Monday, June 26, 2006

Опять же про хобби: они меняются, хотя некоторые остаются на всю жизнь. Я люблю театр с юных лет, и когда мы жили в России, я очень часто ходила в театр. На 2-м курсе НЭТИ я пошла на факультет театроведения и театральной критики и получила колоссальное наслаждение на его лекциях и походах на генеральные репетиции театров Новосибирска. Своих дочек я начала брать с 1.5 летнего возраста на балет, и они тоже полюбили театр. Когда же мы перебрались в Израиль, то вдруг столько нахлынуло, что надолго пришлось позабыть свои увлечения и хобби. С одной стороны позарез надо было учить язык, иначе тебя ждала карьера безъязыкой поломойки, с другой стороны мы "упали с елки" в страну с развитой банковской системой, другой системой здравоохранения и еще много всякого абсолютно нового. Я обратила внимание, что иммигранты (их называют "олим") кучкуются по культурным и языковым группам и там друг другу "лапшу на уши вешают", пересказывая и перевирая по дороге то, что услышали-узнали понаслышке о стране, куда приехали. Сами же пугаются от того, что понарассказывают, а потом и "сражаются" с теми чудищами, что себе понавыдумывали.
Решила я себе по возможности обо всем свое личное мнение составлять по фактам, изучать по первоисточникам, а не по принципу "Одна бабка сказала мне". Сказано - сделано. Лет 6 ушло на интенсивное изучение действительности, разных слоев общества, разных стандартов поведения, политической системы, литературы, истории, а также пришлось и профессиональный уровень заоодно поднимать. Израиль - страна крошечная, а понаехало туда народу со всего мира, с оргомными различиями в культуре, мировоззрении, уровне образования. Как в одном котле вся эта куча народу варится, и за короткое время, наверное из-за войн и трагедий, выплавляется народ Израиля.
По пути новые хобби появились, такие как путешествия по Израилю и Европе. Это очень затягивает и вдохновляет. Сначала я собираю информацию и обдумываю, куда бы поехать, потом много читаю и собираю сведения о маршруте (я не люблю ездить с тур группой), потом отрабатываю детали маршрута. Если это в Израиле, то ездили всегда со спальными мешками - палатки там не надо: у евреев есть с богом договор, с Пейсаха по Суккот (с весны по осень, примерно полгода) никогда и капли дождя не упадет (подумать только, какой блат!) - и ведь так оно и есть.
Мы проехали Израиль с севера на юг и с запада на восток по три раза, проводя свои отпуска без палатки, просто под открытым небом, путешествуя также и по еврейским праздникам. Чего-чего, а этого добра там много, и празднуют их следуюшим образом: В Израиле уходящий день заканчивается, когда на небе появятся первые три звездочки. Согласно этого за день до праздника рабочий день только пол дня, все бизнесы-магазины закрываются и народ бегает с заготовками к празднику, религиозные идут в синагоги, а светские "ловят кайф", кто как умеет. На Пейсах и Суккот первый и последний день праздничной недели - полный день официальный праздник, а все дни между ними работают только по пол-дня. Если возьмешь отпуск на эту неделю, то "заплатишь" 2.5 днями отпуска, а погуляешь 9 дней с учетом двух выходных с обех сторон недели. Посему это самые "горячие" периоды для туризма.
В Израиле нет практически архитектурно интересных зданий, сохранившихся с давних времен - все было разрушено практически до основания в результате бесчисленных войн. Когда приезжаешь к обломкам Римских бань или древней Иудейской синагоге, то только силой воображения ты можешь изобразить себе былую мощь и красоту по остаткам мозаичных полов и паре колон. Надо отметить, что выходцы из России, историки и филологи, с любовью собирают по крупицам историю каждого интересного места, к-х их в Израиле великое множество, и создали индустрию туризма на очень высоком уровне для русско-язычных туристов. Сейчас много народу из России едет в Израиль навестить родственников, большинство к-х за 5 лет уже имеет "джентельменский набор": квартира-машина-поездка в Париж. Нынешние экскурсии очень интересны, не то, что были в наши времена. Но все равно меня тогда в 1988г очень поразило, что страна бедная, в разгаре интифады, а нас, олим, посылали на экскурсии по всей стране на шикарных автобусах весь первый год жизни в Израиле. Оказывается, страна полагает, если ты Землю Израиля не видел и не знаешь истории, то вряд ли ты эту страну полюбишь. Глубокая истина...
Когда же я хочу в другие страны поехать, то ищу билеты, отель и рент машины по выгодной цене через интернет, надо спланировать поездку: куда ехать, что посетить, что отведать. Люди в разных странах живут по-другому и это очень интересно. Короче так я пристрастилась к этому хобби, что ни одного отпуска дома не провела в последние 18 лет...
