Sunday, October 30, 2016

Как вырастить детей при капитализме - 1

В комментах на пост мы тут взялись обсуждать, как растить детей в больших городах да конгломератах при капитализме. Так что кому интересно, подходите на огонек.
Итак, "Я вам не скажу за всю Одесса, вся Одесса очень велика".... Но.
Мы приехали с 5-им летним Даниэлем сюда, и это был рай земной для детей, хотя прибыли из Израиля, где детей любят, и делают для них очень много.
Тут детские площадки самые разные-преразные, их очень много. Масса всяких activities для детей при всех музеях и библиотеках. Но школы детей не вывозят в организованном порядке по музеям. Туда их только родители таскают. И если родитель не интересуется этим, то дети почти наверняка туда ни разу и не сходят за всю их жизнь.
Школами владеют города, построены они на городские налоги, к-е платят граждане, поэтому все школьные детские и спортивные площадки для горожан открыты. Дети всегда учатся только в одну смену, и после 3-х часов площадки заняты и взрослыми, и детьми, кто на что договорился поиграть. Вандализм на площадках редок, ибо за такие действия людей просто судят и наказывают по закону. Американцы нация, уважающая закон, поэтому если где что и раздалбливают, то это уж будет совсем дикий и скорее всего афро-амeриканский райончик, куда даже полиция предпочитает не соваться. А в общем и целом, сколько я ни ездила, а все же около 30 штатов изколесила, в том числе и с детьми, детские площадки в приличной форме повсюду.
Но опять же, если ты квочка, и никуда не хочешь таскаться со своим детёнышем, то наверняка будешь жаловаться, что нет площадок вообще, и вот почему: в крупных городах нет понятия "двор", застройка зачастую идет вплотную, здание к зданию, а стало быть перед твоим носом может и не быть детской площадки. Надо до неё добраться до ближайшего парка или школы, на метро или на машине - но это уже твоя личная  проблема.
Земля тут вся является частной собственностью, и спортивные, и детские площадки строятся только на земле, принадлежащей городу, или кому-то, кто её отдал в общественное пользование.
В Манхэтэне каждая игровая площадка в парках - произведение искусства, даже простая песочница там м. б. работа скульптора. В Манхэтэне несколько детских музеев, это и традиционный для малышни , и музей истории, и Children Museum of Art, и   музей науки. Кликните на любой из этих линков, и вы увидете, насколько красочно и интересно все там оформлено, сколько много детей там, и как им там нравится. Каждый из 80  музеев New York-a имеет специальные залы для детей и развивающие программы.
При городских библиотеках тоже всегда есть комнаты с игрушками, игрушечной ж/д, с огромным количеством настольных игр и обязательной программой для детей разных возрастов, где и чтения книг, и клоун приходит, и кукольный театр приезжает - это все бесплатно. Что значит "бесплатно": ты платишь городской налог, и на эти деньги муниципалитет и покупaeт все это, а ты приходишь, и люди из другого города могут прийти, никто у тебя документов не попросит, наоборот радостно встретят, с твоей деткой позанимаются.
Минус в американской жизни с детьми в том, что везде и всюду взрослый, приведя ребенка на площадку, продолжает общаться с ним. Дети крайне редко играют друг с другом. Вот это общение взрослый-ребенок и плохо, по-моему. Мои дети все очень общительные, я специально и целенаправленно развивала у них communication skills. А вот другим детям, кто от природы замкнут, в жизни прийдется хуже, ибо это свойство характера у них не развито.
  В НЙ аж три ботанических сада, и в каждом игровые площадки, всякие развивающие или просто развлекающие программы - только приведи ребёнка, а сама можешь расслабляться со smartphone-ом! Гигантский зоопарк, и масса мелких зоо-парчков  на манер того, что есть недалеко от нас, детские музеи - именно для того, чтобы в жару-духоту или в дождь-снег, где ребёнк и набегается, и перепробует-примерит на себе всякие профессии, и проживет себя в роли того или другого персонажа, где масса разнообразных игровых материалов, которые отдельная семья не в состоянии приобрести или разместить в своей квартире или доме.
Площадки не только разнообразны для физической активности, там устанавливают всегда что-то для демонстрации разных физических опытов, есть алфавит в разной форме, "следы и кости" разных динозавров, эксперименты со звуком - очень много всего разного, но с теми же качелями-скользочками как основа основ. В выходные к паркам под'езжают пожарники и дают малышне полазить по пожарной машине, скорые помощи тоже бывают, -все рассказывают малышне про свою работу. В парках обязательно есть бейсбольные площадки и футбольные, по-местному, soccer, a также и баскетбол.
