Monday, June 03, 2019

Ну, как там Париж? - 1

Ну что Париж? Париж себе стоит, и дела ему нет до суеты людской. Все на местах. Тут ты прямо на собственной шкуре ощущаешь бег времени и равнодушие камня. Великолепные здания выглядят так же прекрасно, как и в мой первый приезд.

Правда у Нотр-Дам толпы зевак, страшная суета с туристами - все загорожено, близко подойти никому не дают, а зевак с телефонами, щёлкающими обгоревший собор, видимо-невидимо. Напомнило мне это September 11th, 2001 в НЙ. Но здесь-то, конечно поспокойнее.
Хожу-брожу. Вот тут на этом мосту со скамейками мы присели и кормили полугодовалого Даниэля, в тогдашние времена звавшегося по-домашнему Путюшником.
А тут Аня фотографировалась с носорогом у Музея Д’Орсай. А тут вот я раздухарилась и улеглась на лавочку по-туристски (все же советское воспитание говорило, что так делают только бомбжи) в свой первый приезд в октябре 1990, когда я была тут 9 дней и ходила столько, что у меня ноги просто онемевали, а я все не могла остановиться - так хотелось и туда, и сюда...
А погода тогда была сплошь моросящий дождь все 8 дней, а на мой последний день вдруг выглянуло солнышко.
В те времена никакого блога у меня не было, и в своих буднях я все это позабыла давным-давно. А вот проходила мимо этой лавочки и вдруг все так явственно всплыло в памяти, просто удивительно.
Тогда у меня было с собой три путеводителя, один на русском, и он фокусировался исключительно на истории, архитектуре и музейных ценностях, второй - на английском языке, тот все больше на географии, погоде, численности населения и перемещении на метро и электричках, и третий - на иврите,

обо всем по чуть-чуть, но зато с практической информацией, в какие дни и в какие музеи вход бесплатный, где и на какие деньги поесть, как добраться до самых знаменитых достопримечательностей.

Надо сказать, что читала я ежедневно все три, чтобы спланировать себе следующий день. В тот приезд я доползала часам к 6 в отель, долго стояла под горячим душем, переодевалась и потом бежала в театр.
Отель у меня был дешевенький, зато в 5 минутах ходьбы от оперного театра. Тогда я накупила себе билетов в Opéra de Paris, да в Comédie-Française театр, да в Opéra Bastille за какие-то смешные деньги, по 80-100 франков.
Самый первый выход в Opéra de Paris была премьера Дон Кихота в постановке какого-то балетмейстера из Ленинграда. Помнится, захожу я в брючном костюме, темно-фиолетовый пиджак, сиреневые брюки и тонкий свитерок белый в темно-сиреневую полоску.
Костюм так себе, но отнюдь не нарядный. А на парадной лестнице с обеих сторон на ступеньках стоят официанты, красавцы в темно-голубых костюмах, и предлагают шампанское в бокалах. Я взяла бокал, отошла в сторонку, пью, поглядываю на публику, а там были дамы в бриллиантовых диадемах.
Практически вся публика, явившаяся на премьеру, была одета просто шикарно. Меня поразило, что никто не бросил ни одного презрительного взгляда в мою сторону, а ведь я явно не попадала в разряд театральной публики со своим костюмом.
После совка это было настолько необычно, ведь там ты всегда был под прицелом осуждающих взглядов. А билет мой ещё и оказался в ложу, мои соседи по ложе очень бурно воспринимали балет и аплодировали благодарно. Вот вроде как такая напыщеная публика, и бдруг такая эмоциональная.
А нынче я попала в межсезонье, и в этих театрах ничего не идёт, а драма мне к сожалению не доступна, ибо яыка совсем не знаю...
Зато погода хорошая, солнечно, с небольшим ветерком, поэтому хожу в шортах. Интересно, что местная публика реагирует чутко на смену погоды - чуть солнышко скрылось, достают из сумок легкие шарфы и укутывают шею, и мужчины, и женщины.
Я далеко не отношу себя к морозо-устойчивым суб’ектам, но тут иду себе в безрукавке, и мне комфортно, а навстречу мне публика в ветровках, в легких куртках, а то и даже в шляпах и беретах, и только когда ясное солнце проявляется, люди начинают постепенно снимать слой за слоем свои одежки.
За все свои предыдущие приезды ни разу не прокатилась в прогулочном катере по Сене, на сей раз решила восполнить сей пробел. А зря. Виды снизу на Париж не бог весть какие. Куда лучше, когда снимаешь с берегов. Зато нынче парижане в туристских местах отвечают и по-английски, и по-испански, и по-немецки, и по-китайски!

