Friday, May 05, 2017

Tы че, идиот, лыбишься?

А вот спрашивается, почему американцы все время улыбаются? Фальшивые ли это улыбки из
серии "Tы че, идиот, лыбишься?!" Или в самом деле нормальные улыбки у них, потому что довольны всем?
Я тут слушала книгу "Social Animal" by David Brooks, к слову сказать, там просто золотые россыпи разных исследований по социологии, антропологии и психологии,- так вот в ней приводятся интересные и даже забавные результаты исследований (кстати, в потрясающе увлекательной манере повествования).

Оказывается в Америке книг, спектаклей, TV shows и сериалов с happy end примерно в 3 раза больше, чем в Германии при сходной активности по потреблению этого вида продукции.
David Brooks проводит параллель между социальной защищённостью индивида и его поведением в обществе. Получается, что если человек доверяет той социальной системе общества, где он живет, то у него появляется уверенность в том, что система прийдет к нему на помощь в трудную минуту. Он расслабляется и улыбается чаще.
Но расслабуха тут, конечно, не на 100%, и проблем хватает в любом обществе, и трагедий тоже, когда человек брошен всеми, и в том числе обществом, где он прожил всю свою жизнь. Но тем не менее.
Недавно я тут поделилась рассказом, про то как наши авиалинии продают больше билетов, чем мест в самолёте, и как 69-летнего пассажира выволокли с самолета, чтобы освободить место экипажу, который срочно должен быть доставлен в другой город, чтобы помочь развезти пассажиров с другого лайнера, который поломался.
Это были проделки American Airline компании. Их ретивые security службы, исполняя просьбу стюардесс, выбили дядечке два передних зуба и обеспечили ему сотрясение мозга, пока волокли его по проходу, ибо сам он не хотел уступать никому своего места.
Понятное дело семья пострадавшего тут же подала в суд, и уже получила весьма приличную сумму компенсации от авиа компании, которая не оглашается. И персональное извинение от владельцев компании и ее СЕО пострадавший тоже получил.
Но этот случай поднял волну возмущения по всей стране. Интернет заполнился историями о том, как авиа компании нарушали планы людей своим overbooking, как семья, купившая билет на своего 2-х летнего ребёнка ( а у них был ещё грудной младенец, вынуждена была держать обоих детей на руках в 5-ти часовом полёте из-за того, что на это сидение был посажён другой пассажир,- да много что помянули. Да и какие только обиды ни выплеснулись на проклятые корпорации, которые к тому же еще и посдвинули сидения поближе, чтобы еще один ряд кресел втолкнуть в самолеты, лишь бы побольше прибыли получить, и дела им нет до того, как пассажиры будут мучиться скрюченными в их самолетах!
Я не следила за всем этим.
Однако на этой неделе chief executive officers aмериканских авиакомпаний были вызваны в правительство на заседание палаты представителей на ковёр, где их в течение нескольких дней прилично потрясли на предмет низкого уровня обслуживания. Ультиматум  был им предъявлен "или сами быстренько подымите уровень сервиса,  или мы создадим законы, регулирующие вашу деятельность, и тогда штрафы на вас посыплются, как горох из дырявого мешка".  И они засуетились: кто вообще отменил overbooking тут же на месте, кто заявил, что компенсация за добровольный отказ от полёта с переносом на другой рейс будет резко увеличена, никакого насилия или давления на пассажиров с отказом от рейса. И еще: все до единого тут же сообщили, что если пассажир уже сел на своё сидение в самолёте, его с этого места ни за что вытаскивать не будут.
Что тут вам сказать?
Я, как тривиальная мещанка, особо не следила за тем, как авиа компании "поджаривали на гриле" в правительстве, но просмотрела коротенькое заключение на сайте новостей, и была на 100% удовлетворена результатом этой разборки.
Рада за то, что справедливость восторжествовала. Рада за то, что мне не надо идти на баррикады и на кровавые демонстрации за это. Замечательно, что конституцию США создавали люди, очень образованные, знающие философию и основы политического устройства общества. Надо отметить, что как-то задолго моего появления в Америкe массу разных вопросов решили в пользу маленького покупателя - клиента - пассажира, поэтому ни мне, ни миллионам других американцев, да и туристам не надо сражаться за нормальное обслуживние.
Не возможно построить рай на земле, но тем не менее, это все же лучшее из того, что мне лично довелось познать в трёх социальных системах.
Так что почему мне и не улыбаться приветливо всем подряд, как я и делаю это обычно, причем еще и каждый день. И без особой причины.
:-)

