Monday, June 26, 2017

Calsada Portuguesa

Попадая впервые в Лиссабон, ты мгновенно отмечаешь про себя его уникальность, ведь где еще в Европе есть такие исключительно
красиво мощеные улицы, площади и бульвары? Узоры могут быть простенькими геометрическими повторяющимися, а могут быть и портретами или фигурными композициями. Если сказать чeстно, я была просто очарована не только многообразием, но и тем, как же тому, кто создает эти шедевры,удается соблюдать пропорции и повторять абсолютно идентичный патерн на протяжении порой километров!

Чисто технически, вот как человек их выкладывает? Оказалось, прaктически "на глазок". Но при этом глаз должен быть очень опытный и все равно участок выкладки узора д.б. тщательно вымерян.
Все узоры создаются из светлого почти белого известняка и практически черного базальта. Может сначала выложить только черные камушки, а потом подгонять в оставшиеся места белые? Или двигать сразу, ряд за рядом? Но ведь еще надо и выправлять уровень, чтобы не было впадин, чтобы был легкий скос для слива дождевых вод в городскую систему отвода воды. Титаническая, кропотливая и тяжелая работа, скажу я вам, как существо, однажды затеявшее в собственном дворе мозаику на retaining wall.(Кому не лень, можно кликнуть по линкам и посмотреть, какую мозаику я себе выложила в своем дворе).
Откуда же все это пошло в Португалии?
 Я, конечно же не историк, понадергала сведений там да тут, порасспрашивала экскурсоводов, и вот что я узнала:
Все сходятся на том, что мощение дорог пришло в Португалию из древнего Рима. Pимляне мостили военные дороги, чтобы протащить по ним свои тяжелые камнеметательные машины для осады крепостей.
Васко деГама (а по местному, Вашко ДеГама) открыл морской путь в настоящую Индию, не что там какой-то выскочка Колумб, наткнувшись на Америку, растрезвонил на весь мир, что-де Индию открыл!). Далее отважные мореходы и навигаторы понаоткрывали, а заодно и колонизировали много других стран, превратив Португалию в богатейшее государство, не смотря на то, что оно-то совсем маленькое. Понимaете, ведь самое главное в стране - это люди!
В 1515г. в Португалию был доставлен как подарок от Индии диковинный зверь, носорог. Он пережил 120-ти дневное путешествие по морям и океанам, и уж поверьте, корабль, на котором он путешествовал, был совсем не то, что современный лайнер. Выгрузили и содержали носорога недалеко от гавани, куда прибыл корабль, и там же как раз строилась знаменитая сторожевая башная Belem, что где-то 7 км от королевского дворца в столице.
 Легенда гласит, что первую мощеную дорогу как раз и построили, чтобы огромное животное могло пройти из Вelem-а в Лиссабон, при этом остаться относительно чистым, чтобы его можно было завести в королевский дворец. Башня - сама по себе удивительно красивое здание.
Король Manuel собственно задумал устроить зрелище битвы белого слона с носорогом. Белый слон просто покинул поле боя, не проявив никакого интереса к противнику, а носорога, которого никак нельзя было назвать милой игрушкой, король почти что сразу решил его передарить Папе Римскому.
Однако корабль, на котором плыл тот носорог, затонул в шторм. Сальвадор Дали в память о нем создал вот эту скульптуру, которая правда находится не в Португалии, а в его родной Испании.
Хотя если быть аккуратным, то следует сказать, чтп первые calsada portuguesa появились в 14-ом веке во время правления D. João II. Сначала, конечно, мощеные узорчатые дворики имели только аристократы.
Mощение улиц Лиссабона началось с королевского указа 1498г, по которому в качестве материалa там оговаривались именно эти два, которые и используются и по сей день. Камень, кстати по тому указу, должны были использовать с каменоломен Porto, что на севере страны, посему вся эта затея была очень дорогой, что по карману только такой мощной колониальной державе, как
Португалия, коей она как раз и становилась в те покрытые легкой дымкой истории времена.
После мощного землятресения 1755г, который практически стерлo с лица земли столицу Португалии и превратилo процветающую колониальную державу в бедную страну. В проекте возрождения столицы из обломков есть страничка, посвященная инициативе генерала-лейтенанта Eusebius Furtado, руководившего восстановительными работами.
Он приказал заключенным, отбывающим свой срок в замке Св. Георгия, замостить несколько городских тротуаров элегантным орнаментом. Эти тротуары произвели огромное впечатление на интеллектуалов и людей искусства. Об этом стали писать все европейские газеты. Как бы в ответ на этот восторг, первая мощеная гигантская площадь доступная общественности, была закончена в 1848 г. Работы на ней шли практически целый год без остановки. Кстати, возле этой площади Rossio и был наш отель.
Сейчас узорно-мощеные тротуары - достопримечательность Лиссабона и всех ее бывших колоний.
Это портрет Amália Rodrigues, известной певицы, исполняющей fado, выложенный на тротуаре в Alfama, исторической части Лиссабона.
Не смотря на то, что сейчас немало противников этого вида благоустройства улиц и площaдей, которые указывают на дороговизну, тяжесть ручной работы, но и на то, что в дождливый день мостовые скользкие, и на них люди падают и калечатся, тем не менее - это чертовски  красиво и уникально исключительно для Португалии.
И с этим не поспоришь!