Monday, May 23, 2016

О новом витке в развитии изобразительного искусства

С умным видом знатока искусства я об'являю о наступлении новой эры в живописи и ваянии. Не волнуйтесь: тут же докажу и покажу свою правоту.
Последнюю сотню лет скульпторы и художники искали новых, революционных и простых способов самовыражения, и красной нитью каждого звучала тема - быть не похожим на других, выделяться из толпы. Особо энергично двигались в сторону упрощения процесса создания своих творений, чтобы не мучаться в ваянии одного произведения по целой жизни, так и не завершив его (сравни себя с Роденом "Врата Ада", например).
Нынче, куда ни глянь - модернизм царит. Для иллюстрации прилагаю инсталляцию в Нью Йорке, добрая Wikipedia подбросила имя создателя, Marc di Suvero.
Так или иначе, зашло Мodern Art довольно далеко и глубоко, заодно придумавши новые названия сим произведениям. Оказалось, зашли в трущобы, где кроме инсталляций и performances почти уже ничего не осталось. Для тех, кто не знает чем эти двое отличаются друг от друга, есть анекдот, очень наглядно поясняющий эти термины:
Заходит мужик в под'езд, накладывает кучку перед дверью, одевает штаны, звонит и уходит. Хозяин открывает дверь - а перед дверью "инсталляция".
Другой вариант: тот же мужик заходит в под'езд, снимает штаны, звонит и начинает справлять большую нужду. Хозяин открывает - перед ним "performance".
В общем и целом, куда ни глянь по сторонам, а вот никаких эмоций ты не ощущаешь ни от того и ни от другого вида  самовыражения так называемых художников в разных видах искусства.
Хотя как в сказке про голого короля искусствоведы строчат диссертации, музеи закупают произведения modern arts, а их гиды рассказывают посетителям, что же своим творением хотел тут сказать Пикассо или Малевич ну или наши современники, которые давно ушли куда дальше этих двух.  И ничего против этого не имею, у художников тоже семьи да любовники имеются, и их надо содержать. Так что дело добровольное: одни творят, дурие покупают их творения, и все довольны.
Дальше больше - на современные инсталляции и перформансы даже и об'яснятели уже и не нужны, ибо они потеряли нить повествования: количество "шедевров" современного искусства перевалило за допустимую черту адекватного восприятия в виду простоты и быстроты процесса создания.
По-моему примитивному восприятию все они похожи по стилю на кучу барахла, сваленного в центре зала и обильно политую из баллончиков с краской. Вариации возможны. Материалы - те, что оказались под рукой.
А тут иду себе в обед по набережной и издали замечаю гигантские фигуры симпатичных зайчиков из серии ми-ми-ми. "Инсталляция(!)"- сказал Штирлиц. На улице и внутри торгового центра было установлено 8 штук совершенно точных копий фигур настоящих зайчиков в разных позах, только гигантских размеров, этажа в два ростом. И они пошиты из белой плотной ткани, в них нагнетается насосом воздух, поэтому они и держат форму.
Но сами зайчики - прелесть, позы их естественные, пропорции соблюдены, вот разве что гигантские они. Я бы сказала, что это действительно трудно рассчитать и правильно зайчика выкроить, а потом и пошить. Это штучный, а не массовый пошив. Но. Что хотела австралийская художница(?) , скульпторша(?), или инсталяторша сказать своими трудами - осталось для меня великой тайной.
Однако меня осенило, что, пожалуй, начался новый виток в искусстве, повторение развития цивилизации: сначала научаемся аккуратно копировать природу, потом изображать и запечатлевать движение животных и людей, игра света и теней, внимание к деталям, потом передавать человеческие эмоции через свои творения,...
Может быть оно теперь начнёт искусство воплощаться в тряпочках?
Ну, не находите ли вы мои идеи гениальными?

21 comments:

  1. Правильно. От квадрата Малевича пошёл обратный ход.

    ReplyDelete
    Replies
    1. О! Ты меня поддерживаешь, Лола.
      Отлично. Наберём статистику и пред'явим свежевылупившимся художникам, что пора поворачивать вспять!

      Delete
  2. Зайчики милые..) Может быть есть некий дефицит самовыражения в обществе и потребность проявить себя хоть в чем-то "Вот я как еще могу!" И хотя часто получается глупо и по-дурацки вообще, но ложная гордость не дает автору признаться, что снова облажался, вот и предъявляется всем очередная инсталляция. А я так люблю классику, она вечна и всегда прекрасна! Спасибо, Ирина, согласна с каждым вашим словом в посте.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ирина, я вот честно признаюсь, что совершенно не понимаю modern art. Тем не менее ковёр в зале у меня именно в этом стиле. Ну нравится мне игра линий, геометрических фигур и цвета. Подходит по цветовой гамме к стенам и занавесям. Для ковра мне не нужен традиционный стиль орнаментов. А именно это подходит!
      Но если я повспоминаю те выставки сего направления искусства, на которые я поначалу ходила, пытаясь все же понять modern art, ни одну из этих инсталляций я бы не взяла себе в дом :-)
      Кое-что хорошо как декоративное панно, но мне почему-хочется куда более интересной работы ...

      Delete
  3. Европа и Москва, как помнится, разноцветными коровами в натуральную величину были заставлены. Сначала забавно рядом с ними фотограироваться. Но на дцатой корове уже стало совсем скучно. Кролики, видимо, "новое дыхание".
    Мodern art моему понимание тоже недоступно. Уныло как-то.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вот кстати. От стольких людей слышу, что им не нравится современное искусство, что уже хочется увидеть обычного человека (не художника или искусствоведа), которому это нравится.

