Tuesday, June 26, 2012

Вернусь-ка я к истории про работу.
Дело в том, что когда работа есть (в США это особенно релевантно), то человек себе живет, радуется, если он может любимым делом на жизнь зарабатывать, или жалуется и бухтит, ибо работа с одной стороны дает ему возможность оплачивать счета и позволить себе разные приятности, а с другой стороны почему-то он ее ненавидит тихо ну или даже злобно, а бросить сил не хватает - кишка тонка.
Но так или иначе, а это жизнь, и жизнь, скажем так, нормальная.
Вот мне как бы чертовски везет (уж я тут не буду бухтеть, а сколько же я сама усилий вкладываю на самообразование, чтобы удержаться на плаву и шагать с новыми технологиями в ногу, особенно в области Information Technology), и с тех пор, как я закрыла за собой дверь в совок, а уж почти 23 года я работаю именно там, где хочу и люблю, в IT.
 И в Израиле этим занималась, и в США.

За мою трудовую деятельность специалиста, получившего образования на БЭСМ-6 в СССР-е, пройти и переквалифицироваться уже самой на все это: ЕС-1022, ЕС-1033 с Algol, Fortran, PL/1,   потом уж и нырнуть в  PC, Windows, UFO, Unix, Cobol, RPG-2, RPG-3, C, ADA, C++, Pascal, Jam JAACC, RDB, Oracle, Sybase, System Analysis, OO Design & OO Programming, Project management, Windows NT, C#, Visual Basic, Java, Servlets, JavaBeans, WebServices, WebSphere, WebLogic, Tomcat, MS SQL Server, Netezza...- наверняка забыла еще с десятка 2-3 тех самых важных умных ключевых слов, к-е открывали мне двери при поиске работы, когда я или решала уйти сама, или по какой-то причине теряла место работы. Столько всего поосвоила сама или на каких-то курсах (это было в Израиле), да и преподавала сама другим людям на разных курсах.
А начался этот бег в 1989 в Израиле, на моем первом рабочем месте. Там у меня был сотрудник, программист, приятный дядечка, к-му оставалось лет 8 до пенсии, к-й знал один-раз'единственный язык, RPG-2, и при этом пописывал стихи и рассказики, но нигде не публиковался. Особого рвения не проявлял на работе, просто делал работу, и вот вз'елась на него наша начальница, выпускница Парижской Сорбонны и таки добилась, чтобы его выкинули. Мотивировала она это тем, что он никак не усовершенствуется и тянет подолгу разные дела, работает медленно и без энтузиазма. Она в общем-то права была. Но мужика выкинули, и так как у него в запасе не было никаких модерновых программистких skills, то он и не нашел себе работы по профессии. Я его встретила через пару лет в Бат Яме на улице, так на него было жалко смотреть - живой труп, да и только.
Вот с тех пор я под собой подметки так и рву - его случай подстегивает меня.
Ведь если не браться за самые сложные и страшные проекты, от к-х другие шарахаются, то когда в компании пойдут дела скверно, то от всяких-разных, без к-х можно пересидеть, их ведь и выкинут.
Но это весьма было очень даже релевантно для тех, возраст к-х от 30 до 50.
Но когда же ты, весь из себя умный-разумный, то за свои заслуги к 50-и годам ты как правило и имеешь очень даже хорошую зарплату, и тут срабатывает другой эффект: ну зачем компании в трудные времена overqualified  работник?!, когда его работу можно outsource в Индию, Пакистан, Мексику и нанять там несколько человек за копейку, пусть делают и переделывают по 10 раз одно и то же, и все равно можно на этом сэкономить.
Так и со мной случилось.
Получила я свою увольнительную, и за несколько недель зарплату (это как уж твоя компания решит, а могут и ничего не давать, а вот моему приятелю заплатили вперед за пол-года и те же полгода оплачивали и мед. cтраховку, но вот пародокс - он и до сих пор работу не имеет, хотя и моложе меня на 7 лет), и со дня увольнения ты лишаешься всего: зарплаты, медицинской страховки, страховки на зубы, страховки на жизнь, всякой ерунды как commuter benefits, скидки на мобильный телефон и еще там разной другой мелочовки, к-ая тебе может накрутиться где-то под $10,000 з зависимости от компании.
Это удар еще тот.
Вот пришла я в пятницу домой, resume свое я давно выправила и уже потихоньку искала другую работу, но не оч. интенсивно, ибо много времени занимала подготовка к сдаче экзамена на лицензию Project Manager.
