Scipione Borghese задумал построить здесь загородную виллу, поместить в ней свою прекрасную коллекцию произведений искусства, начиная с мозаик и скульптур Древней Греции и Древнего Рима, и продолжая пополнять ее произведениями своих современников. Его потомки занимались тем же, разве что их возможности были уже не те.
Однако то, что сохранилось до наших дней в этой коллекции, это великолепно, и просто поражает воображение. Взгляните на мраморные стены и потолки, на колонны и мозаики - все это тщательно собрано со вкусом и любовью к искусству, ибо тогда считалось, что через руки художников с человеком говорят боги.
Вилла создавалась как выставочный дворец, музей.
(Кстати, эти две картины с обнаженной натурой висели в спальне кардинала, а ведь туда-то и не приглашались гости…)
Каким злодеем бы нам сейчас ни казался владелец сей коллекции, а спустя века она представляет сама по себе великую ценность и настоящий шедевр.
Два этажа тщательно украшены мозаикой, привезенной из Греции после ее захвата или снятой с раскопок древнеримских городов, доставленной и установленной тут, как будто это ее первоначальное место.
Все потолки прекрасно украшены фресками, каждая комната соответствует теме, выбранной Scipione Borghese.
Относительно небольшой музей ( только 2 этажа), а главное гармония помещения и представленных в нем произведений, создаёт удивительное настроение изысканности и камерности.
Толп нет, и у тебя есть возможность бродить по залам и возвращаться туда, куда хочется.
Обратите внимание на статичные фигуры античных скульптур - это все оригинальные греческие и древне римские скульптуры с очень незначительными реставрационными вкраплениями.
В этой коллекции собрано все лучшее из лучшего, что только могло осесть в руках частного лица. Конечно, в Ватикане коллекция более грандиозная и представительная, но тут она с теплотой души расставлена, показана в обрамлении правильного декора.
Вы спросите, а как же так, священники позволяли собирать произведения живописи и скульптуры с обнаженной натурой и зачастую откровенно эротичным изображением?
А вот считалось, что рукой художников движет сам бог, ведь далеко не каждый способен создавать такую красоту! К тому же даже к самым эротическим произведениям всегда можно было добавить подпись типа « мораль сей басни такова»…
и уже фокус с эротики смещался в сторону критики сладострастия, прелюбодеяния и т.д.И в особенности в частных коллекциях эротические произведения и оседали. А показывали их только узкому кругу ценителей.Невозможно в одном посте описать свои впечатления и ощущения, а тем более пересказать то, что узнала или прочла до посещения. Но тут, други, масса информации в доступных источниках на разных языках мира вам в помощь. А у меня состоянии души было примерно вот такое, как на фотке слева :-)
К тому же я бродила там с аудио гидом, а стало быть сама-то я наслушалась вдоволь рассказов и о произведении, и о тематике, и о создателе и даже о том, какие злоключения ждали само произведение искусства прежде чем оно оказалось в этой коллекции.
Невозможно все же не замолвить словечко и о любимчике кардинала Borghese.
Джан Лоренцо Бернини был очень талантливым скульптором того времени, достойным преемником Микеланджело. Scipione Borghese видел наброски Бернини, сделанные им в детстве, и уже тогда предсказал ему прекрасное будущее , он знал толк в искусстве. Scipione Borghese покровительствовал Bernini до самой своей смерти. Бернини создал стиль барокко в скульптуре, и речь идет о динамике, действии и совершенстве в скульптурном идеализированном человеческом теле. Это страсть в мраморе! Его скульптуры надо обязательно обходить вокруг, чтобы понять замысел и увидеть движение, воплощённые в камне! Эти три работы созданы были им в возрасте до 30 лет!
Когда же Scipione заказал ему бюст дядюшки, Pope Paul V, Бернини сделал заказ быстро, но через некоторое время была замечена трещина в мраморе, пересекающая лоб Pope Paul V, на что и было немедленно указано скульптору. Тот ровно за 2 недели создал точную копию бюста.
Ну когда покровитель умер, Bernini тут же оттеснили от всех престижных заказов Ватикана, зависть - она такая чрезвычайно предприимчивая и активная штука и сносит на своём пути многих, если не всех гениев…Хотя Бернини и оставался знаменит, и имел много заказов, но «жирных ватиканских престижных чеков» у него почти не было после смерти покровителя…
Собрание полотен Borghese весьма впечатляющее, и оно размещено на втором этаже в Pinacoteca, тут и Рафаэль, и Леонардо да Винчи, и Тициан.
Если Scipione понравилась какая-то картина, он не оставлял попыток, пока не завладевал наконец вожделенной картиной. В одном известном случае Borghese донесли, что старый приятель Caravaggio не заплатил налоги. Вместо уплаты налогов у d’Arpino было конфисковано более ста картин, в том числе две самые известные ранние работы Caravaggio — «Мальчик с корзиной фруктов» и «Больной Вакх».
Не буду утомлять долгими рассказами, что же есть в Pinacoteca, отошлю к изобилию материала на интернете.
Но все равно помещу себе на память хотя бы несколько особо понравившихся мне картин. Каждое посещение храмов искусства - это всегда погружение в историю с узнаванием новых деталей о давних временах, традициях и нравах.
Я, к примеру, не знала, что в эпоху возрождения одно время было очень модно писать маслом по камню. Для трагических сцен выбирали темный гранит, для пасторалей - светлый мрамор. Картины эти были очень тяжелые, предназначались практически только для церквей.
Ну и как говорится, see you soon…
Отличный, информационный пост, Ирина. Я в самой галерее Боргезе не была, но попала в музеи Ватикана (тоже заказывала билеты почти за 2 месяца). Огромное количество предметов искусства, мозаика, фрески Рафаэля. Если не ошибаюсь, Бернини создал коллонаду собора Св. Павла в Ватикане. Жду еще ваших рассказов.
ReplyDeleteВ Ватикан вряд ли пойду, я там была дважды за свои приезды в Рим. Столько всего интересного вокруг, а отпуска у американцев очень короткие. У меня другие планы на этот раз, к тому же будут длинные переезды с места на место. В Риме планирую пробыть только первую наделю.
DeleteПроект колоннады у Собора Св.Перта в Риме был выполнен Бернини, хотя он не был архитектором, но в те времена никто с этим не считался. Заказ от Папы Римского мог быть росписью фресками, скульптурой, строительством здания или собора. А тут надо было создать дизайн площади. Собор построили на фундаменте предыдущей церкви, он и так вознёсся сам высоко, а тут ещё пара добавочных метров. Геометрия местности была отнюдь не благоприятная. Первый свой проект площади перед собором Лорензо отверг сам, запросил снос нескольких зданий с тем чтобы построить овальную колоннаду, которая сверху выглядела как бы мать-церковь простирает и обнимает своих верующих своими любящими руками.
Проект был принят к исполнению.
После Borghese Gallery я уже два других поста поместила, собираюсь по 1-2 посту в день публиковать, ну хотя бы сначала…
Сейчас дописываю ещё один пост. Дело сильно замедляется загрузкой фотографий - трудно выбрать, что поместить, а что нет…
А там, скорее всего выдохнусь (как обычно :-))), ведь не только сидеть-описывать хочется в отпуске-то…