Monday, December 07, 2009

Вчера была на вернисаже одной уже немолодой художницы. Вернисаж был устроен в особняке весьма богатой семьи в соседнем городке. Из залов и просторных коридоров первого этажа была вынесена лишняя мебель за исключением диванов и стульев, чтобы обеспечить посетителям простор перемещаения и доступ к картинам. Приглашенных было много. В непринужденной обстановке под легккие закуски и молодое вино посетители переходили от полотна к полотну, обмениваясь впечатлениями. Предполагалось, что среди приглашенных найдутся люди, к-е приобретут какие-то картины в частные коллекции. Цены варьировались оф $2,000 до $18,000.

Картины были развещены продуманно, свет направлялся так, чтобы подчеркнуть достоинтства каждой.
Наконец сама художница начала рассказ о своем творчестве. Где-то до 1995г она себе писала букеты цветов, туманные улицы, пейзажи и небеса, и что интересно, именно возле них и задерживались практически все посетители. Однако тех картин было немного по сравнению с более поздними, на к-х в основном были изображены цветовые квадраты и ли же интенсивно намешанные цветовые спирали.
Художница эмоционально рассказывала о своих путешествиях в познание о происхождении мира, демонстрируя те или иные моменты, указуя на тот или другой квадрат на полотне размером 120х100 или 100х100 (мифический размер) Она явно была увлечеча магическим черным квадратом Малевича.
Сидела я, слушала - ведь интересно человек говорит о том, что познал, пережил, и вот показывает она эти световые пятна, и создается какая-то эмоциональная связь. А убери ее рассказ - и все исчезло, испарилось. Остались какие-то грязноватые разводы, белые квадраты, сизые квадраты, прямоугольники, линии вроде как горизонта и вихрь красок, уносящихся в сердцевину спирали - и пустота.
Творчество, к-е само по себе без обильных комментариев не вызывает никаких эмоций, уже теряет смысл творчества, и перестает быть искусством в моем понимании. Однако, начиная с начала прошлого века, так много людей искусства все еще гоняется за призраком творчества "прямо из подсознания, минуя образы", чтобы передать свои эмоциональные всплески зрителю напрямую, не утруждая себя ни точностью рисования форм, ни движения, ни композиции. Намалевать квадрат и раскрасить его не требуется никаких навыков рисовальщика. Еще проще вообще намешать цвета так или эдак. Светлые и теплые цвета - под'ем настроения и радость жизни, темные и холодные цвета - депрессия и одиночество. Все просто. Масса градаций при переходе.
Когда-то лет 15 назад я увидела в научном журнале снимки полупродниковых пленок под мощным микроскопом и немедленно вспомнила работы Василия Кандинского. Нынче художница рассказала, что одна исследовательница сама позвонила ей и сообщила, что парочка ее картин практически совпадает с фотографиями протеина, к-е она недавно получила в своей работе по микробиологии и переслала ей jpg файлы для сравнения.
Что это: прорыв сознания, так долго лелеямый художниками?
Не знаю.
С постоянно булькающей и назойливой мыслью, что я не взяла бы ни одной из ее картин, даже если бы мне приплатили, я покинула вернисаж :-(

5 comments:

  1. Да бог с вами, Ира, какие тут прорывы! Все кляксы более или менее друг на друга похожи. Самое интересное, что художники и сами верят, что что-то выражают. Отсутствие самоиронии - это диагноз. Кандинский ведь был бурятский приколист. У него есть масса нормальных очень интересных картин. Меня не оставляет мысль что "Черный квадрат" это был просто розыгрыш - если довести идею экспрессионизма до абсурда, "схавает пипл" или нет? Как видим, пипл хавает и причмокивает.

    ReplyDelete
  2. Мне все же кажется, что это какое-то растянувшееся на целое столетие коллективное умопомрачение среди художников, а также и всей братии вокруг них, кормящихся на об'яснении искусства и обучающих новые поколения вИдению красоты и ее изображению. Это некий эффект "голого короля" по Андерсену.
    Я абсолютно согласна, что огромные полотна с геометрическими фигурами разных цветов хороши как декоративные панно в фойе, холлах общественных зданий, офисов. Они также славно смотрятся на ковре. Картины с игрой линий и цвета я бы тоже отнесла в этот разряд декоративных полотен. Но все же должны же быть какие-то другие средства выражения более тонких эмоций - ведь люди же нуждаются в том, чтобы разделить их с себе подобными.
    Кстати, у Кандинского, да и Сальвадора Дали, да и у большинства абстракционистов картины с изображением осмысленных об'ектов были написаны ими в период ученичества, а позже, многие из них, прекрасные рисовальщики, стеснялись этого и продолжали малевать, "разыскавая новую истину в живописи". Нынешние же ученики даже в ученичестве рисовать и не учатся: а зачем - можно прямо из подсознания лить красками на зрителя.
    Тут уж не до розыгрыша...

    ReplyDelete
  3. Ой, на меня хоть кто б полил красками из подсознания... Полное отсутсвие искусства - никаких тебе бурятских приколистов. Хорошо еще, что музыка присутствует - при чем с самого утра: у меня корейские ученики шикарно играют и поют.

    ReplyDelete
  4. Корейские ученики - шелковые! Чему не начнут учиться - всегда выучатся на все 100. И играют они хорошо. В школьном оркестре в школе моего сына белых уже практически нет, а тролько корейцы, и они все соло партии ведут, в струнных - тол-ко корейцы,и все квартеты и квинтеты себе забрали.
    Усидчивые ребята.

    ReplyDelete
  5. Таня, а что в Дели совсем нет музеев живописи?
    Давненько вы не писали про жизнь в Индии. Я с большим удовольствием и интересом читала ваш рассказ про выбор невесты и женитьбу брата вашего мужа.
    У них, уж, наверное кто-то родился?

    ReplyDelete