В Израиле я эпизодически бывала в театрах, в основном Европейских, хотя и местные тоже посещала время от времени. В Израиле в то время существовал только театр драмы.
После 1991 года, когда много русских олим приехало, то и театров русских много открылось, и на гастроли приезжали много театров. Кстати, я только в Израиле смогла попасть в знаменитый тогда Театр на Таганке, потому что за пару моих приездов в Москву во времена моего советского гражданства, я ни разу не смогла билета достать...
Но как-то так получалось, что все же больше всего я ходила по театрам во время моих отпусков в Европе. Помню, когда первый раз я приехала в 1992 в Париж, была я там 9 дней, отель взяла в самом центре и пешком ходила каждый вечер в театры, на оперу, балет, оперетту, драму, симфонические концерты. Я не знаю французского, но у них теaтр просто божественный, и я наслаждалaсь атмосферой и игрой артистов. Этой изысканности нигде я больше не встречала, ни в Голландии, ни в Испании, ни в Германии...
Днем я люблю ходить по музеям и просто по городу, посидеть в маленьком кафе на улице или у окна в ресторанчике. Я до сих пор помню свое приподнятое настроение весь тот отпуск, хотя я приехала в октябре, и 8 дней из 9-ти моросил дождик, а я просто была очарована Парижем, удивительной архитектурой, службой в соборах, совершенно неповторимымы литыми решетками ворот, заборчиков и балконов. Как-то пластами вдруг поднимались воспоминания из прочитанных книг, где действие проходило в Париже, и представьте, названия улиц зачастую срабатывали как триггеры, которые целые годы жизни вдруг приткрывали мне о том времени, когда я читала ту или другую книгу с действием на этой улице! Вот бы не подумала, что такое может приключиться.
За 9 дней в Париже я практически не пользовалась метро или автобусами, ходила только пешком, это 11 - 12 часов в день. Когда ты ходишь сам по улицам города, а не тебя возят на тур автобусе или ты в толпе туристов движещься от "об'екта к об'екту", ты совсем по-другому воспринимаешь город и страну, по к-м ты путешествуешь. Я наблюдала часами за парижанами. Они не очень приятная публика, но очень изысканная. ( В контраст с израильтанами, к-е очень отзывчивые и ты можешь заговорить с прохожим и через пару минут он становится другом тебе на всю жизнь - у меня таких знакомств несколько. Есть и свои минусы такой открытости: люди не стесняются и задают напрямую вопросы, к-е в общем-то интимные, а там это просто, как в одной большой деревне, или семье...)
Надо отметить, что на улицах парижане ведут себя безообразно, как пешеходы и как водители, просто как стадо баранов несутся, кто - кого. Зато в выставочных залах много французов (а не только туристов), мужчин и женщин примерно поровну, и они удивительно внимательная и тонко образованная публика во всех видах искусства. А как изысканно они умеют одеваться, используя мимимум средств...
Я садилась инoгда в сквериках просто посмотреть и почуствовать город - Да и отдохнуть хочется после стольких часов на ногах :-).
Однажды я пришла на ж/д вокзал, т.к. в тот день я собралась ехать в Версаль на королевские дворцы смотреть. Ищу кассу, чтобы билет на поезд купить, а у них касс-то больше и нет, зато есть автоматы, где ты нажимаешь на номер зоны и засовываешь деньги, а тебе билет и сдача выскакивают взамен. Пошла я к гигантской карте искать молча город "Версаль". Когда же а обнаружила, что в окрестностях Парижа есть целых три(!) Версаля, я озадаченно отправилась в справочное бюро выяснить, в каком же из них короли французские проживали и замков себе понастрили. Я спросила конечно по-английски, т. к. мой языковой репертуар не включает французский, а служащий на прекрасном английском мне ответил, что ему платят низкую зарплату, на к-ю он не обязан знать иностранные языки, и он дал мне необходимые сведения, перейдя на французский. Отошла я ни солоно хлебавши, но сдаваться легко я не привыкла. Выглядела в толпе молодого парня, смахивающего на студента, и спросила его тот же вопрос. Он мне все растолковал и показал, как пользоваться автоматом, но я на всякий случай еще одного "студента" спросила о том же попозже и таким образом приехала в "правильный" Версаль.
К сожалению сейчас Париж заполонили арабы, (Франция постоянно поддерживат арабских экстремистов- нефть-то нужна), стало грязно, центр города превратился в одну большую помойку, т.к. все красивые металлические мусорные урны как-то летом заварили, ибо туда арабы подбрасывали бомбы, к-е взрывались. (Вспомните сказку про человека, к-й пригрел змею на своей груди...)
Давно я заметила такой эффект: когда грязно и запущено, местo теряет свое очарование... В этом году опять же арабы вообще устроили кавардак и поджигали магазины и громили магазины. Но это французы сами себе на голову надели...
