Sunday, July 01, 2018

По музеям, музеям...

Выход в свет, то бишь в NYC, начинался явно неудачно. Прокатавшись по улицам Манхэтэна в поисках парковки около часа, я явилась в Metropolitan Museum of Art только к 11.
Именно потому, что была уже уставшей и заодно расстроенной, пока стояла в очереди в кассу, стала перебирать распечатанные брошюры музея, и вдруг, о чудо! вижу, что теперь есть бесплатные часовые экскурсии на разные темы. Вот как здорово, особенно для любителей халявы!

Быстренько прибежала на отправную точку и присоединилась к экскурсии "Impressionism and post-impressionism", но не потому, что ничего про это не знаю, а просто потому, что это была ближайшая экскурсия, а у меня и свои планы были на тот день.(Тут на фото справа как раз я и изображена в момент экзальтации  :-))))
Что интересно, сколько бы я ни читала об импрессионизме и около него в живописи, о художниках, работающих в этих стилях, сколько бы я ни ходила по выставкам импрессионистов по разным музеям мира, а если тебе попадается знающий и интересно рассказывающий об этом человек, все равно ты узнаешь много нового и интересного. На сей раз - час пролетел мигом! Гид, а была именно the Museum currator, была просто потрясающая.
Вдохновленная, я отправилась по своей программе, ибо я пришла посетить пару выставок, одна из которых "Visitors to Versailles 1682 - 1789". При входе на выставку взяла бесплатный аудиогид - выставка финансирована бывшим мэром Нью Йорка, Mike Bloomberg, который постоянно дарит музею совершенно гигантские суммы (он по совместительству миллиардер, а за свои 3 каденции мэром - 12 лет, он получал зарплату от города по $1 в год, так он сам постановил. Ему больше было не нужно, ибо у него свой процветающий бизнес. И да, кстати, он 100% еврей, как вы уже давно догадались, что для многих слово «еврей» - эквивалент слова «скупец»).
Где-то со второго зала я услышала интереснейший рассказ по-русски. Я тихонечко пристроилась к этой группе и прослушала 2-х часовую экскурсию о жизни Версальского дворца и о трех королях, Луи-ХIV, Луи-XV и Луи-XVI, о характере каждого, обычаях приема дипломатов, о фаворитках Луи-XV, об истории этого периода, и еще о массе самых разных детаей того времени. Собственно выставка демонстрировала дары, привозимые дипломатами из разных стран в дар французскому королю.
Экскурсия была частной, о чем мне одна дама из группы и практически сразу же поспешила заявить, что они, каждый(!), заплатили по $15. Она мне выразила свое возмущение, а я утешила ее, что я не собираюсь сбегать, не расплатившись.
В конце экскурсии я подошла к гиду, не только заплатила за участие в экскурсии, но и мы обменялись телефонами, чтобы я могла приходить и на другие ее лекции, которые она проводит по разным музеям города, ибо она не только кладезь знаний, она еще и великолепный и эмоциональный рассказчик.
Пересказывать эти обе экскурсии мне бы, конечно хотелось, просто себе на память, но я не успеваю жить свою рутину жизни на таком детальном образе описаний. Посему отмечу только парочку фактов, которые меня позабавили.
Опять же я про сады и садоводство, и про созданную в странах западной цивилизации традицию иметь свой кусочек земли и выращивать на нем прекрасные желательно диковинные растения и много цветов.
Так вот, просто-напросто Луи-XIII в те давние и простые времена сам любил копаться в земле, а его сын, Луи XIV, создатель Версальского дворца, занимался этим с детства просто потому, что папа этим занимался.
Придворные, чтобы подольститься к королю, копировали его пристрастия, и если двигаться далее, что когда Наполеон об’явил себя императором, то он тоже хотел быть окружённым всем тем великолепием, что и низвергнутые короли. Стало быть прекрасные сады со скульптурами через его супругу Жозефину, открывшую доступ в королевские сады, стали примером для подражания и для буржуа.
Вы уже заметили толстый красный канат, а даже не нить, с помощью которого я так настойчиво примазываюсь к королевской семье?! Именно. С небольшой поправкой и как бы в обратном направлении: если я люблю возиться и с цветами, и с лужайками, то это доказательство принадлежности моей персоны к королевским кровям!
С Луи-XIV начались эти придворные туалеты, уму непостижимые фасоны платьев, усыпанные драгоценными камнями, прически, постоянная смена нарядов в течение дня - для балов, званых обедов, охоты, чаепития... гляньте на фото с выставки - каждый наряд - это целое состояние. Это билетик в общество по финансовому положению семьи. А для дипломатов - показатель полезности к каким-либо отношениям со страной, которую они представляют.(Эти три бюста изображают трех королей, Луи-XIV, Луи-XV, Луи-XVI: Луи-XIV строил Версаль, Луи-XV развекался в нем, а Луи-XVI расплатился за них за всех гильотиной)
Традиция, положенная тем же Луи-XIV, породила целый культурный пласт, создала индустрию моды, сделала Францию законодательницей мод на века.
И вот приезжают персидские послы, их одежда легкая, летящая, никаких ограничений и подгона фигуры под узкую талию, практически никакой помпезности. Супруга короля Луи-XVI, Marie Antoinette, настолько была вдохновлена свободой покроя их одежды, что немедленно заказала себе вечернее платье в этом стиле. Представляете себе переворот в моде тех времён?!
Ну а уж продолжение мы с вами уже знаем: до сих пор мода все ищет путей освобождения одежды от всевозможного dresscode, и упрощения силуэта, и удобства, и т.д.
И какие же мы люди, все-таки social animals, а ещё точнее, просто обезьяны - копируем тех, на кого хотим быть похожими...
Ну а мне страшно нравится вдруг начать понимать, что случилось, из-за чего и когда. Всякие разрозненные сведения, попавшие ко мне в память, вдруг - раз! и складываются в красивую мозаику. Просто испытываю от этого восторг.

No comments:

Post a Comment