Monday, November 29, 2021

Чем бы дитя ни тешилось…

С того самого дня, как дети пошли в школу в начале сентября, у нас начался марафон, кому из взрослых какого ребёнка куда везти и когда забирать его обратно. Дети соскучились по своим друзьям, а родители спешили провести все празднования дней рождений, что были отложены из-за ковида, а также и те, что приходились на сентябрь-октябрь-ноябрь. Отчего такая спешка?

Опять с ковидом никто ничего не знает, как дальше пандемия развернётся. Все эти встречи и parties проводили на свежем воздухе , вот поэтому и получилось такое плотное расписание. У наших детей дни рождения в декабре, и мы уже договорились с ними, что отмечать их с их сверстниками мы будем скорее всего в апреле или мае следующего года. В декабре же просто в семье отметим, с тортом и подарками, а parties будут на свежем воздухе в нашем дворе весной, когда потеплеет. 

Кроме всяческих вечеринок и просто play dates все спортивные секции, что проводят тренировки на свежем воздухе, вновь открылись. Дафна прошла try-outs, и ее приняли в городскую команду по soccer (американский футбол), а это значит 2 раза в неделю тренировки по 1.5 часа, а по выходным они ездят на игры по двум штатам, NJ, NY, и родители должны возить своих детей по этим городам сами. Яков ещё маленький, соревнований для него пока нет, он был записан на soccer и lacrosse. С каждым из них надо было ещё дома тренироваться.

А тут у Дафны в школе начались занятия по музыке с инструментом (вокал у них идёт с нулевого класса), ей дали скрипку. Я на скрипке играть не умею, но посмотрела учебник, а там все равно детям дают музыкальную грамоту, поэтому я и начала заниматься с ней, а заодно и с Яковом, на пианино, вернее на синтезаторе, так как он у нас уже есть и так. Пока изучим нотный стан, crescendo -diminuendo, staccato-legato, да скрипичный-басовый ключи, да правильные пальцы, да правильную позу, ребёнок проникнется музыкой, и игра на скрипке будет для неё интереснее.

После месяца занятий ( а они у нас минут по 15-20), но 3-4 раза в неделю), освоили гамму до мажор двумя руками 2 октавы и пару пьесок. Исполнение на видео - это гимн Израиля, а-Тиква, Надежда. Удивительно красивая мелодия.
Оба ребятенка на видео ещё играют мелодию не до конца, им трудно долго сидеть за инструментом, но они постоянно подбегают поиграть что-то сами на синтезаторе, или запустить какое-то исполнение из 200 записанных там произведений, и хоть в их репертуаре уже по 5 мелодий, они играют а-Тикву чаще всего. Сейчас Аня разучила с ними ещё и Моцартовскую Twinkle, twinkle, little star переложенную на две руки. Аня набрала в библиотеке книжек, написанных и иллюстрированных специально для маленьких детей by Mike Veneza об известных композиторах. Это совсем небольшие рассказики со смешными картинками, но в них упоминается 3-5 самых известных произведений композитора. Пока я или Дафна читаем, я ставлю им на YouTube эти произведения.
Иногда мы дослушиваем вещь целиком, а чаще продолжаем читать, и при упоминании следующего произведения я уже играю его. Очень часто их исполняют с цветом. Детям очень понравилось. Мы уже так познакомились с Моцартом, Бахом, Бетховеном, Шопеном и Чайковским. Я, пока «веду эти уроки муз литературы», все время вспоминаю свои уроки в музыкалке- если нам и ставили пластинку послушать одно-два произведения, то это была редкость.
Просто задавали читать из учебника биографию композитора, а потом обсуждали без музыки музыкальные произведения. Насколько сейчас стало доступнее и интереснее изучать что угодно - только пожелай! Однако дети сами крайне редко возьмутся за что-то, тем более они не будут систематически заниматься сами ничем, будь то спорт или игра на инструменте. Слишком много соблазнов вокруг. Бесполезно ждать, что какое-то умение или устойчивый интерес сформируется у твоего ребёнка сам по себе. 
Мне кажется, что обязанность родителей создать условия, познакомить ребёнка и с тем, и с другим, и с третьим, заниматься с ним, и в процессе взросления ребёнка у него проявится интерес и способности к чему-то одному. 

