Tuesday, November 08, 2022

Palazzo Massimo

Этот музей у меня был в списке “Must Do”, и вот я снова в Риме, на сей раз я уже не стремлюсь оббежать самые известные достопримечательности этого великого города, я уже утолила эту страсть в прошлые приезды, и когда приезжала с Даниэлем показывать ему Рим.
 В этот раз пойду совсем по другим местам.  
Маленький сюрприз - вход в Palazzo Massimo  бесплатный ( может опять как привлечение публики после пустующих музеев в пандемию?!), а аудио гид всего 5EU.
История создания этого музея интересна. Здание было заказано иезуитским священником Massimilliano Massimo и построено в 1887г для иезуитской школы, прослужило первоначальному замыслу длительное время,
а в 1981г правительство Италии его приобрело и переоборудовало под надобности национального музея, специально для предметов искусства, найденных при различных раскопках
в Риме и его окрестностях, где-то в период после 1870г. Не то, чтобы эти раскопки специально заказывались и велись, наоборот, в очередной раз начиналось строительство чего-то грандиозного, требовавшего прочного фундамента, рыли котлован и натыкались на какую-нибудь скульптуру (на черепки или остатки колонн никто не зарился…)
Не выбрасывать же такое добро! Где-то и хранить надо. Опять же, реставрировать. А для этого специалисты нужны. А им нужно место для работы и для их лабораторий…
Стало быть, нужен ещё один музей. Открыли.
Оказалось, что нечаянно найденных произведений искусства набралось очень много, так что почти сразу же и заполнили все здание музея. Один этаж - скульптура, другой - мозаики и фрески.
Коллекция эта замечательная. 
Я же страстно хотела увидеть своими глазами 2 бронзовые скульптуры, которые были видимо спрятаны в смутные времена развала и полного краха Римской империи.
То, что владелец этих статуй их высоко ценил, понимал, что в смутные времена рушится и уничтожается разбушевавшийся толпой все, заранее поместил их в подземелье и засыпал подходы. Более чем через две тысячи лет они были обнаружены при постройке театра в Риме, а у статуй практически не было из’янов! И это бронзовые скульптуры. А значит, что они полые внутри, их очень легко повредить и поломать.
 И вот я перед ними… Потрясающие, великолепные работы! Первая - статуя греческого принца Seleucid (предположительно), опирающимся на копье в героической позе, явно скопированное с позы Lysippos Геракла, была создана во 2-м веке до н.э. Вторая - Отдыхающий борец. Вглядитесь в его лицо и позу.
Он опять проигрывает очередной бой. Он уже не молод, устал от своей жизни, вот он повернул голову, смотрит в никуда. Но вот закончится перерыв, и он встанет и пойдёт снова на арену, где его победит его соперник.
Искусство это - об эмоциональном отклике у созерцателей: он или есть или его нет. 
Этим творениям более 2,000 лет… но ты забываешь о времени, разделяющим тебя и скульптора. 
Этот музей удивительный. Коллекция его очень богата, а вот толп в нем нет, и в этом настоящий шарм. 
Римляне, завоевав Грецию, переняли у греков их культуру, позаимствовали их богов, поэзию, скопировали конструкцию театров и храмов, умение рассчитывать с помощью математики любые сооружения так, чтобы они выстояли века, но как и принято у копировальщиков, они постепенно начали все переделывать под себя и для себя. 
Римлянам надо было все сделать грандиозным по славу своей сначала республики, а затем и империи. 

Вот к примеру, как получился Колизей и ему подобные театры такой формы? А вот возьмём два греческих полукруглых театра и присоединим один к другому, получится нечто грандиозное, чего не было раньше! 
Или возьмём семейство греческих богов с их любовными да семейными дрязгами и заберём к себе, назовём по-своему, и заживут они своей отдельной жизнью, нисколько не менее суетной, чем у греков, но пусть семейные связи-то сохраняют исходные, греческие…
Или привезем греческих скульпторов к себе и пусть они украшают наши дворцы и термы и заодно выучат наших создавать такие или ещё более грандиозные скульптуры… 
На первом этаже музея у входа нас встречает богиня Миневра, богиня войны и мудрости, она же в оригинале Афина Паллада, покровительница Афин. Имя у неё ж теперь другое, а стандарт поведения все тот же…
Но колесо истории не развернёшь назад. 
Была прекрасная Греция, создала культуру и заложила основы организации общества, а завоевали ее римляне, и постепенно Греция превратилась в воспоминания, хотя она и существует сейчас, но никакого намёка на величие не осталось. 
Римляне возвысились над миром на целое тысячелетие,   Впитав в себя достигнутое другими народами и продвинулась вперёд, но и их империя рухнула. И величия в Риме не тоже нет
Да, а вот красота, созданная руками художников, живет. И римская юриспруденция. И много чего другого. 
На этом и зиждется наша цивилизация.

No comments:

Post a Comment