Monday, October 23, 2017

Эффект бумеранга

Амриканские торговые центры, malls, - это гигантские комплексы зданий с торговыми залами, расположенными на нескольких уровнях-этажах, многоэтажные подземные и наземные парковые площади, кинотеатры с десятками кинозалов, рестораны, кафэ, детские развлекательные парки - и все это внутри помещений, целый город под стеклянной крышей. Почему?
 Летом душно и жарко, так помещение можно охладить и поддерживать влагу на комфортном для людей уровне. А зимой - или дожди или снежные ураганы, так людям приятно приехать в такие прекрасно
оформленные помещения и бродить по галереям и магазинам, пообедать в ресторане или перекусить на food court. Детей можно покатать на карусели или на колесе обозрения, самим сходить в кино, и заодно можно всегда накупиться всего, что угодно, ибо в таких malls есть абсолютно все!
На самом-то деле большинству вовсе не нужны высоко-интеллектуальные развлечения, музеи, театры, концерты классической музыки, а вот покупки на самом деле - это мощный всплеск положительных эмоций, которые доступны всем, не зависимо от уровня образования.
И что вы думаете? Люди очень любят ходить в моллы. Спросишь человека, "Где ты был в выходные?" и очень часто услышишь в ответ "Hang out in the mall" (типа, болтался в молле)
Да вот вам для примера один из таких торговых центров,Garden State Plaza Mall, в 20 мин езды от нас. Тут вам карта одного только уровня (а их там 4, не считая гаражей), парочка фото для общего впечатления. Отмечу, что гигантские department stores типа Macy's, Lord & Taylor, Nordstrom, и прочие, обозначены словами, и у них внутри их магазинов есть свои лифты и эскалаторы, туалеты, а остальные, мелкая сошка обозначены номерами, но и у них зачастую огромные территории, просто все познается в сравнении :-), и для них те же услуги как бы в общем пользовании.
Этот вот конкретный mall был открыт в 1957. После войны в Америке собственно и начался бум строительства огромных комплексов из не менее крупных сетей магазинов. Процесс продолжался очень интенсиво, и очень скоро маленькие магазинчики или были скуплены, или обанкротились, ибо они не могли тягаться с гигантами, которые давали такие бросовые цены, что все покупатели перебежали к ним. Вокруг городка, где мы живем, еще с десяток крупных моллов, хотя они и поменьше, чем Garden State Plaza Mall. Но это иллюстрация к тому, что у нас этого добра много-премного. Оказывается в США на душу населения приходится 27 кв. метров моллов (а не просто каких-то мелких магазинов или бутиков, хотя и такие тоже есть), а для сравнения, во Франции и Германии - всего по 3 кв.м. на человека. Чувствуете разницу?! В 9 раз больше! Мне эта статистика попалась совсем недаво в Wall Street Journal, и вот по какому поводу.
Была там статья о кризисе наших моллов. Как в 50-е годы прошлого века моллы вытеснили крошечные магазинчики, так и сейчас сработал тот же механизм, но он бумерангом ударил теперь по моллам. Amazon.com создал возможность не только покупать, не выходя из дома, он еще и развил целую инфраструктуру доставки заказанных товаров в рекордные сроки. В зависимости от того, сколько заплатил за доставку, это будет или в течение нескольких часов, или назавтра, или через пару дней. Амазоновские полностью роботизированные склады товаров нынче уже находятся на околоземной орбите, а оттуда их спускают к нужное место амазоновские беспилотные дроны на рассыльный пунк, а уж оттуда еще пока люди развозят по адресам. В частные дома доставить товар - не проблема. А что делать в гигатнских городах с жилыми домами-небоскребами? И тут Амазон придумал в холлах этих домов встраивать целые стенки своих "камер хранения", куда рассыльные складывают посылки, которые заказчик должен забрать по-быстренькому. Если заказчик не забирает посылку в течение 48 часов, то он должен платить за аренду такой камеры хранения.