 Какая бы я семи пядей во лбу ну была, а жизнь останавилась и для меня. Понятное дело, я не рыдала перед детьми, но две ночи напролет проплакала в подушку, днем же сидела за компьютером и помещала свое resume на все интернетовские jobs сайты, устанавливала там automatic agents, к-е посылают тебе ежеднево новые positions по твоим ключевым словам. Потом я и сама запускала всяческие поиски со своими ключевыми словами и apply for a job,  а я готова была ехать в любой штат, лишь найти работу по профессии.
Я поставила себе цель во что бы то ни стало вложиться в 5-6 недель и сдать экзамен. Пособие по безработице я начала получать $495 в неделю, что оно, конечно приятно, но на него не проживешь, если у тебя на шее ипотечная ссуда висит.
 Если раньше за меня компания платила мед. страховку, а моя доля там была $1,087  в год, то на свободном рынке я теперь могла купить худшую страховку за $1,500 в месяц.
Понятное дело, я ничего не стала покупать, что тоже страшно, ведь если что случится с тобой, госпиталь тебя обязательно вылечит, но потом опишут твой дом, пока ты с ними не расплатишься.
Если бы я была нищая, то мне сразу бы и мед. обслуживание - бесплатно, и еще и food stamps - талоны на продукты. Можны сытно и спокойно жить, если подсуетиться и вынудить себе квартиру - так в США миллионы и делают, и целые поколения семей живут именно на пособия, поколения за поколением, канюча себе и выдирая все, "что им положено". Это не богато, но это и на порядок сытнее, о чем может только помечтать советский человек с высшим образованием и престижной работой и поныне в совке. Т.е. 2-3-х комнатная квартира в многоэтажке, продукты практически бесплатные, то оттуда, то отсюда какие благотворители подкинут что-то, а рьяным охотникам за дармовщиной и вообще становится интересно, ибо каждый день можно чего да нарыть.
Мне это не интересно, да и привыкла я не канючить, а зарабатывать себе деньги именно на свои нужды, а не довольствоваться тем, что тебе подбросят.
Хотя, когда выбирать будет не из чего, и такой вариант хорош, кто ж спорит...
 Если бы у меня были хорошие накопления на черный день, то я бы даже и не стала думать долго, а обязательно бы взяла и мед страховку, да еще и самую лучшую.
Но я была посередине, словно лошадь в мазагине. И на страховку мой бюджет не натягивал...
Пошли обыкновенные будни.
Я разбила день на части, и 50-50% время делилось на поиск работы-учеба, и ничего другого. Мне удалось себя успокоить и сфокусироваться только на этих двух аспектах, но это днем, когда ты в состоянии контролировать себя, ну а по ночам - один и тот же сериал снов: а на сколько мне хватит продержаться, а как дом продать, ибо маркет свалился так, что должен банку больше, чем сможешь выручить от продажи дома, а как же с сыном быть, ведь он в такой хорошей школе сейчас, куда перебираться?..
Лариса звонила почти каждый день, демонстрируя удивительную мудрость в поведении и стратегии выживания, успокаивая меня.
Аня с Джейсоном не уставали повторять по многу раз, что их дом - наш с Даниэлем дом, и они специально дня нас пробили стену в подвале, 3 стены к-то не в земле, ибо их дом построен на пригорке, и это нормальный этаж, просто окна были маленькие. А нынче они вставили там огромные стеклянные двери на улицу. Так что на черный день они предлагали перебраться к ним, а наш дом сдать в рент.
Но черные мысли тебя просто с'едают изнутри и именно ночью, когда ты бессилен их прогнать. Это, так сказать, нормальные технические проблемы, порядком изматывающие тебя, но самые гнусные - мысли о том, что стара ты, что вряд ли вообще найдешь что-либо приличное, что ты уже никому не нужна, и что все вокруг черным-черно, куда только не поверти башкой.
Конечно, если ничего не найду, поеду к Ане, и там какую-никакую работенку на прокормиться я все равно найду, но жалко же и свою профессию, и стиль жизни, к-й мне обеспечивали мои знания и умения.
Ну, кто хоть когда-то оказывался в моей шкуре, знает, как это бывает...
После такого сна не почуствуешь себя отдохнувшим, ну просто не возможно это физически.
У нас эк. кризис уже полных 4 года, официально. Вокруг столько разбитых семей, разрушенных жизненных укладов - тоска. Люди старшего возраста, те кому за 50 после того, как потеряли работу, практически никто не устроился на другую, к-ая бы давала им +/- прежний уровень жизни... Они по инерции сначала дергаются, ищут, а потом постепенно опускаются, где-то черз год начинают сильно болеть, и с ними происходит деградация у тебя на глазах,- страшно наблюдать со стороным, а жить такую жизнь - еще страшнее.