Моя дочка, Лариса, живет на юге Голландии, так когда я ищу на какой рейс билет взять, всегда в Париж билеты получаются дешевле. Вот так и получается, что я там бываю довольно часто.
С той поездки в Париж я и вернулась к своему театральному хобби, да и было с чего: в первый же день я была на премьере балета "Дон Кихот", вхожу в театр, а там слева и справа парадной лестницы стоят в синих фраках красавцы-официанты и подают всем шампанское. На мне был достаточно обыкновенный брючный костюм, т.к. я не люблю в отпуск таскать за собой гигантские чемоданы с барахлом на каждый возможный случай. Но публика, среди к-й было много женщин с декольте и бриллиантовыми диадемами, не таращилась с презрением на таких золушек, как я. Aристократическaя публика, разодетая в пух и прах, очень чутко и благодарно смотрела спектаkль и апплодировала от души своим любимцам.
Так вот я и хожу в театр всю свою жизнь. Правда к заядлым театралам я себя не отношу, т.к. периодически по разным обстоятельствам приходилось забывать о театрах надолго: то очередная иммиграция, то безработица - с такими факторами даже и спорить не о чем: просто нет денег.
Вот к своему неописуемому удовольствию в этом году, второй год подряд, я очень часто хожу в театр. В Нью Йорке есть целая улица, 42-я, на которой масса театров, разных жанров, стилей и направлений. Много театров в на других местах города.
На этой фотографии мы возле Линкольн Центра, одним зданием этого комплекса является Metropolitan Opera House, куда мы ходим на балетные спектакли Американского Театра Балета.
У Нью Йорка свои заморочки: город перенаселенный до такой степени, что там на мой взгляд уже все перекошено и пропорции утеряны. Улицы перманентно ремонтируются - ни проехать, ни пройти, асфальт впитал в себя помойную джифу, вытекающую из мусорных мешков, к-е в огромных количествах вытаскивают поздно вечером все небоскребные оффисы и жилые дома. В жаркий день асфальт наполняет воздух этими густыми испарениями. Паркинг стоит за 1 час $16. Если же тебе посчастливилось найти паркинг на улице, то ты никогда не знаешь, будет ли твоя машина на месте тебя ждать, или ее утянет полиция, т.к. ты не заметил на каком-то столбе еще одну табличку, запрещающую парковаться на протяжении всей улицы. Штраф за парковку в неположенном месте уже $155.
Я побывала в драматических театрах и театрах одного актера, в опере, балете разных направлений, только до Бродвея никак не добирусь - билеты ужасно дорогие, больше $100. Виталик Комаровский был у нас в гостях и из Чикаго развед. данные привез, что оказывается в день спектакля можно постоять в очереди и купить за $30 билет. Теперь уж выбирусь и туда...
С мая по июль почти каждую среду (я купила абонемент) мы идем на Американский Балетный Театр http://www.abt.org/gallery/default.asp , к-й выступает в Мертрополитэн Театре Оперы. Приезжаю за 2 часа до начала спектакля, и если нахожу паркинг за 20-30 кварталов до театра, то я безмерно счастлива.
Классический балет очень сильно изменился со времен моей молодости, партии солистов стали изобиловать сложнейшими элементами, много акробатики. Мужские партии из второстепенных стали по-настоящему сольными, где артист может продемонстрировать свой драматический талант и отточенную технику. Сам балет стал весьма драматичен, т.е. артист не просто "танцует" свою партию, а он ею живет - и это теперь не один-два артиста так танцуют, а абсолютно все, включая кордебалет.
Kлассическая музыка исполняется импрессионистски, когда задерживается или убыстраются длительности, чтобы подчеркнуть настроение, и массса других техник, свет, костюмы и т.д. Балерины танцуют теперь так, что совсем не слышно звука пуантов! Это же сколько надо работать над собой, чтобы достичь такого эффекта! Артисты балета все очень молодые, т.к. уже не могут выдержать такой напряженный тип и стиль выступлений. По-моемy, редко кто старше 40 лет. В труппе 3 русских из 18 солистов (В. Малахов, Д. Вишнева и И. Дворовенко), но уровень абсолютно всех солистов очень высокий, и они уже не выделяются, как когда-то...
Изменилась и жизнь самих артистов балета. Если раньше солистка балета должна была делать выбор "карьера в балете или дети", то сейчас у солистов Матильды и Алехсандра Ферри 9 летняя дочь и 6 летний сын, а у Ирины Дворовенко и Максима Белоцерковского годовалая дочь. Театр стал человечнее и для артистов и для публики.
Наш абонемент по средам в 8 часов вечера. Даниэль первые два балета просто проспал, не смотря на то, что я его просила поспать пару часов дома до спектакля. Теперь вроде вошел во вкус и смотрит с удовольствием.