Sunday, February 26, 2023

Ответ Леше про автоматический климат в теплицах

Ответ Алеше на мой предыдущий пост получился длинным, и я вынесла его в отдельный пост.
Во-первых, ты прав: у нас тут народ не заморачивается выращиванием овощей-фруктов на бытовом уровне, а покупает все это дело в супермаркетах (базары и базарчики практически изведены, хотя стали немного оживать то тут то там, но это капля в море).В тех же супермаркетах круглый год абсолютно все овощи-фрукты, начиная с помидоров-огурцов, всевозможной зелени, и заканчивая всеми ягодами типа клубники-ежевики-голубики. Супермаркеты у нас гигантские, стройными рядами стоят полки и холодильники с самой разной продукцией, и народ выезжает оттуда с тележками доверху набитой продуктами - у нас обычно закупаются продуктами на неделю.
Во-вторых, эта ситуация с круглогодичной поставкой produce (так называются все овощи-фрукты-зелень одним словом) все отлично налажено не только в огромных городах, но и в глубинке, то есть у нас не только New York and Los Angeles сытно живут, а равномерно все остальные штаты и населенные пункты. 
Но если быть честным, конечно есть ньюансы, но они не от дискриминации и желания отжать у переферии лучшее по принципу москвы-петербурга, а связаны больше со спросом: нет спроса на ту или продукцию, ее и не повезут туда 
Сейчас поясню: при всем гигантском многообразии produce, надо отметить, что большую часть ее мы не покупаем, потому что она GMO, genetically modified. Это мода такая пошла с социалистическим принципом: а давайте накормим всех голодных! 
Учёные пошли навстречу фермерам и в результате экспериментов на генетическом уровне создали такие растения, которые не поражаются ни насекомыми, ни распространенными заболеваниями, то бишь модифицировали их на генетическом уровне. 
Пшеницу, помидорчики, огурчики и т.д. теперь не трогают ни жучки, ни паучки. 
Урожаи резко увеличились, ибо теперь потери стали минимальны. Цель достигнута, и цены на эту продукцию низкие, любой может себе позволить все, вплоть до экзотических фруктов в середине зимы.
Беда лишь в том, что эта с/х продукция вредна человеку, GMO овощи-фрукты не распознаются нашим организмом как еда, и не усваиваются, как было запрограммировано природой (богом). В результате резко возросли всевозможные раковые заболевания, отложение солей в суставах, закупорка сосудов кровеносной системы и прочее. Но народ продолжает есть то, что в супермаркетах, потому что болезни они как бы маячат в далекой перспективе, и авось меня принесёт :-) 
Как выжить в мире изобилия?
 Во-первых, можно читать наклейки на упаковках и не покупать то, что GMO, а брать только organic. Это самое organic значительно дороже, чем то, что безо всяких правильных наклеек. Законы США обязывают производителей не только помещать наклейку о том, каким способом выращена
продукция (produce), но из из каких семян (GMO or not), но также если, например, коров или куриц вырастили индустриальным способов,т.е в жуткой тесноте и кормили силосом или размолотой кукурузой, или же животные выросли на свободе, под солнышком и питались кормом, природой обусловленным- такой способ выращивания называют pasture raised.  В США нарушение закона карается, и ни компании и ни отдельные личности в наглую не преступают закон. Поэтому мы все запросто доверяем наклейкам :-)
 Итак, небольшая часть населения, обычно более образованная и понимающая последствия употребления в пищу без разбора той продукции, которая продаётся в прекрасных упаковках в супермаркетах, и соображает про последствия от поедания оной, обычно покупает исключительно organic и pasture raised. 
Эта самая organic и pasture raised продукция жутко дорогая, ведь ее надо вырастить традиционным, а не индустриальным дешевым способом. 
Более образованные люди как правило зарабатывают значительно больше денег, ибо их знания и их профессии востребованы. А живут они как правило в крупных городах или же вокруг них(suburbia) Вот добралась наконец до места, где я могу пояснить следующее: поставки produce не равномерные по США: например, в крупных городах и в suburbia высок процент людей, которые заинтересованы покупать только organic и pasture raised, поэтому ее там и продают.
 В глубинке людям дела нет до того, что именно есть, стало быть там этого самого organic и pasture raised практически нет или совсем нет. Вот я только что вернулась с западного побережья Флориды. Там есть те же самые сети супермаркетов, что и у нас в NJ, New Jersey. Яблоки, картошка и еще кое-какие овощи-фрукты organic есть везде, но вот молочных изделий, мяса и яиц pasture raised совсем нет - нет спроса, не будет и предложения.
 Теперь про выращивание всего этого в бытовых условиях: Вспомним, что я же не родилась-выросла в Америке. Я из тех самых голодных совковских переферийных просторов, где выживали только потому, что на даче выращивали абсолютно все, чем и питались потом зимой, а мясо с косточкой, 200г сыра и 200г сливочного масло мама покупала только в получку. Мне вырастить в местных условиях, когда все, что надо «дачнику», есть в продаже и по относительно невысоким ценам,- это же раз плюнуть. 
Тем более, что мне нравится возиться в земле, я «разговариваю» со всеми своими цветочками- кустиками. Ну и они «любят» меня в ответ :-) Дом с участком 0.6 акра, а по нашим понятиям это большой участок, у нас с 2004г. 
При своей страшно интенсивной и полной стрессов жизни (хотя большую часть из них я тут не описываю - не интересно все это) я постоянно что-то выращиваю. Конечно, начинала с того, что всю рассаду покупала в магазинах или оранжереях. Цены были такие: Plate of (
контейнер из нескольких маленьких баночек, каждое растение в своей баночке) 6 анютиных глазок $1, бегоний- $2,impatients -$1.5. Помидоров, огурцов, перцев -$1.5, и т.д Нынче таких цен нет и в помине.
 Теперь одно растение помидора или огурца - $4.99, с цветами полегче, но все равно все сильно подорожало. Я же высаживаю 200-300 impatients, столько же бегоний, еще мне надо много петуний, незабудок, гераний, георгин, да и вообще я бы всю оранжерею, где я покупала рассаду, утащила бы к себе. На таких жадин никакой зарплаты не хватит…
 Для сравнения: пакетик 5,000 семян бегонии стоит $4.99. Но они очень очень маленькие, их самой собирать очень трудно. Зато семена импэйшентс я собираю сама много лет. Купила черти сколько лет тому назад organic овощей семян или рассады, а теперь имею свои семена.
 В общем, экономия «на лице» :-))
 К тому же свои-то овощи слаще, ибо я их и подкормлю вовремя, и полью. Если бы не было у нас такого проблематичного климата, как жуткая жара и влажность под 100% летом в течение 2-х месяцев, я бы спокойно выращивала produce на всю семью и без особых заморочек: полив у меня капельный и автоматический - могу и в отпуск уезжать летом без проблем.
 Но.
 