Итак, прежде всего в подобной ситуации надо как можно срочнее брать себя в руки - постараться закрыться эмоционально от отрицательных эмоций извне (итак своего негатива хватает), закусить губы - и вперед. Делай максимум, что можешь, чтобы найти работу, какую-нибудь, чтобы покрывала хотя бы минимальные расходы. А потом уже в более спокойной обстановке продолжать попытки в поиске другой, более интересной или высоко-оплачиваемой.
С удивлением я вдруг отметила, что на мои раскинутые сети и неводы, стали и рыбки попадаться, и довольно быстро, я даже удивилась, ибо приготовилась к длительной затяжной осаде. Но мне стали приходить в день десятки мэйлов в основном с описанием позиций по контракту на 6-10-12 месяцев. И даже довольно много только именно на Project Manager position. Я "перья почистила", плечи расправила и стала уже среди них выбирать, проходить телефонные интервью и пресс-конференции. Видишь, какие тебе задают специфические вопросы, так я тут подправлю и свое resume именно на эти skills, к-е и ищут, а у меня они есть, да я позабыла их отметить.
Оказалось, что у меня довольно интересное сочетание опыта и сразу в обеих платформах,  Java, .Net, а также все Relation Databases и Warehouses, Netezza в особенности. Т.о. мне стали звонить именно в интересном направлении, business intelligence. То, что я как раз готовилась интенсивно к тесту, дало мне свежие сведения в методологии, risk management, различных аспектах scheduling & human resources management. Людям нравились толковые и по делу ответы. Я получала и приглашения на интервью. Не то, чтобы очень уж и часто, но в одну компанию,  к-ая мне оч. нравилась, я была приглашена трижды, однако все же видимо этот job  отдали другому, к-й показал себя лучше.
 Если сказать честно, я успокоилась, что рано или поздно смогу найти себе хоть контракт на нес-ко месяцев по моей профессии, а уже не где попало.
Где-то через дней 8 после увольнения я была в супермаркете, вдруг получаю звонок от моего бывшего босса, к-го выкинули уже с год тому назад, но он нашел себе работу Technology Director  в хорошей компании. Вот он мне и говорит, что у его приятеля есть компания, и ему надо срочно помочь, где-то недель на 7-8, но чисто программисткая работа, на C#.
Есть у меня такое, но оченно мне не хочется этим заниматься, ибо хочу я во что бы то ни стало сдать экзамен, однако я корректно говорю ОК. Завтра под'еду к твоему приятелю пообщаюсь.
Но есть у меня и какой-то сермяжной правды жизну принцип, что если работа тебя нашла сама, то вроде как грех от нее отказываться. Приехала, понравилась им, начала работать. Деньги платят не плохие, единственно что работать приходится по 60-70 час. в неделю, да и ездить дальше, чем было раньше. Никаких тебе бенефитов в виде мед. страховки они не будут платить. Что ж, все равно, это лучше, чем ничего... Согласилась, и сразу же начала работать.
 Вот неделю не могу никак setup-нуть себе development environment, на компьютере и начинаю уже дергаться, ибо свое задание я даже и не начинала, а неделя-то прошла. А все у них там позапутано, и вся разработка идет с Украины, а их project manager мучается манией величия по причине того, что имеет феноменальную память и прекрасный английский, что и дает ему право чуствовать себя первым парнем на деревнее. Это так дико воспринимается мной тут, ибо так здесь team development не осуществляется. Люди очень корректны, ибо все понимают, что сидят в одной лодке, и если один застрял, то ему спешат помочь, а не изголяются над ним, ибо вся же лодка и потонет. Этот же Алекс здесь явно не задержался бы долго нигде, ибо не только начальство надо уважать в работе, но если группа тобой не довольна, то тебе прийдется уйти.
Наконец я поставила своему начальнику условие: вы мне - работающий компьютер, а вот вам мой estimation & risk factors evaluation, сколько ваше задние времени и усилий возьмет. Ему страшно понравился мой анализ, и он тут же день целый просидел и сам сделал мне работающий laptop. Подключилась я к их серверу, сргузила их application и вижу, что она - на Visual Basic, а я-то грешным делом думала, что этот язык давным-давно вымер :-)
А он оказывается, живой. Я говорю, ребяты, я ж его не знаю, а знаю только C#, а они мне - ну так они же похожие, пиши же на Visual Basic, да поскорее, а то сроки поджимают...
В общем, нырнула я в это, да еще с их исключительно сложной инфраструктой баз данных, и только с помощью Google в качестве советчика и помощника уже через 2 месяца выдала им на-гора первый вариант того куска функциональности, к-й им был нужен.
