Tuesday, October 15, 2019

Akrotiri - раскопки минойского дворца

Немножко исторической информации об острове Thera.
Собственно свидетельства о существовании поселений говорят о том, что люди жили тут около 5,000 лет тому назад, но расцвета древние поселения достигли именно при минойской цивилизации, которая просуществовала тут около 500 лет. Остров Thera был на пути между Критом и Кипром.

Предметы быта и отливки из меди похожего стиля были обнаружены в этих местах, и они послужили гипотезам о ранних морских путешествиях минойцев. Мощное извержение вулкана привело к огромному выбросу пепла и грязи, которые и затопили минойский дворец в Акротири, строение которого очень похоже на дворец Кносса на Крите, но меньше размером. Довольно много фресок сохранилось именно благодаря тому, что пепел и пыль блокировали доступ воздуха, а вместе с ним влаге и гнилостным бактериям.
Я уже писала, но повторюсь, что не обнаружено человеческих скелетов и остатков лодок и кораблей, а также и мелких ценных на тот момент предметов, что даёт основание полагать, что люди покинули оба острова, Thera and Crete, организовано и заранее. Видимо серия предыдущих мелких извержений вулкана и землятресения вынудили их к этому.
А на новом месте минойцы уже не смогли выжить как народ и цивилизация, пожалуй просто рассеялись и слились с другими.
А вот их роспись гончарных изделий да и фресок просто поразительна, с красивыми растениями, осьминогами, дельфинами, рыбами, с изображением довольных и спокойных людей, ничего похожего ни на древне-греческие сюжеты, и тем более на египетские, на которых нет вообще никакого настроения на лицах людей.
Раздумывать интересно, а почему исчезла эта прекрасная цивилизация, в которой ценили красоту природы, не создали общества, которым управляют тираны, а наоборот, жили в мире и согласии, женщины тут не притеснялись мужчинами, а имели равные права, имели свои ремёсла, принимали участие в жизни общества сами, а не через посредство мужа.
Ещё занимает тот факт, что минойцы не нападали на соседей и не строили мощные стены и бастионы для защиты от врагов. Неужели это и был тот утерянный рай?
Минойцы в Акротири построили мощеные проходы между жилыми помещениями, местами
складирования продуктов и запасов воды. Найденные каменные трубы вытесаны таким образом, чтобы их можно было соединить в длинный водопровод, дают основание предположить, что минойцы ещё не собирали дождевую воду для нужд жизни, а подавали ее от природных водных источников. В те времена остров был значительно больше по территории, на нем была разнообразная растительность, которую запечатлели древние художники на фресках.
Собственно раскопки Акротири начались только в 1969 году, в результате интенсивных работ на два года раскопали до трёх этажей этого древнего города. Проект этот продолжается. При моем посещении там продолжала работу группа человек 10-12.
Но что интересно, если на Крите топорная местная «реставрация» понастроила фрагменты с колоннами, кусков стен и окон из бетона и деревянных перемычек, при этом нарисовала яркие картинки-копии фресок, и это просто раздражало, то в Акротири археологи все фрески сняли, все артефакты увезли по музеям, построили крышу на бетонных столбах, чтобы защитить раскопки от дождей, размывающих и заносящих назад извлечённый грунт.
И опять туристу плохо(!)
От чего так?
Наверное, не от чего оттолкнуться воображению. Ходишь по деревянному настилу, видишь обломки стен, сваленные в кучу обломки гончарных изделий, все покрыто мельчайшей пылью. Видишь довольно широкие дороги, треугольный «зал», ladies «зал», весенний «зал»,- конечно, табличка рядом расскажет коротенько, что это помещение назвали так, потому что тут нашли фреску с женскими фигурами, или фреску с цветущими растениями, или ещё почему-то, но картинки или нет совсем, или она в виде крошечного фото на табличке.
Вот и думаешь, а как археологам себя вести правильно, чтобы ознакомить нынешний туристический народец, чтобы и научно, и исторически, и простенько донести до выехавшего из дальних стран ротозея рассказ о днях минувших... Ведь когда приходишь в огромный археологический музей, куда все находки и свезли, определили возраст их, эпоху, рассортировали по использованию и назначению, но там они потеряли для посетителя весь шарм :-( , и трудно ему бродить по бесконечным залам музея, трепеща от возбуждения «Ах, как захватывающе интересно!»
А людям и так плохо, и сяк - не так.
А почему теперь остров называют Santorini? А его переименовали римляне в 13-м веке в честь старинного кафедрального собора Sant Irene в Perissa. Со временем это имя преобразовалось в Santorini, что вроде достаточно тешит мое тщеславие, ибо остров посвящён моему имени :-)

14 comments:

  1. С именем это ты удачно подсуетилась :)
    Современный человек и, соответсвенно, современный турист пресыщен впечатлениями. Его очень трудно чем-то поразить. А ещё толпа отвлекает, не даёт пофантазировать, проникнуться атмосферой.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я как «наступила» на эту шифровку в интернете, сразу возликовала. И ведь к сведению не очень просвещённых, была и такая богиня у римлян, Ирина - богиня мира, охраняла вместе с сёстрами, Порядка и Справедливости вход по врата рая.
      Поняли, с кем вы дело имеете?!
      :-)))

      Delete
    2. Вот-вот! Между порядком и справедливостью не трудно и мир соблюдать, ведь так?

