Tuesday, October 23, 2018

Откуда пошли океанские лайнеры...

Зашла в маленький South Street Seaport Museum. Разглядывала экспонаты и старые фотографии и вдруг прочла, что собственно пассажирские лайнеры были придуманы и созданы именно в Нью Йорке, и самый первый из них был спущен на воду на том месте, где начинается улица Old Slip, которую я частенько пересекаю, не задумываясь, а почему она так названа.
Корабли и раньше брали на борт пассажиров и предоставляли им более-менее сносные условия путешествия по океану, а вот с созданием лайнеров пассажирское перемещение упорядочилось, и люди смогли планировать своё перемещение между странами и континентами, что привело к расцвету торговли.
Появилось расписание, фиксированная цена на билеты, а ещё появилась возможность путешествия люкс,- а это важно, потому что провести в качке и полной неизвестности или доплывешь ты до Америки или Европы месяц а то и два, так если хотя бы условия путешествия были бы приятными.
С созданием парового двигателя для корабля идея морского путешествия с разным уровнем сервиса обрела почву под ногами.
Я не задумываясь никогда над логистикой, а как, собственно, организовать хотя бы один рейс огромного корабля и при этом прокормить массу людей, когда холодильники/то ещё и не существовали?! Пассажирам первого класса меню разрабатывали заранее и под него загоняли(!) на борт овец, и коров, и уток, и кур - ведь плыть-то надо было несколько недель... Опять же публику надо было развлекать, поэтому на корабле отвели площади и под бары, и под шикарные танцевальные залы, и артистов с собой возили, и в барах подавались вина и крепкие напитки. Почему собственно такой акцент на роскошь был?! Да на ком новый бизнес построишь, если ориентироваться на бедноту? Однако, если львиную долю расходов оплатят богатые, которые хотят Европу повидать, то можно и много безденежных иммигрантов привезти на обратном рейсе.
Пассажиры второго класса питались значительно скромней, каюты их были значительно меньше, и их не допускали на этажи 1-го класса.
Третий класс был обычно для пассажиров, едущих только в одну сторону, в Америку, которые с трудом накопили на билет поплыть в страну своей мечты и начать тем новую жизнь. Их кормили однообразно, но питательно, ибо больных и немощных в иммигранты не пропускали, и отправляли обратно на том же корабле, который их и привёз - так что была прямая заинтересованность в том, чтобы довезти их здоровыми. И сбагрить местным властям как рабочую силу.
И пошёл поток тысяч иммигрантов, что в период бурной индустриализации было очень важно для страны. На знаменитой карикатуре Кеплера, которая есть в музее, он высмеивает, как заманивали в Америку иммигрантов, а на деле, мол, ничего этого нет. Мол, приезжайте в Америку, тут
- Нет жутких налогов
- Не надо содержать короля
- Нет обязательной военной службы
- Нет тяжелых обязательств
- Нет тюрем
А при этом
- Бесплатное образование (имеется в виду школа)
- Бесплатная земля
- Свобода речи и вероисповедания
- Ну и для начала - на корабле не надо платить за еду, она включена в стоимость билета.
Многие факты эти действенны и сейчас, например военная службы добровольная, и действительно не надо содержать на своей шее королей и их семьи и любовниц. Подоходный налог максимальный - 38%, для сравнения в Англии - 62%.
Интересен эффект этой карикатуры: ведь то, что людям в 19 веке было настолько важно, что заставляло бросить все нажитое и подняться с малыми детьми искать счастья в неизвестной стороне, теперь это воспринимается как норма, о которой ты вообще не задумываешься.
Потрясающе интересно было почитать, как при страшной конкуренции выживали те, у кого были знания, умения, интуиция и деловая хватка.
Вот история о капитане, который получил корабль в 25 лет и в столь юном возрасте смог провести свой корабль через кладбище других кораблей после шторма у мыса Надежды. Корабль этот грузовой, его восстановили и теперь он - туристская достопримечательность НЙ. Что называется, и я там был, и своих иностранных гостей туда водила ( типа, а тут у нас парусник на причале - хотите сходим?) А оказывается это не просто парусник, а реликт с интереснейшей историей!
Вышла я из здания музея и направилась в другое его здание, где расположена типография, где все станки, используемые в 19 веке, работают и сейчас, на них напечатаны все книги и открытки, которые там продают, и подошла к маленькому маяку, что установлен рядом. Там была мемориальная доска тем, кто погиб в крушении Титаника.
Оказывается, Титаник должен был причалить совсем недалеко от этого места. Вместо него подошло небольшое судно Хорватия с теми, кого смогли подобрать после крушения Титаника.
Стала читать о том, как НЙ воспринял эту весть, кто погиб и кто выжил.