Даниэль взял и заказал на Amazon-e красивые шахматы, рассказал детям про правила игры, и теперь мы все по очереди учим их стратегии. Ну как стратегии? Сами-то мы не великие шахматисты, но каждый что-то знает и делится. Даниэль у нас самый искусный в этом деле. Я его несколько лет водила в шахматную школу, а потом ещё и два года организовывала такую школу у нас дома с мастером спорта по шахматам. Теперь наши детки постоянно в шахматы играют или друг с другом или с кем-то из взрослых. Доску с расставленными для игры фигурами теперь практически никогда не убираем с журнального столика. Дети успевают даже утром до школы немного поиграть. Выльется это увлечение в нечто серьезное или нет, неизвестно. Но то, что шахматы - игра, развивающая логическое мышление, спорить не приходится.

12 comments:

  1. Молодцы вы какие, столько интересных занятий с детьми, повезло им! И здорово, что вся семья задействована - и общение, и развитие, и вместе всем душевно и тепло.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Это у меня от мамы - у неё была идея-фикс подготовить детей к школе. Она, сколько могла, занималась с нами, мы и музыкальную школу закончили, и книг было много дома, а потом уж я сама творчествовала со своими хобби, детей своих привлекала к самым разным интересным занятиям, но спорт был у меня обязательным и для себя, и для детей. Далее эстафета перешла к детям…

      Delete
  2. Как я понял в детских футбольных командах у вас играют вместе пацаны с девчонками. Ну-ну. Кстати, в молодости я играл в футбол за дубль питерского "Зенита", а по шахматам был кандидатом в мастера. Но дальше не пошло. Медицина, а потом - театр не оставили времени.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да нет. Это две отдельные лиги. Девчачьи команды играют с девчачьими, а мальчишки играют с мальчишками.
      Все эти виды спорта очень активны в младшей школе, до 5-го класса включительно. В Америке принято в младшем возрасте ставить акцент на развитие навыков общения, чтобы ребёнок мог сдружиться или просто мирно сосуществовать со сверстниками. Именно поэтому детей «тасуют» по классам: каждый год состав класса меняется, например, всех третьеклашек перераспределят по разным классом перед началом года, на следующий год этот процесс повторят - и так все 12 лет школьного обучения. Также и для спортивных команд. Допустим, ты ребёнка записываешь на soccer год за годом, а его каждый раз отправят играть в разные команды.
      Когда же дети переходят в среднюю школу, это 6-8 классы, там уже такие занятия муниципальным спортом практически исчезают: с одной стороны, спортивные дети уже прилично поднаторели и сильно отличаются от тех, кто ходил на муниципальный спорт просто побегать и пообщаться со сверстниками. Эти дети уже нацелены достичь серьезных успехов в спорте и может даже получить спортивную стипендию от колледжа, чтобы играть за колледж - таким учеба в колледже будет бесплатной.(Надо помнить, что в США только бедным учеба в коллеже бесплатная, а тем у кого доход средний или высокий, надо выкладывать $40,000-$70,000 в год только за учебу без общаги, за которую $12,000 и более)
      Других детей родители настраивают на исследования, записывают в кружки при университетах, и многие дети к окончанию школы уже имеют публикации в научных журналах, а также успевают прослушать курсы в колледже - эти дети уже не занимаются игровыми видами спорта, им некогда. Третьи подаются в исполнительские виды искусства. У нас, например, в школе есть медиа центр со своей телестудией. Ставятся мьюзиклы, где дети сами режиссируют, поют, танцуют. В старших классах преподаётся актерское мастерство как elective курс(если хочешь его взять, берёшь, но он не обязателен для получения аттестата). Имитируют Broadway’s shows, и получается у них весьма и весьма неплохо!
      В общем, пока дети малы, у нас учебный год разбивается в зависимости от времени года так: осень - soccer, зима - баскетбол, весна - бейсбол.
      Но смешанных команд (мальчики-девочки) нет. Все лиги отдельные для мальчиков и для девочек.
      Да. Мы живем в городке с хорошей системой школ. Это значит, что такая ситуация далеко не по всей стране. Школы наши подержатся на налог с вашей property, т.е. дом и земля.