Кстати, тут принято, чтобы именно отцы на добровольной основе набирали команды из детей начальной и средней школы, старались детей распределить в равные по силам группы, тренировали их и в конце сезона организовывали соревнования. У нас есть 3 сезона: осенью - soccer, зимой - баскетбол, а весной бейсбол. И что вы думает? Эта традиция свята поддерживается. Мамки туда и не лезут. Их дело приходить на соревнования со складными стульчиками и болеть за команду детки. А вот папаши с энтузиазмом тянут эту лямку. Занятия и соревнования проводятся на спортплощадках города и в школьных залах.
Чем больше парк, тем будет больше спортивных площадок. В самом большом парке, к-й мне попался, было 14 бейсбольных и 6 soccer fields и ещё с десяток баскетбольных площадок. Это в Queens, New York. В нашем городе около 14,000 жителей, и 10 парков со спортивными площадками. Все задействованы по выходным во время этих сезонов.
Народ толчется в парках до глубокой ночи, потому что везде установлено прекрасное освещение.
Для детей младшего и среднего школьного возраста тут много всяких сооружений везде и всюду, но как дети подрастают, они уже сильно ориентированы на колледж и страшную конкуренцию при поступлении в престижные ВУЗы. Ведь закончишь знаменитый ВУЗ, и будешь нарасхват на рынке труда всю жизнь. Поступать по блату не принято, поэтому семьи идут окружным путем: богатые нанимают репетиторов по 5-ти предметам, и те натаскивают детку таким образом, что та получает максимально высокий балл согласно своим способностям на экзамене. Но это требует очень много времени у ребенка, несколько лет. Посему подростки из богатых и семей и тех, что со средним достатком, уходят со всех этих площадок и перемещаются на всякие дополнительные занятия, вечерние курсы, летние лагеря с усиленными программами по предметам поступления и на занятия с личными репетиторами. Разряжают свою негативную энергию уже по gym-ам.
Мне это не нравится, но кому какое дело до моих мнений?!
А на площадках остаются болтаться вплоть до старости афро-американцы, им ведь не надо упираться и зарабатывать себе на хлеб, им всегда подадут и практически бесплатное жильё, и дотацию на продукты. Кому лень спортом заниматься, те переходят на наркоту и разбираловки с перестрелками. И непременно с позиции жертвы: нас все эксплуатируют и попирают наше достоинство...
Ну а если брать свою жизнь в свои руки, то в Америке её можно построить и очень даже неплохо.
Если сосредоточиться на том, а как я лично могу своего ребенка вырастить и подготовить его и к школе, и к коледжу, и к жизни, но при этом не отобрав у него детства, то я за то, чтобы дети общались и играли со сверстниками, но и надо обязательно давать им возможность попробовать себя в максимально возможных соприкосновениях с жизнью и с разными профессиями: а вдруг у них талант к тому, чего родитель сам не имеет, и соответсвенно дома ребенок и не проявит себя в нем.
Моя идея была с детьми - возить их повсюду, давать им соприкоснуться с разнообразными аспектами жизни и не мешать им самим вступать в контакт с другими детьми и взрослыми.
Детство дочерей прошло в совке и в Израиле, а тут я в основном пройдусь по американским возможностям.
Я каждый вечер таскала Даниэля на другую детскую площадку, прихватывала с собой штук 6 больших игрушек, машин, чтобы он научился сам вступать в контакт и обмениваться с другими детьми.Таким образом я развивала его communication skills. Теперь Аня продолжает мое начинание, но значительно видоизменила его. Вот несколько цифр для понимания возможностей семей с невысокими доходами и малыми детьми:
Если покупаешь годовой абонемент в Boston Children's museum на семью из 3-х взрослых (родители и няня, или бабушко-дедушка) и двух детей, то на этот год было в Бостоне $150, на следующий уже цену опубликовали - $160. Это просто рай и для детей, и для взрослых с потрясающими возможностями для развития ребёнка и общения со сверстниками. Все подобные музеи страны об'динены, что означает или бесплатный вход или же ты платишь сильно уменьшенную плату типа $6 за 2-х взрослых и 2-х детей в другие музеи страны. Моя дочь возит детей туда постоянно, и ещё и в окрестные подобные музеи тоже, потому что там тематика оформления разная, подход к детям другой. Один ориентирован на исследование природы, и основные сооружения в лесу, другой на науку и астрономию в частности, третий на музыку и муз инструменты, четвёртый на аквариум и жизнь в океане. В общем, они раз 20 в год ездят по этим музеям.
Обычные нормальные американские театры не имеют в своих репертуарах детских спектаклей вообще. Этим усердно занимается телевидение и масса amusement parks. Это в корне отличается от того, что я имела с дочерьми в свою бытность в Союзе. Там мы каждые выходные обязательно ехали в театр или на выставку. Но в каждой стране свои особенности.
Что еще имеем?