Выращивание той самой produce тут это жуткая морока, потому что у нас тут много мелких животных, особо страшные вредители еноты (пожирают не только плоды, но и с’едают ботву и стебли огурцов полностью),
groundhogs- эти специализируются на тотальном пожирании плодов помидоров и огурцов, отлично перелазят через всяческие заборы и делают подкопы под заборами. Зайцы, белки и птицы - эти меньше вредят, но тоже кушать хотят. Убивать и травить их запрещено законом. Надо звонить в службу, чтобы приехали, отловили и увезли в дальнюю даль, а это дорогое удовольствие.
 То, что не с’ели звери, уничтожают грибковые заболевания - они тут могут полностью уничтожить все твои растения за июль-август, если ты не будешь опрыскивать их раз в неделю. Так как сильными химикатами я не пользуюсь, а только organic средствами, то они не очень эффективны. Мороки много, а эффект ничтожный. 
Подводим черту: 
С помидорами-огурцами-перцами я больше не хочу возиться в NJ, но попробую высадить их в этом году в Вермонте, там у Ани не такой большой участок, и они там только наездами, но все же попробую. Тут посажу капусту kohlrabi, она в прошлом году прекрасно выросла, без каких-либо заморочек, и дикие животные на нее не покушались. Она хороша в салатах :-)
 Еще посеяла великое множество цветов. Если взойдет и вырастет больше, чем мне надо, раздам соседям. Так что в этом году у меня будет большой цветник. Цветочками питаться не получится, зато любоваться ими будем все лето. Я же визуалист, и красота мне просто жизненно необходима. 
Теперь насчет автоматического климат контроля в моей тепличке.
Тепличка сделана из плотного слоя полиэтилена, который практически не даёт теплоизоляции, но защищает от ветра и небольших заморозков. Эта палатка накидывается на легкий металлический каркас из алюминия(он просто покрашен чёрным цветом). Каркас раздвигается и сжимается легко - именно за это я его и купила на Amazon-e. Палатка пристегивается к каркасу на липучках. Еще ее надо привязать к колышкам, как обычную палатку. Я установила тепличку у забора chain link , сетчатого, к которому ее тоже привязала - у нас бывают штормы с сильными порывами ветра.
 Теперь обогрев:
купила обогреватель с программируемым таймером, выставила так, чтобы ночью грел постоянно, а днем включался только на 15 мин раз в час. Уровень температур приходится вручную регулировать, ибо в солнечный день теплица мигом перегревается.
Для контроля за температурой Аня купила термометр Govee, он стоит в теплице, его можно подцепить к твоему телефону через Bluetooth, и он тебе шлёт alerts если температура  ли влажность поднялась выше допустимой (надо пойти выключить обогреватели и открыть окна и двери теплицы) или опустилась ниже допустимой (надо пойти самому и переключить нагреватель на более высокую температуру.)

