Saturday, March 11, 2017

Про рис и бальные танцы

Насыпала риса в кастрюльку и поставила под воду промываться. Мутная вода стала переливаться через края кастрюльки, и я вспомнила Наташу Малашту.
Когда-то работала я на вычислительном центре Облздравотдела, и пришла к нам на работу новенькая техник-программист. За всю мою программистско-IT-шную карьеру это был первый и последний техник, ибо стать программистом можно было лишь получивши высшее образование. Это была исключительно худющая особа, выше среднего роста, с некрасивым лицом и выдаюшимся носом, ярко-крашеная блондинка, и при этом немедленно приковывавшая к себе максимум внимания. Двигалась она резко, одевалась вызывающе, на ней было было много косметики, и одевалась она во все импортное.

При всем при этом ее все мигом полюбили и тут же отдали ей титул "очаровашки", и было за что. Eе сверкровь была зав. торгом где-то в районе академгородка, и все мы выстраивались в очередь с заказами к той мистической свекрови. Мы готовы были ждать месяцами (когда завезут) какую-нибудь  mascara, французскую тушь для ресниц, за 8 руб (при зарплате-то в 120 руб!), и при получении быть безмерно счастливы, растягивая секунды того счастья на долгие годы, когда ты вынимаешь из сумки голубой с темно-синим цилиндрический баллончик, откручиваешь щеточку и подкрашиваешь свои ресницы... Ах!
И все же при таком мощном плюсе это было не главное у Наташи.
Она занималась бальными танцами, и это была квинтэссенция ее жизни.
Она выступала на всяких конкурсах, и партнером ее был ее муж, который был ее на 8 лет старше, и уже успел стать каким-то начальником на одном из заводов-ящиков. Наташа была дэвушкой экспрессивной и очень экзотичной. Она рассказывала, что на тренировки и особенно на выстyпления обязательно нужны хорошие туфли на высоком каблуке с прекрасной колодкой, и то они "просто горят". Мы все аж выдыхали, услышав, сколько же пар туфель нужно за год. В те времена достать одну-то пару туфель было невероятно сложно.
А еще нужны разные платья для танго, вальса, самбы и румбы, - боже, где же взять столько денег?! И кто тебе придумает и пошьет такое необычное платье, или еще хуже - 4?! А соревнований несколько штук за год, и платья надо менять!
И сколько часов тренировок, а у них ребенку только 2 годика, и кто же сидит с ребенком?! Ведь  в те годы очередь в садик была до 7 лет!
В общем и целом Наташа для нас былa чем-то вроде "разрывa шаблона", как теперь говорят.
Не помню, кто и как это предложил, но дело приняло такой оборот: Вместо разрешенной получасовой производвственной гимнастики мы каким-то образом сумели выпросить у нашего директора ВЦ разрешения заниматься бальными танцами по 30 мин в день. И вот в 11 утра желающие подтягивались в коридор на наш этаж, мы врубали музыку, и под четким наташиным руководством постепенно осваивали самбу-румбу как наиболее подходящий вариант одиночного танца под приправой производственной гимнастики. Надо отметить, что это был настоящий кайф для всех нас, мы неуклюже пытались копировать нашу костляво-угловатую учительницу, а та просто сияла от счастья, занимаясь с нами танцами вместо занудного для нее программирования. В танце она просто преображалась, становилась страстно-сексуальной тигрицей, и все это только добавляло красок в нашу довольно серую жизнь.
Надо ли упомянывать, что все те незатейливые програмки, которые ей давал начальник, все делали за нее за кое-какие скидки в ценах на доставляемые ею товары от ее свекрови?
А при чем тут рис, спросите вы. И правильно. Хороший вопрос, как любят говорить лекторы, когда вы их с небес на землю возвращаете.
В домашнем хозяйстве Наташа была почти беспомощна, но как-то с мужем они ездили в Ташкент в отпуск к родственникам, и какой-то кулинар-родственник не менее страстный, чем она в танцах, научил ее готовить плов из советского липкого риса. И плов стал ее единственным, но и коронным блюдом в домашнем меню.
 Наташа пересказывала рецепт в лицах, сопровождая свой рассказ не менее экспрессивными жестами. "Самое важное в плове,- говорила она,- это хорошенько промытый рис! Его надо насыпать в огромную кастрюлю, поставить под текущю воду и беспрерывно мешать, пока наконец вода не станет прозрачной. Потом надо хорошенько прокалить масло (а у нас ничего другого не было, кроме подсолнечного, а надо было именно хлопковое, ибо его температура кипения значительно выше), положить большой кусок баранины и обжарить ее до золотой корки, высыпать туда порезанный лук и столько же порезанной моркови, обжарить, потом высыпать промытый рис, залить водий и закрыть крышкой"... И действительно по Наташиному рассказу плов всегда получался чудесный, и даже советский рис почти не слипался.
И да, кстати, спустя много лет почти каждый раз, когда мы начинали делать плов, я вспоминала Наташу Малашту.
Хотя с переездом за кордон мы перестала его готовить - слишком уж жирная и тяжелая эта пища, но рис все же отвариваем, и по привычке я ставлю его надолго под бегущую из-под крана воду, хотя теперь в этом нет необходимости, ведь мы берем в основном басманские сорта риса.
Ну вот, рис готов, а я вдруг вспомнила и про наши бальные танцы на работе и конечно же про Наташу Малашту :-)

