comments:

  1. Ира, тоже решила вспомнить студенческие годы. Действительно, жили в очень стесненных условиях, в основном по 5 человек в комнате. Правда удосуживались ставить 5 кроватей: кто-то сдвигал две вместе (и даже ставили на березовые чурочки, чтобы получалось вроде тахты), кто-то делал два яруса...Хотелось уюта и простора. Короче, "голь на выдумки хитра". Учиться чаще уходили в "долбежку" на первом этаже. А стипендия у нас была 40 руб., повышенная 46. Еще была "ленинская". Кстати, ко второму курсу все нуждающиеся из нашей группы жили в общаге, даже часть новосибирцев-спортсменов. Знаю, потому что была в то время профоргом и была озабочена этими вопросами. И еще, в нашей группе не было отчисленных. На втором курсе она пополнилась за счет кандидатов, потом пришли из академа Короткевич и Игошева, перевелась Северина и наша группа стала 31 человек. Позже Далечина перевелась во Фрунзе. Так что у нас была самая многочисленная группа. Ты у нас была первенцем по замужеству, и я помню, как мы устраивали посиделки с Ларисой во время сессии. Уж очень она у тебя голосистая была...

    ReplyDelete
  2. Надо же, а я ни разу не видела комнаты, где бы 6 кроватей поместилось!
    В нашей комнате были 2 кровати сдвинуты вместе, а две стояли по-над стенкой. Мы поставили их на березовые поленья, к-е сами же и напилили, с'ездивши на электричке в лес. В углу у окна - стол. Просто физически никак нельзя было 6-ю кровать запихать. Наверное, парни двух-этажные кровати делали.
    Еще мы сами сделали стеллаж из досточек, к-е подобрали у мебельного магазина, от пола и до потолка, где ставили книги и традесканцию, покрыли его лаком, и получилось очень красиво. Занавеси сами пошили, купивши штапеля вскладчину. Наша комната заняла 2-е место по оформлению и чистоте во всей общаге. Помню, нам дали в награду торт с бизе по бокам "Березка", к-й стоил 6 руб 50 коп - неслыханно дорого по тем временам, но он был очень вкусный! А 1-е место дали комнате парней, в к-й на одной стене они нарисовали березовую рощу. Именно с тех пор и запало мне в душу, как это интересно, иметь такое панно внутри собственного жилища! Я потом разрисовала всю свою собственную квартиру в Новосибе и позже в Тель Авиве, а также и все наружные стены тельавивского дет. садика, куда ходил мой сын.
    А насчет отчисленных ребят, так ведь наша же группа была уникальная, помнишь? Это не то, чтобы заслуга коллектива, а как ты помнишь, каждый сам по себе очень сильно хотел закончить институт, какие-то группки сформировались, и внутри них была безусловно взаимная поддержка, а так в целом - каждый был сам за себя.
    С другой стороны возьми АП-13, сколько человек оттуда отсеялось?! Не без Зачепиной, куратора, помощи, с его святой верой, кого нужно брать в математики-прикладники... Я также еще близко видела все перепитии по учебе с потока своих соседок по комнате.
    Насчет получения общаги к 3-му курсу я очень четко помню, что все мои соседки как раз такие были, да и с других факультетов похожих историй слышала много. Наша общага, 5-я, была построена незадолго до нашего поступления. Без нее ситуация с местом в общаге была вообще плачевная.