А когда-то много лет назад, когда расплачивались франками, я явилась с утра пораньше на вокзал и хотела первым поездом поехать в Версаль. Подхожу к карте железных дорог, чтобы понять, до какой зоны брать билет, и тут с ужасом осознаю, что есть аж 3(!) Версаля, и все на разных ж/д ветках. Куда же ехать?
Встала в очередь в information киоск. Подходит моя очередь, и я по-английски спрашиваю, а на какой Версаль мне взять билетик, если я хочу посмотреть на королевской дворец. А служащий мне на прекрасном английском и отвечает: «Мне не настолько много платят,
чтобы я отвечал на разных языках», а потом перешёл на французский и видимо дал мне исчерпывающий ответ на мой вопрос.
Я тогда просто онемела от такого ответа. Отошла в сторону, было что-то около 6-ти часов утра.
Стою и горестно думаю, что так мечтала туда с’ездить... Потом сопли утёрла, встала возле кассового автомата, подошёл парень похожий на студента, я подумала, что он должен по-английски говорить, я у него тот же вопрос спросила, а он мне и все растолковал. Но я на всякий случай подождала ещё, и выспросила то же самое у другого парня.
Он мне и билет помог купить и сказал, что его надо прокомпостировать на перроне перед посадкой, иначе оштрафуют.
А уж потом мы в Версале в отеле останавливались со старшей дочерью, которая приезжала с семьёй из Лимбурга повидаться, и с Даниэлем приезжала дворцы ему показывать, и уже мне не надо было выспрашивать, куда и как билетик-то брать. А вот поди ж ты до сих пор так ярко это помню...
В этот мой приезд Париж на военном положении, многие мосты перекрыты для движения транспорта, пешеходов где пропускают, проверяя сумки, а где и нет, велят топать назад и обходить заслон из бронированных машин.
Военизированная команда при полном обмундировании в бронежилетах и с автоматами, море полиции вокруг всех достопримечательностей... то ли против жёлтых жилетов, то ли против терроризма,- но все же неприятно.
Как раз когда я была возле выставочных дворцов, небеса раскрылись, и полил страшный ливень. Часть этих вооруженных ребят залезли в свои машины, а часть так и остались стоять под дождем. Я села себе на корточки под гигантским платаном и ну строчить в Notes, прикрывшись зонтиком, чтобы мне дождем кроссовки не намочить, а трое парней и одна девушка в военной форме так и стояли под дождём. Наверное они были на посту. Дождь быстро закончился, а они остались в своей мокрой форме просыхать, никто их не сменил.
Однако туристов все равно много. Они ходят, щёлкают телефонами все подряд и себя в том числе. Практически ни у кого нет больше мыльниц, а если есть фотоаппараты, то как правило пушки с мощным об’ективом. Я очень люблю качественное фото, но таскать на своей шее такую тяжесть так и не сподвинулась,
зато Apple подтянулся, и iPhone-овская камера на мой непритязательный взгляд отлично справляется не только в солнечный день, но и в сумерки и даже при вечернем освещении уже неплохо фотографирует.
Пусть меня побьют тут перфекционисты с Nikon и Canon, а c portrait option можно делать вполне пристойные фотографии и iPhone -ом.
Французы теперь курят значительно меньше, и как я поняла, с апреля 2017г запрещено курить в отелях, поэтому теперь все комнаты non-smoking, а кому очень хочется, выходят покурить на улицу.
Кого-то этот страшно бесит, а мне так и наоборот - очень даже приятно.

15 comments:

  1. Спасибо, Ира! С удовольствием прогулялась с тобой по Парижу! Моя мечта была в молодости посетить Париж! Я в школе когда-то изучала французский, и хотелось увидеть своими глазами. Типа, увидеть и умереть! Мечта так и осталась мечтою.

