Wednesday, December 08, 2010

Исчезающие профессии

Задумалась я на тему, как на глазах всего одного поколения изменилась организационная структура компаний. Не то, чтобы даже поколения, а всего каких-то 20-25 лет. Если оглянуться назад, то в каждой компании всегда был отдел кадров с приличным количеством работников, бухгалтерия ,на удивление не зависимо от компании и государства состоящая из вечно раздраженных теток, у к-х если и надо было спросить что-то про непонятно отчисленные деньги из зарплаты, то всегда надо было с духом собираться пару дней. Еще были отделы АСУ, или как тут их называют, IT - Information Technology, а еще были электронщики, к-е работали посменно и ремонтировали то printers, то какие другие устройства, чтобы обеспечить работу компьютеров. Еще была секретарша, или receptionist, к-я сидела сразу же у входа в open space и отвечала на телефоны, "прикрывала" боссов от нежелательных визитеров и заказывала им авиабилеты и отели на случай их поездок по делам компании, а также по мелочам как-то обслуживала остальных работников, если было время или желание.

Что имеем на настоящий момент?
Отдел кадров улетучился напрочь, а с ним и секретарша. Нынче есть парочка executive assistants, к-е заполняют кое-какие данные новых работников или изменения в семейном статусе уже работающих сотрудников через вебсайт компании, к-я ведет учет кадров, рассчитывает зарплату, отчисляет налоги и выступает в защиту интересов компании в случае, когда какой-то работник вдруг задумает судить ту компанию, в к-й он работает/ал. Называется это outsourcing. Т.е. услуги отдела выполняет другая компания, к-я специализируется только на этом.
Эти же executive assistants чего только не делают, и кого только не обслуживают! На эту должность принимают человека с минимумом bachelor degree.
Нынче специализация пошла укрупненным косяком. Эти outsourcing компании об'единяют не только все функции, к-е когда-то традиционно выполнял отдел кадров, они еще и поставляют и пакет медицинской страховки, vision & dental insurance. Все переложено на software, к-е работает через интернет, и парочка человек только вводит данные и консультирует клиентов-компании, что и как у них есть, и как оно работает, чтобы поставить пакет необходимых услуг.
Куда подевались люди, получавшие образование в области human resources в течение долгих лет в колледжах и университетах? Как говорят обычно люди, выступающие с лекциями - это хороший вопрос.
А есть ли в компаниях отделы техобслуживания компьютеров? Они как-то совершенно тихо исчезли в процессе эволюции. Есть небольшие компашки, в к-х можно починить компьютер, но, что интересно, обычно туда приносят свои компы только частные лица, а компании заказывают новые. Есть ситуации, когда ваши компанейские network guys сами через интернет заказывают какие-то части и заменяют их в компьютере, к-й вышел из строя, но с паяльником уже давно никто не сидит и даже не знает, что же это такое, паяльник...
Красивые приемные с миловидными секретаршами тоже исчезли, хотя еще и не везде, но тем не менее эти пространства используются нынче для обычных cubicles. Один квадратный фут/метр офисного пространства стОит дорого, зачем же держать столько места впустую? Вместо серетарш поставили на стеклянных дверях электронные замки, возле них телефон. Если кто из визитеров случайно забрел, не решивши своих дел с вашей компанией по телефону или через видео-конференцию, то для таких есть список телефонов рядом, позвони, дверь тебе откроeт тот человек, к-му ты пришел, нажавши кнопку на своем телефоне, и ты пройдешь туда, куда тебе надо. Боссы по командировкам практически не ездят, а нынче общаются в основном через видео-конференции, и т.о. компании резко экономят на транспортных расходах.
А что же с IT? По крайней мере в США они тоже исчезают совсем из структуры организации. Их просто больше нет во многих компаниях. Нет даже и одного человека, отвечающего за IT. Однако у компаний есть нужда создавать, видоизменять и совершенствовать свои вебсайты, через к-е они что-то продают, у них масса business processes идет под контролем software. Как же без программистов? А очень просто: все заказывается у других компаний, к-е специализируются на создании таких software. Их программисты в основном живут в Индии, Пакистане, России, Словении и т.д.
Что интересно, так нынче проявилась тенденция к резкому с'еживанию бухгалтерии. Основные процессы, за к-е традиционно отвечали люди из accounting, тоже перенесли под ответственность пакетов Internet based software, написанных в той же Индии, и обслуживаемые индийцами или сингапурцами, и в этих отделах остались последние из Могикан. Они на редкость приветливы.
Вот так профессии родились и отмерли за ничтожный промежуток времени в масштабах вселенной.