    ReplyDelete
  3. А мы с Ольгой поженились после 3 курса КубГУ, и полтора года продолжали жить в общаге в разных комнатах. Была масса вариантов - мы со Славкой Хихловским жили по одну сторону коридора, а наши жены - напротив:) Ну, остальным двум парам жильцов приходилось иногда ночевать у соседей:)
    А с едой у нас профсоюз организовал с 3-го курса обеденные талоны - 15 рублей стоил набор на месяц. Полпервого, второе и компот - хоть раз в день, но горячая еда была обеспечена, так что мы не голодали. На младших курсах иногда приходилось, у нас общагу с 3 курса давали. А с 4 курса мы уже стабильно прирабатывали - то на вагонах, а то и по специальности. Про общагу хорошие воспоминания остались. Комендантша у нас была на редкость стервозная, но в общаге от этого был порядок - и чисто, и не буянили особо. А как Ольге пришла пора рожать, она нам помогла даже квартиру найти. Кстати, снимали комнатку, а получили на полгода целый дом за те же деньги - повезло:)

    ReplyDelete
  4. Андрюша, ха! Наш институт был хитрее.
    Общага наша была гигантская, 9-ти этажное здание, комнат 40 на этаже, по обоим концам - туалеты и умывальники. Чтобы не мучиться с проблемами, кому тащиться в другой конец коридора "по делу", селили этажами, один этаж целиком - для девчонок, другой - только для парней. Далее при населенности 5 душ в комнате не очень-то удавалось иметь "семейную жизнь", хотя безусловно кто-то как-то всегда умудрялся уединиться без помех соседей, но продержаться годы "семьей" в таком положении было чрезвычайно трудно. Так что в основном женатики уходили на квартиры, конечно же поначалу попробовав "повисеть" в общаге.
    Насчет студенческих столовок. У нас была одна чисто НЭТИнская, пок кодовым названием "рыгаловка", и рабочая, к-ая была в непосредственной близости от общаг, получше качеством, чуть подороже, под студенчеким прозвищем "Крематорий". Названия эти они оправдывали на все 100%. Питание во всех без исключения предприятиях общественного питания в Новосибирске было жуткое. Город был голодным много-много лет, по крайней мере все 15 лет, пока я там жила, по инициативе, не помню уж какого 1-го секретаря обкома, к-й заявил в Москве, что Новосибирская область будет содержаться только на сверхплановую продукцию. А сверх плана, как вы сами знаете, практически ни в чем не было...
    Работники столовых и кафэ разворовывали и перепродавали все продукты. Запах от готовящейся пищи в этих столовках был гнусным. Те, кто регулярно питался там по разным причинам (не умел-не хотел готовить, родители высылали достаточно денег, чтобы дитя не стояло у плитки с кастрюлькой), зарабатывали себе хронические заболевания пищеварительной системы, к-е потом м. б. "лечить" раз в год в профилактории.
    Мы с сестрой избежали этой участи. Видимо мама с детства приучила постоянно готовить и т.о. и экономить на еде и питаться нормально. Парадокс, но в тех условиях он сработал на все 100.
    Да. Ну а со с'емной комнатой вам колоссально повезло! Да и Степа вырос - всем на загляденье!

    ReplyDelete
  5. Насчет приработок:
    Конечно, многие прирабатывали, все же хотелось и одеться поприличнее, и в кино-театр сходить. Я на первых курсах ходила в ночные смены на хлебо-булочный комбинат, где мы бегом таскали булки хлеба из печей и укладывали их на деревянные поддоны. Когда кто-то ронял булку или целый поддон, не мучились угрызениями совести, а по указанию главного смены, подбирали упавшие булки сохранившие форму и клали на место, на стеллажи на колесиках и катили их к машинам, к-е развозили хлеб по магазинам. Наработаешься в ночную смену так, что никаких сил не заснуть на лекции нету. Спать же на лекции считалось просто не приличным, поэтому я работала в основном только по субботним ночам. Да и то долго не продержалась.
    Еще я работала в каникулы санитаркой в мужском отделении урологии в больнице за пл. Калинина, меня туда моя школьная подруга устраивала. Там все студенты младших курсов мединститута подрабатывали, а моя подружка как раз в том мединституте и училась. В урологическом отделении санитаркам платили побольше, чем в других, но на санитаров приходилась самая грязная и тяжелая работа, в том числе надо было быть еще и сиделкой. Медсестры, как могли, откручивались от всего, что было связано с самими больными. Тяжело-больной мужчина, особенно после операции переносил свое мизерное состояние куда хуже, чем женщина в подобном положении, и просто находиться среди таких была страшная нагрузка на психику.
    У меня остались об этих подработках тяжелые воспоминания. Ну а денег я зарабатывала - сущие гроши.
    Муж мой такими пустяками не занимался, а брал в подряд покраску металлической арматуры на заводах Сибсельмаш, Сибтекстильмаш, заводе тяжелой арматуры и т.д, а летом он ездил красить опоры линий высокого напряжения. Сам находил заказы, набирал бригаду из студентов, и они красили где-то высоко под потолком, всегда без страховки, ибо со страховкой слишком медленно работа двигалась, а дирекция торопила, ибо зачастую останавливали какие-то процессы, чтобы закончить ремонт.
    Ян очень строжил своих ребят насчет персональной безопасности, при подвыпитии жестоко изгонял с работы.
    Один из его бригады, Сережка Горбачев, страшно злился на него за все эти предосторожности, отколося от его бригады, сам нашел заказ, а когда красил, сорвался с большой высоты и погиб на месте.

