Friday, January 21, 2011

Вообще-то свой блог я начала писать в 2006г, и собственно исключительно потому, что пыталась создать виртуальную среду для встреч-общения однокашников. Особенно мне хотелось, чтобы те, кто по разным причинам не смогли приехать на встречу, не чуствовали себя обделенными.
Мы с факультета АСУ, специальности "прикладная математика" НЭТИ.Какое-то время народ радостно всколыхнулся, присылал мне мэйлы, к-е я переделывала в посты на блогах, потом кое-кто разохотился, и начал писать сам свой блог воспоминания о молодости, поделился старыми милыми фотографиями на общих блогах, но постепенно все затихло.
А я что-то вошла в раж и никак не остановлюсь. Понравилось, наверное.
Вот и пришло мне в голову, что рано или поздно Google сотрет мертвые блоги, так я хоть свои собственные воспоминания перетащу на свой, еще пока живой блог, и т.о. сберегу.
Вот как раз и про "Лето после первого курса":
Взбодрившись после прочтения Лениных воспоминаний, решила я тоже порыться в закромах своей памяти. И тоже кое-что вспомнила. Может мой рассказ и не столь релевантен, потому что как я собираюсь рассказать про лето после первого курса, но все-таки это про мое студенчество, и может у кого тоже появится желание поделиться своими личными воспоминаниями, даже не напрямую затрагивающими всех.
А помню я, что после 1-го курса надо было нам отработать где-то 24 или 28 дней на родной институт. Можно было посидеть в деканате и поперебирать бумажки, или в библиотеке - перетаскивать книжки, или поработать на строительстве студенческого клуба на чердаке 2-го корпуса. Долго не раздумывая, я отправилась на строительство студенческого клуба. Работали, как и заведено в стройотрядах - без выходных, начинали рано, а заканчивали поздно. Согласно плану на этом самом чердаке должны были быть построены перегородки из кирпича в один ряд, чтобы сделать много комнат, больших и маленьких, где потом разместятся разные кружки для студентов, комсомольская и профсоюзная организации.  Окон не было, а были растянуты провода с ламочками Ильича. Жара стояла там, тусклый свет, и ужасно душно было там.
Прораб быстренько преподал нам лекцию о кирпичной кладке, показал, как пользоваться отвесом и проверять себя, чтобы стена твоя не заваливалилась. Еще надо было замешивать раствор самим и таскать его на деревянных носилках к своей стене. Девчонки таскали наравне с мальчишками. Удовольствие еще то!
Кирпичи были всегда под рукой, и за месяц работы там мы быстренько понаделали столько стен, сколько было надо.
Жили мы летом в своей же общаге, но там тоже были свои фокусы: каждый год летом там делали ремонт, и надо было упаковать все свои пожитки в чемоданы и коробки и сдавать их в камеру хранения в подвале общежития на время, пока твой этаж перекрашивали. Тем же студентам, к-е никуда не уехали на лето, разрешали оставаться в общаге, но надо было перетаскивать свой матрас, к-й бросали прямо на пол, по мере продвижения ремонта в другие комнаты.
Помню, что наработаешься на стройке, поешь в столовке муру какую-то, прийдешь в общагу после рабочего дня, и буквально ноги подкашивались, а тут тебе записка, что назавтра эту комнату надо освободить.
Вот наконец перетащил все, упадешь на матрас, возьмешь книгу почитать, и тут же провалишься в сон. Наутро звонит будильник - разбивается, а проснуться никак не можешь, и кажется тебе, что ты только что заснул, ну не может быть, чтобы уже утро наступило, и надо вставать на работу!
В конце месяца получила я свою зарплату - 30 рублей, побежала на вокзал и купила билет на поезд "Новосибирск - Адлер", чтобы поехать к бабушке в гости, 26 рублей 50 коп. Осталось у меня 3.50. На них я взяла 2 пачки маленьких сухариков из батонов (твердых до невозможности, как я потом выяснила) и сдачу оставила себе в дорогу. Наши сборы не долги: покидала в сумки кое-какие вещички, забежала в бибилотеку, набрала себе книг Ромэна Роллана и Фейxтвангера, и в дорогу. Забралась на верхнюю полку, лежу, почитываю себе в свое удовольствие - ехать надо было ровно 3.5 суток. А внизу народ себе от скуки в дальней дороге развлекается тем, что поедает жареных куриц, да с огурчиками, да с помидорчиками.
Я же закажу себе стакан чая с сахаром за 4(?) копейки, погрызу сухариков из батона, и опять в книжку уткнусь. А снизу запахи от потрясающей вкуснятины подымаются ко мне наверх и будоражат мое воображение...
Так и прожила эти 3.5 суток. Приезжаю, а меня бабушка и дедушка встречают на пероне. Бабушка как увидала меня: "Боже ты мой! У Ирочки-то ручки просто прозрачные!"
И взялась она меня откармливать всерьез.
Так и вспоминаю я, как мы кушали всегда на улице, в виноградной беседке, и как я сижу и в тоске гоняю по тазику вареник с вишней в надежде, что проголодаюсь в процессе - не хочется обижать бабушку-то, а солнце просвечивает сквозь виноградины на огромных гроздях.
Да. А вот в студенческий клуб я как-то и не ходила потом, и даже не помню, или было там что-то интересное...