6 comments:

  1. Я все-таки склонна считать, что человек улыбается от хорошего настроения и позитивного отношения к окружающему, чем от специально натренированных мышц лица.
    А влияние ТВ на людей очень сильное. Был один период в жизни, когда краем уха постоянно слышала один канал с достаточно агрессивной манерой подачи материала. И стала за собой замечать нервозность и агрессивность. После этого старалась самоизолироваться, когда ТВ был включен. И так хорошо жить стало))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ты абсолютно права, Оля.
      Когда хорошее настроение, тогда и улыбаются. Я может и не очень чётко это провела в своём посте, но потому что в американском обществе человеку не надо постоянно напрягаться и бороться в преодолении мелких бытовых трудностях, потому что есть масса законов, защищающих маленького человека против обмана огромных корпораций, американец доверяет своему обществу, именно поэтому у него очень часто хорошее настроение просто так. Именно поэтому он чаще улыбается незнакомым людям, это такая форма приветствия, а не как ответ на нечто приятное.
      Иностранцам, особенно из тоталитарного общества, это кажется диким и фальшивым, и это их и удивляет и пугает.
      Ну и это уже не мое мнение, а мнение социологов, на которое я и ссылаюсь.
      Ну и обратный эффект тоже срабатывает: когда все вокруг приветливы и улыбчивы, человек поневоле тоже "надевает хорошую мину при плохой игре". Это безусловно не улыбка хорошего настроения.
      Однако опять же, когда человек "надевает" улыбку и начинает вроде как притворяться, что у него все хорошо, оказывается, что у таких людей и процесс выздоровления до 30% короче, чем у тех, что в подавленном состоянии, и работу они быстрее находят в периоды массовой безработицы, и пару в любовном союзе,- тоже уже масса исследований опубликована, и данные подтверждены.
      В общем, куда ни повернись, а кругом сплошные выгоды для улыбающихся.
      Вот и получается, что кое-кто исключительно из выгоды и придумал улыбаться...

      Delete
    2. Разные традиции. Где-то принято руки жать, где-то носами тереться, где-то материться по поводу и без повода, а у нас в Канаде принято улыбаться людям. Типа улыбка - это тут естественное состояние лица, а совсем даже не маска. Злобные рожи в российской толпе - это просто недоразвитость социальной коммуникации. Вот вырастут в России 2-3 поколения без войн, голодухи и каждодневной драки за кусок хлеба, и русские научатся улыбаться. Слышал я, уже сейчас многое поменялось.

      Delete
    3. Интересный взгляд, что-то в этом есть.
      Кстати, китайцы вот вообще никак не выражают своих эмоций, не улыбаются незнакомым почти никогда

      Delete
  2. Вспомнилось, как учила языки. В немалой степени в изучении важна артикуляция. Во французском, помнится, учительница рассказывала как они на первом курсе в универе все с ложками во рту ходили, чтобы приучить язык к определенному положению. Я пробовала, то еще занятие)) В английском, как мне объясняла учитель, очень важно научиться держать губы немного растянутыми - словно ты улыбаешься, и при этом произносить слова. Улыбайся и говори)) Я так и не освоила толком эти техники. Но больше всего мне понравилась артикуляция в португальском - язык во многих случаях должен быть расслаблен, словно ты слегка выпил)) Моя тема.

    А от улыбки, как известно, становится светлей :))

    ReplyDelete
    Replies
    1. О, португальский мне как раз подходит!
      Пойду погуглю-посмотрю, что к чему. Ты вообще вусно пишешь, и я стала поглядывать в вашу сторону на счет, куда же перебраться жить на пенсии...

      Delete