      Delete
  3. Из всего этого я выдернула, что у детей будет два дня рождения))) Вот уж повезло!))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ну да, ну да - много букаф…
      А с днями рождения им повезло! Спасибо ковиду за это!
      :-))

      Delete
  4. Ира, какой прогресс!!! И как у них теперь ручки хорошо поставлены! Это ты так с ними занимаешься? Так ты великий педагог. А как они стараются. Ручка зкруглённая, спинки прямые. Посадка, рука....всё идеально! Ну ваще! У меня нет слов! Хорошо, что они могут постоянно отвлекаться. Самы лучший способ для детей. Они так усваивают информацию. И спортом занимаются! Успеха вам. Здоровья!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Хилола, ты не представляешь, как твой комплимент меня воодушевил!
      Мне же кажется, что нет никакого прогресса :-(
      Трудно вклиниться в их забитый график: тренировки, друзья, уроки. Столько всяких занятий, кроме музыки! У меня даже нет расписания занятий с ними - вот наконец совпало так, что у меня и у детей есть пара минут, спрашиваю: «хочешь музыкой позаниматься?» Когда согласятся, а когда и нет, побегут к себе наверх играть.
      Еле-еле, со скрипом продвигаемся, детей постоянно что-то отвлекает, Дафна, если ошибается, корчит кислые рожи, Яков отдёргивает ручонки, если я хочу поправить ему пальчики… Но когда мелодия начинает вырисовываться при их исполнении, они страшно радуются.
      Сейчас уже более сложную мелодию разучиваем, к Хануке. И каждый вечер после зажигания свечей поем эту песню с Аней на иврите, а дети играют сколько-то тактов, которые выучили.
      Мне же тоже надо учиться американской нотной системе: тут ноты не называют «до-ре-ми, фа-соль», нет диезов и бемолей. Тут ноты названы буквами «c-d-e-f-g», sharp-flat.
      Так что труда мне приходится вкладывать много :-)
      Но я очень рада, что с твоим опытом в преподавании музыки ты оцениваешь прогресс детей как хороший! Спасибо огромное!

      Delete
    2. Да, это самая хорошая система. Дома, мягко. Если ученик не слушается сразу, то я просто буду ему бесконечно повторять даже не ожидая результата. Обычно в какой-то момент они делают так, как надо. Конечно же идеально, чтобы был учитель. Посторонний человек, с которым ты не позволишь себе то, что можешь позволить с мамой и бабушкой. Хотя бы раз в неделю. Это дисциплинирует. Задаёт ритм. Но и так замечательно. Муся когда-то пела в хоре "Атиква", а потом и Чича играл её. Красивая песня.
      Как-то я попала в семью ортодоксальных иудеев. Вроде бы они не носили пейсы и пр., но мать, с ней я имела дело, была очень набожная, хотя голову не покрывала. Она и её сын, скоторым я занималась, были очень хороши. Оба с тонкими лицами и громаднейшими, тёмно-синими глазами. Отец семейства был знаменитый шахматист во Франции - Задгорский.
      Они жили в шикарной квартире на берегу моря. Думаю, стоила она около миллиона евро. Не меньше. Я же работала и в недвижимости. С одной стороны квартиры был балкон с видом на море, но с другой - вплотную, почти не пропуская солнце была скала.
      Кроме того, между домом и морем была оживлённейшая дорога с постоянными пробками. Поэтому, несмотря на двойные стёкла, дома стоял постоянный гул дороги и клаксонов. Под окнами летом ходили толпы народа. Зимой часто в доме была жуткая сырость, хотя они топили хорошо, и ветер. Окна, его всё равно пропускали. Я подумала, что за такие деньги можно было бы купить чудный дом за городом. С громадным садом. И даже недалеко от моря. Но им надо же было жить в большом городе. Да поближе к центру.
      В тот период так вышло, что у меня было несколько таких богатых семей. Я поражалась тому, что они жили вот в таких громадных квартирах, но в постоянном шуме и загазованности.
      Здесь в маленьких городках и с образованием лучше, и со всякими тем кружками.
      А ещё...поскольку это мужья - добытчики, мамаши невротички, постоянно сидящие на диетах, бегающих с детьми по всяким там кружкам, и держащиеся перед мужьями по стойке смирно. Ты бы видела этих забитых, измождённых женщин!
      Так вот, если вернуться к этой иудейской семье... Мальчишка был такой талантливый, музыкальный. Так мать купила ему не настоящее пианино или хотя бы электронное, как у вас, но синтезатор! Я сказала, что он не сможет после синтезатора играть на ф-но. ЧТо это просто калечит ребёнка. На синтезаторе можно лабать. Ну ладно.... Так она этот синтезатор закрывала и открывала в какие-то строго определённые часы. И не из-за соседей, а не знаю из-за какой дури. Я сказала ей, что ф-но должно быть всегда доступно. Ребёнок должен иметь возможность играть на нём тогда, когда хочет. У меня были ученики, которые быстро делали уроки, прибирали комнату и пр.., чтобы играть на пианино. А тут...Хлоп! Крышка закрывается.
      Но и это не всё. Мы разучивали с Ариелем "Аве Марию" Гуно.Его мать мне говорит:"Мы иудеи. Нам такой музыки дома не надо!" На то, что Мария и была иудейкой, она пожала плечами и повторила просьбу.