7 comments:

  1. Спасибо!Стройотряды, сухарики, чай за 4 коп... Это что-то такое далёкое, из совсем другой жизни. Такое давно забытое, но такое тёплое.. Именно так моя мама рассказывала мне о своей студенческой жизни. А вот сейчас, мамы уже нет, а вы мне вернули это чудное ощущение. Спасибо ещё раз! Пишите ещё, пожалуйста!

    ReplyDelete
  2. Ха, это что?!
    Вот умение класть кирпичи мне пригодилось. Я после 4-го курса поехала опять к бабушке в гости, а у нее домик был саманный, если кто не в курсе, так это в общем-то земляные кирпичи, когда глина перемешивалсь "в-ножную": люди, делая тесто для кирпичей по-просту топтались босыми ногами в огромном корыте, перемешивая солому и глину. Из этого теста и делали огромные кирпичи, к-е сушили на солнце и потом клали из них стены. Каждую весну такую стену надо было подмазызать глиной, а потом белить, ибо за зиму глина размывалась, и если затянуть с ремонтом, то и дом мог завалиться.
    Когда бабушка состарилась, то ей стало оч. трудно этим заниматься, а нанять кого-то денег не было, а мы все жили оч. далеко. Как раз к моему приезду бабушка собиралась подбелить дом, но когда залезла на табуретку, у нее закружилась от давления голова, и она упала.
    Бабушка моя сидела полгода с моей дочкой Ларисой, а мы с Яном посылали ей постоянно деньги, а она их все откладывала. Вот на эти-то деньги она заказала настоящие кирпичи и цемент, и мы вдвоем с 96-летним дедушкой облицевали кирпичом весь дом. Я в то лето так уработалась, что у меня, у к-й всю жизнь было пониженное давление, а тогда оно подскочило так, что меня в больницу положили на пару дней.
    Бабушка взяла да и написала письмо командиру части, где Ян проходил практику по военке от института, чтобы Яна отпустили забрать уработавшуюся жену и годовалую дочку, а то она сама с ребенком уже не в состоянии доехать до Новосибирска.
    И что вы думаете? Ведь отпустили его! И он за нами приехал.
    Да.
    Можете представить, стоит моя кирпичная кладка уже 36 лет. Ничего нигде не отвалилось!

    ReplyDelete
  3. Я тоже строила те стены кирпичные!!!!!!!!!!!
    Тамара

    ReplyDelete
  4. Томка, привет. Сколько лет-сколько зим!
    А я ведь и не помню, кто же со мной там строил. Вот что-то такое крутится, не одна-одинешенька же я там была. Только помню, как я уставала, и как только приклонишь голову к подушке, мигом засыпаешь. А потом этот звон назэойливый... Пока сообразишь, что это будильник, потом подскочишь и никак не врубишься, что это уже утро.
    Вот эта вот "напряженная умственная работа" про понять, что ты уже оказывается проспала всю ночь - и было самое тяжелое :-)

    ReplyDelete
  5. И я строила эти стены. Отчетливо помню как кирпичи перекидывали-разгружали в "верхонках" по цепочке, и еще: у нашей бригады одна стена покосилась, мы часть стены разобрали и переложили. А с питанием у меня тоже интересно было-три дня я питалась кефиром из одной бутылки и третью батона хлеба в день. Совпало желание похудеть с дефицитом денег. Очень вкусно было! А кафе"Под яблоком" не там установили? А гуманитарный факультет?

    ReplyDelete
  6. На гуманитарный факультет я записалась, на отделение театра и театральной критики. Нас было много там, поэтому я помню лекции в обычной поточной аудитории, и много-много походов на генеральные репетиции по театрам. О! Это было чуть ли не самое мое счастливое время в НЭТИ.
    А вот про "Кафэ под яблоком" ничего не помню :-(

    ReplyDelete
  7. А еще мне сильно запала в память камера хранения в подвале общаги, и те стеллажи с картонными коробками и чемоданами, и фанерными посылочными коробками, и как ты бродишь между ними, когда твоя коробка потерялась, и ее не смогли найти, поэтому тебя и впустили.
    У меня не так много тряпок было, а вот книги.
    Но в целом, ни разу мое имущество не потерялось насовсем, просто запомнила, как подолгу я там искала.
    А еще помню какй-то трепет был перед кастеляншей, когда надо было постельное белье менять. Выдавали ведь далеко не всегда новенькое. Однажды мой пододеяльник просто от старости расползся, зацепила я ногой его как-то хитро и порвала. Я аккуратненько заштопала его, пошла менять, а у самой поджилки трясутся, что вдруг у меня вычтут из стипендии за него как за новый? Но ничего, пронесло... :-)
    Вот с этим ужасом человека перед обслуживающим персоналом я столкнулась в Иерусалиме, когда Яновы бывшие сотрудники из Сибирской Академии Наук, ученые, приехали в научную командировку. Их поселили в каком-то 10-ти сортном отеле. Ян поехал их забирать к нам в гости на шабат. Приезжают. Один из них, наших лет по тем временам, был пришибленнымн каким-то. Я спросила, а в нем дело? что случилось? А он и говорит, я как-то неудачно повернулся и зацепил стакан и графин для воды, к-й стоял на тумбочке у кровати, они упали и разбились, а денег заплатить у меня за них нет. Я расхохоталась, что мол, никто с вас ничего не вычтет, все давно включено в стоимость дневого проживания.
    Ты можешь и более серьезные разрушения в номере отеля сделать, обычно никогда тебя за это не штрафуют. Ну разве что уж надо серьезно постараться, чтобы с твоей кредит-карты что-то вычли, и то потом можно судиться :-)

    ReplyDelete