5 comments:

  1. У нас это пока не произошло. Из девяти компаний, где я работал в Америке, восемь (включая мою нынешнюю) имели и отдел кадров, и компьютерный отдел (с разработчиками, починятелями железа и сетевиками) и бухгалтерию. Одна маленькая компания действительно использовала стороннюю компанию для обслуживания компьютеров, но разработчики были свои. Если у вас такая тенденция, то может и до нас дойдет, но пока нет.

    ReplyDelete
  2. Мой опыт в американских компаниях в Метрополитэн, штаты NY, NJ, Connecticut, таков, что за 10 лет только в одной компании был отдел кадров с директором и 5 работниками, и даже в те времена и зарплату и налоги нам считала ADP. В остальных был 1 человек, к-й среди прочих обязанностей заполнял данные на нового работника, чтобы ему начисляли зарплату и давали страховки - все по вебсайту. Рабатали наши компании с Administaff, Paychex, ADP и еще есть те, что поменьше. Все автоматизировано. Они и background screening делают при приеме на работу, они и абсолютно всеми делами заведуют, традиционно ведомыми отделами кадров.
    Секретарша у входа, к-ая переводила телефонные разговоры в business hours каждому на его cubicle phone, была только в самой первой компании, в 2000-2001 годах. Нынче читала статью в World Street Journal на прошлой неделе, что в NYC receptionist profession упразднили повсеместно. А я думала, что только наши такие экономные...
    Вот прошел слух, что у нас выкидывают всю бухгалтерию, оставят только CFO и еще двоих - координировать работу third party company, поставляющей услуги бухгалтерии.
    Последняя компания, в к-й я работаю, имела около 300 чел изначально, выкинула customer service в Dominican Republic 5 лет назад, купила 4 других не маленьких компании-конкурентов из того же сектора на маркете, и теперь нашу компанию купили.
    В результате всех этих видоизменений у нас с трудом набертся человек 150. А бизнес функционирует за счет интенсификации :-)

    ReplyDelete
  3. ! Прочитала очень интересную для меня информацию о всяких обслуживающих отделах на фирмах. Так как вы – впереди планеты всей, то и нас через лет 5 ждут те же перемены. Я так поняла, что не будет отдела кадров, не будет отделов по обслуживанию компьютеров (электронщики), тем более никаких программистов, теперь уже и бухгалтерия сворачивается. Диво! Но любопытно!