    ReplyDelete
    Replies
    1. О, я помню эту мечту, у меня была такая же! Моя первая поездка в отпуск за границу из Израиля была 9 дней в Париж, 4 в Амстердам и 6 в Берлин. Но тогда я вылетала в Париж, а возвращалась из Берлина, я тогда не знала, что если берёшь round trip билеты, то они значительно дешевле. Помню я в первый же день добралась уже в темноте до Нотр-Дама, зазвучали колокола, а я стояла и плакала от переполнивших меня чувств. Фотографировала пленочной мыльницей собор в ночи, хотя знала, что все равно не получатся приличные кадры, но перед такой красотой невозможно было быть равнодушным...
      А может вы по пути в Калифорнию сделаете остановку в Париже?
      Обычно билет на прямой самолёт стОит дороже по сравнению с билетом с 1 или 2-мя остановками. Когда-то давно я так специально и летала, чтобы делать остановку в тех городах, в которые мне очень хотелось попасть. Выбирала такой рейс, чтобы прилететь очень рано утром, а вылететь поздно вечером, в общей сложности 12-14 часов.
      Заказывала заранее на интернете 2 обзорных экскурсии по городу, одну утром, другую после обеда. Выспрашивала у гида, где можно так пообедать, чтобы колорит местной кухни почувствовать. Ещё оставалось время и самой побродить по центру. Европейские города все небольшие, самая интересная часть - это центр, его всегда можно пешком пройти.
      Правда, с американским или израильским паспортом мне не надо оформлять визу в Европу. Но в 90-е годы надо было с израильским паспортом идти во французское посольство и платить 120 шекелей, это где-то $30, но штамп ставили прямо на месте. По-моему, это было единственное государство в Европе, требовавшее визу. Сейчас они это отменили.

      Delete
    2. Дети так и делают обычно. Чтобы по пути еще где-нибудь побывать. А я трусиха, да и еще без иностранного языка. Хотя вот в прошлом году осмелилась, подготовилась, по интернету прошлась, переводчик закачала, а в результате? У меня перелет был через Новосибирск-Пекин-Сан Хосе, с переходом -переездом в другой терминал. И ожидание в Китае 14 часов до следующего рейса. Но мне в Новосибирске не оформили багаж до места, пришлось его получать, а пока я с переводчиком и без, жестами, добилась, что мне нужно получить багаж, прошла семь кругов ада. В результате, когда я добралась до моего чемодана, его охранял сотрудник авиакомпании S7, которой я летела из Новосибирска и он же чуть ли не за руку меня усадил в автобус и отправил в другой терминал, откуда мне уже было сложнее выйти в город, Да и устала я с этими поисками багажа так, что просто сидела и ждала свой рейс. Зато есть что вспомнить!

      Delete
    3. О да, вам же удобнее в Калифорнию лететь через Тихий океан, а не через Атлантический.
      Наверное в Китае вообще пересадка дело жуткое, там же и с английским ты беспомощен, и прочесть иероглифы ты не можешь...
      Я обычно летаю с маленьким чемоданчиком, который беру с собой в самолёт, очень не люблю таскаться с тяжелыми чемоданами, поэтому беру только минимум вещей. Да и не люблю ждать, пока багаж выгрузят, и твой чемодан наконец покажется на транспортерной ленте.
      Когда приземляюсь в пересадочном пункте, где хочу погулять, сдаю его в камеру хранения.

      Delete
  2. Да, времена меняются быстро, чуть зазевался - уже отстал и ощущаешь себя Агафьей Лыковой из сибирской тайги :) Я до последнего держалась за свою раздолбаную мыльничку, но в прошлом году она сказала -ша, я своё отпахала! Перешла-таки на телефон. Не вижу смысла таскать тяжеленный объектив ради того, чтобы просто сфоткать себе на память. Для блога тоже сойдёт! Сейчас фоткают все, кому не лень, и в таком объёме, что уже никто толком эти снимки и не рассматривает, так сканируют взглядом :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Очень правильное наблюдение про фотографии. Собственно фото других городов и мест действительно важны и нужны только тому, кто их и сделал.
      Однако если что-то забавное или интересное в снимке, то привлекает и других. В целом, на блоге фото оживляют повествование и при более-менее удачном подборе передают эмоциональный настрой, все же многое не поддаётся описанию словами.

      Delete
    2. Я с телефоном буквально срослась :-)
      У меня там масса apps, которые выводят жизнь на совершенно другой уровень.
      На остановке я обязательно смотрю, когда прийдет автобус, расплачиваюсь телефоном везде, где его принимают, фотографирую им, слушаю с него аудио книги, получаю скидки в разных магазинах, где у меня loyalty membership, email у меня тут же с работы и мой личный, у меня есть доступ к моему рабочему компьютеру, с него я проверяю автоматический полив своего двора, тут же у меня 2 apps для классической музыки, НЙ , калифорнийский, YouTube и Skype, WhatsApp и ещё пара apps для международных бесплатных разговоров и видео.
      В отпуске у меня и авиабилеты, и онлайн регистрация на рейс, и все зарезервированные отели, и рент машины, и навигатор - все было на телефоне.
      Я уж и не говорю, что все напоминания и будильник идут мне с телефона.
      Да и не перечислить без занудства, что и как я уже делаю только через телефон.
      Собственно, безбумажная жизнь общества стала возможной только такому повседневному внедрению смартфонов в жизнь каждого.
      И все же, все же! Я не утыкаюсь в него беспрерывно. Мне нравится наблюдать за людьми вокруг, да и вообще реальность я люблю намного больше виртуальной. Да и дома мы не бросаемся к телефону на каждый его звук - итак редко видимся, поэтому телефон в сторонке ждёт, пока мы пообщаемся или сделаем какие-то эпохальные дела .

