Monday, February 12, 2024

Uffizi Galleries


В 1560 Cosimo I Medici вместе с семьей проживал во дворце Vecchio, который одновременно являлся и административным и государственным учреждением. Сам дворец небольшой, сада при нем нет, и Cosimo решил сначала построить отдельное здание офисов (Uffizi) административных и судебных служб Флоренции, поручив этот проект архитектору Giorgio Vasari.
(Фото всех зданий, аэральных и с прекрасно взятого ракурса, можно найти без труда на интернете, а у меня море фоток, которые мне дороги, поэтому я их в этот пост и включу :-)))
Спустя 5 лет после окончания строительства офисов семья Medici приобрела дворец Pitti, расположенный на другом берегу реки Arno. Medici его расстроили, заложили прекрасные сады при нем. 

Чтобы проходить незаметно через мост в офисные здания Cosimo велел построить длинную галерею, перекидыващуюся по мосту Vecchio на другой берег и соединяющую дворец с административными зданиями. 
Этот проект тоже был поручен Giorgio Vasari. 
Сын Medici Francesco стал использовать пристроенное крыло к Uffizi для размещения своей художественной коллекции в 1581г,
а с  приходом к власти Lorenzo Magnifico, который покровительствовал талантливым людям искусства, коллекция стала быстро расширяться, ибо он заказывал и покупал произведения у лучших художников и скульпторов.
 С 1584 г коллекция переместилась в восьмигранную комнату, построенную специально для нее, а с 1769г Uffizi стали официально музеем. 
Этот музей имеет богатейшую коллекцию итальянского искусства с 13 по 18 век, и его посещает в среднем 2.5 млн человек в год (для сравнения Ватиканский музей - 7 млн). Работы непосредственно из коллекции Medici не могут покидать Флоренцию. 
Во время создания Uffizi проводились первые раскопки дворца Nero, обнаруженные на стенах Dome Aurea “Золотой Дворец» удивительные фрески изображенных в 3D человеческих фигур, мифологических сцен в сочетании различных цветочных и растительных орнаментов вызвали огромный интерес в среде живописцев. 
Стало модно выполнять роспись потолков в дворцах в этом стиле. В галереях Uffizi все потолки расписаны таким образом. 
 Еще раскопки Dome Aurea повлияли своеобразно и на портретную живопись: дело в том, что при раскопках было обнаружено много монет с изображением молодого императора Nero (он прожил всего 30 лет).
На монетах обычно изображение в профиль, стало быть в Италии все заказчики своих портретов и портретов своих жен стали массово просить только «портрет в профиль». 
Узнала я про это только в Uffizi. (Ну и похвалила себя за хорошее планирование нашего путешествия :-)), ведь мы начали именно с посещения этого самого Dome Aurea.) 
Осмотр Uffizi галерей обычно начинается с залов Giotto, Botticelli, Leonardo da Vinci, Michelangelo и Raffaello.
С одним из последних директоров Uffizi именно в этих залах разместили всего по 1-2 картине мастеров на стене, чтобы большие группы и одиночные туристы могли насладиться этими работами, не толпясь.
Большинство посетителей собственно и не особо задерживается в других залах, поэтому там относительно спокойно, а в некоторых так и вообще почти никого нет,
что дает тебе возможность уединенного погружения в картину. Ну и опять же, мы пришли сюда не в туристический сезон.
В залах почти нигде нет скамеек, но в галереях вдоль окон целый ряд скамеек. У нас с Дафной было по аудиогиду, и когда она уставала со мной ходить из зала в зал, она ложилась на эти скамейки и переслушивала те рассказы о картинах и художниках, у которых мы уже были. Музей огромный, но здание спланировано логично, и перемещаясь из зала в зал, ты опять оказываешься в галерее, но у тебя сохраняется ощущение «познанного пространства». Сколько мы там провели часов, даже и не помню. Я спрашивала Дафну: «Устала?», она отвечала, что да, но уходить не хочет, ей там нравится. Она рисовала в своем альбомчике, делала записи в дневнике (она с ними не расставалась, постоянно таская их в своем рюкзачке), а я продолжала заныривать в очередной лабиринт из залов, появляясь в галерее со скамейками, продвинувшись вперед на несколько метров. Дафна, отдохнувшая немного к тому времени, шла за мной, потому что мне надо было непременно показать ей и рассказать про очередной шедевр.
Понятное дело, gelato бы нам существенно помогло, но gelateria в музее не предусмотрена, поэтому мы посетили только кафе.
 Когда мы с Дафной получили свои билеты в Ватиканский музей в обмен на ваучеры, купленные онлайн за пару месяцев до нашей поездки, на них была репродукция картины Filippo Lippi. И сама картина, и ее автор мне были неизвестны. А в Uffizi я увидела несколько его работ, что-то прочла из об’яснений к картинам, что-то услышала из аудиогида, позже почитала о нем значительно больше.
Судьба его очень сложная. С двух лет он остался сиротой, до 8-ми лет жил с тетушкой, но она отдала его в монастырь, в котором как раз работал талантливый Masaccio (ранний ренессанс),
расписывая фресками chapel. Filipino проявил огромный интерес к рисованию, но продолжал оставаться в монастыре, продвигаясь в религиозной карьере, но уже расписывая по заказу то одну, то другую церковь. Его талант был замечен by Cosimo Medici, который стал его покровителем. Filippo имел свою мастерскую и учеников. Самым знаменитым из которых стал Raffaello. Оставаясь монахом, он впрочем был замешан в нескольких скандальных связях с женщинами. 
Он влюбился в юную монахиню Lucrezia Buti, когда она была его моделью для картины Madonna and Child with Two Angels.(фото слева) Filippo выкрал ее и не вернул, не смотря на требования монастыря. Позже практически на всех его работах с Мадонной ему позировала Lucrezia. С нею он имел сына Filipino и дочь Alexandra. Сына сам выучил живописи, и он стал знаменитым художником. Filippo откупился от религиозного сана, расписавши одну церковь целиком. 
Сам Filippo постоянно раз’езжал, и в одном из плаваний их корабль был захвачен пиратами. Пользуясь своим мастерством рисовальщика, он сумел откупиться от рабства в северной Африке и вернуться домой в Италию. 
Он стал известным художником не только во Флоренции, но и в Риме и Неаполе, имел много заказов. Однако за пределами Италии его работ почти нет. Filippo Lippi стал для меня открытием именно в эту поездку. 
А вот с Veronese я познакомилась близко с поездки в Венецию в прошлом году

