Tuesday, August 09, 2016

Bинегрет чайников с классиками

Пару дней тому назад моя афро-американская сотрудница с воодушевлением начала рассказывать о выставке, к-ю она посетила в выходные. Я тут же заинтересовалась, что да как. Оказалось, что это выставка фотографий в музее Studio афро-американских подростков. Что поразило мою сотрудницу, так это факт, что их работы развесили в зале, где на соседней стене были работы известного фотокорреспондента из их же среды, и как замечательно, и как это стимулирует юного творца.
А что меня поразило, так ее возмущение, почему музей Metropolitan не делает подобных выставок, не отдаёт целые залы именно представителям её народа.
У нас тут это очень модно, например движение "Black Lives Matter". Когда я вижу очередного с этим плакатом, меня все время так и подмывает спросить, а почему собственно, только черные имеют право на жизнь? А как с остальными? Это же дискриминация! По мне - All Lives Matter!!
Но прохожу молча, потому что не дай Бог такую ересь заявить! Тебя тут же расистом представят.
Я своей сотруднице и говорю, мол музеи класса Metropolitan пусть коллекционируют высшие достижения искусства, тогда молодым творцам будет куда стремиться.
Молодежи совсем не мешает сначала поучиться и усовершенствовать свой талант, прежде чем требовать развешивать их работы рядом с Микеладжело да Рафаэлем. Какой бы талант у тебя ни был бы, а ученический период никак не перескочить искусственно. Опять же если новые таланты целый прорыв создают в искусстве, то и следуйте примеру импрессионистов и  открывайте свой выставочный салон, а не лезьте унижаться к тем, кто на этот период времени у кормила власти в искусстве. Так уж человечество устроено, не отдают свои бастионы за просто так. Так что приходится новеньким бороться за признание.
Но вот простой экспроприации экспроприаторов нам не надо. Не один и не два народа на своей шкуре испытали, что это такое, когда из грязи да в князи и совсем уж у правила власти, при этом уничтожив миллионы тех, кто и знания и умения имел, кстати много и долго и учился и совершенствовал и свои таланты, отдавая их обществам, в которых они жили и продвигали их своими умениями, в отличии от тех, кто от сохи, да сразу во дворцы.
Пытаюсь обратить её внимание, что воспитание нового поколения художников, поэтов, музыкантов начинается в среде, - на пустом месте таланту не у кого учится, негде взять challenge, не к чему стремиться. Среду надо создавать, она из телевизора да интернета к ребёнку сама не прийдет.
Привожу пример, как в своё время я со своими детьми возилась, рассказала вкратце про программу, которую вела у себя дома в течение двух лет в крошечной 2-х комнатной квартире раз в месяц: музыкально- тематические встречи с детьми в возрасте от 6 до 16 лет. 
Старшая дочь Лариса должна была приготовить свои работы и сделать выставку, она училась в художественной школе и занималась у скульптора, которого сама же и нашла. Дети из муз. школы, где училась младшая дочь Аня, все должны были сыграть одну вещь и рассказать, что они чувствуют, её исполняя. Если трудно про свои ощущения, то мы с удовольствием послушаем и про композитора, кто пьеску  сочинил, и про историю танца и т. д, который ребёнок приготовил. Анин учитель музыки был в восторге от этих концертов, стал приглашать своих друзей, и они играли на наших домашних концертах.
Я готовила слайд-программу про художников, показывала слайды или книги с иллюстрациями их работ. Подбирала музыку и ставила записи, которые тихонько звучали, создавая подходящий фон. Старалась находить музыку в тему, например, при рассказе о Веласкесе ставила фламенко, русских композиторов тех, с кем именно этот художник дружил или любил его музыку.
Я пекла 3-4 торта, накупала фруктов, чтобы детей привлечь и создать радушную обстановку. Родители приводили детей и под разными предлогами оставались, не хотели уходить, им самим стало очень интересно.
Стульев на всех не хватало, сидели на полу, собирались по 40-50 человек.
Для меня это была колоссальная нагрузка, ведь я не имею образования в искусстве, за месяц переворачивала массу книг, разыскивала слайды или репродукции, чтобы сделать интересную лекцию именно для детей. Не говоpю даже про то, что торты напечь и квартиру оформить соответственно к таким встречам, это же колоссальная работа. Я же каждый раз пекла ДРУГИЕ торты. Это же встречи о творчестве были...
И во времена, когда интернета не было.
Все это на самом деле я затеяла только для Ларисы, чтобы у неё был стимул выставлять свои работы, и чтобы она поняла, что поистине интересен только тот художник, кто дружит со всеми видами искусств, а не замыкается в чем-то одном.
Мораль сей басни такова:
Вместо того, чтобы ныть и страдать, что работы деток, которые едва научились жать на кнопку фотоаппарата и освоили азы техники фотографирования, не пускает к себе в свои залы музей с мировым именем, пойди и займись выпестыванием талантов. Это весьма трудоемкий процесс, и далеко не всегда вливание в него денег даёт шикарный результат. Я вот обходилась практически грошами, зато вкладывала душу и свою веру в то, что искусство прекрасно, и щедро делилась всем с совершенно чужими для меня поначалу людьми.
И не обязательно этот процесс гарантирует на выходе человека искусства, чьи работы ещё при жизни все известные музеи бросаются покупать за огромные деньги. К примеру у моей Ларисы три работы купил Женевский музей искусств, ещё парочку немецкие музеи, и пока на этом все.
Аня не стала пианисткой, она даже музыкальную школу не закончила, несмотря на то, что у нее абсолютный слух. Просто мы переезжали в Израиль, багажа почти не брали, её спросили, хочет ли она дальше учиться, брать ли пианино, так она категорически не желала. 
Небо на землю не упало. Надо уважать мнение детей.
В доме, в машине у меня постоянно звучит классическая музыка, все трое детей любят искусство, часто бывают в художественных музеях, и по крайней мере им доступен мир искусства и наслаждение от произведений, созданных разными художниками.
А великолепные музеи пусть имеют в своих коллекциях самые-разсамые замечательные работы лучших из лучших, и не будут винегретом чайников с классиками. 
И так идёшь в музей и на тебя давит количество его экспонатов - не осмотреть их и за всю свою жизнь.
Если туда втискивать мазню начинающих, но чтобы обязательно вперемежку с работами гениев, то тогда и ходить-то по музею будет тяжелый труд, ибо прийдется постоянно сортировать, что смотреть, а мимо чего рвать когти.
То, что для родителя - потрясающий успех дитяти, то для остальных - все равно мазня...
И от этого никуда не деться, период ученичества никак нельзя перепрыгнуть.