6 comments:

  1. Улыбнуло. Рис и мое коронное блюдо в семье (уверена, что многие делают лучше). Помню, как сделала целый казан. Думала, что раза на два. Но кое-кто из родни всё, что было "на второй раз" за ночь стрескал. в обед, когда собрались есть и заглянули в холодильник, у меня было остолбенение от такого обжорства))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Эх, казан-казанчик... были у нас такие. Теперь только кастрюльки остались.
      У нас от плова остался отварной рис перемешанный с поджаренным луком и потертой мелко морковью с капелькой оливкового масла

      Delete
    2. А кстати - отличный вариант, если все остальное уже давно надоело.

      Delete
    3. О, с надоевшей едой у нас как-то попроще по причине моего природного любопытства. Я или к кому в гости схожу, или в ресторане побываю, а потом мне становится страшно интересно, как же они понравившееся мне блюдо сготовили. Никогда не выведываю рецептов, а пытаюсь додумааться и воспроизвести сама, ну на худой конец пороюсь на интернете. Поэтому у нас постоянно что-то новенькое. Старое забытое идет на "ура!"
      Если приглядеться, то из традиционной русской кухни мне знакомой в нашем семейном меню почти ничего не осталось, да и какая она была в наши-то времена? Одно убожество. Наверняка сейчас у людей на пост-советчине домашнее меню не чета тому, что мы имели в свое время.
      Насчет же бальных танцев, я какое-то время занималась ими всерьез. Конечно мне до уровня того, что на видео, далеко, как до Луны, однако когда есть танцы-манцы в любой компании, я там лихо закручиваю, пуская пыль в глаза, вроде как звезда в отставке, благо общая спортивная форма мне позволяет. И все спасибо Наташе Малаште :-)
      Надо сказать, что встреча с интересной личностью на нашем жизненном пути окрашивает наши будми в яркие цвета, а зачастую и серьезно меняет траекторию движения на том самом пути.
      У меня несколько таких человек было. С благодарностью вспоминаю каждого.

      Delete
  2. Пловом наш папа занимается, его коронное блюдо и, собственно, под него и сделали печь, купили чугунный казан.
    До сих пор, с трепетом вспоминает хлопковое масло (которое тут не достать), долго-долго промывает длиннозернистый рис (покупаемый в турецком магазинчике), колдует с морковью и луком, курдючной баранины не достать - отлично подходит свиная шея.
    В итоге - всё настолько ароматное, дымком поддернутое и вкусное, что - ах)
    Но, вредно в больших количествах. Жирное блюдо и углеводы там всякие ненужные.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вах-вах-вах! Ну если под приготовление плова целую печку на улице построили, то папа ваш повар достойный высших похвал!
      У нас вот с хлопковым маслом тоже перебои в обычном супермаркете, но на интернете все равно есть :-)
      Лена, вам всем - приятного аппетита!!

      Delete