      Да, точно, у вас же другое нотное обозначение. Мы проходили его на уроках сольфеджио. Я его тоже не очень хорошо знаю. Просто выписываю на бумажке, если надо и держу под рукой. Французы называют эту систему "английской".

      Delete
    3. Я, знаешь, обязательно куплю пианино, через год-два. Просто хочу убедиться, что детям понравится играть. Ты не представляешь, сколько у детей соблазнов, и сколько денег вылетает на их увлечения! Своим детям мы купили пианино ещё в Новосибирске. И я с ними занималась, и в музыкалку возила по 5 раз в неделю каждую. Перед от’ездом в Израиль спросили их: будем брать с собой пианино? А они хором: «Ни за что! Я ненавижу музыкалку!» у нас челюсть так и отвисла…
      С Даниэлем купил ему Ян на пробу синтезатор - тогда это был жуткий hit в Израиле. Я с Даниэлем промучилась года два, а он никак не хотел играть: надо было препираться час, потом он за 10 мин сядет наконец и все правильно сыграет.
      Я перестала его усаживать и таскать на уроки, и он ни разумное вспомнил. Жалко было, ведь у него абсолютный слух. Но он в школьном оркестре для особо одарённых детей играл все 12 лет школы.
      По крайней мере зачехлил синтезатор и убрал с глаз долой, так он и до внуков дожил. :-))
      Вроде пока внукам нравится играть на пианино. Но работы тут очень много! Я же с ними ещё и сольфеджио занимаюсь, иначе одно бренькание по клавишам не даёт хорошей основы.
      Как только начнём играть приличные вещи на 2 руки, синтезатор прийдется заменять на хорошее пианино. И да, нанять учителя.
      А пока… у нас же сумасшедший дом: друзья-подружки, сегодня игра по soccer у Дафны в NY , у Якова лакросс. Надо с Яковом дурацкий проект сделать, угробить часа 4 на возню на него.
      На Хануку мы им подарили столько развивающих игр, они рвутся к ним: Яков построил сам модель вселенной и запустил ее - там все планеты вращаются по своим орбитам и со своей скоростью; интересно же!!; Дафна собрала с Аней химическую лабораторию - теперь надо с ней начать делать 30 опытов ( по крайней мере вначале приучить ее к технике безопасности, а потом уж пусть и сама доделывает все эти опыты!), два набора Lego дети совершенно самостоятельно собирают, но это уже очень сложные наборы, и нужно на них время. А тут к концу Хануки Аня подарила Якову космический набор(книгу и сделать модель ракеты высотой в 60 см из кусочков картона) , а Дафне набор, как разгрузить дорожные пробки на перекрёстках, 40 вариантов, это в сущности головоломки, развивающие логику - захватывающая игра!
      Так что при таком многообразии всего интересного вокруг ещё неизвестно, перетянет музыка или нет…
      А с людьми, у кого много денег, нам вообще трудно общаться, у нас с ними совсем другая шкала ценностей.
      Насчёт житья в центре на шумной улице, могу тебе сказать, что люди привыкают ко всему и просто игнорируют шум.
      Помнится, наша квартира была в Тель Авиве в районе новых застроек, и наш под’езд был самый дальний от улицы, шума почти не слышно, но вот самолеты Lufthansa выбили себе особый маршрут посадки в аэропорту Бен Гурион, и он стал пролегать прямо над нашим домом. Сначала я возопила от ужаса и стала метаться искать продать эту квартиру и переехать в другое место. У нас там была просторная 4-комнатная квартира с гигантской лоджией, выходящей на район вилл. Мы смотрели поверх них, а к нам в окна никто не заглядывал,- красота! А где ты найдёшь такой вид из окон в плотно застроенном городе?!! Пока я бегала - искала другую квартиру по нашим деньгам, но чтобы никто ко мне в окна не смотрел, прошёл год, и я вдруг заметила, что полностью перестала замечать чертовы самолеты…
      А через год нашла работу в Америке, уехала, а потом и вовсе ту квартиру продала.
      Так что человек привыкает ко всему, Хилола.
      Что до ханжей, то они были, есть и будут…
      :-(