      Delete
    2. Ха-ха! Это же надо, какое тонкое наблюдение!
      Я теперь тоже фокус перенесу в своих мироощущениях и начну приглядываться, вдруг найду такого человека...
      А то я все время чувствовала себя действующим лицом сказки про голого короля, где-то ущербного, где-то не на своём месте...

      Delete
  4. А расписными коровами, похоже все столицы мира были заставлены, даже уж на что Люксембург столица крошечная, а и там те коровы на каждом углу стояли.
    Вот в Нью Йрке сейчас новая эпидемия - глобусы раскрашенные понатыканы. Кто их мозаикой выложил, кто рыбацкую сеть не него, родимого, набросил (аллегория, значит) я так соображаю, должно все это проходить под эгидой "задумаемся-ка мы о судьбе планеты, ребята!". А пару лет назад та же глобусная эпидемия была в Чикаго, но там шары были диаметром побольше :-)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Глобализация)))

      Delete
    2. Ну да, все в едином порыве. И это не только пятилеток касается.
      Человек, он везде и при любом строе существо стадное

      Delete
  5. Да, не хватает моего интеллекта и эстетического вкуса, чтобы зайчиков заценить...Мне прям какую-то грусть навевает самовыражение такого рода. По-моему, иногда лучше промолчать. Хотя Мише, возможно, и понравилось бы:)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Мишеньке бы точно зайчики понравились. Все дети там были в восторге.
      Только вот инсталляция-то была не для них!
      Для деток есть массовый пошив / продажа подобных надувных фигур на Christmas and Halloween

      Delete
  6. Обожежтымой, сколько же новья расставили по старым средневековым городам.(
    Сколько гастролирующих творцов, с их выставками, перевидала.
    Какие суммы вываливают власти на приобретения этих сомнительных произведений искусств и как народ, плюётся, глядя на всю эту красоту, установленную на самых козырных местах.
    "Новая фигура"...визуально напоминающая орган мужской, у старой синагоги.
    80 000 евро за светящегося "поэта" Джаумо Пленcы, установили черт знает где, светящийся кукиш на шестиметровом шесте, по словам моей туристки. Да эти деньги, на реставрацию бы.(
    Нюрнбергский "заяц Дюрера"...да в гробу Дюрер перевернулся бы узнав, ЧТО вкладывают в смысл его рисунка нынешние творцы.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Фаллос у синагоги восхитил. Светящийся кукиш - того больше!
      А я все сомневалась в себе и все думала, какая же я отсталая, надо бы об этом почитать, и это просмотреть...
      Ну чисто сказка про голого короля, я вам скажу

      Delete
    2. Подожди, Лена, а что там про смысл с зайчиком Дюрера? Я его очень отчётливо помню, два раза там была, один - даже с экскурсией, а нам ни-че-го не рассказали :-(

      Delete
    3. Ирина,
      общий смысл, как поясняла немка-экскурсовод, беременная зайчиха, рожающая зайчат в тесной коробке, общее засирание (извиняюсь) окружающей среды и пр.
      С другой стороны, эксплуатация самого имени - Дюрер, мол, за углом отели на нем зарабатывают, вместо того, чтобы думать о высоком и все такое. Сколько заплатили за бронзовую фигуру, боюсь подумать.
      Муть редкостная, весьма неприятный шедевр.(

      Delete
    4. Богатое воображение, однако. Получается Дюрер умел так вдаль глядеть, что даже предвидел засирание планеты...
      И почему нет?!
      Он же первый придумал авторские права на творческие достижения, чтобы оградить свои гравюры. Навернал начертал в черновичке и про перенаселение.

      Delete
  7. Ира, ваши идеи гениальны, без всякого сомнения:) Я как бы нехорошо отношусь к модернистам-концептуалистам, но они меня не раздражают. Пусть выставляются, пусть на улицах лепят свои конструкции. Современные города настолько ужасны и монструозны сами по себе, что любой "оживляж" только на пользу. В Торонто, например, припахали этих, как их, ну, на стенах что рисуют... А, граффити, вот! Сейчас на поезде подъезжаешь к Юнион Стейшн - сердце радуется - граффитисты разрисовали бетонные заборы и стены старых лабазов веселым разноцветьем:)

    ReplyDelete
    Replies
    1. К граффити не имею никаких претензий. У нас очень много интересных граффити по всему городу, они действительно привносят колорит в убогие места. Но это как бы задворки искусства, Андрей. Многие граффити деятели самоучки.
      Меня вот официальная живопись со скульптурой удручают. У людей за плечами по много лет учебы, дипломы, и на выходе - инсталляции и идиотские перформансы...
      Ну вот к чему эти зайчики?!

      Delete
    2. А вы бы еще погуляли по Торонто, посмотрели на уличную "скульптуру". Ужас какой-то. И это ведь профессиональные скульпторы, и бабки им нехилые город платил, сто пудов... Где-то в книжке читал, один художник пришел к некому правителю предложить свои услуги. Тот говорит: "Лошадь нарисуй?" Художник давай объяснять, какой он альтернативный концептуалист, на что правитель велел его гнать поганой метлой. "Художник, говорит, а простую лошадь нарисовать не может"

      Delete
    3. Ну откуда им уметь лошадей рисовать, коли в колледжах/универах не учат?!
      Когда мы организовывали для сыночка бар мицва party, одним их развлечений я хотела найти студента художника, чтобы он детям-гостям портреты нарисовал. Моя знакомая так расхваливалась свою дочку, что я её и пригласила для этой цели. Дэвушка вообще рисовать не умела, зато с уверенностью заявила мне, что это замечательные портреты. Я отдала за её "работу" обещанные $300, чтобы только не скандалить и не портить настроение.
      Потом огляделась по сторонам, с другими студентами живописи пообщалась, таки ведь и действительно их практически не учат рисовать...

      Delete