Если вы читали Боккаччо Декамерона, (смею поделиться своим мнением: мне было очень интересно ее читать, не смотря на то, что это очень «древняя книга», и стиль тяжёлый для 21 динамичного века, и сюжеты новел несовременны…), то можете себе легко представить, как и почему именно процветание литературы во Флоренции пришлось на это время. Тогда появилась и книга сонетов Петрарки и конечно же Данте с его Божественной Комедией (тут я оговорюсь: у меня не хватило терпения ее дочитать, я трижды начинала и даже дошла до середины :-), детальное описание кругов Ада меня почему-то не увлекает, а вот Даниэль с полным восторгом перечитал ее дважды) Забегая вперед, скажу, что именно флорентийский диалект, на котором писал Данте, стал основой современного итальянского языка. Собственно эти три автора призвали открыть для себя мир древней Греции и Древнего Рима в искусстве и философии.
А знание флорентийской поэзии и умение красиво из’ясняться и самому сочинять стихи, стало одним из основных признаков принадлежности к итальянской аристократии. Но вернемся к собору, стоящему без купола почти 200 лет. Наверняка он всем мозолил глаза, но никто не брался его достраивать, да и как поставить купол не на круг, а на восьмигранник, да и вообще наверняка он обвалится под своим весом.
Однако герой-таки нашелся, и как вы понимаете, это был не признанный архитектор из местной гильдии, в которой любому было ясно, что построить купол такой величины просто невозможно, а самоучка, прошедший учение на мастера золотых дел, Filipino Brunelleschi. История скромно умалчивает, на какие деньги он существовал, но с молодости он об’ездил, обмерил и изучил все купола, построенные в окрестностях, но больше всего времени он посвятил изучению именно Пантеона. Ушло у него на это много лет.
В конце концов на об’явленный конкурс он подал свой проект «яйца» из двух слоев, где верхний сделан из более легкого кирпича, опирающийся на нижний слой из камня. В процессе строительства он еще наизобретал всяких устройств для поднятия тяжестей на высоту в 60м, и как строить без лесов, и еще по мелочи тут и там. После его смерти однако никаких чертежей, записок, зарисовок, об’ясняющих, как же он нашел это решение, не было обнаружено.Если честно, я не понимаю, как эта конструкция держится до сих пор, но на то это и есть чудо архитектуры, сотворенное человеком, которого Ренессанс поставил во главу угла, и сделал акцент на индивидуальность и гуманность человеческой личности, призванной служить божественному началу в отличии от средневековья, когда бог был превыше всего, а человек мал и ничтожен.
Собор же продолжал строиться и украшаться еще несколько веков. Собственно великолепная облицовка собора трехцветным (белый-розовый-зеленый) мрамором была завершена лишь в 18 веке и стала как бы визитной карточкой соборов и церквей Флоренции.
Если Brunelleschi возродил принципы строительства древне-римского Пантеона, то семья банкиров Medici, покровительствуя художникам, скульпторам, архитекторам и финансируя различные проекты , украшающие город во славу города и для его граждан, собственно была именно тем рычагом, который привел махину Возрождения в действие и увековечил Флоренцию как столицу Ренессанса для Западной цивилизации. В доме Lorenzo de Medici юный Микеланджело прожил три года на полном довольствии благодаря тому, что его талант был замечен Лоренцо Великолепным.
Лоренцо же покровительствовал целой плеяде художников и скульпторов, (Domenico Ghirlandaio, Sandro Botticelli, Michelangelo di Buonarroti, Leonardo da Vinci, Andrea del Verrocchio, Raffaello Sanzio de Urbino), заказывая у них грандиозные проекты для города и для себя лично. И оп-па! Ренессанс начался… :-))
Я не претендую на роль историка или даже экскурсовода. Именно про Флоренцию, Firenze, можно найти море информации в удобном для вас формате и на любой вкус.
Я тут помещаю те видео, которые я выбрала для Дафны, и она их с удовольствием просмотрела и даже не один раз.
Собственно эти посты я пишу для Ани с Джейсоном - ведь должны же они когда-нибудь поехать в Италию с Яковом (а я не могу все время ездить по тем же самым местам - мне надо что-то новенькое! :-)), а тут им и готовый маршрут, и тщательно отобранная информация и масса видео - ведь у меня на поиск информации и на прочтение-просмотр ушло очень много времени. Понятное дело, они и Дафну они возьмут, и она будет их гидом, но в этих постах есть много конкретных деталей, и я надеюсь, что им будет это интересно :-)
Если вы переспросите, а знает ли Джейсон русский? Нет. Нет необходимости. Любую веб страницу вы можете прочесть на английском, выбрав опцию Translate. Ну и видео поэтому на английском.
Итак, в первый день мы пошли в собор Santa Maria del Fiore. На мое удивление он имеет очень скромное почти протестантское внутреннее оформление, мало фресок, купола так высоко, что почти ничего нельзя увидеть на его фресках, даже если пытаться zoom-in телефоном.
Вход в Собор бесплатный, но надо постоять в очереди, хотя она движется относительно быстро - мы простояли максимум 40 мин, и то только, потому что внутри велись какие-то реставрационные работы, поэтому поток посетителей контролировали.
Battistero di San Giovanni намного более зрелищно изнутри, а на башню мы уже не полезли.
Обошли Piazza della Signoria, заглянули в Palazzo Vecchio, решили вернуться в него еще раз.
Пошли ужинать, но на этот раз я сказала Дафне, что с пиццой-пастой (макаронные изделия) пора завязывать и начинать пробовать что-то новенькое. На удивление та охотно согласилась, мы сосредоточились на tagliata и не пожалели.
В Италии надо особо постараться, чтобы найти невкусную еду, но это, пожалуй, не касается fast food, который поразительно одинакового вкуса и запаха через моря и океаны. Но мы такие заведения старательно обходим.
No comments:
Post a Comment