Friday, October 18, 2019

В Афинских музеях

Сегодня я с утра пораньше отправилась в Археологический национальный музей, который всего в 11 минутах ходьбы от моего отеля.
Ну а как же иначе, если уж я в Афинах?!
Тем более, что в городе с населением под 4 миллиона, все более-менее привычно городскому житeлю, особых сюрпризов вроде и ждать неоткуда.
Так у меня их пока и не случилось, вот уж я третий день тут (и пусть также и продолжается, пока я по музеям слонясь :-))
Несколько первых залов с экспозицией Минойской и Мисенайской цивилизации.
Интересен факт, что мисенайцы приглашали минойских художников писать фрески в своих дворцах и жилищах. По неизвестным нам причинам обе цивилизации прекратили существование. Но если минойцы были очень мирными и занимались ремёслами и торговлей, то мисенайцы , жители материка, уже воевали, на вазах их изображение женщин, прощающихся с мужьями, идущими на войну, а в погребениях воинов - их богатая амуниция.
По музею хожу с аудиогидом Рика Стивса (америкаский English, прекрасный текст и исполнение)

После темного периода около 1000 лет, когда практически ничего нам не известно, начался период оседлости населения на Сycloid островах в Эгейском море, а также и на материке, и основания городов-полисов. Постепенно экономическая стабильность привела к расцвету искусств.
Сначала очень четко прослеживается в скульптурах египетское влияние изображения человека без движения и эмоций. Зал за залом музей демонстрирует разные техники изобразительно мастерства, представляя свою богатейшую коллекцию. Чем более поздние скульптуры мы видим, тем более реалистическое изображение фигур встречается. В основном только примогильные статуи женских кори( помельче и одетые) и мужских корос (монументальнее и значительно больше размеров). Улыбка на лицах погребальных статуй представляла познание смысла жизни при вхождении в вечность, а скульптуры рассматривались даром богу в честь умершего. Коро статуи уже ближе к правильному воспроизведению человеческого тела, на лицах их легкая улыбка. Мужские коро всегда выставлют слегка левую ногу вперед, а женские - нет
Свастика в те времена была символом мира и спокойствия, восхождения солнца. Как мы с вами помним, немецкие археологи были весьма активны в начале 20-го века, и в частности в Греции. С их подачи Германия и узнала о существовании такого символа в истории Греции. Фашисты взяли свастику как символ своей организации, но она была отнюдь не мирной.
А вот эта бронзовая статуя Зевса-Посейдона настолько совершенна, и это уже не примогильный коро. Статую тщательно изучали школы искусств разных стран на соответствие пропорций человеческого тела, и вывод таков: это исключительно правильное изображение мужского тела с соблюдением всех пропорций тела, статуя вписывается в окружность, а сложный поворот тела никак не нарушает гармонии изображения мускулов, и поэтому в восприятии зрителем она даёт ощущение силы, могущества и надежности под защитой такого бога.
И это 460в до н.э.!
Тут я злорадно отмечу, что при посещении музеев современно искусства у меня не возникает никакого намёка на подобные чувства - если честно: никаких чувств там не возникает.
Начиная именно с этой статуи Зевса историки называют последовавший исторический период расцвета искусств в Греции как «золотой век Греции».
В надгробиях золотого века - дань уважения к умершему, который изображался обычно сидящим, раздумывающим, что же взять с собой в путешествие в вечность.
Эти скульптуры уже полностью способны передать эмоции переживаемые героями изображенными в скульптуре, но это не яростное проявление самых мощных человеческих эмоций, они все укладываются в спектр спокойных проявлений чувств.
А вот копия статуи скульптора Фидеоса богини Афины, которая в борьбе с Посейдоном победила и основала город, оригинал был в 12 раз больше копии, и до нас не дошёл. На день рождения богини, установленной на Акрополе, устраивались шествия и народные празднества, на неё возлагали праздничные одежды.
Вот экспонат - Голова философа циника - первое представление человека, деятельность которого признана важной для общества. Глаза сделаны тз другог металла, чтобы подчеркнуть, какое влияние оказывали речи философов на публику, считалось, что развитый ум выражается именно во взгляде. Циники в те времена представляли настроения общества близкие к современным хиппи.
Эллинистическая скульптура наделяет своих героев эмоциональным драматизмом, при этом постоянно совершенствуя реалистическое изображение совершенства человеческого тела в движении.
А вот бронзовая скульптура лошадиных бегов, так любимых греками, но это не греческая работа.
В музее представлено много римских копий греческих скульптур, ибо захватив Грецию, римляне были очарованы и восхищены ее достижениями. Так как в самом Риме культурный уровень развития был значительно ниже, то можно сразу же отметить явные ошибки в пропорциях копий, в нарушении баланса, в неправильном изображении напряженности мышц. Если это римская копия, то обычно ей необходима подставка для поддержки, особенно если она устанавливалась под открытым небом (все же ветер как-никак!), то чтобы ее не сдуло с пьедестала.
Греческие же скульптуры, мраморные или бронзовые никогда не имели подставок, ибо скульптор обязан был знать правила распределения веса будущей скульптуры.
Ну что взять с ученика? Разве что надеяться, что во временем он подучится... но ученики часто страдают манией величия, и ошибок своих замечать не желают. Именно так и случилось с римлянами.
Однако все же надо помнить, ибо благодаря римлянам сохранилось так много того, что было создано греками.

7 comments:

  1. Ира там у тебя текстнемного съехал - абзацы про мужские коро и свастику дважды напечатались.
    Слова "до нашей эры" меня тоже всегда впечатляют: сколько цивилизаций, сколько поколений жили себе поживали, и сколько всего умного и прекрасного было уж создано!
    Посейдон хорош, ох хорош :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вернусь в отель, починю пост на лэптопе.
      WiFi отельный обычно еле тянет, поэтому приспособилась с телефона посты писать, со своего уплаченного high speed data plan, но когда двигаешь фото, получается балаган :-(

      Delete
  2. По-мещански замечу - красивые у них были вазы...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ты себе не представляешь, как я все эти вазы глазами пожираю!
      Я бы закупила все!
      Но их же не довезешь, ибо это необожжённая глина...
      А какие тут бирюзовые греческие туники! А украшения!!

      Delete
  3. Сколько ты всего успеваешь!!! А как интересно!

    ReplyDelete
    Replies
    1. А мне все интересно!
      Я в общем-то прилично устаю, но возвращаюсь в отель, постою под горячим душем и оживаю.
      Опять же пока на пароме была, так там же полу-лежишь на мягких диванах, я прекрасно отдохнула, успела кое-что описать да и с телефона фото загрузить, у меня быстрый data plan, a в отеле интернет значительно медленнее.
      Я, пожалуй, теперь не буду таскать с собой laptop в отпуск.

      Delete
  4. Читаю Вас с удовольствием, спасибо, что делитесь! Микенская цивилизация, микенцы по-русски https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

    ReplyDelete