В общем и целом, система настолько хорошо наладилась, что народ американский массово перешел на покупки абсолютно всего через интернет, и Аmazon.сом - самый популяный и надежный электронный магазин, а остал-ным деваться некуда, стараются не плошать и быстро привозить заказы на дом.
 Все это куда дешевле обходится, нежели в красивом молле, да и к тому же нужный размер, цвет, модель могут просто не оказаться в том молле, куда ты приехал, - тут реальный магазин проигрывает виртуальному просто в считанные секунды.
И вот процесс пошел.
Моллы стали пустеть, покупателей там теперь очень мало, сети магазинов стали закрывать убыточные отделения в малозаселенных районах страны. Мы-то пока этого еще не почувствовали, но по стране за 9 месяцев этого года закрылось более 200 моллов, почти все через банкротство.
К чему пишу?
Вот я великий нелюбитель шататься по моллам и торчать там часами, слоняясь из магазина в магазин, примеряя сотни тряпок и туфель, разглядывать красивую посуду, подушечки для диванов или ювелирные изделия. Однако люблю красиво одеваться. За 17 лет жизни в Америке, слава богу, выбрала себе несколько магазинов, которые мне нравятся, и посещаю их набегами в самые первые дни сезонных распродаж, но так, чтобы уложиться максимум в один час, забежал - выбежал.
И вот, под'езжаю к Riverside Mall, который поменьше, но поэксклюзивнее, и направляюсь быстренько в Bloomingsdale, просмотрела, что у них там есть,(а я мигом принимаю решение) не понравилось, выхожу проверить Ann Taylor, да еще парочку магазинов. И тут до меня доходит, что почти весь первый уровень молла теперь отдан всяким ресторанам, шикарным и таким, что чуть поскромнее. Никогда тут не было кинотеатров, а теперь есть AMC. И уже даже по этому уровню нет сквозного прохода с севера на юг, а надо подняться на следующий уровень по эскалатору, а потом спуститься вниз. Ну просто все поменялось, и дизайн помещений и галерей тоже!
 Ну что ж, владельцы молла быстро развернули нос по ветру и сообразили, что если людям понравилось покупать все на интернете, то и ради бога! А пустующие территории они предложили другим бизнесам. Людям же все равно захочется выйти из дома, особенно в такое красивое место с кондиционерованным воздухом, и отделанными мрамором и гранитом холлами и галереями, многоэтажным паркингом, чтобы на всех стоянок хватило, и ненавязчивой музыкой,- сплошное удовольствие! Это же практически целый дворцовый комплекс.
И да, взять вот мой спортивный клуб, куда я перебежала 2 года тому назад. Он ведь как раз и занял место в бывшем магазине, хотя и не в молле, а на так называемой plaza, когда много магазинов на площади вокруг огромной стоянки, но переходить из магазина в магазин
приходится, выйдя на улицу. Владельцы спортклуба, сеть LA Fitness, а у них более 700 отделений по стране, вырыли бассейн, который всего 1.5 м - 2.0 м глубиной, не олимпийский (но мне хватает свои километры проплывать, ведь я плыву, не останавливаясь, так что мне все равно, где дно). Огромнейший зал тренажеров, баскетбольный корт, и пара залов с зеркальными стенами для йоги, пилатеса, зумбы и прочего. Все удовольствие - $30 в месяц ($360 в год). А раньше я вываливала $1,500 в год. А теперь таких спортцентров понастроили в бывших магазинах, и цены упали.
А еще моллы стали пустые помещения сдавать под recreational activity, под кабинеты дня врачей, под физио-терапию. Ну что ж, дело совсем неплохое. Жалко только, что многие десятки бывших моллов в глубинке стоят заброшенными и просто разрушаются, потому что там не нашлось достаточно бизнесов, чтобы занять освободившиеся площади, а ведь их же надо содержать, и когда некому это делать, хозяева разоряются, а здания постепенно разваливаются...