      Delete
    4. Я тоже была так рада переезду из дома маркиза, с его садом с фонтанами и цветами в малюсенькую квартирку в самом центре Марселя у дороги. Днём даже с закрытыми окнами мы глохли от уличного шума. Оживлённая дорога была прямо под окнами. Мы были счастливы свободе. Тому, что никому ничего не должны, что тёмная тень не нависает постоянно над нами.
      Какая у вас оживлённая жизнь. Я тоже не подхожу к ф-но неделями, а потом играю каждый день по несколько часов. То же самое Дидье. Я благодарна своей маме, деду и тёте, что они любыми способами, иногда шантажом, уговаривали меня заниматься музыкой. И была я очень ленива. Кто знал, что однажды моё умение играть на ф-но помоежт нам выжить в самые тяжёлые годы. И в послеперестроечной Москве, и потом, после развода во Франции. Во Франции всегда был больший спрос на уроки музыки, чем на уроки языков.
      Я думаю, что закончила муз школу и не из-за просьб родных, а потому, что они сами увлечённо играли и пели. Дома была такая атмосфера. Может, вместо того, чтобы звать их за ф-но, ты сама будешь с удовольствием играть? В ю-тубе сейчас есть замечательные уроки он-лайн с разными системами чтения нот.
      Да, с ханукой. Не знаю, что принято говорить в этот день. Хорошей вам хануки.

      Delete
    5. Ну для себя мне точно надо пианино, ибо практически ничего серьезного нельзя сыграть на этой финтифлюшке :-)))
      Хотя эта идея, снова начать играть, как-то мне и в голову не приходила. А ведь интересная идея!
      Пока что в моей жизни много суеты, все хочу помочь Ане, чтобы уж она наконец начала свою научную работу да защитила диссертацию… без меня дети явно не получат ни хорошего общего развития, ни нормального быта, ведь Аня будут метаться между домашним хозяйством, своей мечтой и детьми. А у меня энергии хватает на десяток детей, да и хозяйство меня не удручает,- и это при моей полной рабочей ставке…
      Конечно, я и так начала уже играть понемногу, но всерьёз займусь этим не раньше, чем через года 2-3.
      Выведу детей на приличный уровень самостоятельности в жизни и в учебе, тогда всем станет легче. Я не люблю тащить детей на буксире, я и своих-то воспитала быть самостоятельными и за учебу самим отвечать, без репетиторов, и друзей себе выбирать таких, с которыми интересно и они имеют хорошие moral values.
      Тогда и родителям и мне можно пожить немного для себя и заниматься своими любимыми делами.
      Спасибо за идею!

      Delete