В то же самое время продолжала и поиск работы с нормальными бенефитами, а это тоже и трата времени и свои переживания, и поездки по интервью, и ведь в основном надо на своей машине рулить, а на ней-то приехать на работу нельзя, ибо негде там парковаться, в Downtown Manhattan...
Однажды с утра поехала на своей машине в Long Island на интервью, возвращаюсь, кружила-кружила в Uptоwn Manhattan в поисках парковки, a там оказывается по вторникам-четвергам одну стороны улицы подметает машина, и парковаться там нельзя как раз эти 2 часа, вот и все, кто мог, передвинули машины на другую сторону улицы, ну или заплатили суперу, чтобы он это сделал, а я оказалась как назло именно в это время. Наконец с трудом втиснулась где-то от метро в 20 мин ходьбы, добежала до метро, почти час протряслась и явилась к 12 на работу. День был на редкость напряженный, где-то часов после 8 вечера, я, как та лошадь на мельничном круге, вышла с работы - и на метро, поезд под'ехал к Port Authority, 42nd St. - автовокзал по-русски, я себе вышла, как обычно, на автопилоте, пришла на свою 211 платформу, села в свой обычный эскпресс и приехала на свою остановку. Выхожу - а где моя машина?! А я забыла ее в Манхэтэне.
Ну не переться же сейчас за ней, на ночь глядя. Я ее в приличном районе оставила, нет там нищеты с projects "for less fortunate", значит скорее всего, никому она там и не понадобится. Прошла пешком домой.
Являюсь на работу на след. день, везде себе поустанавливала напоминалки, и на iPhone, и на Outlook Email,  и поразвесила записки, что вечером надо не забыть проехать до университета Columbia и забрать там свою машину.
Сработало. Машину подобрала.
Да. Во всякие истории вляпаешься под сильным стрессом-то.
Однако, под лежачий камень вода не течет. А я, как та лягушка, к-ая оказалась в крынке со сметаной, билась, билась, а когда уж из сил выбилась, то оказалось, что она взбила сметану в масло. Так и я. Почти в один день я получила 2 job offers, один - из той же компании, где я доблестно прыгнула в development на средствах, о к-х толком ничего и не знала, применила архитектуру для web applications, к-ю знала ранее, оказалось, что мой метод был даже выигрышнее, чем тот, что Алексовские украинские рабы создали. Когда стали переводить application  на Google Chrome & Fire Fox, мой интерфейс прошел без сучка-без задоринки, а те должны были перелопачивать все, ибо они не подумали позаботиться о случае, когда твою application запускают сразу в двух tabs одного browser-s или же в двух разных browser-ах и работают в обеих browsers постоянно.
В общем тут мне предложили Project Manager-a,руководить всеми тут в Нью Йорке и еще тем Алексом. А еще предложили и в университете тоже Project Manager-a. Эта рыбка приплыла с моих интернетовских поисков. Денег в универе давали поменьше, но не намного, да и ездить туда надо через 2 платных моста, что $22.5 в день, да и самой машину вести, а тут вроде как на автобусе-метро.
Но что же победило?
Прикинула я, что с 60-70 часовой рабочей неделей никогда я не доберусь до экзамена, а надо, а уработаюсь я тут до чертиков.
В общем, подписала договор с университетом. Там 22 раб дня в году - отпуск. Да еще 23 дня в году универ просто закрыт - они там празднуют все, что только мимо проплывает, и Veteran's Day, и President's Day, и Martin Luther King Day, и черт знает что еще. Но самое смешное, что когда я явилась на первый свой рабочий день туда 21 мая, ко мне подошли чуть ли ни все подряд, в том числе и CIO( Chief Information Officer)сказать, что с этой недели начался летний семестр в универе, и по пятницам он тоже закрыт.
 Нет, вы только подумайте, это же еще целых 13 пятниц!
И если вы думаете, что я тут же бросилась готовиться к экзамену, к-й я вынуждена была отложить, ибо урабатывалась по контраку, как папа Карла, да и моталась по интервью, как бобик, то вы глубоко заблуждаетесь!
Я отдыхать взялась на всю катушку, поубирала все дальние углы в доме, даже занавеси постирала, обзвонила друзей-приятелей, каждый божий выходной - у меня гостей навалом.
Одна моя подруга, к-ая меня давно не видела, вдруг всплескивает руками: ах, как ты прекрасно выглядишь, ты что, ботокс себе сделала?! А я и говорю, да нет - просто я теперь только по 4 дня в неделю работаю :-) :-)
 Вот наотдыхаюсь так, что пар из ушей пойдет, тогда и делом займусь...