19 comments:

  1. Интересно, что сменит амазон?
    Я не самый большой любитель интернет покупок. Мне нужно пощупать, погладить, примерить. На фотографиях все выглядит отлично. Да, что там. Иногда, на прилавке смотрится шикарно. Примерил и понимаешь, что кошмар. Особенно обувь. А возвращать у нас, нужно платить. Немного. Что-то там за пересылку типа 5 евро. Но, они мне нужны, такие эксперименты? Лучше выберусь раз в год в магазин. Надеюсь, что не все закроют))
    Хороший у тебя клуб, Ира! Цена порадовала. Здесь за 30 евро в месяц с бассейном не найти.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Лена, посмотри zalando.com может там и для вас бесплатный возврат.

      Delete
    2. Спасибо, Оля! Меня это так напрягает, этот возврат за деньги. Не могу понять за что я плачу. Пошла смотреть.

      Delete
    3. Что сменит Amazon, даже и не знаю. Когда 70 лет тому назад повсеместно стали появляться malls, кто мог подумать про e-commerce?!
      Даже и не представляю, как можно будет придумать принципиально новый путь доставки всего необходимого людям.

      Delete
    4. Как возвращать то, что не понравилось:
      В 5 мин езды от нас в соседнем городке Амазон построил "камеру хранения" с круглосуточным доступом по паролю. Заходишь на свой амазоновский account online, помечаешь тот заказ, который ты хочешь вернуть, указываешь причину возврата ( не далее как в воскресенье вернула платье по причине что размер не соответствует норме,- кстати если таких возвратов более 5%, Амазон выкидывает такого партнера из своего бизнеса), тебе выдаётся код входа в помещение с камерой хранения, номер ячейки, которая будет соответствать товару, и код ячейки, а также и наклейка с адресом. Распечатал, наклеил на пакет адрес, сел в машину и отвёз.
      У нас accaount Amazon prime, $100 в год - и все товары доставляются и возвращаются бесплатно

      Delete
  2. При всей своей любви к интернет-покупкам, по магазинам за одеждой все равно лучше ходить ногами, чтобы померить. Иначе приходится возвращать обратно (к счастью, бесплатно), что напрягает. С другой стороны, время все равно экономится. А всякую бытовую технику уж нааамного лучше покапать через интернет. И цены лучше, и поковыряться в технических характеристиках можно спокойно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, влезу еще разок. От португальцев, кто увлекается фотографией слышала, что они покупают фототехнику на немецком вебсайте. Забыла название. Нужно поискать. В магазинах португальских профессиональная фототехника жуть какая дорогая.

      Delete
    2. Я тоже не люблю возвращать, не важно что, одежду, обувь или товары быта. Лет 10 тому назад даже не могла себе представить, что буду вещи покупать онлайн. И что же? Постепенно сползаю в эту рутину.
      Ибо. То разнообразие, которое тебе даёт е-commerce, ты в жизни реала обеспечить себе не можешь никак.
      Что имею: все электротовары и электронику уже много лет покупаю только так - почитаешь и про тех. характеристики, и мнения других людей, рассмотришь и панорамный вид изделия, zoom-нешь детали , посмотришь статистику мнений, закажешь. Доставка на следующий день.
      На очереди у меня - покупка овощей фруктов онлайн :-)))

      Delete
    3. Тут я пас. Лучше на местный рынок))

      Delete
    4. Я вот вспомнила, как я буквально балдела от счастья, когда поняла, что в Израиле можно (!) было выбирать овощи и фрукты, и никто не орал на тебя, когда ты не то, что гнилой фрукт отложишь, а просто выбираешь самое лучшее из того, что насыпано горой! То, что останется после , продадут совсем по другой цене, а тебе улыбнутся, да ещё парочку фруктов добавят в пакет - ты же клиент! Ты же купил у него! А не у конкурента!
      Так я настолько расслабилась, что даже и забыла, как это вообще можно хамить покупателю ( в Бруклине практически не бываю, а если и бываю, то не захожу в русские магазины там уж более 10 лет - не хочу вспоминать то, что забыла. А у нас в Нью Джерси осталось парочку русских магазинов, да и те быстренько мимикрировали под местных и не хамят :-)))
      Так вот, овощи и фрукты у нас расфасованы по пластиковым прозрачным коробочкам, за их свежестью следят, они все стандартного размера и похожей спелости. То, что увидишь на картинке в e-market, то ты и получишь к нужному часу. Привезут и поставят на крыльцо перед дверью и позвонят.
      Американцы сытые, и крайне редко подобные покупки исчезают. У нас только дорогую электронику по доставке надо лично принимать и расписываться за неё. Остальное может лежать на несколько суток у дверей, если хозяева назаказывали, забыли и уехали на пару дней куда-то. Хорошо, если крыльцо имеет крышу, так пакеты и картонные коробки не мокнут.
      Я несколько раз забирала соседские пакеты к себе, а им на дверь вешала записку, что все их доставленное добро у меня.
      В нашем городке вообще на такое добро никто не падкий.
      Другое дело, бриллианты и Apple-овские товары . На это жулики падкие :-) но полиция у нас (не зря их зарплаты по +/- $100,000 в год!) толковая, и многие кражи почти мгновенно разоблачают, о чем местная газетка и сообщает.
      Мы частенько забываем запереть дом, и целый день он стоит открытый. Гараж же вообще не имеет замков, там и snow blower, lawn mower, и ещё масса всяких электро инструментов. Вот уже 14 лет так живём, ничего не украли.
      Так кто позарится на какой-то пакет на крыльце, в котором ненужное тебе барахло?!
      Насчёт продуктов же я уже постепенно перехожу: покупаю постоянно органические (bio) крупы, сухофрукты, и прочую мелочь.
      Делать полный food shopping online в принципе куда удобнее, чем посылать мужа со списком в супермаркет - тот всегда или забудет, или принесёт не то, что надо :-)))

      Delete
    5. У нас забор с табличкой "осторожно, собакевич", поэтому я прошу, если есть возможность, чтобы через забор перекидывали, еслинас нет дома)) Иначе потом муторно ждать повторную доставку или ехать в определенные часы в пункт, куда это выгрузили. Собачий корм по 18 кг посылка как-то не прикольно тащить до машины))