С освещением LED получше: я купила такие таймеры: выставил время, когда включить и когда выключить, и «спи-отдыхай». Лампы LED экономные, потребляют мало электричества. Они нужны на все полки моих этажерок, кроме самых верхних. Лампы специально для теплиц, т.е. они сверху имеют металлическую «крышу», чтобы вода на них не попала при поливе и не устроила короткое замыкание. 
Землю для рассады я покупаю, это обычно перегнившие листья, она дешева. Можно и самим организовать перегнивание листьев, но я еще до этого не дошла :-) Ее смешиваю с канадским торфом, он тоже дешевый, добавляю в нее удобрения. Так тоже получается намного дешевле, чем купить готовый potting mix - там тебе все приготовлено, только разложи эту смесь по горшкам или контейнерам для рассады, но выходит в 3-4 дороже, чем моим способом. А так как у меня квази-индустриальные масштабы, то экономия опять «на лице»
Все излишки рассады раздаю друзьям, знакомым, соседям. Люди в любой стране и при любом строе любят получать что-то valuable на халяву. Взамен я получаю хорошо относящихся к нам соседей, да и друзьям тоже приятно получить что-то за просто так.
 Ну вот, все приготовления закончены, посеяла очень много цветов, замочила немного семян овощей, теперь надо приглядывать за всем этим где-то до середины мая, когда прекратятся заморозки, и можно будет пересадить все в почву.
 Сказать, чтобы я только своими растениями и занимаюсь, это вряд ли. У меня это дело как бы между всеми остальными другими. Но безусловно выращивание своей рассады тебя привязывает к дому, и в отпуск уже не уедешь, ибо полной автоматики в обслуживании теплицы нет.
Выращивать своих курочек-коров я не собираюсь :-)
Однако мы все же выкрутились и приспособились покупать яйца pasture raised в Вермонте. Там многие держат курятники, ставят у дороги табличку «Eggs - 1 dozen - $4». Это ровно в 2 раза дешевле, чем в супермаркете. Там же Аня покупает не пастеризовнное молоко у фермеров, а также и говядину, ведь там коров кормят сеном, а не силосом.
Так что мы как-то нашли свою нишу и в стране изобилия :-)))

2 comments:

  1. Мы приблизительно так же выходим из ситуации с продуктами - зелень, мясо, молоко, творог и сметану стараемся покупать либо на базаре (дорого, но здоровье дороже), либо на специализированных фермерских ярмарках (в Киеве, в нашем районе их проводят раз в неделю).

    Мои родственники, живущие за городом, в основном где-то со средины нулевых прекратили заниматься выращиванием еды на приусадебных участках и огородах. При том, что в 90-х с них на 50-60% кормились. Правда, одна семья полностью перешла на своё обеспечение растительной продукцией, курятиной и яйцами. Даже хлеб сами выпекают. Но это исключение.

