Tuesday, May 30, 2023

Cordoba - 3

В 750г 19-ти летний Абд Аль Рахман бежал из Сирии, спасая свою династию от мятежа. 5 лет спустя от достиг Испании и через год вступил в Cordoba, завоевав ее и об’явив себя первым эмиром Andalusia, a Cordoba ее столицей. Он приказал построить огромную мечеть на месте базилики San Vincent Mattie.
Ее колонны да и камни стен использованы для мечети, также как и от всех разрушенных христианских церквей в округе (обратите внимание, что колонны разного мрамора в части мечети, построенной Абд Аль Рахманом,
и нет определенного pattern в их использовании, в то время как арабский орнамент всегда строго повторяем).
Мечеть должна была стать самой большой в исламском мире и символизировать религиозное, экономическое превосходство мусульман, а также и политическое влияние в Европе, и на Пиренейском полуострове в частности.(Современное аэральное фото, не мое, мечети-кафедрального собора; с достройкой католического храма прямо посередине над нефами мечети) 
Строительство мечети началось в 786 г и было закончено через 10 месяцев. В мечети 9 огромных нефов для молящихся, в котором одновременно могло разместиться более 5,000 человек, которые приходят каждый со своим ковриком, а также и двор с садом из цитрусовых.
Колон так много, что у входящего создаётся впечатление, что он попал в лес из каменных колонн. Полумрак из-за практически полного отсутствия окон. Я взяла аудиогид, который дает интересное описание истории строения, архитектурных элементов и немного из описания обычаев мусульман. 
Сначала тебя буквально ошеломляет размер мечети, но довольно быстро привыкаешь к однообразию оформления этого гигантского пространства.
Все самое интересное - в затейливом геометрическом узоре на стенах - тут масса вариаций и разнообразие patterns, сияние золота и и даже игра света, проникающего через крошечные окошки под потолком.
Эта мечеть самая большая в западном мире, и мусульмане до сих пор пытаются получить разрешение использовать ее для своих молебнов. В каждой мечети есть mihrab, указывающий направление на Мекку, самая значимая часть мечети (см фото слева)
Учитывая географическое расположение Саудовской Аравии, mihrab должен указывать на юго-восток, но тут ошибочка вышла, и он указывает строго на юг. Абд Аль Рахман умер, когда сама мечеть была закончена, однако двор при мечети достраивался при его сыне.
Оригинальный пол в мечети был из известняка, который был заменен на мрамор в средневековье. Колонны, на которые опираются двойные арки, из мрамора, и они более тонкие, нежели колонны арок, они тщательно отшлифованы, и это придает всей структуре ощущение легкости и парения всей конструкции в воздухе. Двойные арки создают иллюзию огромной высоты помещения.
Потолок - деревянный, но оригинальный потолок разобран, его полусгнившие балки разместили на наружных стенах под навесом как артефакт, и новый потолок выложен. Сама структура с использованием нефов для молящихся взята из мечетей Иерусалима и Дамаска. Зато центральный неф самый широкий, а это уже взято из архитектурных планов римских базилик. 
Абд Аль Рахман-II существенно расстроил мечеть в 883-848г, полностью повторив оригинальный архитектурный замысел с двойными арками, только нижние колонны были выточены из одинакового мрамора. Теперь она могла вмещать более 15,000 (!!) молящихся. 
Очередной Абд Аль Рахман-III построил минарет высотой в 40м в 962-966г, но туда я уже не полезла, билетики были аж на 4 часа пополудни, а мой билет на вход был на 10 утра.
В 1236 Cordoba была окончательно освобождена от мусульман, а мечеть освящена как католический собор, это было ее второе освящение, ибо после предыдущего почти 100 лет ранее, Cordobа была снова занята мусульманами (сей факт был зафиксирован возведением вот этого сооружения, что на фото справа)
 
Что интересно, католики не разрушили мечеть, а начали постепенно устраивать chapels в нишах. Я насчитала аж 52 chapels, хотя их может быть и больше. 
Мне очень нравится использование керамики, на которой запечатлены потрясающей композиционной сложности картины. Они тут везде, но применение керамики в соборах, по-моему, есть только в Испании и Португалии.
Наверное это связано с тем, что керамические картины хранятся намного дольше, чем фрески и живопись на полотне или деревянной плите.
Chapels все небольшие размером, в одной из них священник женил довольно пожилую пару, они так трогательно обменялись кольцами, а потом вышли, держась за руки и счастливо улыбаясь. Наверное, это так замечательно, обрести в старости друга, с которым не так одиноко, если ты сам по себе…
С 1489 по 1607 была возведена главная chapel The High Altar
и хор - центральная часть кафедрального собора, выполнены в 16-17веке. 
Старинный орган этого же периода необычной конструкции с трубами, направленными на молящихся, а не вертикально.
Второй орган 19 века повторяет тот же дизайн. Я не видела подобной конструкции ранее, хорошо бы послушать его звук. Сидения для хора сделаны из mahogany wood, и им тоже более 500 лет. 
 Не думаю, что католический собор сейчас имеет до 15,000 страждущих помолиться вместе, хотя может на великие католические праздники собирается очень много людей. 
У меня посещение этой мечети-кафедрального собора оставило очень странное чувство, вот никак архитектурные стили этих двух миров и религий не сочетаются, а тут еще кое-где и ренессанс, и готика, и барокко втиснулись, но надо всем все равно доминирует мечеть, как ни крути и как ни верти.
А у меня все время вертелось в голове картинка как будто ты на на королевском приеме встречаешь даму в великолепном платье с прекрасной прической, но в кроссовках, с татуированными руками и декольте, а в носу кольца… 
Мусульман по этому собору бродит великое множество, мужчин трудно отличить от испанцев, а вот женщины в паранже или просто в балахоне-мешке с щелкой для глаз, ну на худой конец практически в модерновой одежде, но с тщательно упакованными под шарфами волосами (супер сексуальная часть женского тела!), четко указывают, откуда эти люди. 
Хотя мусульман и вытеснили отсюда почти 800 лет тому назад, их сюда как магнитом притягивает величие строений и память о владении этих мест.
При их активном заселении Европы, аппетиты их религиозных деятелей направлены на политику «всунуть туфлю в приоткрытую дверь» и просочиться в собор для молений, а там уж и сам аллах поможет забрать назад и все остальное. 

Сама же идея воплотить себя, свое превосходство как нации, так религии, отлично утвердилась через возведение дворцов и мечетей везде, куда они только смогли проникнуть. В архитектуре и топонимике - везде влияние ислама отчетливо просвечивает и по сей день.

No comments:

Post a Comment