      Delete
    6. А я прогуливаю как-то собачку, вижу у соседей за 5 домов от нас лежат 3 пакета на крытом крыльце. На другой день гуляю с псом, ещё пара коробок добавилась. Вечером опять гуляю, вижу, уже гора пакетов. Ну, думаю, уехали, наверное. Пошла и перетаскала все их коробки и пакеты к ним в гараж - все же прибыла я из страны, где если что плохо лежит, так поднимут и унесут ;-)
      Соседке послала email. Она поблагодарила, но без особого восторга. Может ей моя инициатива не понравилась?
      Но они на неделю уезжали, как оказалось.
      По мне, будь я жуликом, я бы в тот дом попробовала бы влезть: если столько пакетов не подобрано хозяевами, это верный знак, что дома никого нет...
      Ну, это моя логика :-)))

      Delete
    7. Да, в городке, где я живу если есть 2-3 русско-говорящие семьи, то и все. По Данилевским школьным собраниям я разоблачила только таких:
      Одна -оба врачи, а у врачей тут $160,000-$350,000 в год доход, другая - семья владельцы вебсайта по продаже чёрной и красной икры.
      Так что ни тем, ни этим пакеты семьи местного джаз композитора явно не нужны :-)))))

      Delete
  3. О! Ира, жму лапу, от магазинов начинаю чесаться.
    Есть ровно два магазина в которых покупаю джинсы, без примерки - никак и зимние куртки, беда с рукавами.
    Амазон - фаворитистый фаворит, а заплатив 50 евро в год за "прайм-доставку", имею плюсы в виде бесплатной (разбив 50 на 12 месяцев, в плюсе несомненном) доставки на следующий день, бесплатный возврат и прочие бонусы прайм-членства. Капают пункты и бонусы, о скидках оповещают заранее и начинают распродажи для праймщиков раньше.
    Гарантия, возврат, за 15 лет пользования, ни одной проблемы.
    Жаль терять время на лазания по магазинам.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Товарищ-немец-Лена)) вот выше написали, что у вас фототехника дешевле! Что скажешь?))

      Delete
    2. Ух ты, с вас за amazon prime берут вдвое меньше, чем с нас! Обииидно, Вань...
      Я сама пользуюсь сыновним account-ом, ибо у него, как у студента, он был бесплатным. Заказываю не то, чтобы уж шибко интенсивно, а так, в меру.
      Молодёжь же вообще все, ну абсолютно все теперь покупает на amazon-e. Почти каждый день у наших дверей валяется какой-нибудь пакет :-)
      Тут сломалась ручка у пластикового совочка со щеткой для сбора сметённого мусора. Я выкидываю и говорю, надо бы другой купить, а на следующий день уже новый совок дома. Я и говорю Даниэлю, " И когда ты только успел?!" А он и говорит, " А я с телефона на Амазоне вчера купил."
      И так абсолютно со всем - и со стиральной жидкостью, и со смягчителем для белья, и с вином - все доставляется быстро, в цельности и сохранности.
      И самое главное, время, которое ни за какие деньги не купишь, сберегается
      Так почему не пользоваться этим?!

      Delete
  4. Оля,
    по поводу фототехники, без руля.
    Сравнивать не с чем, но покупать интернетно выгоднее, чем в том же Сатурне или Медиа Маркте.

    ReplyDelete
  5. Ира, а я теперь не могу заходить в такие заведения. Мне хорошо только на природе. И бутики меня не радуют, и скопление, даже разреженное людей, выношу всё хуже. И не люблю больше насилие над своим телом. Ношу балахоны и джинсы. С моей работой тоже не оденешься элегантно. Надо быстро пересекать город, нагруженной рюкзаком с нотами. Не могу себе сейчас представить, как я такая вся элегантная в дорогих костюмах и на каблуках высиживала в бюро.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Привет, дружище!
      Я как зайду в молл, то через пару минут у меня начинается мандраж, от скуки зеваю, тут же начинают глаза болеть, к ним и голова присоединяется. Если максимум через час я оттуда не выскочила, то потом три дня в голову таблеткой никак не попаду!
      И, представь, все равно нравится красиво одеваться :-)))
      У меня моя одежда нигде не давит, очень комфортабельна и все равно люблю элегантный стиль во всех его разновидностях. По улице ходить у меня удобная плоская обувь, в офисе я ее меняю на туфли ка каблуке, правда сейчас каблук беру не выше 6 см :-)
      Полагаю, что это замечательно, что ты можешь носить то, что тебе нравится, а я - что мне!
      И это ли наше маленькое счастье?!

      Delete