12 comments:

  1. Молодец, Ирина! Я Вами горжусь! Страшно переживала до этого поста, с тех пор как Вы написали, что потеряли работу. Вы такая прекрасная молодец!!! Рада за Вас. Хорошего Вам отдыха и много-много вдохновения!!!

    ReplyDelete
  2. Спасибо, Ирина.
    На самом деле я и сама не очень-то и верила, что найду приличную работу по специальности, у нас ведь и до сих пор страшная безработица, просто наметила себе определенную стратегию, что надо сделать, чтобы потом себя же не обвинять, что этого не сделала, да того, а вот если бы сделала, то м.б. и нашла бы... Я оч. сильно не люблю такие вот самообвинения в душе, поэтому и стараюсь предпринять все возможное, чтобы исключить эти само-нападки в будущем :-)
    Смешнее всего, все мои родственники, друзья и знакомые не сомневались ни на минуту, что я обязательно найду.
    Такой вот парадокс.
    Ну, как говорится, все хорошо, что хорошо кончается.

    ReplyDelete
  3. Вот молодец, правильно. Всех денег не заработаешь, а свободное время оно как бы еще не ценнее денег! Молодец Ира! И не надо было так переживать. Сами же видите, кто не может найти работу и опускается - те, кто не хочет учиться/меняться, кто не может придумать себе работоспособный план или не имеет воли его придерживаться. А вы все сделали правильно, молодчина! Очень за вас рад! Я как-то даже и мысли не допускал, что вы можете to fail.

    ReplyDelete
  4. Ну вот, еще один! :-)
    Прямо заговор какой-то. Все прям-таки были уверенные, что я найду работу.
    Да вы бы посмотрели на меня, когда я сама с собой, один на один, уж точно бы порастеряли свою уверенность!
    Сидела я, закрывшись в спальне, и хлюпала носом, потом рыдала, потом, устав, опять всхлипывала - и так две ночи напролет...
    Что вы думаете, я вся из себя такая железная?!