    Теперь ситуация несколько изменилась, всё значительно подорожало (особенно самые обычные продукты - лук и прочая полезная растительность). К тому же, в условиях войны нет уверенности в регулярности поставок продуктов. Появился экономический смысл частично производить самим то, что возможно. Прошлой весной-летом провели небольшой эксперимент (с "переменным успехом" :)) ) по возвращению к приусадебному земледелию.
    Теплицу не покупали - Я её построил сам по своему проекту из "того, что было". Купили только полиэтилен для покрытия и немного удобрённой земли. Огурцы вырастили и немного прочей зелени.
    В этом году меня вновь заманивают "расширять посевные площади" :) Честно говоря, Я от этого несколько далёк (скорее собиратель, чем выращиватель), опять же - городской житель. Но если не пригласят на войну, то, наверное, рискну в этом сезоне подойти более серьёзно к сельскому хозяйству :)
    .

    ReplyDelete
    Replies
    1. Немного уточнений:
      В наших пенатах мы весьма редкое исключение, просто потому что живем мы в наиболее плотно заселенном штате, NJ. Простых фермеров тут осталось совсем немного. Если ты хочешь покупать напрямую у них, надо ехать вглубь штата, на запад или уж в Пенсильванию за всеми продуктами. Это 2-3 часа езды в один конец.
      В последнее время стали появляться и фермерские маркеты, но только летом и раз в неделю. Цены там жутко высокие, и нет никакой гарантии, какую же они продукцию тебе продают, GMO или нет, чем кормили животных и проч. Так что туда мы за покупками не ходим. Там очень мало покупателей, все же дороговизна отталкивает не только нас.
      Так что я не знаю никого из знакомых, чтобы целенаправлено искал и покупал продукты у фермеров напрямую…
      Так как Аня с детьми каждые выходные едет на тренировки детей в Вермонт, то по дороге они прихватывают куриные и утиные яйца у одних и тех же семей, с которыми мы уже лично знакомы, а молоко и мясо - в небольших фермах, которые уже обязаны по закону информировать о том, как выращена их продукция. Приходя в их крошечные магазинчики, ты видишь рядом на выпасе животных, жующих травку, да и вообще весь штат Вермонт специализируется на гуманном отношении к животным, выращиваемых на фермах.
      Вся местная молочная продукция отличается совсем другим вкусом от того, что можно приобрести в наших супермаркетах даже с маркой “Organic USA”. Да к тому же и цены в Вермонте ниже на 30-40%.
      Мы небогатая семья, и стараемся аккуратно расходовать те деньги, что смогли заработать.
      После пандемии и с войной в Украине у нас началась приличная инфляция, так что цены быстренько полезли наверх. Кое-от чего в продуктах мы уже отказались, но это пока что не те, что из списка крайне необходимых.
      Удобно и то, что мы многое делаем своими руками, стало быть нашу семью инфляция еще не особенно сильно задела.
      Те же семьи, что привыкли оплачивать абсолютно все услуги, в том числе и доставку продуктов на дом, и уборку жилья, и landscaping, и репетиторство детей - те заметили резкое увеличение расходов….
      Но что тебе сказать?
      Те, у кого есть деньги, продолжают строить новые шикарные дома, ездить на luxury cars и прочее, с той лишь разницей по сравнению с совковской элитой, у наших американских богачей деньги не наворованные, а честно заработанные. Я не смогла своего бизнеса создать, всю жизнь проработала работником на зарплату, так и кто мне виноват?!
      Я снимаю шапочку перед бизнесменами - это надо иметь и нюх и талант угадать, где и в чем тот бизнес создавать, поднять его и еще и платить зарплаты таким, как я :-)
      Я очень много читала, как создать бизнес, прослушала уйму всяких курсов онлайн, но так и не решилась - мне было очень страшно, что прийдется если вдруг придётся идти bankruptcy, а чем платить ипотеку? На что детей кормить?
      А на зарплату спеца с master degree in math & computer science да с моими способностями экономить, мы недурно живем :-))
      Дай бог, и в Украине все наладится, только бы вышвырнуть орков и наконец начать восстанавливать экономику.
      Ирина

      Delete