Thursday, May 25, 2023

Мадрид, и первый музей - а как же?!

А давайте пробежимся по истории создания музеев, раз уж я так люблю по ним ходить. Само слово «музей» происходит из древней Греции от девяти богинь-муз, которые представляли вдохновение, творчество, покровительство всех видов искусств.
Первый Museion был в Александрии, но он, собственно больше напоминал современные университеты с факультетами, специализирующимися на истории и развитии изобразительных видов искусства.
Всплеск создания музеев как специализированных коллекций приходится на 18 век в Европе и далее это становится просто модным, иметь в столице страны, а позже и в крупных городах, музей искусств,
исторический музей, музей науки, и массы всевозможных других музеев. 18 век же интересен тем, что власть держащие и просто очень богатые люди стали открывать свои коллекции
не только предметов искусства, но также и разных экспонатов, собранных ими или же экспедициями со всего мира, которые они оплатили. Это в природе психики человека: показать, поделиться тем, что у него есть, - ну не может он наслаждаться во всей полноте сокровищами,
которыми он владеет - ему нужно показать это другим, заодно и прихвастнуть: у меня вот есть такое чудо! (А у вас-то ничего и нету!)
Вроде как поначалу это было желание поделиться с народом. Но если вам доводилось заходить в музеи искусств, то представителей широких слоев населения там нет, вот совсем нет.

Туда приходит довольно узкая прослойка населения, в основном людей среднего дохода, которые каким-то образом приобщились к наслаждению искусством
с раннего детства и у них был взращен сей интерес исключительно в семье или же отправили ребенка изучать
искусство всерьез, а также и путешествовать по миру. С 18-го века происходит и массовое создание ботанических садов по Европе -
ведь путешественники привозили с собой в том числе и диковинные растения.
Сегодня у меня с утра было только 2 часа до начала моего рабочего дня после того, как я нашла нужный магазин
и прикупила испанскую SIM card, вставила ее в свой телефон, и имею WiFi, поэтому я пошла в не очень большой музей del Prado, а отправилась в тот, что поменьше,
в котором я ни разу не была, но он входит в золотую тройку музеев Мадрида, Thyssen-Bornemisza Museum.
Это довольно молодой музей, открытый для публики только в 1992г на основе коллекции
Baron Thyssen-Bornemisza de Kaszon, предпринимателя немецко-венгерского происхождения, проживавшего в Швейцарии и купившего много полотен во времена The Great Depression.
Он приобрел работы Caravaggio, Durero, Jan van Eyck и других европейских мастеров живописи.
После перехода его коллекции в руки его сына она была расширена им за счет приобретения работ импрессионистов, а также и modern art. Жена Baron, Carmen Cervera, испанка,
и именно она передала около 1,000 работ из этой коллекции Мадриду, и остальные работы Барселоне.
В музее нет гигантских полотен, но тем не менее представлены хотя бы 1-2 работы многих европейских живописцев и
даже скульпторов разных эпох, начиная с 12-го столетия. Есть парочка залов с работами американских живописцев, которые приезжали на много лет в Европу учиться.
Имена многих художников мне совсем незнакомы, почитаю о них позже, когда уж приеду домой.
Зато освещение тут продумано очень хорошо, и можно сделать вполне приличные снимки телефоном без множества бликов отражения источников света.
В музее было также и 2 выставки modern art, в которые я тоже заглянула,
но я не большой любитель этого направления. Из-за eco-activists, приклеивающих себя к шедеврам живописи, обливающих
их краской и нападения и надругательства над полотнами живописи в музее теперь запрещено пользование selfi-sticks,
чего я не знала, так что в самом первом зале я мирно себя и щелкнула от радости: надо же, я снова в музее!
Но ко мне подбежали и по-английски втолковали, что к чему. Вдруг я захочу этой селфи продрать какую картину?! Спрячь его в сумку. И немедленно!
Пришлось следовать указаниям. И еще хорошо, что не конфисковали, а то я такое удачное селфи на Amazon-е нашла,
оно на солнечной батарейке, его не надо совсем подзаряжать, и оно очень легкое, что весьма удобно, если ты его таскаешь целыми днями в сумке…
Музейный аудиогид мне совсем не понравился: там очень ограниченное описание представленных картин, залов много, но далеко не в каждом зале они выбрали всего одну работу и дали коротенькое описание.
Таблички рядом с полотном художника тоже дают весьма скупую информацию о картине, о сюжете картины ни слова - там только имя художника, название картины и дата ее завершения. 
 Сегодняшний итог - музей очень хороший, коллекция емкая  и представительная,  но к сожалению мало что нового можно узнать непосредственно во время посещения, позже будет надо самому копаться в интернете, читать энциклопедию (благо у нас дома есть Brittanica). 
Но ведь искусство оно же в первую очередь апеллирует к эмоциям зрителя, так что их у меня было много, и все разные…

No comments:

Post a Comment