Thursday, November 05, 2009

Андрею - ответ про школы :-)
Хороший пост про high school. Это как бы взгляд снаружи на лучшую школу Онтарио при наличии не стандартно талантливого ребенка в ней. Такой попал в подобную школу и неплохо в ней живет.
У меня же взгляд уже глубоко изнутри, мамашки талантливого, но очень ранимого ребенка, пережившего в раннем возрасте убийство отца террористами.

Американские школы тоже устроены похожим образом. Детей тщательно просеивают по их оценкам и распределяют по программам, начинается эта комедия с 6-го класса. Перемена, чтобы перебежать от одной комнаты до другую, только 3 минуты (скажу так злобненько - это чтобы минимизировать время, когда дети просто болтаются между уроками и задирают друг друга - а школе потом надо разбираться и отсуживаться по судам, почему они это не предотвратили). В итоге, под каждого не подделаешься, туалета на перебежке из класса в класс не попалось, опаздать страшно - накажут так, что мало не покажется, и часто ребенок или подросток не может сходить в туалет по 3-6 часов, а иногда и целый день. Обед - перемена в 22 мин. За малейшее опаздание - detention, т.е сиди после уроков в шк. офисе без дела. Парочку detentions получил, переход на след. уровень наказания. В средней школе - это угроза быть спихнутым в самый низкий уровень классов, а в высшей школе - тебе не зачтут кредитов(баллов) за предмет, не смотря на то, что прослушал и хорошие оценки имеешь. Нет 120 кредитов за high school, не получишь аттестата.
Проектов этих, к-е, Андрей, вам так понравились - их выше крыши, кажый учитель выпендривается, как может.
Вам для примера один из 8-го класса, так сказать multi-subejct: надо было одному Даниэлю сделать research на интернете про вред слуху, наносимый I-Pods & MP3 players при чрезвычайно громком многочасовом прослушивании музыки через наушники.
Затем надо было поймать за хвост 2-х специалистов отоларингологов и взять у них профессионально интервью и (!) записать все на магнитофон (хорошо еще, что не на видео). Далее надо было написать отчет (см: литерарурные таланты), сделать PowerPoint slideshow, и наконец все это доложить в классе за 12 мин (оформить стенд + речь толкнуть)
Задумка хорошая. Однако, надрать фактов с интернета - я его уже научила, ему не проблема, а вот с интервью загвоздочка вышла: никто из отоларингологов с телефонной книги не желал тратить свое драгоценное личное время на какого-то дурачка из middle school. Что делать? Ведь вырисовывался вполне конкретный ноль в качестве оценки.
Я тут со своим творческим подходом "поздапрягла" Аню и ее кавалера, раздала им роли, придумала им врачебные имена и титулы, приготовила им с интернета факты, Даниель и задавал им вопросы, а они отвечали честно и с энтузиазмoм. Все записали на магнитофон. Меня никак нельзя было интервьюировать, ибо все равно акцент есть, и мой голос уж слишком хорошо всем училкам был знаком. Pебеночек получил свою хорошую оценочку.
Маразм. Издержки.
Далее роль учителя в школе: Он тут весьма образованный, полагаю в средней школе у 30% учителей и административного состава - PhD, а в high school, уж, пожалуй и 50% будет таких академиков. Однако разделение труда: учитель только учит, а попросту валит информацию на очень детальном уровне на детей, каждую неделю - тест и quiz, проверка в основном через software, надрючивает их массой лабораторных и т.