Thursday, June 10, 2010

Kонцерт в воскресенье

Когда-то в свою бытность проживания 2-х последних лет в Душанбе перед от'ездом в Израиль, я стала устраивать раз в месяц в воскресенье День Искусств у нас дома, в 2-х комнатной квартире, если я не ошибаюсь, 30 кв. м. Все это я затеяла только лишь для того, чтобы показать моей старшей дочери, что нет одного выдернутого вида искусств, что все они сосуществуют в тесной взаимосвязи, и один влияет на другой.

А зачем мне это понадобилось? Да она хотела только рисовать, и ничего больше, а мои призывы и потрясающе яркие примеры выглядели для подростка занудным нравоучением...
Тогда я организовала вместе с учителем музыки из музыкальной школы моей младшей дочери эти вот самые воскресные концерты. Всего было у него 15 учеников по классу фортепиано, в возрасте от 6 до 15 лет. Один 6-ти летний мальчик был на редкость продуктивным композитором. По моему условию каждый ребенок мог исполнить 1-2 вещи на этом концерте, но при этом он должен был что-то рассказать или что он чуствует, исполняя эту вещь, или что-то о композиторе и о его идее, когда он писал, или что-то еще в связи с ассоциaциями, к-е вызывает эта музыка. К этому дню старшая дочь готовила выставку своих работ, к-е она создала за последний месяц, и пока гости собирались на концерт, она "работала гидом" по своей выставке.
Я тоже не бездельничала. Я целый месяц готовила слайд-шоу с показом и рассказом о произведениях художника, к-го выбрала на этот раз. Пока шла, например слайд программа о Веласкесе, я ставила пластинку с музыкой фламенко, и т.д. в те времена подобрать материал, да еще и в Душанбе, было делом очень трудным. Слайды я закупала где могла, потом по друзьям надо было найти книги про того художника, слайды пройзведенияй к-го я достала, ибо местные библиотеки редко держали подобные книги. Интернета не было и в помине. Так что целый месяц уходил на напряженную работу.
За годы ведения этой программы я перечитала такую гору литературы по искусству, живописи, выучила столько терминов, и еще к тому же я никогда не читала по бумажке свои лекции, ибо считала это ниже своего достоинства, но с другой стороны я стремилась и не допускать ошибок, ведь слушали меня не только неискушенные дети, а и многие взрослые, в том числе и весьма просвещенные, и регулярно...
Я печатала (на перфокартах (!)) приглашения и раздавала их детям заранее. Приглашали мы только детей, но так получалось, что взрослые, приводя детей, не спешили уходить, а под разными предлогами норовили остаться подольше, а позже и с порога заявляли, что пришли на всю программу. Стульев не хватало, и гости сидели по-таджикски, на ковриках и матрасах. Обычно набивалось около 40 человек, благо у нас была огромная лоджия, с к-й тоже можно было и смотреть и слушать программу.
Ко дню концерта я пекла 2 огромных торта и покупала много фруктов. В антрактах у нас были чаи и разговоры об искусстве, однако его вели, в основном старшие дети и взрослые, а малышня уносилась на улицу побегать.
Не то, что мы были богатеями, - ведь принять даже 5-6 гостей в те времена было, прямо скажем, лишний стресс для семейного бюджета, но чего только не сделаешь, чтобы воспитать своих детей в духе собственных иллюзий?!
Наконец и некоторые мамаши тоже стали приносить на эти сборища какую-то снедь и выпечку, и стало всем повеселее, а мне - немного полегче. На второй год программы наш учитель стал приглашать своих бывших соучеников(он был выпускником Ленинградской консерватории), а ныне гастролирующих музыкантов к нам, рассказать о музыке, о теории музыке и что-то исполнить. В общем и целом, после вынужденного переезда из Новосибирска в Душанбе у меня был постоянный духовный голод, ибо общий культурный уровень здесь был намного ниже. Так я и себе заполнила эту пустоту и своим, да заодно и чужим детям приотрыла окошко в мир искусства.
