Thursday, April 03, 2014

Почему женщины любят shopping

Нашла интересную статью о том, почему женщины любят shopping у Антона Буслова в его Экспериментальном подвале.
====================
Естественно, shopping (замечу, что это не процесс совершения покупок, а скорее процесс хождения по магазинам и выбора неких нравящихся вещей - способ времяпрепровождения) нравится не всем женщинам. Кроме того, он нравится некоторым мужчинам. Но когда мы говорим о социальных явлениях, то говорить приходится не о "хвостах" статистического распределения, а о неком среднем. И в среднем женщинам нравится просто ходить по магазинам, а мужчины в магазины ходят только за конкретной вещью, которую хотят купить.

    И, как во всяком деле, начинать рассмотрение стоит с экстремумов. Существует разновидность психического расстройства - ониомания, которая характеризуется склонностью совершению покупок всего и вся, без определенной цели. Исследователи указывают на то, что этому болезненному состоянию женщины подвержены значительно сильнее, чем мужчины. Причины явления - жажда адреналина (процесс покупок вызывает азарт, и выделение
адреналина, к которому организм привыкает, так что для следующего раза он нужен все в больших и больших дозах, что вызывает зависимость); иллюзия власти (процесс обслуживания вызывает чувство значимости, возможность "управлять" продавцом, человек получает льстивое и услужливое обращение); иллюзия свободы (большой получает удовлетворение от процесса приобретения вещей, то есть сам факт покупки в его глазах становится неким "успешным делом", которое он сам сумел провернуть без посторонней помощи). Отмечается, что эти болезненные состояния у женщин обостряются в случае чувства одиночества, внутренней пустоты, отсутствия признания и любви со стороны окружающих.
   Мужчина в современном обществе, как правило, более свободен и властен, а адреналин получает в иных сферах деятельности. На это накладывается еще и историческое разделение обязанностей, идущее еще с родо-племенных отношений, когда женщины были собирателями, в то время как мужчины - охотниками. То есть процесс выбора чего-то полезного из множества, с целью накопления, по сути закрепился как средство выживания. И тут уже, за давностью лет, не важно - выбирать ли съедобные ягоды, или красивые платья.
   Естественно, что на это социальное и психологическое явление сверху наложилась еще и современная индустрия рекламы и продаж. Поощрять к совершению бесполезных покупок весьма выгодно. В условиях, когда с одной стороны у женщин есть достаточное количество денег, а с другой стороны нет реального равноправия с мужчинами в плане распределения социальных ролей, подталкивать их к такого рода сублимации оказывается достаточно простым делом. Теоретически, в какой-то перспективе, это явление потеряет "половую" окраску, так как торговая индустрия крайне заинтересована в вовлечении в процесс и мужчин.

8 comments:

  1. Ира, какое всестороннее и глубокое рассмотрение проблемы, да ещё и написаное хорошим языком!
    Я не люблю шопинг. Меня раздражает обилие красок, суета, необходимость примерять.... Нет, не для меня это. А кроме того последние пять лет я изменилась физически, поправилась. А в магазине приходится осознавать ещё раз смену размера, стиля. Да ещё и отражение моё везде. Дома я привыкла к своим зеркалам.
    Кроме того, мне приходится очень много и быстро ходить, почти бегать. При работе с детьми я в движении.
    Вот как-то так...
    А мужчинам я нравлюсь такая, какая есть.

    ReplyDelete
  2. Самое главное, Лола, что нравишься мужчинам!

    А про себя я тоже скажу, что я хожу в магазин покупать определенную вешь, или продукты, и я довольно четко знаю, зачем же я туда пришла.
    Поскольку в своей жизни я сама принимаю решения и сама зарабатываю себе на все свои потребности, мне не надо самоутверждаться путем получения дешевого подхалимажа продавцов.
    Я люблю и общение, и разговоры с людьми на равных. А с продавцами нет контакта, заранее известно, что все их высказывания не достоверны и направлены на то, чтобы ты купила то, это и вот то. Ну и для отвлечения внимания пара smalltalks на ничего не значащие темы. :-)
    Опять же, я могу купить незапланированную красивую вещь, на к-ю нечаянно взгляд упал, и даже запросто, но при этом я четко знаю, зачем она мне, ибо я ее покупаю именно для себя, для дома (детям уже ничего по своему усмотрению давно не покупаю - они сами выбирают, сами заказывают), поэтому меня не процесс shopping-a привлекает, а именно результат.
    Если процесс растянулся, и я не нахожу необходимую мне вещь в течение часа, то я прекращаю поиск и "времяпрепровождение" в самом красивом молле просто потому, что у меня начинает резать в глазах, нападает зевота, начинает болеть голова, и т.д. - т.е. я просто физически не могу болтаться по магазинам. Аллергия на shopping. :-)
    Так что что мы с тобой оказались в "хвостах" статистической кривой распределения...

    ReplyDelete
  3. Если мне что-то надо, я захожу в пару моих любимых бутиков и просто присматриваюсь. Если есть то, что мне нравится, я рассматриваю и ухожу. Если через пару дней, даже неделю меня эта вещь тянет, тогда я иду и покупаю её. Есть одежда, в которой я себя хорошо чувствую. И мне всё равно, если она немодная. А бывает что красивая вещь, мне идёт, а я не хочу её носить. не лежит сердце и всё.

    ReplyDelete
  4. Приятная компашка у нас тут собирается :-)

    ReplyDelete
  5. Я тоже не люблю шоппинг. До тех пор не люблю, пока не попаду в магазин авто-аксессуаров, оружия или электроники... или на крайний случай туристического оборудования.

    ReplyDelete
  6. Да у каждого из нас есть какая-то зацепка за материалистический мир!
    Shopping одежды/обуви просто наиболее часто востребуемый, и даже не потому что одежда поизносилась, а мы все уже с рождения приучены к тому, что "вышло из моды", и не хотим быть хуже всех. Но это уже из области психологии и стадного инстинкта.
    У одних shopping в этой области зашкаливает за пределы разумного, а довольно большая масса людей остается в зоне равнодушия.

    ReplyDelete