    ReplyDelete
  4. Не знаю, Лена, не знаю. М.б. и вовсе нет. Очень многое предопределяется на месте. Вот Виталик про такое и не слышал в Иллинойсе, а ведь вроде это тоже США.
    Как все это вообще в эту сторону пошло развиваться? Так на том, что досужие программисты додумались создать универсальные web applications, к-е выполняют традиционные функции расчета зарплаты, отчисление налогов, и сначалa предлагали компаниям только эти службы, обещая полный trust, feduciary service that is always on time. Через интернет это ужасно удобно. Это сработало. За небольшие деньги, гораздо меньшие, чем тратилось на зарплаты своим работникам.
    А дальше пошло-поехало. Эти компании, такие как EDP, Paychex, Administaff, вылизали свое software до безупречности, обеспечили secutity, к-е стало посылать деньги работникам прямиком на счет в банке, все распечатки - е-мэйлом зашифрованным. Тогда они развернули массовые компании и постепенно набрали себе массу клиентов, подняли цены на услуги. Тут же появились маленькие компашки, к-е тоже создали такие же услуги, но за меньшие деньги.
    Потом все стало нанимать индийских программистов за гроши, и те добавили еще массу функий, таких как медицинское страхование, транспортные бенефиты, FSA (тоже вид бенефита). Они взяли под свою ответственность прямую координацию с налоговым управлением, и т.д.
    Т.е. для такого всеохватывающеги сервиса, Лена, нужна очень развитая сеть network-a, и желание и умение координировать между гос. службами и бизнесами, а также и взаимное доверие.
    Т.о. все эти фунции стали в основном компьютиризованы. А раз такое дело, то и держать людей не надо. Обучать их этим системам не надо. Интерфейс настолько простой, что для ввода данных о новом работнике - пара веб страниц, увольнение работника - еще проще. Если какие есть непонятности, звонишь в эту компанию, и с тобой вежливо и терпеливо пройдут page after page, и все вместе с тобой сделают по телефону. Т.о. никаких курсов по обучению пользования этими системами не надо.

    ReplyDelete
  5. Глядя на это, другие умники взялись обдумывать, что же в бухгалтерии можно универсального запрограмировать. Оказывается, очень многое.
    Итак уже есть масса soft-a, а если подумать, то и тут можно увидеть закономерности и их запрограммировать.
    Эти компании предлагают держать все твои customer's accounts на их мощных серверах и делают мониторинг на случай уплаты вовремя за ваши услуги, посылают напоминания автоматически, подают на collection после 2-х напоминаний, готовят и распечатывают трафареты в максимуме материалов на судебные разбирательства, если дело заходит далеко, и т.д.
    В общем, вся рутинная работа постепенно стала выполняться не людьми, а программами, к-е и ошибаются реже, и не нервничают, и делают все одинаково, не зависимо от того, как customer разговаривает: кричит или льстит, и автоматизация идет, где можно и докуда можно.
    Наши billing systems в телефонии, телекоммуникациях имеют массу функциональности, к-ая позволяет руководству компаний принимать решение в критический момент.
    Программистов же в США почти не осталось совсем по другой причине: у них были шикарные зарплаты. Выпускник колледжа получал $60,000-$80,000 лет 7-10 тому назад. А в Индии только $5,000. Мах зарплата для спеца высокой категории в Индии была в те времена $36,000, а в США были и по $500,000 (вычитала в фин. журнале) Вот с интернетом, когда легко и быстро было перегонять огромные об'емы информации и код, все проекты и уплыли, в основном в Индию, создав там элитарный класс за ничтожное время. Там люди владеют хорошим английским. В другие страны тоже outsource-нули, но в значительно меньшем об'еме.
    Переговоры, обсуждения, постановку задачи ведут по телефону, видео-конферециями е-мэйлу. Экономия жуткая. Сначала было жуткое качество, но постепенно выправляется.
    Нет, далеко еще не все запрограммировано, но я просто оглянулась на 20-30 назад и вдруг сообразила, а как же все поменялось в структуре компаний! Я думаю, что гигантские компании все еще имеют все эти отделы, но их численность существенно с'ежилась.
    В США все помешаны на экономии, реклама всегда базируется на слогане "By buying this... you save $$$ this much"
    В Европе нет такого апофеоза, там как-то все по-другому. М.б. там и не станут так реорганизовываться.
    Полагаю в Японии или Китае м.б. все пойдет совсем другим путем.
    Да и Россия-матушка велика, она всегда стояла особняком от всего мира. Далеко не все американизмы, навязанные ей инициативными людьми, к-е заезжали в США и вдохновились, пошли впрок.

    ReplyDelete