Всего по времени эта программа растягивалась на 3, а позже и на 4 часа. Я помню, как я уставала и как каждый раз зарекалась прекратить, но все же дотянула почти до от'езда в Израиль.
А вспомнила я об этом на концерте в воскресенье, куда я была приглашена соседями. Джон - композитор, и его произведения исполняются на этих концертах лет 25, если не больше. Его жена вручила мне официальное приглашение, но я пробежала глазами только ту часть, где был адрес (чтобы настучать его в навигаторе) и время начала концерта.
По своей старой привычке я оделась элегантно, но без шика (не на бал же я иду!). Когда же я увидела дворец, к котому меня подвел GPS моей машины, я тут же поняла, что дала маху. Отовсюду ко входу подходили пары, мужчины в toxido или фраках, дамы в вечерних строгих платьях с бриллиантами. Я, в общем-то не была там белой вороной, да и публика воспитанная, но мне следовало бы прочесть, что это "black tie party style".
Среди приглашенных были послы европейских государств, мэры двух городов "толкали речи" при открытии вечера. В конце был легкий ужин ( не на бумажных одноразовых тарелочках).
О концерте могу сказать, что я получила огромное наслаждение. Всего было 14 исполнителей, в основном камерная музыка и вокал. флейтистка была просто божественная - я никогда в жизни не слышала такого искуссного и страстного исполнения! Все произведения - современная классика, и это резко отличалось от того, что я регулярно слушаю по радио (когда веду машину, я слушаю в основном только классику), но я просто была в восторге!
Все музыканты, большинство из Нью Йоркской филармонии,и несколько иностранных известных музыкантов, обязательно что-то говорили перед исполнением. Атмосфера мне вдруг и напомнила мои собственные душанбинские концерты.
Приглашенных было 79 человек.
Однако у этого концерта было нечто удивительное. Хозяйка - 91-летняя женщина, пианистка сама, владелица огромного дворца в Тенафлае, на к-й упало 2 дерева в последний мартовский ураган, и полностью разрушило его. Ежегодный концерт, 37(!) по счету, она все решила проводить даже и в своем временном жилище, к-е, конечно же не могло вместить обычное к-во гостей, но все же... Представляете, крошечная сухонькая женщина с лицом изборожденным морщинами, сгорбившаяся от почтенных лет, но с духом и разумом, к-му любой молодой может позавидовать, она вела всю программу вечера, блестая тонким юмором, прекрасной памятью, отмечая самые замечательные успехи каждого исполнителя. Это было прекрасно! Лица гостей светились радостью и умилением, когда они слушали хозяйку: подумать только, скольким людям господь дал дожить до такого возраста и еще не замкуться на себе и своих болячках, а дарить людям такую радость общения через прекрасную музыку!
Да, а в конце она всегда раздает исполнителям маленькие подарочки, шелковые галстуки мужчинам, брошечки или шарфики - женщинам, и они сияли, как дети, в ожидании их очереди получить свой пакетик.
Какой чудесный был вечер!
Остается лишь отметить, что она - одна из богатейших людей в нашей округе. И ничто человеческое ей не чуждо. Даже сквозь гримасы капитализма.
Я нашла на интернете фотографию хозяйки этого вечера, к-я была сдeлана в 2002 году. Нынче она на 8 лет старше. Дай бог дожить и до 120!