д, а если есть какие проблемы с неуспехом по предмету, во взаимоотношениях с однокласниками - дуй к канслеру, те при неразрешении проблемы - шпыняют к психологу, а тот к психиатру. При этом крошечный конфликт, в том числе, если у ребенка нет необходимой концентрации на учебном процессе, все, все валят на родителей. А те от беспомощности бегут по своим психологам-психиатрам и - садят ребенка на medication. Через пару лет у ребенка меняется характер, и он уже на всю жизнь! слышите, на всю жизнь не может обойтись без таблеток. Я так примерно прикидываю, что 40-50% детей жрут разные таблетки постоянно. Я - исключительный динозавр, к-й не дал своему ребенку ни одной таблетки, отбила его от армии психо-спецов, и слава богу, за 7.5 лет практически сольной работы с ним вывела его в отличники. У меня к американской школьной системе есть вагон и тележка претензий. Но т.к. я не собираюсь всю свою жизнь гробить на ее улучшение, то я особенно в присутствии ребенка мнений своих не распространяю. Однако сколько слез я проплакала, сколько емайлов написала всем учителям и администраторам,(чтоб они были здоровы! - и все с нулевым эффектом), сколько перестрадала вместе с моим бедным сыном...
По Ницше: то, что не убило тебя, сделало сильнее.
У меня ведь в семье есть свой собственный школьный учитель, и она мне рассказывала столько историй и про schоol policies, что у меня очень четкая картина создалась.
Не зря ведь обеспеченные семьи держат мамашку дома - это почти что full time job - возиться с детьми и бегать в школу по первому зову, защищать от равнодушия и бессердечия учительского детей, а также чтобы их детки смогли в high school попасть в Advanced Placement программу.
Семьи держат по 5-6 репетиторов круглый год! Это ли нормально?!
Ты платишь жуткие налоги, основная доля к-х идет на школьное образование, и тебя же долбают, что твой ребенок не сдал дом. работу.
А у нас была проблема все 3 года в middle school: если учитель отзывчивый, то все чудесно, ребенок с удовольствием учится и не забывает сдать дом. работу (за несдачу в нужный день ставят 0, а вовсе и не двойку, и никаких пересдач), а если просто робот, то Даниель таскает свои работы в портфеле и забывает их вовремя отдать. Сколько я ни просила учителей, администрацию просто напомнить ребенку, чтобы он протянул свой листик с домашней работой - полное равнодушие. В конце концов, не смотря на то, что он получал на тестах очень высокие оценки, его запихали в низкий уровень в high school. Сколько часов мы с ним прозанимались сами! Ск. академических курсов летом он прослушал, вместо того, чтобы бегать по улицам хвост трубой и ловить бабочек! Ск. я его вожу по музеям и театрам и по разным странам, ск. книг он прочел! - в школе нет успеха у человека из-за их дебильной системы, которая в ребенке НЕ ЖЕЛАЕТ видеть человека.
И это при том, в нашем случае семья стоит горой за ребенка, постоянно его эмоционально поддерживает.
А теперь элементарно представьте себе ситуацию, когда в семье грязный развод или кто-то из родителей пьет, или наркоманит или еще есть тысячи разных вариантов неполных или неблагополучных семей, где ребенок один-одинешенек со своими проблемами. Его безусловно никто не желает ни видеть и ни слышать. И бывает совсем уж и не редко, когда такое чадо хватает пистолеты (благо в Америке - право носить оружие вписано в конституцию), и перестреливает всех, кто ему попадется под горячу рученьку...
Образование - это процесс длительный, и в первую очередь он должен осущетвляться в БЛAГОПРИЯТНОЙ психической атмосфере. Когда ее нет, голое напичкивание знаниями - это трагедия, бурная открытая или тихое помешательство, замкнутость, неумение выйти на контакт и найти применение своим знаниям. Среди азиатов - самый высокий % самоубийств в колледжах.

