Saturday, January 09, 2016

Про то, какая же Америка разная

Всем известно, что Америка - страна самых разных географических контрастов и климатических зон, фотографиями льдов Аляски и флоридских и калифорнийских пальм, горных ландшафтов Анд и долины Миссисипи забиты просторы интернета. Каждый блого-писатель, живущий тут или там в США, или с'ездивший в новое для него место, обязательно подивился-поделился разнообразием увиденного. Вот говорят же, что Штаты - огромная страна, и жизнь в одном из них сильно отличается от жизни в другом.
Куда там штат, в Манхэтэне эту разницу заметно невооруженным глазом, когда просто переходишь из одного блока в другой (так тут кварталы именуют). Но с житьем в отдельно взятом блоке как бы попроще - хочешь (и денег хватает), живешь тут, нет - в другом месте.
Зато вот когда вся инфраструктура штата другая, тут уж своими личными денюжками дело сильно не поправишь. Даже биллионеру сие не по карману, слишком много всего надо менять...
Вот к примеру взять город Бостон, европейского вида такой он, да и вообще штат Масачусетс считается весьма интеллигентным, тут же и Harvard University, and MIT, and bunch of other Ivy League colleges, а вот создать систему транспорта ведь не подумали. В Бостоне-то и приличных небоскребов нету, а чтобы добраться до работы, люди, живущие в пригороде, не имеют никаких опций, кроме личных машин, ну разве что что вы купили себе дом вблизи железной дороги, тогда можете кататься на работу в одно или двухэтажных комфортабельных поездах. Нет рядом с вашим домом ж/д, так и добирайся до работы в своей личной машинешке вместе со всем американским народом в трафике по 2-3 часа, которая как ни верти, как ни крути, а все равно сконцентриривана именно в самом Бостоне. А что тут делается, когда начинается ливень или снегопад! В случае огромного снегопада в мелких городках, типа Аниного, снегоочистительные/соле-разбрыгивающие/песком-посыпающие машины начинают появляться на улицах только к обеду!
И тут, что называется, у отдельно взятых личностей, типа меня, тут же срабатывает эффект сравнивания лучшего с худшим.
Metropolitan area, т.е. город Нью Йорк с огромными просторами пригородов, откуда массы людей ездят на работу именно в NYC, очень даже прилично развил городскую инфраструктуру.
За многие годы, начиная с 50-х годов, когда владение личным автомобилем распространилось не только в количествах по одной штуке на семью, а уже по штуке на каждого взрослого, понастроили и сети шоссейных дорог, и дорожные развязки внутри города, и линии поездов, и междугородние автобусы в дело включили, и туннели под реками проложили, и мостов двух-уровневых понастроили. А ведь для этого надо было выкупить у частных владельцев землю, при этом зачастую сей процесс упирается в огромное количество судов, где владельцы пытаются оспаривать право свою землю не продавать - и есть дела, которые выиграны мелкими владельцами, а строительная компания или штат вынуждены строить дорогу в обход, что сказывается н бюджете проекта и т.д.
Словом, гигантские общие усилия необходимы, чтобы инфраструктура чего угодно, в данном случае, транспортная, изменилась бы к лучшему.
 Теперь из штата Нью Джерси утром экспересс-автобусы идут сплошным потоком по огороженной бетонным разделителем полосе в Город (так тут именуют Манхэтэн), по тем полосам никто другой, кроме автобуса ехать не имеет права, и ведь не едут, понимают, что эти ограничения необходимы, да и полиция тоже следит за порядком, собственно ее теперь там и не надо, ибо люди привыкли поддерживать порядок сами и детей приучивают. Вечером те же экспрессы вывозят из Города 9 миллионов тех же работников по домам по той же самой полосе, только в обратном направлении. Автобусные маршруты разработаны таким образом, что имеют остановки внутри 3-4 городков, а остальные городки  проходят экспрессом, оттуда другой маршрут спланирован - все для удобства пассажиров. Таким образом весь маршрут занимает 30-45 минут в 3-4 часа самого интенсивного движения на работу или с работы, например для меня. Для тех, кто живет подальше, около часа или чуть больше. Но все равно ты практически всегда едешь сидя, или сам пожелал войти в автобус, где не осталось сидячих мест, а ты торопишься и не хочешь ждать следующий, к-й прийдет через 7-15 мин.
Понятное дело, спланировать гигантские системы не просто, это же продуманное взаимодействие многих факторов, это и строительство скоростных шоссэ, и строительство гаражей для дневной парковки, где люди оставят свои машины и пересядут на экспресс автобус, идущий в Город, ибо парковка в Городе стОит просто баснословных денег ($20-$25 за час), а штраф за парковку в неположенном месте - $165. И все равно надо изначально как-то завлечь людей ездить на общественном транспорте.
Я в свое время восхищалась, как четко работают автовокзалы Нью Йорка, а ведь чтобы люди предпочли общественный транспорт личному, кроме создания инфраструктуры, создали особые условия для public transportation commuters: если ты покупаешь абонемент на абтобус, метро или поезд, то ты его покупаешь со своей зарплаты брутто, т.е. до уплаты налогов, и т.о. для многих людей это оказывается в пол-цены. Оплата парковки возле станций поездов или междугородних автобусов тоже квалифицируется таким же образом.
В общем и целом что хочу этим сказать - какой кайф маленькому человеку оказаться внутри уже прекрасно развитой и отлаженной гигантской инфраструктуры!!
А вот в Масачусетсе междугородные линии автобусов для перевозки именно едущих на работу/с работы, отсутствуют как класс. Для многих потратить 2-3 часа на дорогу в один конец - это норма. Но расставаться со своим личным домом и перебраться в сам Бостон люди все равно не хотят, потому что цена маленькой квартирки там равна цене огромного дома в пригородах, и чем дальше от Бостона, тем бОльший дом и участок земли, а стало быть удаленность соседей от тебя, ты можешь себе позволить.
Вот и тянутся длиннющие пробки в Бостон утром туда, а вечером - обратно...