      Delete
    3. Ира, ну, IT сам бог велел с "телефонокомпом" быть на ты :) У меня к телефону только одна претензия - очень всё мелко, я плохо вижу и меня это напрягает. Люблю постаринке - большой экран. А так-то, да, удобно.
      Но прикованность к виртуалу мне уже не перенять у нового поколения. Мне кажется, жизнь проходит мимо, пока они носами уткнулись в свои телефоны.
      Вот поэтому мне и кажется нелепым желание проникнуть в тайны вечной жизни :) Нет, поколения должны сменять друг друга, пусть пробуют иначе, по-другому, а то мир закостенеет :)))

      Delete
    4. А мне-то, представляешь, как «повезло»! Я всю жизнь была близорукой, так теперь мне не нужны никакие очки, когда читаю, и даже больше: я снимаю свои мультифокальные очки - так мне удобнее.
      Так что телефон с его мелким шрифтом мне получается в самый раз
      :-)

      Delete
    5. Дааа, это УСПЕХ!!! Завидую. СИЛЬНО :)

      Delete
  3. Хм...одноклассница недавно жаловалась, она в Ивано-Франковсе живет, Украина западная. Пришла она на вокзал, покупать жд.билеты на Киев.
    На русском спросила, уточнила, весь диалог с кассиршей на русском (все же на русском трындят, несмотря на битье пяткой в грудь и прочую пропаганду). А при оплате билетов - плюс 5 гривен за консультацию на иностранном языке.)))
    В Париже была с первым супругом году в эдак...2002? Лувр, Монмартр, Дворец Инвалидов и украденый фотоаппарат.)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Смотри, какое совпадение жизненных коллизий! Получается, что я ещё дёшево отделалась, попросту, с меня не взяли денег за вопрос, просто потому что спросила я его в информационном киоске. Да и наверное в те далекие времена ещё не были введены тарифы на этот вид услуг во Франции. А вот Украина передовая. Интересно, а 5 гривен, это много или мало?
      Ну и фотик у меня из рук вырвали в Коста Рике. Получается, что на туристах готовы поживиться везде и всюду, и цивилизованность страны не сильно влияет на интересы жуликов...
      А то я разобиделась на Латинскую Америку, мол жулья у вас тут навалом. А оно почем зря.
      :-)

      Delete
    2. Посмотрела, оказывается 5 гривен это 18 центов.
      По нашим понятиям это гроши.
      Но тут неприятен сам тихушечный подход. У нас за такой сервис уже можно подавать на всю компанию в суд, при этом вероятность выиграть дело 99%, ибо это будет рассмотрено как скрытые добавочное обложения маленького клиента.
      Именно тут ключевое слово «скрытые».
      Таких дел прогремело у нас много, поэтому все-все дополнительные оплаты услуг обязательно указаны на всех документах при получении ссуд, договоров на обслуживания. Даже на телефонных картах международных переговоров.
      В этом преимущество развитого капитализма: масса мелких проблем между бизнесами и клиентами, между гражданами и государством уже рассмотрена, и принято приемлемое для обеих сторон решение

      Delete
  4. Неприятно как, когда нарываешься на хамство. Мне непонятно, неужели так тяжело ответить, учитывая, что знаешь язык?
    Меня тоже очень радуют некурящие комнаты. Раньше было кошмар что. Вселишься в номер, а там запашище....Спать невозможно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. В моем случае не было хамства, мне показалось, что это была форма борьбы служащего за повышение зарплаты. Мол, вы платите мне гроши, а я высоко-образованный человек!
      Обида-то моя была за то, что борьба была направлена на того, кто ничего не мог поменять. А может их профсоюз так решил,- кто его знает?
      Насчёт non-smoking комнат в отелях: в одном из них была записка и по-английски, сообщающая, что если вы будете курить в комнате, то чтобы выветрился запах табака, понадобится трое суток, и плату за простой в использовании комнаты вычтут из того, кто курил. За дополнительных трое суток(!)

      Delete