5 comments:

  1. Я так вот прикинула и нашла сравнение. Вот предположим, что у тебя приятель работает в банке, ты приходишь к нему и говоришь: "Послушай, принеси мне из своего банка пару миллиончиков так, по дружбе"
    А он тебе отвечает: "Ты что, свихнулся?! Меня же не только с работы вмиг выкинут, меня еще и в тюрьму за это посадят!"
    Никому и не приходит в голову к работающим друзьям в банке с подобными просьбами обращаться.

    Также и с американской школьной системой. Если ты хочешь, чтобы какое-то милосредие k твоему ребенку проявили и сделали ему исключение из правил, чтобы ему легче было бы справиться с душевной травмой, а тебе недоумение в ответ: "Да кто будет этим заниматься за бесплатно-то? Да как я что-то поставлю ему, если система не позволяет?! Меня же с работы выкинут, меня же другие родители тут же изнасилуют, почему к их ребенку я равнодушен, а к ХYZ - нет?!

    Американцы - перфекционисты массового производства. А те, кто на конвейере не удержался, пусть отваливают в сторону, как издержки производства.

    ReplyDelete
  2. Ирина, все о чем вы пишете, мне очень близко и понятно. У меня примерно такие же наблюдения относительно некоторых западных систем. При наличии творческих заданий и других навороченных идей, что-то кардинально не так...

    Про "перфекционистов массового производства" вы очень точно сказали. Это не только американцы. У меня такая же история была с новозеландской учительницей. Вопросы с ними решать сложно - они сразу начинают создавать какие-то "политики" вместо того, чтобы просто разобрать индивидуальный случай.

    Приехали тут к нам американские суперспециалисты по special needs. Профессора, PhD, куча научных работ. Посмотрели моего ребенка и говорят: "Нужно его учить только одному языку". Жаль, что не сказали какому - потому что самой мне будет трудно решить, с какой именно бабушкой он будет говорить через переводчика. Он нечетко произносит некоторые звуки. Так вместо того, чтобы порекомендовать упражнения, сказали: "Ну, это так и останется". А вот девочка у нас из Эфиопии с задержкой развития. За последние два года она очень подтянулась, учителя с ней занимаются, стараются. Новая суперопытная американская учительница вчера выдала: "Сейчас есть компьютерные программы, к-е будут за нее писать. Иди сюда, девочка, я буду твоим секретарем и буду писать за тебя" (это вместо того, чтобы учить ее писать самостоятельно). А родители ее, видя определенный прогресс, обрадовались и говорят: "Возможно, скоро мы сможем учить ее другому языку" (я так понимаю, родному). На что учительница сказала что-то в этом роде: "Нет-нет, детям как она это ни к чему".

    Спасение утопающих - дело рук самих утопающих..."Просветителям" я не очень доверяю. Об этой проблеме хорошо пишет Кара-Мурза.

    ReplyDelete
  3. Танечка, вот вам рассказ про маму, что может она сделать, когда все супер-специалисты отказались: http://annaanton.livejournal.com/24132.html
    Хотя это и не напрямую про образование, однако это жизнь и развитие ребенка, в к-м специалисты, как люди, к-е как бы и посвятили свою жизнь помогать тем, кто в них нуждается, оказываются равнодушными именно к особо нуждающимся и поэтому именно и безрезультатными.
    Вообще я в последнее время нахожу блоги совершенно замечательных людей, просто везет. Этот рассказ Анны Антоновской. У нее потрясающий писательский талант.
    У моей младшей дочки тоже были проблемы с произношением из-за того, что почему-то при разговоре она постоянно размещала язычок так, что он попадал между зубами верхней и нижней челюсти. Мы ходили 2 года к ортодонту, ей ставили специальные пластинки из неба как бы с "заборчиком", чтобы язык, натыкаясь на них, отправлялся "на место"
    Пластинка давила на зубы, ребенок мучился, плакал, время шло. Отродонт, естественно, особыми обещаниями не награждал, а говорил, что выправится речь только частично. Я "нарыла" всякие забавные упражнения, к-е развивают группу мышц, управляющие языком. Уж и не помню весь комплекс. Там надо было в большом тазу с водой поместить лодочки с парусами и дуть на них, чтобы они приплывали "к берегу", там надо было корчить друг другу рожи, показывая язык и так и эдак. Ведь голосовой аппарат весь приводится в движение мышцами. Научись эти мышцы задействовать, и уже правильный звук получается.
    Много месяцев я все это проделывала с ребенком, и произношение выправилось на все 100%. Правда никто нас не ограничивал в изучении языков, и моя дочь владеет в совершенстве 3-мя языками, ивритом, русским и английским, и еще немного французским.