    ReplyDelete
  6. О-о-о!!! Полтора года после свадьбы в разных комнатах!

    У вас такая хорошая память - я поражаюсь. Я хоть и не так давно институт закончила, но таких деталей не вспомню уже.

    ReplyDelete
  7. Не-е, Таня, память моя хороша в избирательном ключе, т.е. что-то помню прекрасно, а что-то в упор не помню. Но я как раз и являю собой типичную картину. Большинство людей как раз и попадают в эту категорию :-)
    Я легко забываю адреса, имена, даты, особенно если они не касаются меня напрямую. Вот чем я могу прихвастнуть, так это пространственной памятью. Если я была в каком-то месте (но желательно днем, потому что ночью я хуже ориентрируюсь), то "меня ноги туда сами приведут". Надо только не нервничать, а вдруг не вспомню :-) наверное и тут проколы есть, но для меня это всегда и сюрприз, и много радости, что не помню абсолютно адреса, не помню, как идти, что было рядом, а вот если расслабиться и просто идти, то в нужном месте откуда-то сигнал приходит, здесь сверни налево, тут направо и т.д. и я оказываюсь в нужном месте.
    В 1978 г. были в гостях у мужниных родственников на даче на 10-й станции Фонтана в Одессе, один раз'единственный раз. Не то, чтобы нас там приняли с распростертыми об'ятиями, или там у меня остались самые лучшие воспоминания по типу "душа прикипела", к тому же доехали на трамвае, потом долго шли пешком, запутались, но все же нашли дачу по адресу. В 1987 я поехала в Одессу одна с детьми, купила путевку в санаторий Тенистый на той же станции Фонтана, гуляли по улицам с детьми, и я тут же опознала их дачу, зашли, вот они удивились!
    В 1991 г была в Париже и случайно нашла оч. дешевый славный отель, к-м владела одна семья, близко от Старого Оперного театра, минут 7 ходьбы. Это был самый центр, и я могла пешком добраться после всех спектаклей, чем я и воспользовалась тогда все 9 дней подряд! В прошлом году приехали с Даниэлем, я сняла нормальный отель через интернет, с wi-fi, правда далековато от центра, но мне хотелось перебраться в тот. Названия не помню, даже не помню приблизительно место на карте. Вот пошли вдвоем с сыном по улицам. Шли-шли, и я почуствовала, что тут он и должен быть. А на его месте и на месте 2-х других старых домов построили новый шикарный стекло-бетон отель :-(
    Но все равно, место я опознала спустя 19 лет, и было очевидно, что теперь искать тот отель уже нет смысла. Мы нашли другой, тоже дешевый, поближе к центру и тоже в театры сходили, но уже не каждый день :-(

    ReplyDelete