Monday, May 23, 2016

О новом витке в развитии изобразительного искусства

С умным видом знатока искусства я об'являю о наступлении новой эры в живописи и ваянии. Не волнуйтесь: тут же докажу и покажу свою правоту.
Последнюю сотню лет скульпторы и художники искали новых, революционных и простых способов самовыражения, и красной нитью каждого звучала тема - быть не похожим на других, выделяться из толпы. Особо энергично двигались в сторону упрощения процесса создания своих творений, чтобы не мучаться в ваянии одного произведения по целой жизни, так и не завершив его (сравни себя с Роденом "Врата Ада", например).
Нынче, куда ни глянь - модернизм царит. Для иллюстрации прилагаю инсталляцию в Нью Йорке, добрая Wikipedia подбросила имя создателя, Marc di Suvero.
Так или иначе, зашло Мodern Art довольно далеко и глубоко, заодно придумавши новые названия сим произведениям. Оказалось, зашли в трущобы, где кроме инсталляций и performances почти уже ничего не осталось. Для тех, кто не знает чем эти двое отличаются друг от друга, есть анекдот, очень наглядно поясняющий эти термины:
Заходит мужик в под'езд, накладывает кучку перед дверью, одевает штаны, звонит и уходит. Хозяин открывает дверь - а перед дверью "инсталляция".
Другой вариант: тот же мужик заходит в под'езд, снимает штаны, звонит и начинает справлять большую нужду. Хозяин открывает - перед ним "performance".
В общем и целом, куда ни глянь по сторонам, а вот никаких эмоций ты не ощущаешь ни от того и ни от другого вида  самовыражения так называемых художников в разных видах искусства.
Хотя как в сказке про голого короля искусствоведы строчат диссертации, музеи закупают произведения modern arts, а их гиды рассказывают посетителям, что же своим творением хотел тут сказать Пикассо или Малевич ну или наши современники, которые давно ушли куда дальше этих двух.  И ничего против этого не имею, у художников тоже семьи да любовники имеются, и их надо содержать. Так что дело добровольное: одни творят, дурие покупают их творения, и все довольны.
Дальше больше - на современные инсталляции и перформансы даже и об'яснятели уже и не нужны, ибо они потеряли нить повествования: количество "шедевров" современного искусства перевалило за допустимую черту адекватного восприятия в виду простоты и быстроты процесса создания.
По-моему примитивному восприятию все они похожи по стилю на кучу барахла, сваленного в центре зала и обильно политую из баллончиков с краской. Вариации возможны. Материалы - те, что оказались под рукой.
А тут иду себе в обед по набережной и издали замечаю гигантские фигуры симпатичных зайчиков из серии ми-ми-ми. "Инсталляция(!)"- сказал Штирлиц. На улице и внутри торгового центра было установлено 8 штук совершенно точных копий фигур настоящих зайчиков в разных позах, только гигантских размеров, этажа в два ростом. И они пошиты из белой плотной ткани, в них нагнетается насосом воздух, поэтому они и держат форму.
Но сами зайчики - прелесть, позы их естественные, пропорции соблюдены, вот разве что гигантские они. Я бы сказала, что это действительно трудно рассчитать и правильно зайчика выкроить, а потом и пошить. Это штучный, а не массовый пошив. Но. Что хотела австралийская художница(?) , скульпторша(?), или инсталяторша сказать своими трудами - осталось для меня великой тайной.
Однако меня осенило, что, пожалуй, начался новый виток в искусстве, повторение развития цивилизации: сначала научаемся аккуратно копировать природу, потом изображать и запечатлевать движение животных и людей, игра света и теней, внимание к деталям, потом передавать человеческие эмоции через свои творения,...
Может быть оно теперь начнёт искусство воплощаться в тряпочках?
Ну, не находите ли вы мои идеи гениальными?