      Delete
  2. Какая же культура была! И правда, почему она исчезла? Да, имена нам дают не случайно. "Ирина" тебе точно соответствует. Ты знаешь, меня зовут не Лола, а Хилола. Одно вермя я стала представляться как "Лола". Так было проще. Недавно я поняла, что я всё-таки Хилола. Другая энергетика. И мне об этом сказал мой сын. Благодаря ему и его друзьям я вернулась к своей девичьей фамилии и своему начальному имени. Не хочу больше быть удобной, а хочу быть собой.
    Как же хорошо читать о твоих приключениях-похождениях. Спасибо.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Человеческому уму стоит только за что-то закрепиться, и он выстроит стройную систему мироздания с любой посыльной точки :-)
      Ну, привет тебе, обновлённая душа, Хилола!

      Delete
  3. Никогда не нравилось ходить по раскопкам, не цепляет абсолютно. Мой глаз не дорисовывает картинку никак.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Все очень зависит от места раскопок, кем велись, насколько бережно обошлись с найденными материалами. Были ли деньги создать музей рядом и сделать или познавательные видео, или копии-реконструкции поместить рядом. Вот когда все это есть, эффект потрясающий.
      Сегодня была на Ancient Agora и Акрополе, потом зашла в Музей Акрополя, пробыла почти целый день. Не только не устала, а вышла просто просветленной. Кстати, музей возведён на найденных при раскопках жилых кварталов 2-7 века нашей эры. Их заботливо отреставрировали, поместили рядом стенды, -вот что значит были деньги у археологов!
      А раскопки на Санторини видимо совсем не имеют средств ни для работы, не тем более для эффектной презентации

      Delete
  4. Нет рая на земле, Ира)
    Кто копал лабиринты? Кто вытесывал, таскал камни и строил?
    Счастливые минойцы?
    Не верится в существование идеальных цивилизаций.
    Кстати, неплохая идея перед запуском туристов небольшой фильм об истории острова, архитектуре и искусстве принудительно показывать. Хотя, о чем я говорю...95% моих туристов подобная публика.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Лена, а туристы-то кто? Это ещё обыватели, которые хотя бы каким-то боком хотят глянуть вглубь истории. Те, которые никуда и никогда не выезжают, они-то в своё время и творили все разрушения. У большинства людей ведь нет ни уважения к истории, ни к культуре, ни к традициям ничьих народов, и к своему народу в первую очередь...
      Насчёт счастливых строителей жилищ и прочих строений: вот мне страшно нравится ковыряться и что-то создавать дома. Да и вы с мужем тоже, похоже радуетесь, когда очередной проект своими руками заканчиваете.
      Вот вам и пример ощущения счастья от созидания одной семьёй.
      Так почему же отбирать похожее понятие удовлетворенности жизнью к минойцев? Именно их фрески и дают вот эту радость созидания зрителю...
      И все познаётся в сравнении опять же.

      Delete
    2. Нет, тут нюанс имеется.
      Как говорит наш папа:работа для себя - не работа)
      А вот на чужих дядь-тёть вкалывать, отдельный разговор.
      Тот же Платон когда писал об идеальном государство, упоминал о необходимости сословий: аристократы, военные и трудяги. Одно дело сидеть на попе ровно и философию разводить, другое дело вкалывать до победного-идеи.
      А фрески...лишнее доказательство того, что все рабочие схемы-приёмы-реклама-пропаганда придуманы давно и не теряют актуальности по сей день.

      Delete
    3. Вот вроде все верно ты говоришь, но опять же, когда всем народом удалось нечто гигантское своротить-совершить, ведь каждый ощущает экстаз!
      На своей личной шкуре испытано много после завершения огромного проекта, когда участники знали и делали только свой кусок, а те, кто стояли у правила и руководили, никогда не знали всех деталей до тонкостей, и все могло развалиться сто раз подряд, но все же завершили успешно...
      Это же настоящая радость за сопричастность. И она не сравнима с эффектом от работы для себя.

      Delete
    4. А допустим, над десятком трудяг поставить дядьку с плёткой. Думаю, та же работа завершилась бы вовремя.
      Плохое думается, ну его к чертям. Даёшь Грецию! Читаю и хорошо завидую)

      Delete
    5. Понимаешь, я всю жизнь проработала на довольно интересных работах ( с парой лет исключений на начале иммиграционной жизни), где ни о каких плетках в моей работе не могло быть и речи, ибо Information Technology это все же интеллектуалы, и погонять ими нагло не выйдет, они тут же поувольняются и перебегут к конкуренту за бОльшие деньги. Я и сама так делала не раз. Я тетенька свободолюбивая, и за годы иммиграции научилась ценить свои знания и умения, при этом училась постоянно всю свою профессиональную карьеру. Это тебе не то идиотское состояние в совке «нашлась тут, умная такая!» тут к тебе прислушиваются, и если ты толковый специалист, тебя продвигают, с не плёткой погоняют.
      Может поэтому я хоть и работаю много и тяжело, но работу свою люблю, и у меня есть с десяток проектов, которыми я по-настоящему горжусь, да и те, кто со мною их делал, рассуждают примерно также.
      При этом я не отрицаю, что рабское отношение к труду превалирует в обществе любого уровня развития, и там необходимы плетки, расслоение на разные уровни, и насилие там неизбежно, ибо люди работу тупую ненавидят, а на другое не способны...

      Delete