Город Нью Йорк не бережёт своих зданий, памятников архитектуры, артефактов истории, слишком быстро он развивался, чтобы научиться уважать свою историю и беречь то, что с нею связано. Когда новый владелец здания получает документы на владение им и кусочком земли, на котором оно построено, он тут же сносит это здание и строит на его месте небоскрёб. Сотню лет назад небоскребом считали 30-40 этажное здание, теперь- более 100 этажей, но принцип поведения новых владельцев почти не изменился. Поэтому в НЙ почти не сохранилось старых зданий. Каждое из тех, что выжили, - это или удачная передача-дарственная дворца хозяином на владение городу(и тогда практически всегда это музей), или результат борьбы интеллигенции, которая отстояла несколько архитектурных шедевров, и их внесли в список охраняемых об’ектов архитектуры.
Слишком много выдающихся личностей жило и живет тут, рассказывать и показывать места, связанные с ними - это непосильная задача, хотя толковые гиды всегда включают в свои рассказы парочку историй из жизни таких людей.
С памятью о гибели Титаника небольшое исключение. Его создание было широко разрекламировано, билеты начали продавать задолго до того, как он был спущен на воду, и много очень богатых и людей со средним достатком с удовольствием готовились к этому путешествию.
На Титанике первым классом должны были плыть и создатели сети department stores Macy’s братья Штраус, Исидор и Натан, со своими жёнами. Эта сеть универмагов была одной из самых знаменитых и грандиозных в те времена в Америке. Исидор был по нынешним стандартам директор и CEO, а Натан - генератор оригинальнейших идей. Союз двух таких разных создателей привёл бизнес к успеху, и эта сеть существует и до сих пор.
Натан, однако посещал Израиль и был тронут до глубины души героизмом еврейских поселенцев, которые не смотря на свои профессии докторов, писателей, инженеров и прочих белоручек, покупали на свои малые деньги куски бросовой земли у арабских бедуинов, осушали болота, засаживали их эвкалиптами, занимались земледелием и животноводством, чтобы возродить Эрец Исраэль. Натан об’ездил Палестину вдоль и поперёк, закупал земли и раздавал их даром еврейским поселенцам. Велел Исидору его не ждать.
67-ти летний брат со своей женой Розалией-Идой отплыли в Америку из Европы, где он занимался бизнесом.
15 апреля 1912 г, когда корабль столкнулся с айсбергом и начал быстро тонуть, Исидору Штраусу, его жене и ее горничной, как очень богатому пассажиру лайнера, в стоимость билета входила и самая первая помощь в случае неисправности судна. Им немедленно подали шлюпку, но он отказался сесть в неё, пока все женщины и дети, не зависимо от того, сколько они заплатили за билет, не будут отправлены с тонущего корабля. Ида тоже отказалась спуститься в шлюпку, велев своей горничной садиться немедленно и не задерживать посадку другим пассажирам, сказав мужу, что они прожили вместе много лет и умирать будут вместе.
На Титанике было установлено до смешного мало шлюпок, в общей сложности тогда погибло около 1,500 человек - трагедия такого масштаба потрясла весь мир.
Труп Исидора был найден, и он был похоронен (для религиозных евреев это очень важно), а труп Иды не нашли. Ей было тогда 63 года.
Прекрасная скульптура Augustus Lukeman-а установлена в крошечном Straus Park на пересечении трёх улиц West End Ave, Broadway and 106th Street. Средства на эту скульптурную композицию, а также и на тот маленький маяк, с которого я и «пустилась в путешествии о Титанике», были собраны простыми людьми, попросту на пожертвования. А я ведь раньше думала, что парк этот назван в честь Йоганна Штрауса, короля вальсов, только не могла понять, почему такая грустная девушка в том парке. А это, оказывается посвящение Розалине-Иде Штраус, которая хоть и не была на момент гибели девушкой-красавицей, но это ведь символизирует ее любовь
Не знаю почему, но меня все, что связано с Титаником, глубоко трогает. Не могла успокоиться, пошла читать на интернете про судьбы выживших катастрофу, про тех, кто сгинул, про авантюристов и жаждущих быстрой наживы, про благородство и низость людей в момент трагедии, как повлияла эта трагедия и на развитие индустрии лайнеров, на создание страховых компаний... много всего. Одно цепляет другое. Знание хотя бы ничтожной доли истории места имеет на тебя потрясающий эффект. Прошло уже более 100 лет, а как будто их и не было...
Сходила и на набережную, где был раньше пирс, к которому Титаник должен был пришвартоваться. Но там никакого признака об этом нет. Новая озелененная пешеходная дорожка по-над рекой East River...
Когда-то мне попалась фраза, что человек, не знающий истории своей страны подобен сироте, выросшему без родителей.





5 comments:

  1. Ира, спасибо. Интересно было прочитать.

    ReplyDelete
    Replies
    1. И мне было интересно про все это узнать
      :-)

      Delete
  2. Интересно, спасибо, за информацию.

    ReplyDelete
  3. Наташа, я сама не ожидала, что посещение этого маленького музея вдруг всколыхнёт столько эмоций. Я ведь даже после того как пост написала, все ещё продолжаю читать про этот период жизни НЙ...

    ReplyDelete
  4. Да, правда, сколько всего! Спасибо, дорогая. Очень интересно.

    ReplyDelete