    ReplyDelete
  4. Один пример из семьи, к-ю я неплохо знаю, потому что моя дочь, когда училась в колледже babysitter-ствовала их близнецов, а позже репетиторствовала девочку по математике почти 2 года.
    Итак, после 0-го класса школа настоятельно рекомендовала мальчика отправить в спец. школу для детей with special needs, а попросту это школа, куда выпихивают всех детей, к-е хоть по какой причине не вписались в темп шк. программы. Этот мальчик не мог долго концентрироваться на том, о чем учительница говорила, он вертелся, отвлекался и т.д. и т.о образом мешал учительнице. Однако понимал материал очень хорошо, особенно по математике. Родители, выходцы из Англии, прожившие на тот момент 4 года в США, последовали рекомендации, и ребенка послали. Они же очень вежливые были ( и есть).
    Оказалась та школа для очень отсталых детей, и их ребенку там делать было нечего, в чем их та дирекция и заверила сразу же. Они дернулись обратно, а ребенка "в середине года" брать не пожелали назад. Ко 2-му классу, набравшись таблеток, усмиряющих подвижных детей и повышающих концентрацию ребенка на уроках, родители прибежали в нормальную школу опять, а им тут и загвоздочка: не возьмем его во 2-й, ибо он из отсталой школы прибыл, а у нас требования оч. высокие, и посадили мальчишку в 1-й класс, а его сестра-близняшка ходит во 2-й. Все дети-друзья смотрят на него, как на дегенерата. Ребенок впал в депрессию, и очень серьеную для такого малого возраста. Ему еще таблеток подбавили, на сей раз - от депрессии. А причина-то не меняется, он все равно идет на год с отставанием, что он весьмя болезненно и воспринимает.
    В общем, у мальчишки озлобление на весь мир, начались какие-то агрессивные выходки, поменялся прежде миролюбивый характер веселого пацаненка на угрюмого и всем недовольного, очень обидчивого. В 7-м классе (кстати, учится он оч. хорошо) начались уже анти-социальные выходки с последствиями. Родители, уставшие сражаться с ситуацией, забрали его вообще из школы, и он теперь сидит дома и учится самостоятельно - такая опция тоже есть в Америкае, экзамены сдает экстерном. Опять же общения-то у ребенка и нет вообще, ибо он вырван вообще из среды сверстников...
    Это очень тяжелый случай, ибо тут родители, интеллигентные и воспитанные (папаша один из главных разработчиков MS ACCESS), и мамаша дома с детьми 100%, а вот отдали ребенка "под систему", и раздавила она им ребенка напрочь.
    Психотропные таблетки - штука страшная. Передозировка убивает, недозировка приводит к неожиданным всплескам эмоций, привыкание настолько велико, что во взрослом состоянии человек не узнает своих поступков и мотивов, когда пытается от тех таблеток избавиться сам, и он в страхе от самого себя продолжает их пить. Психиатры только назначают что-то другое.
    Я вообще считаю, что вмешиваться в деятельность мозга на химическом уровне можно только в критических случаях. Здесь же слова "мой врач рекомендует" снимают все вопросы и сомнения. Антибиотики едят годами! Потом удивляются, что их ни одна таблетка не берет...
    А в этой семье простая непоседливость ребенка в конце концов привела к тому, что исковеркана жизнь молодому человеку.
    А сколько их таких по углам в Америке разбросано...
    Не так давно один образованный и толковый 40+ летний гражданин оказался без работы, и без мед страховки, и как вы понимаете и без своих приxотропных таблеток, ибо дорогие они все. Так и убил свою бывшую girlfriend. Как же! Он не мог контролировать свои старые стрессы, а она там у него фигурировала как причина всех его проблем в жизни...
    Что интересно, общество пытается отмахнуться от проблемных детей в школе, потом на работе и т.д., а страдают обычно совсем не те, кто по идее должен был бы получить по заслугам за свое равнодушие и нежелание "возиться" с детьми...

    ReplyDelete
  5. Очень рада узнать, что эти упражнения помогли! Я как раз думала, помогают ли они в реальной жизни - спасибо за ободряющий пример.

    Да-да...это вы правильно заметили про special needs как ярлык, к-й вешают на "невписавшихся". Очень жалко мальчика, к-го задавила такая недалекая система. Про таблетки - про ужас. Откуда такая тенденция и почему образованные люди на это ведутся? У меня был случай, много лет назад, когда мне психотерапевт посоветовал какие-то таблетки. Я подумала - и сразу выздоровела от перепугу:) Решила, что на эти деньги (а таблетки были недешевые) буду регулярно покупать себе фрукты - что гораздо приятней и привыкание не страшно.

    ReplyDelete