8 comments:

  1. Впечатлил меня Ваш рассказ о Днях Искусства, вчера прочитала и сегодня весь день вспоминала. Так все придумать и организовать и не один раз, а каждый месяц, и столько детей и взрослых в это вовлечь и не угаснуть и не отказаться - это очень здорово! Я Вами восхищаюсь! И не удивительно, что дети такие талантливые - есть в кого. Вы большая молодец, Ирина! Спасибо, что поделились. Мне было очень интересно прочитать, пишите еще!

    ReplyDelete
  2. Ирина,
    Когда-то это было мне очень важно, чтобы пока мы бьемся за выезд из совка, а на это ушло добрых 7 лет нашей жизни, побеспокоиться о том, чтобы души моих детей не были пустыми или озлобленными в результате того, что родители вынуждены были свои лучшие годы жизни гробить на борьбу за те свободы, к-е в других цивилизованных странах существуют как норма бытия.
    Наш телефон прослушивался, про нас писали в газетах грязные статьи величиной с целый лист, устраивали на работе обвинительные собрания. Зажевать все надо было столько сил! Я могу сказать вам, что сейчас, оглядываясь назад, я могу посмеяться над КГБ и над их дешевыми методами, а тогда, в полной неизвестности, на сколько это растянется, дадут ли вообще выехать или сгноят в тюрьмах, вышвырнут с работы и т.д.
    тем не менее то был колоссальный стресс.
    Я прикрывала своих детей от той гнусной жизни тем, что устраивала эти дни искусств. И если в школе детей обзывали и травили, учителя напрямую обзывали их "эта сионистка", то по крайней мере к нам стремились прийти масса других детей и взрослых, ибо им было интересно, и мои дети, т.о. не чуствовали себя изгоями, имели друзей и общались с другими детьми, к-е были настроены дружески, что уравновешивало и утешало будни.
    А заодно и мои, и чужие дети приобщились к искусству.
    Да и я не жалею о потраченном времени :-) ведь нынче мне не нужны гиды, когда я хожу по музеям, а если я и беру экскурсию или аудиогид, то и слушать мне гораздо интереснее, потому что это для меня родное, и новые сведения попадают на подготовленную почву.
    Все имеет свой смысл.
    Никогда приобретенные знания и умения не пропадают.

    ReplyDelete
  3. Мне жаль, что было так много грустного, через что пришлось пройти Вам и вашим детям. Мне грустно это читать, еще и потому что я люблю мою родину и мне хочется слышать про нее только хорошее..:) Здорово,что Вы не сломались и не сдались. А нашли свой путь, свою жизнь и новые берега. Здорово, что вы сумели вдохновить своих детей в трудные времена и вдохновляете их и сейчас. Вы вдохновляете и меня тоже Вашими историями. Пусть у Вас все будет хорошо. Жду Ваших новых повествований. Это как книга, которую хочется читать еще и еще.

    ReplyDelete
  4. Ирина, грустить о прошлом не стоит. Тем более, что в свою бытность нам некогда было предаваться патетике, надо было выживать, причем не "на публику", а тихо, самим для себя. Никого бы и задело или там всколыхнуло, если бы еще одна семья отказников бы распалась, или кто-то бы закончил жизнь в психушке. Мы имели таких знакомых, к-е не дожили до разрешения на выезд.
    Просто очень хотелось дожить до "happy end"-a.
    A когда наконец вырвались, надо было вживаться в новый язык, другую ментальность, приспосабливаться к другим жизненным стандартам, искать работу. Жизнь в Израиле ведь не назовешь легкой. Там свои стрессы и трагедии.
    Потом тот же виток, но уже в Америке.
    Здесь ведь тоже не манна небесная сыпется каждый день. Тоже надо выживать.
    В общем, жизнь прожить - не поле перейти.
    Да. А писать - пишу. Иногда часто, иногда реже, когда как "жизне-выживательный" процесс позволяет :-).
    Спасибо на добром слове, что вам нравится читать.
    Всего вам доброго.

    ReplyDelete
  5. Да, а мне вообще нравится дело, за к-е я берусь. Серьезно. Или вот те лекции и концерты готовить было страшно интересно, или возить опилки тачками, что на одном колесике, и раскидывать их ровным слоем между растениями, или заниматься с сыном географией или историей.
    Всегда нахожу что-то интересное в процессе, и работать интересно потом, и дело спорится.

    ReplyDelete
  6. Меня восхищает тот коллосальный заряд энергии, который позволял людям начинать жизнь фактически с нуля, изучать чужой язык и культуру... Это ведь довольно сложно для взрослого человека. Потрясающий потенциал!

    ReplyDelete
  7. Между прочим, эта пожилая женщина, организовывашая концерты почти 40 лет у себя дома, она тоже бывшая имигрантка, ее выдает ее акцент. Правда ее имя, Флоренс, не славянское, а скорее итальянское.
    Я нашла на интернете, что она поддерживает музыкантов с Украины. М.б. ее муж был оттуда, или по каким другим соображениям но она организовывает также и благотворительные концерты с передачей всех вырученных денег с билетов на Украину.

    ReplyDelete
  8. Таня, подума я подумала, и решила, что вы мною тоже восхищаетесь, и очень довольная такой догадкой, отправляюсь на выходные дни.
    Спасибо!

    ReplyDelete