Thursday, April 27, 2017

А кому нужна философия?

В продолжение к посту, и просто так, за жизнь...
Если только сосредоточиться на парочке идей Ницше, из которых можно почерпнуть массу полезного, вот прямо сразу и сейчас, то можно тут же найти для себя руководство к действию, например: как создать себя как личность, попросту прислушиваясь к своим страстным желаниям и вместо того, чтобы подавлять их, как к тому приучает нас христианская мораль, управлять ими, занимаясь самоусовершенствованием.
Это вам не болтология на тему "Что делать?" Чернышевского без единого совета, что же делать! Только нечего надергивать и выворачивать наизнанку идеи Ницше, а то быстро станете вторым гитлером :-)
Идеи все же надо обдумывать, прежде чем "надевать на себя". А если приучить ребенка с детства не только зубы чистить, но и думать, прежде чем что-то делать, то и привыкнет он своей головой пользоваться, а не плыть по течению.

Не надо стесняться например зависти, которую мы чувствуем к другим людям. Если использовать зависть как собственного гида, то он чётко укажет тебе, кем ты можешь стать или чем ты можешь владеть, если все свои внутренние ресурсы направишь на достижение своей цели, на которую указала тебя твоя зависть, ведь мы яростно завидуем именно тому, чего у нас нет. Т.о. зависть, используемая умело, приведёт тебя к осознанному улучшению своей личности.
Мне ещё интересен ницшеановский подход к анализу христианства. Все, что люди жаждали иметь, а поиметь не смогли в силу своей слабости и неумения фокусироваться на достижение желаемого, они превратили в моральные запреты, которые и нарушают постоянно на протяжении столетий.Так например желание секса и невозможность его удовлетворить, у христиан превратилось в отрицание сексуальности, запрет секса,- пуританизм. Ненависть одного человека к другому не моральна, загоним это сильное отрицательное чувство под личину покорности и послушания. Получается, что христианская религия шла на поводу слабого и все его провалы, жалеючи , возводила в статус добродетелей.
Когда нам преподавали философию, никто в жизни не отправлял нас в библиотеку почитать хотя бы переводы работ тех философов, которых так яростно клеймили наши преподаватели (а другого пути выжить или сохранить место работы в наши времена у них просто не было).
Почитавши Платона, я теперь понимаю, почему именно в Новосибирской Государственной Технической Публичной Библиотеке, ГПНТБ, его сочинения выдавали только по особому разрешению и только преподавателям философии, а Гегеля вообще не держали в наше время студенчества - это же просто революционные бомбы, если вдруг попадут в руки масс!
Когда моя дочь Аня поступила в американский колледж, на первом же семестре ей надо было перечитать работы Аристотеля, Сократа, Платона, и мы с ней вместе продирались через тот высокий слог и те самые слова, которые в бытовой речи напрочь отсутствуют. Она тогда одна не успевала перевести то количество книг, которые ей надо было проработать, чтобы сдать свои экзамены. Когда же добирались до сути изложения, получалось, что философия - это же наиболее полезная вещь, которую может молодой человек изучить, чтобы отправляться в дальнее плавание своей взрослой жизни.
Кому интересно, например, предсказать, как поведёт себя Путин в ближайшее время, тому стОит почитать всерьёз Платона, излагающего пути, по которым народный избранник (герой; лидер; тот, под чьим изначальным руководством народ сверг предыдущего тирана) становится тираном сам, кого он убирает на своём пути, когда именно, и кого, и как поддерживает у народа имидж хорошего вождя. Степень жестокости тирана лишь варьируется в зависимости от характера личности, зато поведенческие pattern у них абсолютно идентичные. B целом путь его от взлёта до падения на редкость предсказуем.
Платон и Сократ жили в жуткое время, наблюдали в своей жизни вблизи более 30 диктатур страшных тиранов, которые все без исключения начинали как народные любимцы. Отличная социальная лаборатория.
И жаль, что эти исследования, мыслительный процесс философов и его результаты остаются в стороне от населения нашей планеты, которая предпочитает средства массовой информации. А читают и обсуждают достижения мыслителей только немногие, и чаще всего оторванные от общества учёные.

5 comments:

  1. Боже мой, сколько лет я "изучала" философию. И в универе, и в аспирантуре. Правда, подлинников мы не читали, только марксистко-ленинскую интерпретацию.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Представь, "и мы, и мы, и мы того же мнения"...
      Вот что меня поражает, что такие просторы были у ссср, и как население умудрилось вести себя настолько одинаково!
      Вот взять США, а тут не то что в соседнем штате даже дорожные правила отличаются, тут в каждой школе свои учебники, и программы, и это внутри одного населенного пункта!
      Люди с восточного побережья жалуются, что им трудно приспособиться к ментальности западного побережья, и наоборот. И ведь вроде все американцы, на английском говорят...

      Delete
  2. Спасибо, Ира, познавательно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. О! За просветительный журнал скоро сойду!
      А кстати, пару дней назад в компашкe приятных мне людей вдруг зашёл разговор о мыслителях. Так я ввернула "своё" мнение и о том философе, и об этом (как раз ведь только что наслушалась на YouTube ), - и сошла в той компании за очень умную...
      Галя, даже не могла себе представить, как оказалось приятно, что сынок вовремя подкинул мне эти линии на school of philosophy :-))

      Delete
  3. Как-то жестко у вас в Новосибе было, не иначе местные инициативы. Я помню в Ёкатеринбурге ходил в Белинку и в читалке свободно брал и Платона, и Шпенглера и прочая.

    ReplyDelete