    ReplyDelete
  5. Ирина, пока я тут путешествовала по западной Украине и кормила оленей, у вас тут столько событий!!! Искренне желаю много-много сил, вдохновения, самообладания, поддержки, а главное здоровья! Так вас можно поздравит с новой работой?

    ReplyDelete
  6. Всем женщинам свойственно паниковать в критическрй ситуации. И далеко не каждая способна панику преодолеть, планировать и действовать трезво и целенаправленно. Вы способны, жизнь ваша нелегкая вас закалила. Я вами с самого начала восхищаюсь, как только начал ваш блог читать. Потому и не сомневался. "Ничто вас в жизни не может вышибить из седла":) Короче, мой вам респект и уважуха :D

    ReplyDelete
  7. Таня, как приятно узнать, что у вас все в порядке, и не было от вас вестей по причине путешествий! С приездом!
    А поздравления я, да, конечно, принимаю - почему нет?! Спасибо-спасибо!
    Да, а работа у меня новая, начала тут с 21 мая, никаких особых challenges, в общем отпишу отдельным постом, чем я тут занимаюсь. Пока что рассказываю знакомым, что мне тут делать приходится, все со смеху покатываются, разве что со стульев не падают :-)
    Я тут слыву за веселого рассказчика уж много лет как, меня даже любят приглашать в разные неизвестные мне комапании, я так подозреваю, что подают меня там как пряный соус имеено за рассказывания... :-)

    ReplyDelete
  8. Андрей, уважуха - штука весьма приятная, принимаю с радостью, а насчет кто паникует быстрее, женщины или мужчины, ну что же вы от меня хотите?!
    Конечно же я тут же выступлю с защитой из солидарности к женскому полу.
    Дайте вот только описать мои яркие примерчики :-)...

    ReplyDelete
  9. По-моему, женщины и мужчины паникуют в абсолютно разных ситуациях. То, что выносит женщина, порой просто не выносимо для мужчины (к примеру, слабость и длительная болезнь больного родственника), и наоборот - там, где женщине кажется, что жизнь закончилась, мужчина может просто улыбнуться и сказать: "Не усложняй".

    ReplyDelete
  10. Мне кажется, что просто среди всех людей, которые склонны в целом паниковать принаступлении любых проблем, выделяются люди особого "пионерского" склада, такими были первопроходцы. Это могут быть и мужчины, и женщины. И когда все хорошо, они обычные люди, а в стрессовых ситуациях они действуют, в то время как другие причитают и паникуют. Мне кажется, что Вы, Ирина, именно из этой категории людей, которые никогда не сдаются. Удачи Вам и процветания! Ждем рассказ о нынешней работе..:)

    ReplyDelete
  11. Таня, по-моему, это так мудро и вовремя сказано!
    Все абсолютно правильно сказано. И почему-то надо об этом напоминать :-)
    Спасибо!

    ReplyDelete
  12. Ирина, вы правы. Каждый рождается со своей какой-то ему особой генетикой, которую обстоятельства сильно меняют, но вот нечто главное, стержень, так и остается доминирующим.
    Мы не понимаем, почему тот или этот человек ведет себя так или иначе, шумим, сердимся, а ведь не известно нам, с какой целью он именно таким и был создан.
    Здесь широкий простор для толкований, и карма, и всевозможные Господни проявления, но люди разные, и "выскочить из себя" никому не дано ...
    И да, среди обоих полов есть свои герои, первопроходцы.
    Где-то в чем-то и я туда попадаю, в основном по обстоятельствам, но ведь и генетика-ка тоже срабатывает :-)
    Так что - Даешь первопроходцев!
    И во-о-о-ще - на сегодня - пир горой, ибо был у нас happy end, и работа опять есть, и интернет есть, и все замечательно-прекрасно опять :-), чего я вам всем и желаю от души!

    ReplyDelete