и просто влюбилась в его работы и его насыщенный зеленый цвет. В Uffizi есть несколько его работ, и я уже их узнаю издали (ура!) 
 
А это мои старые знакомые - они “приезжали» к нам на выставку итальянского портрета в Metropolitan Museum пару лет тому назад.
 Uffizi имеет богатейшую коллекцию итальянской живописи и ренессанса в частности, но не надо забывать, что семья
Medici были богатыми банкирами, у которых брали ссуды все европейские правители и многие богатые люди тоже, а стало быть отделения их банка находились в Голландии, Франции, Германии и т.д.
Поколения Medici закупали там произведения искусств и привозили их во Флоренцию. Правда, если вы начнете просматривать видео о галерее Uffizi, то довольно трудно найти развернутый рассказ о многих художниках, обычно фокус там на ренессанс, и
совсем немного о Caravaggio и Tiziano. Почему так? Да слишком о многом надо рассказать, и обычно с 40-50 мин видео никак не вложиться. Те, кому это интересно, по-прежнему читают о художниках книги, посещают профессиональные лекции, и наконец сами приезжают в музеи.
Средне-статистическому туристу вывалить столько информации на голову просто бесчеловечно… Можно посетить этот веб-сайт, где рассказывается поподробнее о залах с самыми известными мастерами коллекций:, но это необновляемый сайт, вот например Corridor Vassari сейчас открыт, а у них написано, что он неизвестно когда откроется, хотя мы с Дафной и не попали туда(я не купила билеты вовремя). 
На официальномs сайте галереи можно «пролистать» все artworks, купить билеты онлайн, прочитать кому и по какой скидке билеты положены, а вот интересной информации о художниках, их работах, об исторической ситуации у них почти нет. 
Можно просмотреть 4 серии театрализованного рассказа о семье Медичи и ренессансе, Дафна  просмотрела сама с огромным интересом эти видео:




Музей колоссальный, впечатлений море. 
Но назавтра у нас были заготовлены новые приключения.

No comments:

Post a Comment